Задачи: 1 учить давать полные ответы на вопросы, составлять рассказ-описание. 2 Развивать речь учащихся, выразительность при чтении стихотворений




Скачать 108.43 Kb.
НазваниеЗадачи: 1 учить давать полные ответы на вопросы, составлять рассказ-описание. 2 Развивать речь учащихся, выразительность при чтении стихотворений
Дата публикации25.06.2014
Размер108.43 Kb.
ТипРассказ
www.lit-yaz.ru > Культура > Рассказ
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»










Цель:

Расширить и углубить знания детей о жизни и творчестве С.Эрьзи.

Задачи:

1) учить давать полные ответы на вопросы, составлять рассказ-описание.

2) Развивать речь учащихся, выразительность при чтении стихотворений.

3) Воспитывать любовь к своему краю, чувство гордости за людей, прославивших Мордовию, таких, как Эрьзя.

^ Наглядный материал: портрет С. Эрьзи, слайды с фотографиями скульптур, выставка книг об Эрьзи, , выставка скульптур из пластилина, сделанные детьми.

Музыкальный материал: записи мордовских мелодий

Э. Григ “В пещере горного короля” из сюиты “Пер Гюнт”.

Ход занятия:

На доске портрет скульптора и эпиграф:



^ Для него искусство было свято. Остальное жизни суета. С. Ламбина

Под мелодию мордовской песни читается стихотворение на мордовском языке:

Мейсэ, мейсэминеккраень
Парочизэ?
Мейсэ, мейсэминекенксонть
Мазычизэ?
Минеккраеньпарочизэ
Паксятнесэ
Минекенксонтьмазычизэ
Ломантнесэ
Зярдо кинза розьпаксятнень
Малас молят.
Тонь икелесыньсровтовить
Теке морят.
Зярдосоватминеккрайсэ
Эрзянь Велес.
ЭрьвакудокенкшесьпанжосьТонетькелес.
Ванна мейсэминеккраеньпарочизэ.
Ванна мейсэминекенксонтьмазычизэ.

Воспитатель: Как прекрасна мордовская речь в сочетании с мордовскими мелодиями. А кто ребята скажет мне, о чем рассказывает стихотворение? (ответы детей)

-Да, действительно, прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой и что особенно радует, что именно в Мордовии родились люди, чьи имена прославили нашу землю и стали известны за ее пределами. И сегодня мы поговорим об одном самом известном.

Среди множества имен выдающихся мордовских художников, писателей, актеров, музыкантов 20 века.

Лишь имя скульптора Степана Дмитриевича Эрьзя достигло высот мировой известности.



Вот посмотрите, я принесла сегодня две вещи, которые связаны с эпизодами детской жизни скульптора. А как они связаны, я вам сейчас об этом расскажу.

(Показываю картину с изображением леса.)

 

 -Что здесь изображено? (Лес.) А знаете ли вы, что Эрьзя сначала звали не Степаном, а именем, которое в переводе с мордовского означает “дитя леса”. Когда он родился, то еще неделю жил без имени – ждали отца, который как и многие крестьяне из мордвы, находился на заработках. Но по обычаям старины ребенок не должен долго оставаться без имени, т. к. нечистая сила может сглазить младенца. Боясь такого лиха, старухи-староверки уговорили мать пойти в священную дубовую рощу, где по старому обычаю предков дали имя новорожденному Виртака – дитя лесов. Вернулся отец. Он с радостью взял маленького сына на руки и. подбрасывая вверх, воскликнул:

- Ого, смелый будет человек, даже не пикнул. Мать отобрала ребенка, прижала к груди и упрекнула:

- Виртака еще махонький, а ты играешь, как с медвежонком.

-Что за имя Виртака? Я назову сына Степаном.

В сумерках ноябрьского вечера, задами, озабоченный отец тащился к священнику, то и дело поправляя барана, которого нес за плечами. Священник, пожурив его немного и впустив барана в хлев, буркнул:

-Завтра твое чадо будет Степаном.

Так дитя леса Виртака стал Степаном…

-А теперь посмотрите вот на этот предмет. Что это?

 

 (Колокольчик.)

-А сейчас вы узнаете, какой момент из жизни Эрьзи связан с ним. Вместе с надеждой на счастье ребенка в дом пришла печаль. Степан рос здоровым: двигал ручонками и ножками, любопытно смотрел ясными глазенками, без устали чмокал соску из ржаного хлеба. Даже улыбался, когда в маленькие оконца заглядывало солнце. Да, вот беда: голоса не подавал. Начались суды да пересуды, знахарки говорили, что за дитя два бога дерутся: Мордовский и церковный Христос. Поэтому мальчик будет молчать до тех пор, пока один из них не одолеет другого. И решил тогда отвезти отец Степана к знахарю деду Тораю, жившему в Алатыре. Посмотрел дед на мальчика и вытащил из варежки колокольчик, потряс им перед мальчиком. Маленький Степан впился в него взглядом и ухватился обеими ручонками. Тут дед Торай и сказал:

-Пусть принесет вашему Степану счастье…

Заветный колокольчик повесили к люльке в надежде на исцеление. Старший брат Иван и особенно сестренка Ефимия то и дело качали люльку, уж больно им нравился звон колокольчика. И вот однажды в доме собралась ватага ребятишек с собакой. Степан уже начал ходить, совсем еще не расстался с люлькой. Родители работали в лесу, а брат Иван остался за старшего. Он-то и решил сорвать колокольчик и повесить его на шею собаке. Он стал отрезать забавную игрушку. Наконец, колокольчик со звоном ударился о край люльки и с жалобным стоном покатился по полу. Люлька перевернулась, и, вслед за колокольчиком, из нее с грохотом вывалился Степан. Ребята сначала замерли от испуга, но, когда раздался неистовый плач мальчика и какой-то лепет, они, как стая испуганных воробьев, вылетели из избы на улицу с криком:

- Молчун заголосил!

Так вот и сбылось предсказание Торая. Колокольчик вызвал у молчуна голос…

-Ну, как, ребята, понравился вам мой рассказ. Теперь вы понимаете, какую роль в жизни С. Эрьзи сыграли лес и колокольчик. А прочитала я об этом в книге А. Моро. Если вас заинтересовали сведения из детства скульптора, то узнаете из этой книги еще много интересного.

Да, великий человек – интересная жизнь. И к юбилею Эрьзи проводится много викторин и по радио, и по телевидению, и в печатных изданиях. И сейчас я вам хочу предложить мини-викторину, чтобы выявить ваши знания о Эрьзи и его жизни. Итак, приготовились:

  1. С чего начиналось творчество скульптора?

(Учеба и работа в иконописных мастерских г. Алатыря и г. Казани. Роспись церквей. К 100-летию со дня рождения Пушкина создал декорации для любительского спектакля.)

  1. Где скульптор продолжил учебу?

(В Московском училище живописи, ваяния и зодчества.)

  1. В каких зарубежных странах жил и работал Эрьзя?

(В Аргентине, Франции, Италии.)

4) Почему скульптор взял себе такой псевдоним? (В честь мордовского народа – эрзи.)

5) Какие награды получил Эрьзя?

(Был избран действительным членом общества русских скульпторов; награжден орденом “Трудового красного знамени”.)

- Вот такие награды. И все-таки, я считаю, что самой главной наградой стала вечная память в людских сердцах, почитание и преклонение перед его талантом.

Особенно радует, что мы его земляки можем полюбоваться его работами, собранными в музее в г. Саранске. (Показываю фото музея.)



И пусть многие из вас еще там не побывали, не огорчайтесь, у вас все впереди. И пусть наш сегодняшний урок станет первым шагом на этом пути. Вот эта небольшая выставка работ – фотографий поможет вам познакомиться с некоторыми из них. А познакомят нас с этой выставке и проведут по ней наши экскурсоводы.

Ребенок:

Он для себя не ждал почета:
Его одно вело работа
Да лиц прекрасных миражи.
Мы входим в зал и покоряет,
И таинством нас опаляет
Искусство, вечное, как жизнь.

1 экскурсовод: В различные годы скульптором были созданы такие работы, как “Эрзянка”, “Голова мордовки”, “Крестьянин-мордвин”, “Старик-мордвин”. (Показ.)



Крестьянин-мордвин



Эрзянка

Разные по характеру и настроению образы эти жизни и человеческой теплоты, народной мудрости, моральной силы и достоинства. В них особенно сказалась кровная связь скульптора с Родиной, тоска по ней:

Усталостью сковано тело,
Избито бессонным трудом,
Мне чудится снег твой белый,
В лесу запорошенный дом.
Тоскою наполнилось сердце,
Ввалились в орбиту глаза, Хотел я вернуться в край детства,
Точила ночная слеза…
Я помню тебя круглолицей
И глаз голубые белки.
Мне часто Мордовия снится,
Свиданье у теплой реки…

2 экскурсовод: Эрьзя - художник, передающий в своих произведениях человеческие чувства. Он создал большую серию работ. Это образы символы: “Мужество”, Каприз”, “Горе”, “Скорбь” (показ)



ГОРЕ



МУЖЕСТВО



СКОРБЬ



КАПРИЗ

Эрьзя имени эрзи?
Значит, совсем разуверься
В том, что талантлив и спорен
И восхищенья достоин?
Мир так смешно устроен:
Эрьзя от голода болен,
Холодно, негде укрыться,
Но творчество состоится.
Бездна сомненья и горя,
Правда, рожденная в споре,
Мрамор характером сточен
Так выразительно точен.
Дерево Аргентины
Стало его судьбиной.
И альгораббо с кебрачо
Стали его удачей.
Эрьзя - эрзя от плоти, преданный только работе,
Счастье нашедший в натуре,
Родине дарит скульптуры!

3 экскурсовод: свои идеальные представления о человеке и его душе, сложное ощущение прекрасного воплощает С. Эрьзя в многочисленных женских образах:

О, женщин матовые лица!
Вы будете ночами сниться,
Не скоро сердце отойдет.
Застывшие и все ж в движенье,
В лукавстве, скромности, томленье.
Ведете лунный хоровод.



НОРВЕЖКА



ПАРАГВАЙКА



ИНДИАНКА

4 экскурсовод: В портретной галерее Эрьзи женщины разных стран и национальностей. В каждом портрете художник не просто передает национальные черты, но и раскрывает определенный характер, душевное состояние и настроение. Необыкновенен портрет “Аргентинки”, волевое и сильное начало в портрете “Русской женщины”, олицетворение гордости и достоинства заключено в портрете “Испанки” и, наконец, воплощение изысканной красоты, тонкого обаяния и кокетства в “Парижанке в шляпке”:

^ ПАРИЖАНКА В ШЛЯПКЕ



Парижанка! Моя Парижанка!
Ты - свободы хмельной содержанка,
А под шляпкою дерзкая челка,
А под челкою глазок щелка,
Носик вздернут. А губки капризны.
Без свободы не мыслишь ты жизни…
Шейка плотно шарфом укрыта.
Ну, а личная жизнь открыта…
Ты свободы хмельной содержанка,
Парижанка! Ах. Парижанка!

5 экскурсовод: Глубиной характеров проникнуты работы, посвященные женщине – матери. К этой теме Эрьзя неоднократно обращался в своем творчестве:

“Материнство”, “Четырнадцатилетняя мать”, “Портрет матери”



Четырнадцатилетняя мать



Спящая мать

и, наконец, “Мать с ребенком”.



Здесь тело матери образует собой колыбель, в которой безмятежно покоится ребенок, играющий ее волосами. Приникнув щекой к голове сына, мать в то же время отвернулась от него. Она словно прислушивается к тревожным мыслям – размышлениям о будущем ребенка.

Дремлет мать, обнявши малыша.
Под ее рукой его палатка…
Белый мрамор теплится дыша,
До того она уснула сладко…
И малыш спокоен под рукой-
Это дом его – его спасенье…
Белым телом овладел покой.
Вопреки вчерашним потрясеньям…
Я благословляю этот мир,
Мир покоя, вечного блаженства-
Мать с ребенком - это ориентир
Вечного в природе совершенства.

6 экскурсовод: Искусство Эрьзи вместило в себя достижения не только национальной, но и мировой культуры. Об этом свидетельствуют работы, посвященные великим людям: “Сократ”, “Бетховен”.



СОКРАТ



БЕТХОВЕН

Бетховен ты или Сократ?
Зачем твои глаза пустые
Вдруг оживают и глядят?
Не выдержат сердца простые
Их деревянный взгляд.

-А я хочу обратить внимание на работу “Музыка Грига”, которая потрясает романтической взволнованностью.



Этой работой Эрьзя сумел передать стихию движения мысли великого композитора. И мне сейчас хочется, чтобы соприкоснулись два искусства: музыка и скульптура. Внимательно слушайте и смотрите, а потом расскажите, что вы ощутили.

(слушается запись музыки Грига “В пещере горного короля” из сюиты” Пер Гюнт)

- И так, что вы почувствовали?

(дети делятся своими впечатлениями)

-Мы познакомились лишь с малой долей работ великого скульптора. И мне хотелось, чтобы вы полюбили искусство Эрьзи, как любил свои скульптуры и сам автор. В горе и в радости он думал о своих работах и называл их своими детьми:

 

 У меня спросили: есть ли дети-
Продолжатели моих трудов?
Посмотрите на скульптуры эти
Белых и коричневых тонов…
Вот они – моя семья большая,
Вместе с ними пес Леон и кот…
Я скульптуры созидал, себя лишая,
Сна и отдыха, и всех других свобод.

Хотелось бы, чтобы имя Эрьзи навсегда осталось в вашей памяти, как имя великого человека, прославившего своим творчеством Мордовскую землю.

Бешеный огонь зрачков моих угас,
Смерть на очи веки опустила
Мирным забытьем лицо прикрыло…
А сегодня было воскрешенье-
Эрьзя ожил в творчестве своем
Озаренье, свежесть, изумленье,
Восхищенье в Эрьзи мы найдем.

- И пусть его творчество продолжает жить и в ваших работах и хотя пока они сделаны не из кебрачо, а из обычного пластилина. И может среди вас подрастает еще один Эрьзя. Какие замечательные работы получились.

(Рассматривается выставка работ.)

 



 Я – эрзя
Только с буквы небольшой,
Но, как и он я мучаюсь и жажду,
А он – большой – народа имя взявший.
Мне душу окрылил своей душой.

 -Наше занятие подходит к концу и в качестве закрепления всех знаний об Эрьзе, я предлагаю вам разгадать вот этот кроссворд, отгадав который вы узнаете настоящую фамилию С.Д.Эрьзи

(на доске вывешивается кроссворд, вписываются правильные ответы):



^ ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1. Название страны, где 26 лет жил и работал Эрьзя.

2. Дерево, которое нашел скульптор в Аргентине, из него сделано большинство его работ.

3. Как называется скульптура, которая посвящена писателю Л.Н. Толстому.

4. Название села, в котором родился скульптор.

5. Имя отца Эрьзи.

6. Мордовский писатель, который писал книги об Эрьзе.

7. Название Республики, где похоронен скульптор.

ПО ВЕРТИКАЛИ: 8. Настоящая фамилия скульптора.

