Программа по дополнительному образованию культурологической направленности




Скачать 406.04 Kb.
НазваниеПрограмма по дополнительному образованию культурологической направленности
страница1/4
Дата публикации30.06.2014
Размер406.04 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОД НОЯБРЬСК

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

«ЛУКОМОРЬЕ»

муниципального образования город Ноябрьск


Рассмотрено:

на заседании Педагогического Совета МДОУ «Лукоморье»

протокол № 7

от «12» мая 2011 г.

председатель

Педагогического Совета ___________Т.З.Халдыгероева
Согласовано:

заместитель заведующей

по ВМР

_________О.Л.Данилюк

от «12» мая 2011 года

Утверждаю:

заведующая МДОУ «Лукоморье»

_________Т.З.Халдыгероева

от «12» мая 2011 года





ПРОГРАММА

по дополнительному образованию

культурологической направленности

^ «Я - РОССИЯНИН»

для детей старшего дошкольного возраста

Срок реализации программы: 1 год

Программа знакомит детей с наиболее важными собы­тиями в истории Руси, ее героями, основами православной культуры, бытом и т.п. и включает календарно- тематический план заня­тий, досугов, бесед, их содержание, работу с родителями.

Материал Программы предназначен для детей 6-7 лет в дошкольных учреждениях, но может быть использован и в группах о кратковременным пребыванием в детском саду.

^ Пояснительная записка
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как Родина. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна их наиболее важных. Программа культурологической направленности «Я – Россиянин» раскрывает патриотическое воспитание дошкольников через воспитание любви к родному дому, семье, родной природе, культурному достоянию своего народа своей нации, защитникам Отечества, уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, государственной символике, традициям государства, общенародным праздникам и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, архитектуре, живописи, поэзии - это является новизной данной программы.

Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является духовно-патриотическое воспитание и образование детей. Этому способствует знание отечественной истории, что является актуальным в наши дни.

^ Педагогической целесообразностью является совершенствование патриотического воспитания, обеспечивающего развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Понимая значимость данной проблемы дошкольные учреждения ищут разные пути и подходы к решению проблем патриотического воспитания.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм – как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно - нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей.

В системе дошкольного образования значительно расширилось программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Программу патриотического воспитания детей многие ДОУ пытаются решить с помощью различных программ.

В основе программы «Я - Россиянин» лежит программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси» В.Н. Вишневской

Цель программы – воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у детей дошкольного возраста, направленных на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры региона, к родной природе, чувства сопричастности.

Задачи:

  • Развивать самопознание и воспитывать у детей уважение к себе, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

  • Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создания условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

  • Ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным социальным и рукотворным миром.

  • Формирование у детей дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов.

Программа состоит из трех циклов, каждый из которых расширяет и дополняет содержание другого. Работе с детьми отведено два цикла, такие как:

  • «Древняя Русь»;

  • «Знакомство с русской народной культурой».

Третий цикл - «Дом – колыбель души» отведен работе с родителями.

^ Отличительной особенностью нашей программы является взаимосвязь между циклами, направленными на воспитание у подрастающего поколения личности – патриота, как неотъемлемой части патриотического воспитания.

Предлагаемая программа знакомит детей с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, основами православной культуры, традициями, бытом способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам.

Программа рассчитана на 1 год обучения, реализуется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Программа и ее отдельные разделы могут быть реализованы педагогами дополнительного образования, руководителями кружков и другими специалистами в условиях работы ДОУ.

^ Форма работы взрослого и ребенка включает в себя:

- беседа с детьми;

- рассматривание иллюстраций;

- изготовление альбомов;

- работу с картой;

- чтение художественной литературы и заучивание небольших произведений;

- дидактически подвижные и сюжетно-ролевые игры;

- продуктивные виды деятельности;

- выставки творческих работ;

- экскурсии.

^ Режим занятий: 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Ожидаемые результаты по программе (старший дошкольный возраст)


Иметь представление

- о предках, славянах, русичах;

- об окружающей их природе, поселениях, трудностях жизни;

- о внешнем виде, о внутренней жизни;

- о возникновении Государства Российского, первых князьях;

- о богатырской славе, о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков.

Уметь

- рассматривать картины;

- составлять небольшой рассказ;

- правильно держать кисти и ножницы;

- соблюдать правила безопасности в работе с ножницами;

- владеть техникой обрывной аппликации;

- знать виды декоративно-прикладного искусства, их отличительные особенности.


^ Способы определения результативности


№ п/п

Ф.И. ребенка

История народной культуры и традиций

Знакомство с русским народным творчеством

Знать об истории государства

Знать об истории быта древнего народа; традициях; народных праздниках

Знать о народной игрушке, истории ее возникновения

Знать названия видов русского народного творчества

Знать характерные и отличительные особенности

1




















^ Формы подведения итогов: выставки, конкурсы, коллективные работы, итоговые занятия-досуги по темам, педсоветы, конференции, участие в педагогических гостиных.
^ Уровни освоения программы

Высокий уровень:


Имеет представление о первых людях-славянах, как и где они жили;

Называет особенности строительства русской избы;

Знаком с понятиями Крещение Руси, Святая Русь;

Знает историю возникновения г. Москвы, ее достопримечательности, заслуги и достижения;

Может назвать народные праздники и рассказать о народной игрушке – матрешке;

Анализирует и может отличить изделия русского народного творчества.


^ Средний уровень:


Имеет представление о первых людях-славянах, как и где они жили;

Затрудняется назвать особенности строительства русской избы;

Путает понятия Крещение Руси и Святая Русь;

Знает историю возникновения г. Москвы, ее достопримечательности, заслуги и достижения;

Может назвать народные праздники и рассказать о народной игрушке – матрешке;

С помощью педагога рассказывает о древних защитниках Отечества;

Не может по элементам в узоре отличить изделия русского народного творчества.


^ Низкий уровень:


Не имеет представления о первых людях-славянах, как и где они жили;

С помощью педагога называет особенности строительства русской избы;

Путает понятия Крещение Руси и Святая Русь;

Не знает историю возникновения г. Москвы, ее достопримечательности, заслуги и достижения;

С помощью педагога называет народные праздники и рассказывает о народной игрушке – матрешке;

Плохо знает имена древних защитников Отечества;

Не умеет по элементам в узоре отличить изделия русского народного творчества.


^ Учебно-тематический план


Циклы

Тема

Количество часов

теоритич.

практич.

^ 1цикл

(работа с детьми)

Древняя Русь


«Кто такие славяне?»

1




«Откуда пошла Земля Русская …..»

1




«Игорь и Великая княгиня Ольга»

1




«Богатырская Русь»

1




Картина В.Васнецова «Богатыри»




1

Сказ о Дмитрии Донском и Куликовской битве

1




«Жизнь москвичей в древности»

1




«Как в Москве учились?»

1




Чтение стихотворения «О Русь моя …..» Т. Курбатова, И. Никитин, Н. Рубцова




1

«Наша добрая матрешка»

1




Аппликация «Наряди матрешку»




1

«Посиделки»

1




«Забавы вокруг печки»

1




Рисование «Русская печь»




1

Изготовление альбома «Древняя Русь»




1

Народные игры «Ручеек», «Гори-гори ясно»




1

Слушание аудиокассет (русский народный фольклор)




1

^ 2 цикл

(работа с детьми)

Знакомство с русской народной культурой

«Земля наш общий дом»

1




«Наша Родина Россия – наш язык русский»

1




«Беседа о Волге»

1




«Люблю березку русскую……»

1




Аппликация «Белая береза»




1

«Хлеб – всему голова»

1




«Пасха – светлая Пасха»

1




Выставка творческих работ «Пасхальное яйцо»




1

«Как живут в деревне»

1




«В гостях у хозяюшки»

1




«Тула – самоварная»

1




«Ай да пряник – просто загляденье»

1




Выставка работ из соленого теста «Тульский пряник»




1

«В гостях у Городецких мастеров»

1




«В мастерской дымковской игрушки»

1




Рисование «Волшебные ягоды и листья» (хохлома)




1

«Гжельские узоры»




1

«Отражение русских традиций в национальных костюмах»

1




Конкурс на лучший национальный костюм




1

Итого:

36

23

13
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дополнительному образованию культурологической направленности iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Муниципальное образовательное учреждение «Станция юных натуралистов» существует с 1976 года. Осуществляет деятельность по дополнительному...

Программа по дополнительному образованию культурологической направленности iconПояснительная записка к учебному плану по дополнительному образованию...
Азовательными запросами учащихся школы и их родителей сложилась система дополнительного образования, способная удовлетворить пожелания...

Программа по дополнительному образованию культурологической направленности iconПрограммы дополнительного образования дошкольников в мбдоу «Детский...
Ия индивидуальных интересов и склонностей воспитанников в мбдоу «Детский сад «Аленушка» общеразвивающего вида» функционируют следующие...

Программа по дополнительному образованию культурологической направленности iconПояснительная записка
Данная программа культурологической направленности рассматривает изучение украинского языка как средство приобщения обучающихся к...

Программа по дополнительному образованию культурологической направленности iconПрограмма по дополнительному образованию мнемотехника
Память можно определить как способность сохранения, организации и воспроизведения прошлого опыта, информации. В зависимости от вида...

Программа по дополнительному образованию культурологической направленности iconЧувашская Республика «Утверждаю»
Программа предназначена для занятий по дополнительному образованию школьников. Она определяет содержание учебно-воспитательной работы...

Программа по дополнительному образованию культурологической направленности iconРабочая программа по дополнительному образованию «Занимательная русская...
Образовательная программа «Занимательная русская словесность» (далее Программа) составлена на основе примерной программы (ст. 28...

Программа по дополнительному образованию культурологической направленности iconДополнительные образовательные программы культурологической направленности...
Образовательная программа предназначена для подготовки слушателей к сдаче егэ по русскому языку

Программа по дополнительному образованию культурологической направленности iconПрограмма по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста
Многие дети сейчас не общаются непосредственно с живой природой, с природными материалами. И очень жаль, ведь изготовление поделок...

Программа по дополнительному образованию культурологической направленности iconПрограмма по дополнительному образованию Направление: художественно эстетическое
Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница