Скачать 6.42 Mb.
|
Егорова Н. В., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. II полугодие. — 3-е изд., исп. и доп. — М.: ВАКО, 2004. — 368 с. — (В помощь школьному учителю). Содержание От авторов …………………………………………………………………………………………………3 Раздел I. Творчество М. А. Булгакова ………………………………………………………………..4 Уроки 1-2 (62-63). М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Сатира ……………………………………..4 Вариант урока 2 (63). Анализ повести «Собачье сердце» ………………………………………...…10 Уроки 3-7 (64-68). Роман «Белая гвардия» …………………………………………………………….12 ^ Роман «Мастер и Маргарита» ………………………………………….23 Раздел II Творчество А. Н. Толстого ………………………………………………………………...33 Уроки 8-10 (69-71). Роман «Петр Первый» ……………………………………………………………33 ^ …………………………………………………………….43 Уроки 11-13 (72-74). Поздний этап творчества А. А. Ахматовой. Сборник «Белая стая». Тема Родины. Поэма «Реквием» ……………………………………43 ^ …………………………………………………………….56 Уроки 14-15 (75-76). Этапы биографии и творчества. Анализ произведений ………………………56 Урок 16 (77). М. И. Цветаева и А. А. Ахматова ……………………………………………………….65 ^ …………………………………………………………....68 Урок 17 (78). Человек и природа в творчестве Н. А. Заболоцкого …………………………………..68 ^ ……………………………………………………………..77 Урок 18 (79). Этапы биографии и творчества писателя ………………………………………………77 Уроки 19-26 (80-87). Роман «Тихий Дон» ……………………………………………………………..80 ^ ………………………………102 Урок 27 (88). Общий обзор литературы периода ВОВ ……………………………………………...102 Урок 28 (89). Военная поэзия ………………………………………………………………………….105 Урок 29 (90). Повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда» ……………………………………...108 Урок 30 (91). «Лейтенантская проза» …………………………………………………………………112 Урок 31 (92). Повесть В. Кондратьева «Сашка» ……………………………………………………..116 ^ Повесть В. П. Астафьева «Пастух и пастушка» …………………………..119 Раздел VIII. Творчество А. Т. Твардовского ……………………………………………………...123 Уроки 32-36 (93-97). Творчество и судьба. Поэмы: «Страна Муравия», «По праву памяти», «Василий Теркин». Лирика …………………………………………...123 ^ …………………………………………………………..135 Уроки 37-42 (98-103). Творческий путь. Лирика. Роман «Доктор Живаго» ……………………….135 ^ …………………………..153 Урок 43 (104). «Оттепель». Рассказ «Судьба человека» М. А. Шолохова …………………………153 Уроки 44-47 (105-108). Судьба и творчество А. И. Солженицына. Анализ рассказов «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» ……………………………156 ^ …………………………...170 Урок 48 (109). «Деревенская проза». Герои В. Шукшина …………………………………………..170 Урок 49 (110). Человек и природа в «Царь-рыбе» В. П. Астафьева ………………………………..175 Урок 50 (111). Проблемы нравственности в повести В. Распутина «Последний срок» (Вариант «Прощание с Матерей») ……………………..182 Уроки 51-52 (112-113). Сочинение (Вариант — Семинар) по «деревенской прозе» ……………...187 Урок 53 (114). Проблематика и особенности повести «Обмен» ……………………………………188 Урок 54 (115). Темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели» ……………………………...193 Урок 55 (116). «Тихая лирика» Николая Рубцова ……………………………………………………195 Урок 56 (117). Драматургия А. Вампилова. «Старший сын» ……………………………………….199 Урок 57 (119). Авторская песня ……………………………………………………………………….201 Уроки 58-59 (119-120). Сочинение по литературе 60-70-х ………………………………………….203 ^ …………………………………………………………….203 Уроки 60-61 (121-122). Обзор творчества. Рассказ «Круг» …………………………………………203 ^ «Приглашение на казнь» ………………………………………...208 Раздел ХIII. Литература последних десятилетий ………………………………………………...213 Уроки 62-63 (123-124). Литература на современном этапе …………………………………………213 Урок 64 (125). Проза Т. Толстой ………………………………………………………………………219 Урок 65 (126). Творчество В. Пелевина ………………………………………………………………220 Урок 66 (127). «Новый автобиографизм» С. Довлатова …………………………………………….227 Урок 67 (128). Поэзия И. Бродского …………………………………………………………………..229 Урок 68-69 (129-130). Новейшая русская поэзия …………………………………………………….232 ^ ………………………………………………………………..244 Уроки 70-74 (131-135). Подготовка к выпускному сочинению ……………………………………..244 ^ Повторение изученного, подготовка к экзамену ………………261 Урок 75 (136). Зачет по литературе ХХ века …………………………………………………………267 Приложения Письмо МО РФ о проведении аттестации по литературе в 2003/04 ………………………………..267 Тест по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» …………………………………………...269 Тест по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия» …………………………………………………..270 Тест по творчеству А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой. Варианты I и II …………………………271 Тест по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон». Варианты I и II …………………………………...273 Тест и проверочная работа по творчеству А. Т. Твардовского ……………………………………..275 Тест по лирике Б. Пастернака …………………………………………………………………………277 Литература ……………………………………………………………………………………………...278 ^ Уважаемые коллеги! Предлагаемое вам пособие представляет собой третье издание подробных поурочных планов для II полугодия 11 класса и ориентировано прежде всего, на работу в комплексе с учебниками: — ^ (М.: Просвещение) и интегрированным с ним учебником-практикумом А. А. Кунарева. — Русская литература ХХ века. Учебник в 2-х частях под редакцией В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. (М.: Дрофа). ^ — новые варианты уроков по творчеству современных писателей; информация о подготовке и проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ); — уроки, связанные с подготовкой и проведением выпускного сочинения в 11 классе. Кроме того обновлена информация и уроки, касающиеся подготовки к выпускному сочинению в соответствии с новейшими данными. По основным темам приводится дополнительный материал-практикум для проведения уроков-семинаров. Приводятся варианты уроков и дополнительная информация по новейшей русской литературе ХХ века (80—90 годы). Перед авторами книги стояла задача максимального облегчения как подготовки к уроку, так и работы на уроке. Особенностью нашего пособия является его полифункциональность. Педагог может заимствовать из него полные сценарии уроков или использовать их частично, встраивая в собственный план урока. Вне зависимости от характера использования пособия, каждый учитель найдет в нем массу интересных и информативных статей на различные темы. В пособии представлены несколько вариантов организации каждого урока, что значительно увеличивает возможности педагога, дает возможность сообразовывать материал пособия с собственной педагогической системой, выбрать оптимальный вариант проведения занятия. Пособие соответствует реальному ходу урока и имеет автономный характер: в принципе его одного достаточно для квалифицированной подготовки учителя к занятию. Кроме того, в книге содержится обширный дополнительный материал, существенно облегчающий подготовку преподавателя к занятию. Приводится дополнительная литература для углубленного изучения отдельных тем. Пособие полностью соответствует утвержденной государственной программе и написано авторами, долгие годы преподававшими русскую литературу в школе, т. е учитывает нужду именно в практическом руководстве по проведению уроков литературы. Надеемся, что эта книга не обманет ваших ожиданий и действительно поможет в вашей педагогической деятельности. ^ Урок 1 (62) Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940). Жизнь, творчество, личность Цели урока: знакомство с биографией писателя, сложной судьбой его произведений. Оборудование: портрет М. А. Булгакова. Методические приемы: лекция с элементами беседы. ^ I. Обзор ранней биографии М. А. Булгакова Вспомните, с какими произведениями Булгакова знакомы по книгам, фильмам («Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Дьяволиада» «Иван Васильевич меняет профессию» и др.). Кстати, мало кто из учащихся знает, что любимый всеми фильм поставлен по пьесе «Иван Васильевич». М. А. Булгаков родился в Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии. Был старшим ребенком в большой семье (4 сестры и 3 брата). Учился в Киевской гимназии (вместе с К. Паустовским). Увлекался театром, пересмотрел все спектакли. — Как это увлечение повлияло на творчество Булгакова? (Булгаков — автор ярких драматургических произведений.) В 1916 г. с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета и полтора года служил в земской больнице села Никольского Смоленской губернии. Об этом времени он рассказывает в автобиографической повести «Записки юного врача». — Кто читал это произведение? — Что вам запомнилось? — Как раскрывается автор в этой повести? — Какое значение имел опыт земского врача для писателя? — Единственный ли это прецедент в русской литературе, когда врач становится писателем? (Вспомним, прежде всего, А. П. Чехова, одного из любимых писателей Булгакова В. В. Вересаева, с которым Булгакова связывала многолетняя личная и творческая дружба.) Февральскую революцию и Октябрьский переворот писатель встретил резко отрицательно. Вначале 1918 года, будучи в Киеве, пережил, как он вспоминает, 10 переворотов: город переходил из рук в руки, по некоторым данным, до 18 раз (немецкая оккупация, гетман Скоропадский, Петлюра, красные, добровольческая армия Деникина). Осенью 1919 года был командирован вошедшей в Киев добровольческой армией в качестве военного врача на Северный Кавказ. Во Владикавказе появились первые публикации в газетах. В 1920 и 1921 годах хотел уехать за границу, но помешали объективные обстоятельства: сначала тиф, потом не удалось тайно сесть на пароход, отплывавший из Батума в Константинополь. В 1921 году вернулся в Москву, где заведовал литературным отделом Главполитпросвета, работал в газетах, начал активно писать рассказы, повести, пьесы. Однако мало что из написанного было опубликовано. Зато уже к концу двадцатых годов подвергся травле критики. Пьеса «Бег» (1926-28 гг.) к постановке допущена не была. Роман «Белая гвардия» (1923-24 гг.) был опубликован полностью в Париже в 1927-29 гг., в Москве же — лишь в 1966 году. Пьесу «Дни Турбиных» по роману «Белая гвардия» ожидала более счастливая и странная судьба: постановкой этой пьесы увлекся Сталин. Пишут, что он был на спектакле около 20 раз. — Почему пьеса о судьбе русской интеллигенции, где большевики и не фигурируют, так понравилась Сталину? Может быть, потому, что если революция победила таких людей, значит, она действительно сильна и непобедима? ^ — Какие сатирические произведения Булгакова вы знаете? — Можете ли вы кратко пересказать сюжет? — Какие традиции русской литературы развивал в своем творчестве Булгаков? — Почему почти все произведения Булгакова не были опубликованы? Сатирические произведения Булгакова слишком откровенно критиковали советскую власть и, конечно, не могли быть опубликованы. В «Дьяволиаде» (1924 г.) писатель обращается не столько к мистицизму нечистой силы, сколько к мистике повседневного быта, социального бытия. Маленький чиновник (вспомним «маленького человека» русской литературы) с «говорящей» фамилией Коротков гоняется по этажам и комнатам за мифическим заведующим Кальсонером, который то раздвоится, то «соткется» пред ним, то вновь исчезнет. В этой неустанной погоне за тенью он постепенно дематериализуется, теряет себя и свое имя. Утрата бумажки, документа, удостоверяющего, что это он, делают его беззащитным, как бы вовсе несуществующим. Ненавистная и, казалось, поверженная старая бюрократия возникает в каком обновленном, гиперболизированном, пародийно-уродливом виде, так что «маленькому человеку» Короткову с психикой гоголевского чиновника, остается одно — броситься с крыши московского «небоскреба». Критика считала, что повесть в целом не удалась. Но опыт ее пригодился — вскоре появляется новая повесть, «Роковые яйца» (1925). Александр Семенович Рокк, человек эпохи «военного коммунизма», с маузером в кобуре, реквизирует у профессора Персикова сенсационное научное изобретение в самых благих целях — возместить урон от куриного мора в стране. Но обычное невежество, хаос и халатность, из-за которых куриные яйца были перепутаны с теми, что предназначались для научных опытов, приводят к неизбежной беде. От захваченного, силком отнятого добра удачи не бывает. Луч жизни, открытый профессором Персиковым, в чужих неумелых руках становится лучом смерти. Протест против невежественных «кавалерийских» наездов на науку — лишь первый слой мысли Булгакова. Персиков находит, что из Рокка вышел бы «очень смелый экспериментатор» При отсталости, невежестве масс социальный эксперимент всегда грозит дать противоположный ожидаемому результат. Речь не о случайной ошибке, а о своего рода роке. Природа сатирической утопии такова, что читатели по прошествии времени удивляются, как автору удалось столь многое угадать. Сатирическая фантастика Булгакова предупреждает — не оказаться жертвами «иронии истории». Тему ответственности науки (и теории вообще) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в «Собачьем сердце» (1925 г.). Автор так и не увидел повесть напечатанной. Рукопись вместе с дневниками была изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал заявление о выходе из Всероссийского союза писателей. — О чем идет речь в повести? (О непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, имеющий дело с неадекватным человечески сознанием, опасен.) Научная интуиция и здравый смысл дают сбой, когда профессор пересаживает уличной дворняжке гипофиз человека. По прихоти науки возникает чудовищный гомункулюс с собачьим нравом и замашками хозяина жизни. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки искусственного и ускоренного воспитания «нового человека». — Кто несет ответственность за распоясавшегося Шарикова? Один ли профессор Преображенский? (Председатель домкома Швондер не в меньшей мере, по Булгакову, несет ответственность за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружал идейной фразой Швондер — идеолог Шарикова.) Булгаков показывает возможные результаты взаимодействия науки, агрессивного социального хамства и сниженной до уровня домкома духовной власти. Критик Леопольд Авербах (прообраз Берлиоза в «Мастере и Маргарите» утверждал, что фантастические повести Булгакова — «злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность». — Как вы считаете, можно ли считать Булгакова противником нового на основании его сатиры? (Булгаков не считал себя противником нового, считал, что помогает ему, помогает правдой.) |
![]() | Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. — 4-е изд., перераб и доп. — М.: Вако, 2005.... | ![]() | Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «Вако», 2005, 368... |
![]() | Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. 4-е изд., перераб и доп. — М.: Вако, 2007.... | ![]() | Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр... |
![]() | Золотарева И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Программы 34 и 68 часов. – 2-е изд., перераб... | ![]() | Нури О. А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л. А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс» / О. А. Нури: —... |
![]() | Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки... | ![]() | ... |
![]() | Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. — М.: Вако, 2005. — 176 с. — (В помощь школьному учителю) | ![]() | Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. — М.: Вако, 2008. — 224 с. — (В помощь школьному учителю) |