Темы: Жанры изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства




Скачать 140.49 Kb.
НазваниеТемы: Жанры изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства
Дата публикации02.06.2014
Размер140.49 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы

Цикл НОД ОО «Познание»

Разработала Воробьева Т.А.

Темы:

1. Жанры изобразительного искусства.

2. Виды изобразительного искусства.

3. Великая Отечественная Война в изобразительном искусстве.

1

Цель: Познакомить воспитанников с жанрами изобразительного искусства.

(Портрет, пейзаж, натюрморт, композиция).

Задачи:

  • Учить передавать увиденное в картине («читать» картину).

  • Обогатить словарный запас детей, расширить кругозор.

  • Познакомить детей с художниками и их произведениями.

  • Пробуждать в детях чувство прекрасного.

Воспитатель

Воспитанники (ответы детей)

Номер слайда

- Дети, сейчас мы поговорим с вами о таком виде искусства, как «изобразительное». Люди научились изображать предметы и события еще пять тысяч лет назад, чтобы лучше передавать друг другу свои знания и наблюдения. И в наши дни художники в своих произведениях рассказывают о людях, их поступках, о красоте природы.

- Давайте с вами подумаем и ответим на вопрос: для чего еще нужны художники?

- Придумывать новые дома, мебель, одежду, украшать посуду, ткани, ковры, придумывать картинки в книги, открытки, афиши, реклама и т.д. (педагог дополняет ответы, для чего еще нужны рисунки – проекты: для эскизов машин, украшений клумб, оформления интерьера, праздников и т.д.)

1

- Давайте с Вами познакомимся с основными видами изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт и композиция.

-

2, 3

- Давайте познакомимся с таким жанром изобразительного искусства, как «портрет».

Воспитатель зачитывает фрагмент стихотворения А. Кушнера «Что я узнал»:

^ Если видишь, что с картины

Смотрит кто - нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина.

Или Колька, твой сосед.

Обязательно картина

Называется – «ПОРТРЕТ».

- Перед нами картина «Портрет Монны Лизы», художника Леонардо да Винчи. Рассмотрим её. Перед нами молодая женщина. Она спокойна. Сидит на фоне горного пейзажа. Когда художник хотел изобразить человека, он работал над его образом. Ведь ему нужно было показать характер, настроение, положение человека.

Как вы думаете, чем отличается работа художника, который рисует, от работы фотохудожника?

- Да, действительно. Художник долго подбирает краски, освещение, состояние человека. Изучает его внешность, глаза, уши, волосы и т.д. Ведь мы видим человека в первый раз, а можем по картине составить целый рассказ.

-

(Ответы детей):

- Фотохудожник (фотограф) фотографирует то, что есть на самом деле;

- Фотограф быстрее работает;

- Фотограф мало может изменить в человеке.

4


- Вот например давайте рассмотрим следующий портрет. Наверное по нему Вы сразу догадаетесь, кто на нем изображен!

- Итак, ребята, Вы сразу поняли, что это портрет космонавта. (Рассматриваем его одежду). На фоне неба, улыбающееся доброе лицо у этого человека. Наверное, это замечательный, смелый человек.

- Это ребята, наш первый космонавт – Юрий Гагарин. Давайте посмотрим, какие цвета преобладают на этом портрете?

- Космонавт!

(Может кто – то догадывается сразу, что это Юрий Гагарин)

- Голубой, цвет неба, серый, перламутровый и.т.д.

5


- Теперь мы рассмотрим следующий портрет. Я не буду называть профессию этого человека, а Вы попробуете рассказать, «прочитать» эту картину.

Посмотрите, что Вы видите?

- Да, верно. Этот человек музыкант. Какой музыкант?

Верно. Он еще и композитор. Т.е. тот человек, который пишет (сочиняет) музыку.

- Ребята, мы с вами разобрались, что портрет, это такой жанр изобразительного искусства, когда изображают одного человека или несколько людей, тогда это групповой портрет. Бывает, сам художник изображает себя, тогда это автопортрет.

- Человек сидит. Думает.

Рояль. На нём ноты.

- Пианист.


6

- Теперь давайте рассмотрим следующую картину. Это изображение природы. Когда изображают живописные (интересные, по мнению художника или красивые) уголки природы, это пейзаж.

Воспитатель зачитывает стихотворение А. Кушнера:

^ Если видишь: на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле иль шалаш,

То подобная картина называется ПЕЙЗАЖ.

- Вот перед нами пейзаж А.И. Куинджи – «Березовая роща».

- Художник любовался красками природы. Как Вы думаете, что хотел показать нам художник? Какие цвета он использовал?

- Да ребята, художник хотел показать нам красоту летнего леса, солнечного дня. Мы как будто находимся в лесу: слышим шум листвы. Вдыхаем аромат свежей травы.


(Предполагаемые ответы: зеленый. Светло – зеленый, белый) Педагог вводит новые оттенки цветов. (Слова - сравнения белый молочный, салатовый, бирюзовый и т.д.)


7

- Но давайте перенесемся с вами в другое место. Рассмотрим этот замечательный морской пейзаж. Какие мы звуки можем «услышать»?

- Шум воды, как птицы хлопают крыльями, ветер…

8

- Этот пейзаж написал художник А.А. Рылов. Какие цвета использовал художник, чтобы показать нам просторы родного края. Картина так и называется

«В голубом просторе».

- Да ребята, помните, мы с вами разговаривали о теплых и холодных цветах, так вот на этой картине больше холодных цветов. Назовите, какие это цвета?

- Голубой, фиолетовый, белый, синий…




- Ребята, вы знаете, художником которые изображают море, а это очень сложно, называют «маринистами». Так вот мы с вами познакомимся с одним из них сейчас – это Иван Айвазовский. Рассмотрим его картину «Черное море».

- Как вы думаете, море сейчас спокойное или нет?

Рассмотрите небо над водою. Какие цвета использует художник в этой картине?

- Темно – зеленый, изумрудный, темно – синий, белый, серый и т.д.

9

- Давайте рассмотрим еще одну картину этого же художника – «Лунный пейзаж». Какое время дня на картине, какие цвета, что делают люди…. и т.д.




10

- Ребята, но у нас есть еще один вид изобразительного искусства. Посмотрите на картину, что на ней изображено?

Воспитатель зачитывает фрагмент стихотворения А. Кушнера «Что я узнал»:

^ Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу -

Знай, что это «НАТЮРМОРТ».

Цветы, фрукты…

11

Рассмотрим с вами еще одну картину, натюрморт «Хризантемы» (Грабарь И.Э.). (Более пяти художников детям лучше не называть, это много для дошкольников. Лучше систематически называть и повторять два, три новых художника, через 3-4- занятия).

- давайте подумаем, какое время суток изображено на картине

- а какое время года?

- утро…

- лето.

12

Если дети активны до конца занятия, то можно рассмотреть еще два натюрморта. И вообще количество рассмотренных репродукций варьируется самим педагогом, в зависимости от обстоятельств. (дети устали, или уровень восприятия более низкий, напр. дети - логопаты.)

-

13,

14

А теперь, ребята, самое интересное. Мы с вами узнаем, что получится, когда портрет, пейзаж и натюрморт соединяются вместе!

-картина!

15

Правильно! Еще можно сказать «композиция».

Попробуем «прочитать» картину «Хлеб». Люди на ней трудятся, собирают в мешки пшеницу. Они рады, почему?

Какие краски использует художник?

- Потому, что из этой пшеницы будет хлеб!

16

А на следующей картине, которая называется «У речки» мы что видим?

Да, но если присмотреться повнимательнее, то можно увидеть целый рассказ: Молодая девушка пошла на реку за водой. А молодой человек, которому она нравиться тоже решил напоить свою лошадь, что бы встретиться с ней.

- Девушку. Она несет воду.

Лошадь, которая пьет, реку и т.д.

17

А вот на этой картине, попробуем разобраться вместе. Кто изображен на ней?

А какие цвета подобрал автор картины?

Художник хотел показать, что человек – это часть нашей вселенной, всего мира. Поэтому он подобрал такие цвета. Голубой наша планета выглядит из космоса. Неслучайно художник изобразил женщину с ребенком на фоне звезд, галактик, комет.

-Мама с ребенком.

-Космические. Фиолетовый, черный, голубой.

(Обычно дети дают свои интересные комментарии.)

18

^ Далее подводятся итоги занятия.

Вместе с воспитателем дети вспоминают, что нового они узнали сегодня, какие жанры изобр.искусства, какая картина больше всего понравилась, что еще хотели бы нового узнать и т.д.


2

Цель: Познакомить воспитанников с видами изобразительного искусства. (Живопись, графика, скульптура).

Задачи:

  • Учить различать виды изобразительного искусства.

  • Познакомить детей со средствами выразительности: цвет, линия, характер.

  • Обогатить словарный запас детей, расширить кругозор.

  • Познакомить детей с художниками и их произведениями.

  • Пробуждать в детях чувство прекрасного.




Ребята, чтобы создать картину художник думает, чем он будет работать. Например, чтобы показать красоту и яркость летних цветов, он будет использовать краски. А не простой карандаш и не глину. Правильно?

Если он хочет показать сильного богатыря, сражающегося со злым чудищем, он вполне может использовать камень, глину или сталь, для скульптуры. Это зависит от самого художника: что он хочет показать. Какую мысль он хочет выразить?

Вот, например, чтобы показать эту маленькую девочку, с пушистыми рыжими волосами, художник использовал масленые краски. С помощью красок художник может показать румянец на щеках, цвет глаз, легкое платье и т.д.

Это что у нас за картина?

Написанные красками картины называют живописью, от слов «живо» и «писанные».


- портрет

20

- А вот на этом пейзаже, что хотел показать художник?

- Смог ли он это показать с помощью карандаша? Это тоже живопись.

-красоту гор, неба…

21

А вот на этом замечательном пейзаже художник любовался русским зимним лесом. Посмотрите, как светит солнышко, как красив лес. Покрытый пушистым инеем! Кажется будто скрипит снег.

^ Дети вставляют свои комментарии по поводу этого пейзажа..

22

А вот сейчас мы познакомимся с интересной картиной «Балованное дитя». Эта картина написана очень давно, более ста лет назад. Но то, что на ней изображено, может происходить и в наше время! Правда, ребята?

Да, мама кормит сына, а тот капризничает…

23

Мы с вами говорили, что художники еще рисуют картинки в наших книжках. Вот, посмотрите, замечательный наш новосибирский художник Вл. Ладога нарисовал целую серию иллюстраций к русским народным сказкам. Вот это к какой сказке иллюстрация?

Какие линии на иллюстрации? Правильно, плавные, закругленные, как в русской песне. Бывают в жизни такие? Нет. Это художник так показал нам дым из трубы и снег. И цвета яркие, чистые. А по краям иллюстрации – узоры. Этот вид изображения называется графика.

Сказка про Емелю!

24

А сейчас мы с вами рассмотрим натюрморт, прорисованный простым карандашом. В стакане хрупкий и нежный цветок. Замечательный художник И.А. Врубель, использовал акварельные краски. Но этот рисунок, ребята – графика. Если в живописи художник показывает цветом, то в графике работают линии.

-

25

На этом рисунке художник использует цвет. Но все же опять работают линии. Скачущая, будто летящая лошадь показана размытыми линиями.

-

26

Но мы с вами еще не познакомились с таким интересным видом изобразительного искусства, как скульптура. Рассмотрим эту композицию. Кто здесь изображен? Что они делают? Автор хотел показать заботу и любовь мамы – пингвинихи к своему малышу. Скульптура пластичная. Все линии закругленные, плавные. Эта скульптура сделана из мрамора, камня. Как вы думаете, для чего нужны скульптуры?

Да, но и для того чтобы увековечить знаменитых и замечательных людей, поэтов, композиторов, героев.

Эти скульптуры называют памятниками, от слова «память». Вы в нашем городе видели памятники? Где?

А вы знаете кому они?

- Мама пингвина со своим детенышем. Мама кормит своего пингвинёнка.

Для украшения парков, города, метро и т.д.

27

Но не только из камня и железа делают скульптуры. Иногда сама природа помогает создать скульптуру. А художник лишь доводит дело до конца. Вот, посмотрите, это скульптурная композиция из дерева. Как вы думаете что это?

Да. Это девушка с развивающимися волосами. Эта скульптура называется «Пора листопада». Может эта девушка и есть осень. А может осенний ветер подул, с листьями закружил ее.

- Девушка.

28

Ну, а на этой скульптурной композиции, вам, я думаю все понятно. Два друга, мальчик и собака. Такое ощущение. Что они долго гуляли, бегали и решили отдохнуть. Собака преданно положила голову на колени хозяина.

Ребята могут рассказать о своей дружбе с животными (домашними питомцами).

29

Педагог подводит итоги занятия. Вспоминает вместе с ребятами виды изобразительного искусства. Что больше всего понравилось, что еще хотели бы узнать. Можно завершить занятие в совместной деятельности созданием своего «шедевра». Дети могут нарисовать, слепить что-то по желанию.

^ 3

(Великая Отечественная Война в изобразительном искусстве)

Цель: Познакомить воспитанников со средствами композиционной выразительности. (Какие средства использует художник, чтобы донести до нас свою мысль).

Задачи:

  • Учить различать виды и жанры изобразительного искусства.

  • Познакомить детей со средствами выразительности: цвет, линия, характер.

  • Обогатить словарный запас детей, расширить кругозор.

  • Познакомить детей с художниками и их произведениями.

  • Пробуждать в детях чувство сострадания, сочувствия.

  • Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение к людям, защитившим нас от фашистского натиска.




На этой картине (какой вид изобр.искусства?) мы видим страшный пейзаж. На краю города, в некоторых домах забиты окна. На земле из железнодорожных свай поставлена противотанковая защита. Зима, начало войны, уезжающая машина, покрытая брезентом. Какие краски использовал художник, чтобы показать холод, печаль, страх?

- пейзаж.

- Черная, серая.

31




^ Этот слайд анализируется по желанию.

32

На этой картине, написанной маслом, художник изобразил детей и дедушку, с собакой. Они обедают после тяжелой изнурительной работы. Все взрослые ушли на фронт. В деревнях остались лишь старики и дети. Им тяжело выполнять такую работу. Посмотрите, из еды у них черствых хлеб и вода. Картина называется «Жатва. 1945 г.»

Дети рассказывают, что они видят. Затем помогает педагог.

33

На этой картина два солдата. Один из них ранен и не может стоять. А другой, то ли смеётся, то ли плачет от радости. Бой окончен. Они победили!

Как художник показал полумрак подвала, их лица, эмоции…

^ С помощью приглушенных цветов. (дети говорят обычно – серых, темных.)

34

На этом плакате вы видите девочку.

Она закрылась рукой от страха. Как художник показал девочку: у нее широко раскрытые глаза от страха, рука напряжена, лицо закрыто…

А на этом плакате изображена женщина. Она призывает всех людей дать отпор фашистским захватчикам. Как вы думаете почему женщина, а не мужчина?

^ Дети рассказывают. Затем помогает педагог.

35, 36


На этом рисунке (графика) художник изображает девушку, везущую обессилевшего от голода и холода мужчину, брата, а может быть отца, в госпиталь. Эта зарисовка, выполненная по памяти, может с натуры, карандашом, в дни блокады Ленинграда. (воспитатель кратко рассказывает о «кольце смерти», о блокаде)

^ Этот слайд тяжелый для детского восприятия. Поэтому только комментарии педагога.

37

Это скульптурный групповой портрет. Наши солдаты. Попавшие в плен. Перед лицом смерти не склоняют свои головы. Они не сдаются. Художник специально показал нам, что даже связанные, держащиеся за друг – друга непадающие солдаты – сильнее смерти.

^ Здесь лучше дети сами комментируют.

Затем педагог корректирует их высказывания.

38

Эта замечательная скульптура создана в честь воина – освободителя. Солдат держит маленькую напуганную девочку на руках. В руках у него меч. Этим художник хотел показать, что этот солдат, как богатырь, такой же справедливый и смелый, сильный и добрый, заступник!

39

Сейчас мы с вами рассмотрим еще один светлый плакат, в которым художник славит наших доблестных защитников. Посмотрите, на солдате форма новая, незапыленная в бою. Так не бывает. Но художник использовал светлую краску. Чтобы создать радостное настроение.

^ Дети комментируют: солдат улыбается, на груди у него медали и ордена и.т.д.

40

Как вы думаете, какой вид изобраз.иск. использовал художник, чтобы поделиться радостной вестью с людьми? Правильно, графику. (Плакат). Дело еще в том, ребята, что во время войны все деньги в стране шли на нужды фронта. Поэтому художники использовали мало краски. (в данном случае черную). Солдата, автор изобразил на фоне земного шара. Потому что это символизирует наш спасенный от фашистов мир. (Солдат уже снял каску, т.е. закончил свое великое дело.)

^ Комментарии детей.

41

- Вот, ребята, благодаря нашим защитникам, солдатам, взрослым и даже детям, которые помогали приблизить Победу наших войск, мы с вами живем! Живем в нашей замечательной стране России!

Далее следует беседа в зависимости от подготовленности детей. В некоторых семьях помимо детского сада, бабушки и дедушки рассказывали детям о Великой Отечественной Войне, о её героях. Воспитатели также проводят занятия в рамках перспективного планирования по патриотическому воспитанию.

Но через произведения искусства дети лучше воспринимают такую информацию. Поэтому данный материал (иллюстрации) каждый педагог может использовать, как ему удобно.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Темы: Жанры изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства iconИванка Атанасова словарь терминов изобразительного искусства велико-Тырново 2006
В настоящее время "Краткий словарь тер­ми­нов изобразительного искусства" [М., 1965] устарел и не удо­влет­во­ряет потребностей ши­рокого...

Темы: Жанры изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства iconПрограмма «Изобразительного искусства» в начальной школе соответствует...
«Искусство» образовательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного...

Темы: Жанры изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства iconРазвитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного...
Изни, но основное – фундамент мировоззрения, моральные принципы, душевные качества, – закладываются в детстве. Задача учителя изобразительного...

Темы: Жанры изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства iconУрока литературы и изобразительного искусства в 6 классе. Тема: Образ былинного героя
Сценарий интегрированного урока литературы и изобразительного искусства в 6 классе

Темы: Жанры изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства iconРабочая программа по изо для 5-го класса Борисовой Г. А
Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический)

Темы: Жанры изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства iconКалендарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе
Образцы декоративно-прикладного искусства: матрёшка, расписная деревянная доска и т д

Темы: Жанры изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства iconВнеклассное мероприятие. Начальные классы. Кривда Галина Александровна,...
Кривда Галина Александровна, учитель музыки и изобразительного искусства. Мбоу «оош №73»

Темы: Жанры изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства iconУрок изобразительного искусства в 1 классе по теме "Золотые краски...
Урок изобразительного искусства в 1 классе по теме "Золотые краски осени. Панно из осенних листьев". Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова....

Темы: Жанры изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства iconРабочая учебная программа «Загадочный мир искусства» по приобщению...
Критерии и методы оценки знаний и умений, представлений уровня освоения воспитанниками содержания программы

Темы: Жанры изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства iconКонспект урока изобразительного искусства. Тема: «Дымковская игрушка»
Цель: формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности через знакомство с геометрическим орнаментом Дымковской...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница