1.Пояснительная записка.
Нормативно-правовые документы.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Учебный план ГБОУ школы № 485 на 2013 – 2014 учебный год.
Программа составлена в соответствии с авторской программой Б.М.Неменского « Изобразительное искусство », М., «Просвещение», 2011г.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. А также формирование нравственно-эстетической отзывчивости ученика на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
^
Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – предполагается проводить экскурсии на художественные выставки; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Преподавание изобразительного искусства в 4 классе осуществляется в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 485 34 часа в год (1 час в неделю).
2.Содержание рабочей программы.
Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственную художественную деятельность. Для выполнения стоящих учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
рисование с натуры (рисунок, живопись),
рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
декоративная работа, лепка,
аппликация с элементами дизайна,
беседы об изобразительном искусстве и окружающей красоте.
Отличительная черта программы: тематически-поурочный принцип планирования учебного материала, обеспечение системы межпредметных связей.
^
Рисование с натуры отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) призматической, цилиндрической, шаровой, комбинированной формы с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе) с проведением доступных учащимся объяснений к заданиям:
1) круг в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта);
2) фронтальная перспектива;
3) угловая перспектива.
Рисование с натуры, по памяти и представлению фигуры человека, животных, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.
Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.
^
а) рисование с натуры и по памяти (в том числе наброски) отдельных предметов (коробка, бидон, шар, ваза, кувшин, чайник простой формы, барабан), цветка в вазе, двух-трех листьев на ветке дерева или кустарника, бабочки, стрекозы, жука (по коллекциям), овощей, фруктов;
б) рисование с натуры натюрмортов из овощей, фруктов, предметов быта (из двух предметов разной окраски);
в) рисование с натуры (в том числе и наброски) фигуры человека;
г) рисование с натуры и по памяти птиц и животных;
д) рисование с натуры и по памяти грузовых и легковых машин;
е) выполнение графических и живописных упражнений.
^ с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:
начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т. п.);
основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов - смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
Учащиеся должны уметь:
чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета.
^
Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей.
Обобщение знаний, полученных в 1 - 3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).
Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передачу светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиск гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.
Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию.
^
а) рисунки на темы: «Летний пейзаж», «Восход солнца на море», «Портрет дерева», «Осень в саду», «Осень в городе», «На уборке урожая», «Ребята на экскурсии», «Катание с гор», «Детская железная дорога», «Песни нашей Родины», «Лесные тропинки»;
б) иллюстрирование литературных произведений: русских народных сказок «По щучьему велению», «Чудодейное колечко»; произведений «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, «Растрепанный воробей» К. Паустовского, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Золушка» Ш. Перро, «Маленький Мук» В. Гауфа, «Путешествие Гулливера» Д. Свифта, «Удалой портняжка» и «Бременские музыканты» братьев Гримм, «Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен, «Маленький водяной» и «Маленькая Баба Яга» О. Пройслер и др.
^ с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:
начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т. п.);
простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов - смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
^
рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи.
^
Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства:
народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта);
русский пряник;
лаковая миниатюра из Палеха на темы сказок;
художественные росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.).
Выполнение эскизов простейших объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.
^
а) выполнение эскизов памятного кубка. На уроках труда по возможности выполняются проекты, которые оформляются согласно эскизам;
б) выполнение эскиза лепного пряника на примере тульского пряника и роспись готового изделия;
в) выполнение эскиза сказочного стульчика (стульчик-птица, стульчик-зверь и т. д.) и роспись готового изделия;
г) выполнение эскиза сюжетной росписи кухонной разделочной доски, роспись готового изделия. Примерные сюжеты: «Сказочные птицы», «Веселые звери», «Богатырские кони», «Любимый сказочный герой» и т. д.;
д) выполнение эскиза игрушки «Веселая карусель»; моделирование игрушки из бумаги с последующим ее выполнением на уроках труда;
е) выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной птицы или зверя и роспись готового изделия.
^ с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:
начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т. п.);
термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;
начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый).
^
рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;
использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликациях и коллективных мозаичных панно.
^
Лепка птиц и домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик и т. д.).
Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.
Лепка тематических композиций на темы труда человека: «Сталевар», «Кузнец», «Строитель», «Пожарник» и т. п.
Лепка героев русских народных сказок. ^
Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев на темы: «Солнце над морем», «Утро в горах», «Парусные лодки на реке», «Закат солнца над городом», «Осенняя симфония в лесу».
Составление сюжетных аппликаций по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению», сказок «Золушка» Ш. Перро, «Бременские музыканты» братьев Гримм, «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.
^ с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:
термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;
начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства.
Учащиеся должны уметь:
рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликациях и коллективных мозаичных панно;
передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч.)
Основные темы бесед:
жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры);
красота родной природы в творчестве русских художников («Художник Архип Куинджи - мастер передачи света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»);
выдающиеся деятели культуры и искусства России на картинах художников;
великие полководцы России в произведениях художников и скульпторов;
портреты знаменитых русских писателей и композиторов;
литература, музыка, театр и изобразительное искусство;
люди труда в изобразительном искусстве; крестьянский труд в изобразительном искусстве;
сказка в изобразительном искусстве;
в мастерской художника;
музеи России;
прославленные центры народных художественных промыслов;
искусство родного края;
орнаменты народов мира.
Рекомендуемые для бесед произведения искусства:
К. Коровин. Цветы и фрукты; В мастерской художника.
А. Герасимов. Розы; Портрет балерины О. В. Лепешинской.
Ж. Б. С. Шарден. Атрибуты искусств.
П. Клас. Завтрак с ветчиной.
О. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина.
В. Серов. Автопортрет; Летом. Портрет Ольги Федоровны Серовой. Домотканово.
Леонардо да Винчи. Автопортрет.
А. Дюрер. Автопортрет в возрасте четырнадцати лет.
Рембрандт. Автопортрет; Сын Титус за чтением.
А. Венецианов. Автопортрет; Жница; На пашне. Весна; Жнецы.
И. Грабарь. Автопортрет.
А. Шилов. Автопортрет с дочерью Машей.
А. и С. Ткачевы. Автопортрет.
В. Тропинин. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль; Портрет А. С. Пушкина.
И. Репин. Портрет Василия Дмитриевича Поленова; Портрет Нади Репиной; Портрет В. В. Стасова; Портрет П. М. Третьякова; Портрет М. П. Мусоргского.
П. Корин. Портрет художников Кукрыниксов; Александр Невский; Портрет маршала Г. К. Жукова.
Ф. Решетников. Прибыл на каникулы; Уголок мастерской.
Б. Кустодиев. Автопортрет; Масленица; Встреча. Пасхальный день; Крестный ход; Портрет Федора Шаляпина.
В. Суриков. Меншиков в Березове; Переход Суворова через Альпы.
М. Антокольский. Иван Грозный.
А. Д е и н е к а. Оборона Севастополя; Окно в мастерской; Будущие летчики.
А. Бубнов. Утро на Куликовом поле.
А. Кившенко. Военный совет в Филях в 1812 году.
М. Врубель. Портрет С. И. Мамонтова.
К. Брюллов. Автопортрет; Портрет И. А. Крылова.
Л. Голубкина. Л. Н. Толстой.
И. Крамской. Н. А. Некрасов в период «Последних песен».
М. Караваджо. Лютнист.
Т. Шевченко. Автопортрет.
Д. Кардовский. Иллюстрации к рассказу А. П. Чехова «Каштанка».
Г. Мясоедов. Косцы.
В. Васнецов. Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»; Царь Иван Васильевич.
К. Ко р о. Воз сена.
А. Пластов. Автопортрет; На гумне; Деревенская улица; Деревенский март.
А. Куинджи. Украинская ночь; Эльбрус; Эффект заката; Море. Крым.
И. Айвазовский. Девятый вал; Закат на море; Черное море.
И. Б и л и б и н. Иллюстрации к русским народным сказкам.
3. Серебрякова. Автопортрет.
В. Маковский. В мастерской художника.
Г. Алексеев. В мастерской Д. Г. Венецианова.
Т. Яблонская. Хлеб; Утро.
В. Борисов-Мусатов. Весна; Водоем.
И. М а р т о с. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
3.Тематическое планирование
№
| Дата
| Тема
| Содержание работы
| Виды деятельности
| Требования к уровню подготовки учащихся
| ^
| «В мире изобразительного искусства» (12 ч)
|
| 1
|
| Тематическое рисование. «Летний пейзаж».
| «Летний пейзаж» Импровизация на темы летних впечатлений.
| Рисование на тему
| Уметь: использовать простейшие явления линейной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств в аппликации и мозаичном панно
| ^
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
^
К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.
| 2
|
| ^
| Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги
| ^
| Уметь: образно передавать задуманную композицию
| П. Устанавливать причинно-следственные связи.
^
Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации в учебнике.
К. Формулировать собственное мнение и позицию.
| 3
|
| ^
| Беседа по картине В. Поленова «Золотая осень», И. Левитан «Золотая осень»
| Беседа
| Уметь: передавать цветовые отношения земли, неба, деревьев и т.д., формирование умений понимать основной замысел художника и художественные достоинства картины-пейзажа
| ^
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
^
| 4- 5
|
| ^
Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко».
| Рисование с натуры кувшина и яблока (ваза и яблоко)
| ^
| Уметь: анализировать пропорции предметов, доступными средствами передавать сходство с натурой (форму, очертание, оттенки цвета), анализировать содержание и художественные достоинства картин-натюрморта
| ^
Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
^
| 6-7
|
| ^
| рисование с натуры коробки карандашом. Эскиз росписи шкатулки
| ^
| Уметь: выполнять построение геометрических фигур с использованием угловой и фронтальной перспективы, использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемого предмета
| ^
Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
^
| 8
|
| Рисование с натуры. Рисование с натуры шара.
| Рисование с натуры отдельных предметов цилиндрической формы, с передачей объема. Рисование круга в перспективе.
| ^
| Понимание конструктивного строения предметов, элементов линейной перспективы
| ^
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
^
| 9
|
| Рисование по представлению. Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор».
| Рисование своей улицы или двора
| ^
| Уметь: использовать в работе различные художественные материалы
| П. Осуществлять поиск необходимой информации. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.
^
Учиться высказывать своё предположение.
К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.
| 10-11
|
| ^
| Рисование фигуры человека
| ^
| Знать: пропорции фигуры человека
Уметь: изобразить фигуру человека в движении
| П. Ставить и формулировать проблемы. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
^
| 12
|
| Лепка. Лепка фигуры человек с атрибутами труда или спорта.
| Лепка фигуры человека в спортивной одежде
| ^
| Уметь: изобразить фигуру человека в движении
| П. Осуществлять поиск необходимой информации. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.
^
Учиться высказывать своё предположение.
К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.
| «Мы любим смотреть картины и рисовать» (22 ч)
|
| 13
|
| ^
| Рисование животного (волка, лисицы, собаки, кошки)
| ^
| Уметь: рисовать животных с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объемной фигуры, цветовых оттенков шерсти
| П. Устанавливать причинно-следственные связи.
^
Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
^
| 14-15
|
| Рисование по представлению. Наброски с натуры и по представлению птиц (голубь, сорока, утка)
| Выполнение работы в виде сказочной птицы или зверя и роспись готового изделия гуашью.
| ^
| Уметь: использовать стилизованные формы растительного и животного мира в декоративном рисунке, передавать пропорции птицы.
| П. Устанавливать причинно-следственные связи.
^
Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
^
| 16
|
| Декоративно-прикладное творчество. Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски
| Роспись разделочной кухонной доск)
| ^
| Уметь: передать в рисунке свое эмоциональное отношение к сюжету
| П. Устанавливать причинно-следственные связи.
^
Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
^
| 17
|
| Тематическое рисование. Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
| Тематическое рисование на сказочные сюжеты
| ^
| Уметь: использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сказочного сюжета
| П. Осуществлять поиск необходимой информации. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.
^
Учиться высказывать своё предположение.
К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.
| 18-19
|
| ^
| Сюжетная аппликация
| ^
| Уметь: передавать динамику событий, действия героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги
| П. Осуществлять поиск необходимой информации. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.
^
Учиться высказывать своё предположение.
К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.
| 20
|
| ^
| Рисование с натуры
| ^
| Уметь: составлять узор, сочетающий изображения стилизованных форм животного и растительного мира
| П. Устанавливать причинно-следственные связи.
^
Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации в учебнике.
К. Формулировать собственное мнение и позицию.
| 21
|
| ^
| Рисование с натуры или по представлению атрибутов армии, ВС. Эмблема, символ
| ^
| Знать: жанры изобразительного искусства – батальный и исторический
| П. Устанавливать причинно-следственные связи.
^
Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации в учебнике.
К. Формулировать собственное мнение и позицию.
| 22
|
| ^
| Выполнение линейного рисунка, пропорции, проработка деталей, цветовая разработка
| рисование по памяти или с натуры грузовых и легковых машин
| Знать: пропорции рисования предметов прямоугольной формы, расположенных под углом к рисующему
| ^
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
^
К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.
| 23-24
|
| ^
| Лепка пряника и роспись готового изделия
| ^
| Знать: о народной художественной резьбе по дереву
| П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.
^
К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.
| 25
|
| ^
| рисунок птицы (вороны, петуха). Знакомство с жанром анималистики в ИЗО
| Рисование с натуры, по памяти
| Уметь: передать особенности положения птицы в разных позах, выразительность формы.
| ^
^
К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.
| 26-27
|
| Иллюстрирование басен И. Крылова «Ворона и Лисица»
| Передача конструктивного строения (формы), цвета изображаемых объектов
| ^
| Уметь: самостоятельно выбрать сюжет из литературного произведения для иллюстрации
| ^
^
К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.
| 28-29
|
| ^
| Рисование заката солнца
| ^
| Уметь: выделять главное в пейзаже, различать цветовой фон
| П. Ставить и формулировать проблемы. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.
^
К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.
| 30
|
| ^
| Знакомство с крупными стройками нашей страны и иллюстрирование их
| ^
| Знать: пропорции, характерном соотношении частей фигуры человека и их передача в скульптуре малой формы
Уметь: передавать цветовые отношения земли, неба, деревьев, строений и т.д
| П. Ставить и формулировать проблемы. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
^
| 31
|
| Аппликация. Составление мозаичного панно «Слава труду».
| Составление проекта памятника герою
| Декоративно-прикладное творчество
| Знать: работу художника-графика в области плаката
Уметь: проявлять фантазию и воображение
| П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
^
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.
| 32
|
| Аппликация. Составление мозаичного панно «Слава труду».
| Составление проекта памятника герою
| Декоративно-прикладное творчество
| Уметь: наблюдать и изображать стрекоз в разных положениях
| П. Устанавливать причинно-следственные связи.
Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
^
К. Формулировать собственное мнение и позицию.
| 33
|
| Беседа. «Орнаменты народов мира».
| Аппликация из орнаментов
| ^
| Уметь: самостоятельно выбирать вид орнамента с народными мотивами
| П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.
^
К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.
| 34
|
| ^
| Выставка рисунков. Проведение игр «Дорисуй картинку», «Что перепутал художник», «Составь натюрморт», «Собери пейзаж»
| ^
| Уметь: выражать отношение к произведениям искусства, к собственному творчеству
| П. Устанавливать причинно-следственные связи.
^
Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации в учебнике.
К. Формулировать собственное мнение и позицию.
|
4.Перечень компонентов УМК. Для учителя:
Программа «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского;
Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс» /автор-составитель И.В. Федотова. – Волгоград: Учитель, 2012.
Для учащихся:
Учебник «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник», автор Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. –М.: Просвещение, 2013
5.Требования к уровню подготовки учащихся.
|