Скачать 86.68 Kb.
|
Вестник «Филологические науки». 2010. № 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Буйнов И.А. Тема Родины в творчестве Ю.Ю. Шевчука Котовчихина Н.Д. Современный мир и творчество Михаила Шолохова Кошурникова Т.В. Традиции духовных жанров русской литературы в произведениях В.Н. Крупина Николаева Е.В. Из предыстории работы Л.Н. Толстого над «Азбукой» Шарифова С.Ш. Соотношение жанрового смешения со «смещением» жанра, «диапазоном» жанра и его переходными формами Щалпегин О.Н. Возвращенный писатель. К 210-й годовщине со дня рождения А.Ф. Вельтмана (1800–1870) ЛИНГВИСТИКА Диброва Е.И. Этноидиолектный концепт в квантово-лексикографической интерпретации Радзивилова О.А. Структура организации сценического акта Рыбалченко Е. А. Поэтика цвета и запаха в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» МЕТОДИКА Гетманская Е.В. Олимпиада как форма взаимосвязи среднего и высшего образования Сабаткоев Р.Б. Обучение и воспитание на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом учащихся ^ Гаврилов В.А. Военная лирика – пароль патриотов НАШИ АВТОРЫ Буйнов И.А. Тема Родины в творчестве Ю.Ю. Шевчука В статье прослеживается развитие темы Родины в творчестве современного рок-поэта и музыканта, лидера группы «ДДТ» Ю.Ю. Шевчука. Активная гражданская позиция, неравнодушие к судьбам России и народа наложили сильнейший отпечаток на его литературную деятельность и понимание роли поэта в общественной жизни страны. Романтическим, свободолюбивым духом наполнены гражданские стихи Ю.Ю. Шевчука, призывающие человека к преодолению эгоизма, самосовершенствованию и любви к родной земле. ^ : Родина, свобода, упадок, путь, протест, революция, культура, дух. Котовчихина Н.Д. Современный мир и творчество Михаила Шолохова В статье автор пишет о значении М.А. Шолохова как великого писателя XX века и указывает на основные направления его творчества. Отмечено, что военная романная проза М.А. Шолохова стала значительным этапом в развитии эпической прозы. Дан обзор литературы военных и послевоенных лет. ^ : эпическая проза, литература военных и послевоенных лет, М.А. Шолохов. Кошурникова Т.В. Традиции духовных жанров русской литературы в произведениях В.Н. Крупина Статья посвящена традициям духовных жанров русской литературы и их продолжению в творчестве писателя В.Н. Крупина. Автор статьи усматривает в его произведениях продолжение традиций таких жанров древнерусской литературы, как житие, хождение, молитва, притча; нередко писатель использует жанровые признаки данных эпических форм. Творчество В.Н. Крупина рубежа ХХ–ХХI веков выходит на новый уровень развития, обусловленный задачей возрождения духовных основ общества. ^ : творчество В.Н. Крупина, жанры древнерусской литературы, житие, хождение, притча, молитва, жанровая структура произведения, топос, духовно-нравственная проблематика, авторская позиция. ^ Из предыстории работы Л.Н. Толстого над «Азбукой» Работе Л.Н. Толстого над «Азбукой» предшествовала довольно длительная предыстория, имеющая непосредственное отношение к созданию писателем этого монументального педагогического труда. Сам Толстой признавался, что потратил на нее четырнадцать лет. Писатель активно занимался педагогической деятельностью – учил крестьянских детей Ясной Поляны, он опробовал и выработал свою методику обучения. Данной сфере деятельности классика и посвящена статья. ^ : педагогическая деятельность, Л.Н. Толстой, «Азбука», систематизация. Шарифова С.Ш. Соотношение жанрового смешения со «смещением» жанра, «диапазоном» жанра и его переходными формами Статья посвящена проблемам жанрового развития. Автор раскрывает роль института смешения жанра в процессе жанрообразования. Такой литературный процесс, как «смещение» жанра, связывается с внутренним потенциалом жанра. Особое внимание уделено раскрытию диалектической связи «смещения» жанра и диапазона жанра. В статье дана оценка роли переходных форм жанра для жанровой системы в целом. ^ : смешение жанра, «смещение» жанра, замещение жанра, переходные формы жанра, «жанровый» диапазон, диапазон жанра. Щалпегин О.Н. Возвращенный писатель. К 210-й годовщине со дня рождения А.Ф. Вельтмана (1800–1870) Статья посвящена одному из «возвращенных» писателей XIX века А.Ф. Вельтману. В ней дан краткий обзор жизни и творчества русского романтика, прослеживается становление взглядов писателя как гражданина, художника, ученого. ^ : биография «возвращенного» писателя, идеологические взгляды, политические воззрения, научные поиски, литературное наследие, традиционные ценности. ^ Этноидиолектный концепт в квантово-лексикографической интерпретации В статье рассматривается этноидиолектный концепт в художественных текстах Михаила Шолохова. Лексикографическое толкование содержательной структуры представлено как квант познания с региональными и индивидуально-авторскими компонентами. ^ : этноидиолектный концепт, лексикографическая квантовая интерпретация. Радзивилова О.А. Структура организации сценического акта При анализе с позиций контекста такого более объемного отрезка драматургического текста, каким является контекст целой сцены, можно наблюдать несколько иные закономерности. Контекст сцены представляет собой единство по меньшей мере двух контекстов, объединяющих соответственно не одну микротематическую речевую ситуацию, а две и более. Поэтому есть все основания заключить, что, во-первых, перед зрителем в рамках действия сцены разворачивается не микротематическая, а тематическая речевая ситуация; во-вторых, ее контекст обязательно однонаправлен, так как мизансцены связаны единым логическим стержнем, который, нанизывая на себя все составляющие их семантические оси с вариативными остатками, психологически представляет действие в сюжетной плоскости, общей для всех мизансцен, составляющих сцену. ^ : контекст, речевая ситуация, семантическая ось. Рыбалченко Е.А. Поэтика цвета и запаха в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» М.А. Шолохов применял колоративные имена существительные, прилагательные и наречия, которые характеризуют жизнь и быт донского казачества. Автор использовал как общерусские колоративы, так и диалектные, при этом нередко он создавал свои образные средства выражения экспрессии. Для него характерны сложные цветовые слова. ^ : Шолохов, экспрессия, колоративы (цвет, запах). Гетманская Е.В. Олимпиада как форма взаимосвязи среднего и высшего образования Статья содержит описание и методологическую основу такого образовательного проекта по изучению русского языка, как олимпиада. Особенности организации олимпиады «Русское слово» в Румынии реализуют на практике принцип преемственности в процессе изучения русского языка от школы к университету, расширяя количество людей, изучающих русский язык, и упрочивая русско-румынские культурные связи. ^ : преемственность, изучение русского языка, лингвокультурологическая концепция, разновозрастность. Сабаткоев Р.Б. Обучение и воспитание на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом учащихся В статье рассматриваются трудности обучения детей-мигрантов русскому языку как второму в средних школах Российской Федерации. Большое внимание уделяется приемам по предотвращению ошибок в речи учащихся, что возможно осуществить с опорой на их родной язык. Значительная часть статьи посвящена формированию и развитию толерантного сознания у учащихся на уроках русского языка. ^ : билингвизм, интерференция, полиэтнический, типичные ошибки, эффективные упражнения, толерантность, коммуникативность. Гаврилов В.А. Военная лирика – пароль патриотов 65-летию великой Победы посвящено учебно-методическое пособие Брыкиной С.П. «Лирика о войне, с войны, с фронта» (издательство УМЦ по профессиональному образованию Департамента Образования г. Москвы). Это учебное пособие, предназначенное для старшеклассников, студентов, и педагогов-практиков, служит хорошим ориентиром по поэтической антологии военных лет. Ключевые слова: контекст, речевая ситуация, семантическая ось. ^ Буйнов Игорь Александрович – соискатель кафедры русской литературы, ассистент кафедры русской литературы, МГГУ им. М.А. Шолохова. Е-mail: igorbuynov@list.ru. ^ – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы, МГГУ им. М.А. Шолохова. Е-mail: filfakmggu@mail.ru. Гетманская Елена Валентиновна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, МГГУ им. М.А. Шолохова. Е-mail: getmel@mail.ru. ^ – доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка, директор Шолоховского центра, МГГУ им. М.А. Шолохова. Е-mail: filfakmggu@mail.ru. ^ – доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета, МГГУ им. М.А. Шолохова. Е-mail: filfakmggu@mail.ru. Кошурникова Татьяна Владиславовна – кандидат филологических наук, почетный работник начального профессионального образования РФ, старший преподаватель кафедры филологического образования, ГОУ Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Е-mail: tkoshurnikova@mail.ru. ^ – доктор филологических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет. Е-mail: ruslit19@yandex.ru. Радзивилова Ольга Александровна – кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, филиал МГГУ им. М.А. Шолохова в Егорьевске. Е-mail: ef-mgopu@rnc.ru. Рыбалченко Елена Александровна – аспирантка кафедры русского языка, МГГУ им. М.А. Шолохова. Е-mail: filfakmggu@mail.ru. Сабаткоев Рамазан Батырович – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой преподавания русского языка и литературы, МГГУ им. М.А. Шолохова. Е-mail: filfakmggu@mail.ru. ^ – кандидат филологических наук; старший научный сотрудник, Институт литературы Национальной академии наук Азербайджана. E-mail: salidasharifova@yahoo.com. ^ – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы, МГГУ им. М.А. Шолохова. Е-mail: ks_i_o@mail.ru. CONTENTS Buinov I. Native land theme in Yu.Yu. Shevchyuk’s creative works The article represents an attempt to track the development of a theme of the native land in creative works of a modern rock poet and musician, the leader of group “DDT” Yu.Yu. Shevchyuk. The active civic position, responsiveness to the destinies of Russia and its people have left the strongest mark on his literary works and understanding of the role of a poet in the public life of the country. The romantic, freedom-loving spirit fills Yu.Yu. Shevchyuk’s poems that inspire a person to overcome egoism, to tend to self-improvement and love of the motherland. ^ : native land, freedom, decline, way, the protest, revolution, culture, spirit. Kotovchikhina N. Epic prose of the XX-th century and M.A. Sholokhov’s creative work in higher school In this article the author points M.A. Sholokhov’s importance as a great writer of the XX-th century and marks the main directions of his creative works. It is detected that M.A.Sholokhov’s military novelistic prose became a considerable step in epic prose development. The review of military and post military-time literature is given. ^ : epic prose, military and post military time literature, M.A. Sholokhov. Koshurnikova T. The traditions of spiritual genres of russian literature in V.N. Krupin’s works This article deals with the traditions of the spiritual genres of Russian literature and their place in V.N. Krupin’s works. The author of the article examines the development of such genres of russian literature, as «gitie», «hogdenie», parable and prayer. The study of V.N. Krupin’s works reveals that the spiritual and moral topics of his works determine the genre of his work. V.N. Krupin’s works at the end of the XXth – the beginning of the XXIth centuries are close to such genres of the ancient russian literature as «gitie», «hogdenie», parable and prayer. The writer uses the elements of these genres in his works as well. V.N. Krupin’s works at the end of the XXth – the beginning of the XXIth centuries find new horizons which could be explained by the writer’s wish to recall to life the moral values of the society. ^ : V.N. Krupin’s work, genres of the ancient russian literature, gitie, hogdenie, parable, prayer, the genre structure of the work, topos, spiritual and moral topics, the author’s position. Nikolaeva E. From the prehistory of L.N. Tolstoy’s work on “Azbuka” Creation of the monumental pedagogical work “Azbuka” by L.N. Tolstoy was preceded by quite a long history. Tolstoy himself confessed that he had spent fourteen years on it. The writer was actively involved in teaching – he taught peasant children in Yasnaya Polyana, he introduced and worked out his out methodology. The article is focused on this sphere of the writer’s activity. ^ : pedagogy, teaching, L.N. Tolstoy, “Azbuka”, systematization. Sharifova S. Value of genre mixing with the «shift» of the genre, a «band» genre and its transitional forms The article deals with the problems of genre development. The author reveals the role of Institute of mixing genres in the process of the emergence of genres. Such literary process as a «shift» the genre is associated with the inner potential of the genre. Particular attention is paid to the disclosure of the dialectical relation «bias» of the genre and the range of the genre. The article will evaluate the role of transitional forms of the genre as system as a whole. ^ : mixing genres, «offset» of the genre, the substitution of the genre, reformers form of the genre, «genre» range, the range of the genre. Shalpegin O. To the 210th anniversary of A.F. Veltman’s birth (1800–1870) The article is devoted to one of “the returned” writer of the XIX-th century – A.F. Veltman. A short review of the life and works of the russian romanticist is given. The article traces the formation of the writer’s points of view as a citizen, artist and scientific. Keywords: the biography of “the returned” writer, ideological views, political views, scientific search, literary heritage, traditional values. Dibrova E. An ethnoidiolectal concept in the quantum lexicographical interpretation The article discusses the ethnoidiolectal concept in the fiction texts by Mikhail Sholokhov. The lexicographical interpretation of the contents structure is represented as a quantum of cognition combined with regional and individual author components. ^ : ethnoidiolectal concept, lexicographical quantum interpretation. Radzivilova O. Structure of the organization of the scenic act While analyzing an extract of the dramaturgic text, that is the context of the whole scene, it is possible to observe certain laws. The context of the scene, as it has been already mentioned, is the unity of at least two contexts that unite more than one micro thematic speech situations. Therefore it is possible to conclude the following: first of all, the spectators see not a micro thematic but a thematic speech situation in the frame of one scene; secondly, its context is definitely unidirectional, as stage settings are connected by a single logic core which, stringing on itself all semantic axes with variations presents an action on the plot development common for all stage settings that constitute a scene. ^ : context, speech situation, semantic axes. Rybalchenko E. The poetics of colour and fragrance in the novel by Mikhail Sholokhov “Tikhiy Don” Mikhail Sholokhov used colourative nouns, adjectives and adverbs characterizing everyday life of the Don Cossacks. The author employed both common russian and dialect colouratives thus frequently constructing his own figurative means of expression. He tended to use complicated colour words. ^ : Mikhail Sholokhov, expression, colouratives (colour, fragrance). Getmanskaya E. Olympics as a form of the relationship of secondary and higher education This article describes the methodological basis for such an educational project in the study of the russian language as the Olympics. Organization peculiarities of the Olympics “The Russian Word” in Romania implements the principle of continuity in the process of learning the russian language from school to university, expanding the number of people studying Russian and cementing russian-romanian cultural ties. ^ : continuity, the study of the russian language, linguacultural concept, the difference in age. Sabatkoev R. Teaching and educating in a Russian language class in polyethnic environment The article dwells upon the difficulties in teaching children of migrants Russian as a second language in secondary schools in the Russian Federation. Much attention is given to the ways of preventing learners’ mistakes in speech that is possible to do on the basis of their native language. The article also points out the issues of formation of tolerant conscience of learners in the russian language class. Key words: bilingualism, interference, polyethnic, typical mistakes, effective exercises, tolerance, communicativeness. Gavrilov V. Military lyric poetry – the password of patriots S.P. Brykina’s manual “Lyric Poetry of the War, from the War, from the Front” (published in LMC on professional education of the Education Department of Moscow) is devoted to the 65th anniversary of the Great Victory. This manual is prepared for high school students, university student, teachers and instructors, and can be a good guide to the poetry of the military years. Key words: context, speech situation, semantic axis. |
![]() | Тема Родины в творчестве русских поэтов – особая тема. Образ России в «Медном всаднике» Пушкина – двойственный. «Печаль» и «гнев»... | ![]() | Сегодня мы продолжим работу по творчеству А. Блока. Предлагаю вам побыть в роли исследователей и ответить на вопрос: “ А. Блок отпел... |
![]() | Тема урока: «Край любимый! Сердцу снятся…» (Тема Родины в творчестве поэтов С. Есенина и К. Герда) | ![]() | Помочь учащимся постигнуть процесс формирования стиля, осмыслить внутренний мир |
![]() | Родина одна из сквозных тем в русской поэзии. Она сохраняет актуальность для поэтов, независимо от смены стилей и направлений. Но... | ![]() | Развивающая – развивать логическое мышление школьников и их творческие способности |
![]() | Тема нашего урока «Природа в творчестве М. Ю. Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема... | ![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Наровчат |
![]() | Роль малой родины в формировании жизненных позиций известных писательниц | ![]() | Оборудование: интерактивная доска, персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, сборники стихов И. Ерошина и раздаточный... |