Устное народное творчество как средство развития речи у детей




Скачать 86.84 Kb.
НазваниеУстное народное творчество как средство развития речи у детей
Дата публикации10.08.2014
Размер86.84 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы


Устное народное творчество как средство развития речи у детей

среднего дошкольного возраста

В статье рассматривается использование элементов устного народного творчества в качестве средства развития речи у детей дошкольного возраста. Приведены примеры возможных вариантов использования различных форм устного народного творчества для развития речевых навыков у детей. Автором предложены также варианты совместного взаимодействия родителей и педагогов с целью создания условий для развития речи детей.

Ключевые слова: устное народное творчество, развитие речи, потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказка.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Задача воспитателя в области развития речи детей среднего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства [1, с. 6-8].

Неоценимую роль в решении этих задач может оказать устное народное творчество, которое является одним из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь дошкольников, формирует отношение к окружающему миру, а также играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка [8, с. 11].

Ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Образцы – пословицы, загадки, потешки дошкольники не только слышат, они повторяют и усваивают их. Они входят в язык детей, разумеется, в доступном содержании. Но сильнее их влияние там, где произведения малого фольклора органично вплетены в живой разговорный язык. Окружающие ребенка люди употребляют и пословицу, и прибаутку, и загадку; ребенок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять [2, с. 17].

Знакомство с народным творчеством начинается с потешек, прибауток, закличек и колыбельных песенок. При чтении текста данных форм народного творчества воспитатель помогает детям понять содержание, запомнить названия животных и птиц, которые встречаются в тексте, а так же то, что о них говорится; формировать способность к обобщению; вызывает у детей желание послушать эти стихотворения ещё раз, проговаривая отдельные слова; развивать речь, память, активизировать словарь. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия.

Детям нравится, когда взрослый ласковым, нежным голосом начинает припевать, покачивая куклу:

Баю, баю, баю - бай,

Ты собаченька не лай.

Белолоба не скули,

Мою дочку не буди.

После таких коротких обыгрываний дети легко запоминают песенки и охотно переносят их в повседневную игру.

Как и в колыбельных песнях в потешках важную роль играет ритм, однако характер его иной – бодрый, веселый.

Тра-та-та, тра-та-та

Вышла кошка за кота…

Пестушка забавляется ритмом, изменяя его:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ-топ.

Положительное влияние малых текстов народного творчества сказывается на развитии собственной речи ребенка: обогащая его словарь, формируя чувство ритма, элементарное умение изменять голос (повышать, понижать, протяжно и отрывисто произносит звуки), что является основой для возникновения интонации [5, с. 11-12].

Богатейший материал для развития речи и воспитания нравственных качеств дошкольников содержат в себе пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребёнка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений.

Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится тогда ясен для ребенка. Их можно использовать в различных ситуациях. «От скуки бери дело в руки» – говорит воспитатель и предлагает выполнить посильную работу (например, навести порядок в кукольном уголке), дети охотно приступают к делу. После того как работа закончена, можно провести беседу, почему так говорится в пословице

[4, с. 10-11].

Малые фольклорные формы (песенки, потешки, стишки, поговорки и прочее) – прекрасный речевой материал, на основе которого у детей начинает отрабатываться понимание текста. Прежде всего, возникает ситуативная связь между смысловым содержанием и конкретным действием отражающим его [1, с 71].

Особенностью малых произведений народного творчества является занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент. По своему характеру они забавны, жизнерадостны, игривы. Язык в них яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов (пальчик, котик, гуленьки, личико), обращений (солнышко, водичка, умой мое личико, дам тебе горошка и другие). Часто они имеют диалогическую форму: «Ладушки», «Мальчик пальчик» и другие. Некоторые построены по типу обращения: «Петушок, петушок», сообщения «Уж я Танечке пирог испеку» и другие. Цель их – развеселить, позабавить ребёнка и вместе с тем развить его речь, движения, познакомить с определенными понятиями [5, с. 11-12].

Загадка – форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания [7, с. 63].

Гениальными произведениями народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики. Сказки пользуются большой популярностью у детей среднего дошкольного возраста. По своему содержанию, народная сказка, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению.

Само слово «сказка» происходит от «сказывать» (говорить, рассказывать). С этим связана и простая разговорная манера ее преподнесения. Народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Именно так родились сказки, так они живут до сих пор – в передаче рассказчиков. Читающий по книге или лучше наизусть как бы обращается к детям, желая воспроизвести историю, событие, случай свидетелем которого он был сам или необычность которого намерен передать «Я там был…», «Жили – были…» [8, с. 57].

При исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление [3, с. 13].

Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. Расширяя словарь детей через устное народное творчество, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний из русских народных сказок, по которым можно учить детей ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине, о наблюдениях природных явлений [8, с. 63].

Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицания, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в произведениях устного народного творчества. Заучивание и обыгрывание фольклорного текста помогает детям улавливать интонационную окраску речи.

Использование полюбившихся сказок в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Разговор персонажей хорошо знакомого произведения дети вполне самостоятельно переносят на действия с другими игрушками – куклами, матрешками и т.д. При этом интонацией они пытаются передать характер того или иного персонажа.

В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, эмоционально. В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняют речевые указания своих товарищей, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах и проявляют собственную речевую активность [6, с. 8].

С целью сделать народное творчество неотъемлемой частью общения детей, воспитатели средней группы МБДОУ №4 «Умка» (г. Сугрут) создали соответствующую развивающую среду в группе детского сада. В интерьер группы включили элементы русского декоративно-прикладного искусства: предметы утвари (глиняные кувшины, горшки, ухват, кочерга, самовар и др.), лавки, половики, ширма, пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в русских национальных костюмах, различные виды театров, фотографии.

Создание в группе элементов русской горницы способствовало введению детей в особый самобытный мир русской старины путем действенного сознания. Эффективным является значительное пополнение словарного запаса на занятиях по познавательному развитию с элементами устного народного творчества, на которых дети знакомились с атрибутами горницы. В результате этого, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей. Кроме того, большую роль народному творчеству стали уделять и в планировании занятий и режимных моментов.

Использование произведений устного народного творчества для детей среднего дошкольного возраста включаются также в фольклорные утренники, вечера, развлечения, инсценировки, например: «На бабушкином дворе», «Труд кормит, а лень портит», «За околицей», «В гостях у сказки» и другие.

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников.

Приобщение к народному творчеству детей среднего возраста осуществляется не только непосредственно в процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Родители детей данной группы охотно принимают участие в процессе развития речевой деятельности детей посредством элементов устного народного творчества. На стендах родительского уголка размещаются небольшие тексты (загадки, пословицы, стихотворения), которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком.

Применяются также досуговые формы общения с родителями: литературные вечера, фольклорные праздники, тематические вечера, на которых родители вместе со своими детьми читают стихи, потешки, стихотворения, поют песни и рассказывают сказки.

Таким образом, приобщение детей к устному народному творчеству расширяет словарный запас детей, способствует развитию культуры речи, пониманию обращённой к ним речи, выражению своих чувств и мыслей посредством речевых средств.


Литература

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999. – 156 с.

  2. Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре – М., 1988. – 84 с.

  3. Дмитриева Е. Как читать детям народные сказки // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 6. – С. 13.

  4. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 4. –С. 10-11.

  5. Сергеева Д. «А как речь – то говорит, словно реченька журчит»: Малый фольклор. // Дошкольное воспитание. – 1994. - №9. – С. 11-12.

  6. Скворцова Л. Формирования у детей интереса к русскому фольклору. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 2. – С. 8.

  7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1987. – 121 с.

  8. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1999. – 132 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Устное народное творчество как средство развития речи у детей iconПрограмма по предмету «русское устное народное творчество»
Устное народное творчество развивалось на протяжении огромного исторического периода, начиная с возникновения речи (общения) и кончая...

Устное народное творчество как средство развития речи у детей iconПрограмма дисциплины Устное народное творчество Направление подготовки
Дисциплина «Устное народное творчество» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин

Устное народное творчество как средство развития речи у детей iconУрок литературного чтения. 2 класс. (Школа России) Тема : Устное народное творчество
...

Устное народное творчество как средство развития речи у детей iconФольклор искусство слова, следовательно обладает такими свойствами...
Фольклор – искусство слова, следовательно обладает такими свойствами как художественность, поэтичность. Унт (устное народное творчество)...

Устное народное творчество как средство развития речи у детей iconПрограмма дисциплины Устное народное творчеств Направление подготовки
Дисциплина «Устное народное творчество» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин

Устное народное творчество как средство развития речи у детей iconКалендарно-тематическое планирование 8 класс
Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр

Устное народное творчество как средство развития речи у детей iconРусское народное творчество как средство нравственного воспитания младших дошкольников

Устное народное творчество как средство развития речи у детей iconПодготовила : Ример М. Г. Ктд для 1-2 классов «Прощай, осень!» Задачи
Обобщить и систематизировать знания детей об осени через художественное слово, устное народное творчество, музыку и живопись

Устное народное творчество как средство развития речи у детей iconСказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка»
...

Устное народное творчество как средство развития речи у детей iconПрезентация Устное народное творчество
Введение. Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница