Скачать 43.52 Kb.
|
Содержание Ход урокаВопросы для анализа |
Конспект открытого урока литературы в 9 классе«...Мой жребий пал: я лиру избираю...»Тема поэта и поэзии в лирике А.С. ПушкинаУчитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1 Гусев Вадим Вячеславович 2010 год Цели урока: - чтение и анализ стихотворений А.С.Пушкина по указанной теме; - наблюдение за тем, как развивается тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина; - обучение анализу стихотворения; - сопоставление произведений М.Ломоносова, Г.Державина, А.Пушкина. Задачи урока: - отрабатывать навыки сопоставительного анализа стихотворений; - учить систематизировать, выделять главное, обобщать; - обогащать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка. ^ — Вот вам тема, — сказал ему Чарский: — поэт сам избирает предметы для своих песен; толпа не имеет права управлять его вдохновением. А.С.Пушкин «Египетские ночи» 1. Учащимся предстоит самим определить тему урока после прослушанного чтения. Чтение диалога Чарского и импровизатора из произведения А.Пушкина «Египетские ночи» (глава 2) Роль Чарского читает подготовленный ученик, импровизатора – учитель. Слова автора читает подготовленный ученик. Вопрос: Какова же тема нашего урока? Обращаем внимание на эпиграф. Для размышления: на чьей вы стороне в этом диалоге? (Ответ заслушать в конце урока) Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке я приглашаю вас к серьезному разговору на сложнейшую тему: кто такой поэт и зачем его поэзия нужна людям, миру? На уроке мы будем читать и учиться анализировать пушкинские стихотворения, чтобы глубже их понять и высказать о них свои собственные суждения. А.С.Пушкин считал поэзию «ангелом-утешителем». Она не раз спасала поэта, давала ему силы для жизни и борьбы, возрождая его испепеленную душу. Тема поэта и поэзии проходит через все творчество Пушкина. Его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» (1814), строка из которого начинает на урок, а одним из последних – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) В своем творчестве Пушкин выстроил целую концепцию о месте поэта в мире, о взаимодействиях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «нерукотворного памятника» – поэтические манифесты: стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830). «Эхо» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836) (название стихотворений записаны на доске или показаны на слайде) Не все стихи нам удастся сегодня прочитать на уроке. Некоторые из них вы рассмотрите дома. А мы начнем! Стихотворение, о котором сейчас пойдет речь, завершает период Михайловской ссылки поэта. Именно его он везет в Москву в сентябре 1826 года. Поэт уже знал о казни пяти декабристов, о ссылке в Сибирь своих друзей. Но его участь оставалась пока неясной. Пушкину предстояла встреча с новым царем Николаем I. А стихотворение, которое он везет в Москву – «Пророк» Учитель читает стихотворение «Пророк» ^ Что вы скажите об этом стихотворении? Каковы ваши первые впечатления? (Чтение комментария) Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается? Проанализируйте лексику стихотворения. (Обилие архаизмов и старославянских слов; обилие глаголов в повелительном наклонении - комментарий к словам). В чем особенность композиции стихотворения? Каковы его смысловые части? Почему это стихотворение мы рассматриваем в указанной теме? (Поэт – это пророк) Какими качествами личности должен, по мнению Пушкина, обладать истинный поэт-пророк? Что необходимо, чтобы поэт стал пророком? Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких Божественных идей? Прокомментируйте свое мнение. Чтение стихотворения учащимися. Самостоятельная работа учащихся со стихотворением «Поэт» и «Поэту» Какой художественный прием использует Пушкин при построении этих стихотворений?(Антитеза) Какие образы противопоставляются? Какое новое звучание приобретает образ поэта в данных стихотворениях? В чем причина одиночества поэта? Индивидуальное самостоятельное задание: Назовите «три памятника» в русской литературе. Напишите названия на доске. (Ода Горация «К Мельпомене» в переводе М.Ломоносова, Г.Р.Державин. «Памятник», А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный») Что общего в композиции этих стихотворений? Проанализируйте строфику данных произведений. О чем каждая строфа? Исследовательская работа Сравнение стихотворений Горация, Державина и Пушкина по строфам: - величие своего памятника; - пространственные границы его посмертной славы; - её временные границы; - главная заслуга в поэзии; - образ Музы. Итоги урока – Подходит к концу наш урок. Мы успели немного. Но очень хочется надеяться, что наши сегодняшние размышления станут стартовой площадкой для ваших самостоятельных размышлений и интерпретаций в рамках этой и других тем. Возвратимся к началу нашего урока. На чьей стороне вы в прочитанном диалоге? Домашнее задание Прочитайте стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Как в нем звучит проблема отношений поэта и читателей? Выпишите из него строки, которые, на ваш взгляд, могли бы стать «крылатыми» словами. Сравните стихотворение «Поэт» и «Поэту». В чем причина одиночества поэта? Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть истинным поэтом?» Выучите стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» наизусть. |
![]() | «Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011 | ![]() | |
![]() | Цели: познакомить учащихся с основными этапами биографии писателя, продолжить работу по совершенствованию навыка анализа художественного... | ![]() | Цель урока: познакомить с любовной лирикой А. С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; создать благоприятные условия... |
![]() | А. С. Пушкиным на заре его творчества. А. С. Пушкин пытается отговорить своего друга писать стихи, представляя те трудности, которые... | ![]() | Способствовать эстетическому воспитанию, умению проникать в смысл стихотворения, чувствовать слово и стремление к индивидуальной... |
![]() | Как характеризует Митрофана и г – жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль»? | ![]() | Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова, вызвать интерес к лирике поэта, обучить анализу лирического... |
![]() | Цели: методом сопоставительного анализа стихотворений выявить сходства и различия взглядов на тему поэта и поэзии А. С. Пушкина и... | ![]() | Оборудование: тексты стихотворений, задания для тестовой и самостоятельной работ, презентация по теме, запись: В. В. Маяковский.... |