 

Степан Дмитриевич Нефедов

 - Наше занятие о творчестве С.Д. Эрьзи подошло к концу.

И думаю, что чувство гордости за нашего великого и талантливого земляка навсегда поселится в вашем сердце.

Литература:

1.Альбом “Степан Дмитриевич Эрьзя”;

2. «Степан Эрьзя» К. Абрамов,

3.Газеты “ЭрьзяньМастор” (от 9.08; 26.10 2001 г.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи: 1 учить давать полные ответы на вопросы, составлять рассказ-описание. 2 Развивать речь учащихся, выразительность при чтении стихотворений iconКонспект «Интегрированное занятие «Весна»
Уточнить знания детей о весне, о признаках весны, о перелетных птицах и их детенышах, о первоцветах. Продолжать учить выразительно...

Задачи: 1 учить давать полные ответы на вопросы, составлять рассказ-описание. 2 Развивать речь учащихся, выразительность при чтении стихотворений iconЧтение слогов протяжно и слитно (со звуком и буквой Б). рассказ «Рыбалка»
Цели урока: 1 учить детей правильно, протяжно и слитно читать слоги и слова со звуком и буквой Б, учить давать полные ответы на вопросы...

Задачи: 1 учить давать полные ответы на вопросы, составлять рассказ-описание. 2 Развивать речь учащихся, выразительность при чтении стихотворений iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конскурс
Цели: развивать диалогическую речь, побуждать к монологу. Продолжить учить отвечать четко на вопросы. Учить составлять рассказ по...

Задачи: 1 учить давать полные ответы на вопросы, составлять рассказ-описание. 2 Развивать речь учащихся, выразительность при чтении стихотворений iconОбучение детей пересказыванию и заучиванию стихотворений
Составлять рассказы по четкому плану могут дети с 5-6 лет. Чтобы рассказ был понятен слушателям, в нем должны использоваться полные...

Задачи: 1 учить давать полные ответы на вопросы, составлять рассказ-описание. 2 Развивать речь учащихся, выразительность при чтении стихотворений iconЦель: формирование любви к малой Родине. Задачи
Задачи: Воспитывать интерес детей к истории малой Родины, чувство гордости за место, где они родились и живут; чувство гордости за...

Задачи: 1 учить давать полные ответы на вопросы, составлять рассказ-описание. 2 Развивать речь учащихся, выразительность при чтении стихотворений iconКонспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «На стройке»
Закреплять представления о строительстве жилых домов, учить называть части дома. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя,...

Задачи: 1 учить давать полные ответы на вопросы, составлять рассказ-описание. 2 Развивать речь учащихся, выразительность при чтении стихотворений iconКонспект непосредственной образовательной деятельности детей с онр по теме: «дикие животные»
Образовательная область «Коммуникация» совершенствовать диалогическую речь, учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать...

Задачи: 1 учить давать полные ответы на вопросы, составлять рассказ-описание. 2 Развивать речь учащихся, выразительность при чтении стихотворений icon«В гостях у березы» Цель: обобщить знания детей о берёзе. Задачи
Закреплять умение детей давать полные ответы на вопросы, используя свои наблюдения и полученную информацию на занятиях, отмечать...

Задачи: 1 учить давать полные ответы на вопросы, составлять рассказ-описание. 2 Развивать речь учащихся, выразительность при чтении стихотворений icon• Учить детей составлять коллективный рассказ по серии картин
Развивать связную монологическую речь: умение последовательно, самостоятельно, эмоционально рассказывать

Задачи: 1 учить давать полные ответы на вопросы, составлять рассказ-описание. 2 Развивать речь учащихся, выразительность при чтении стихотворений iconКоммуникация. Познание. «Варвара-краса, длинная коса»( младшая группа)
Цель: учить составлять описательный рассказ по фотографии и по памяти. Продолжать отвечать чётко на вопросы. Развивать диалогическую...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница