Рабочая программа объединения «православная культура»




Скачать 144.62 Kb.
НазваниеРабочая программа объединения «православная культура»
Дата публикации12.04.2014
Размер144.62 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Культура > Рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»

3 «Б» класс. Третий год обучения. 36 часов в год. 1 час в неделю.

Направленность: туристско-краеведческая.

Вид деятельности: духовное краеведение.

Пояснительная записка

Учебник: ШевченкоЛ .Л. Православная культура. М.:2007г .( 3-4 год обучения)

Программа составлена на основе авторской программы Л.Л.Шевченко по учебному предмету «Православная культура». Программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура».

^ Цели предмета «Православная культура» отражают требования российского законо­дательства к содержанию образования и ориентированы на:

  • приобретение культурологических знаний, необходимых для личностнойсамоиден-тификации и формирования мировоззрения школьников;

  • обеспечение самоопределения личности, создания условий ее самореализации;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;

  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру:

- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических
ценностей как основы консолидации общества.

В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании» программой определяются следующие общие задачи обу­чения и воспитания:

  • преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей.

  • воспитание школьников как благочестивых граждан демократического общества, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

  • передача современным школьникам знаний в области истории религиозной культуры традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

^ Ведущая интегративная тема с 1 по 11 классы: «Православная культура и жизнь человека», способствующая актуализации знаний в области духовно-нравственной культуры... Так как в христианском понимании формирование феномена «православная культура» является следствием пришествия в мир Иисуса Христа и принесенного Им спасения, то цель программы предмета - раскрыть школьникам основное содержание Священной истории, центром которой является дело Христа, отраженное в различных объектах православной культуры.

^ Основными содержательными компонентами программы предмета являются знания о:

  • религиозной культуре как системе духовно-нравственных отношений (человека к Богу, к обществу, к людям, себе и миру вещей, к миру природы);

  • религиозной культуре как о творческом процессе и его результате (создатели и объекты религиозной культуры);

  • религиозной культуре как системе средств выражения.


В программе 3 года обучения закладываются основы религиозно-эстетического восприятия явлений окружающей жизни, фундамента культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. В каждой четверти рассматриваются новые аспекты основной темы года. В программе выделены два направления, на основе которых организуется и педагогически интерпретируются рекомендуемое содержание и разрабатывается методика обучения и воспитания:

1 .Связь православной культуры с жизнью.

2.Опора на образно-эмоциональный строй отобранного материала.

Духовно развитая личность - это деятель, осознающий абсолютные ценности бытия и долженствование осуществлять их в своем поведении. Общая культура человека определяется его духовной культурой.

В религиозной культуре отражаются особенности религии страны, преломленные в традиционных правовых, моральных и эстетических . формах деятельности человека. Любое гуманитарное знание формирует мировоззрение личности. Это связано с тем, что мировоззрение включает в себя оценочное отношение к знаниям, к нравственным нормам, эстетическим проявлениям.

Православная культура, как область знания связана с образовательными областями «Обществознание», «Искусство» и «Филология». Выделение отдельной предметной области представляется необходимым, так как этот учебный предмет имеет самостоятельный и специфический объект изучения - процесс развития духовно-нравственной культуры и сложную структуру содержания, которая в полном объеме не может быть усвоена в составе других образовательных областей. Специфической особенностью предметной области «Православная культура» является наличие в ее структуре компонента «духовная культура», который в вышеуказанных характеристиках не раскрывается в составе других образовательных областей базисного учебного плана средней общеобразовательной школы. В то же время духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой. В содержание этого предмета включаются материалы, изучение которых будет способствовать формированию нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности на основе положительной системы ценностей. Предметами изучения являются феномены религиозной культуры, отраженные в произведениях искусства (архитектура, живопись, музыка), духовной и светской литературы, источниках краеведения. Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи с такими учебными предметами, как музыка, изобразительное искусство, окружающий мир, история, обществознание, русская литература, русский язык, мировая художественная культура, ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.

На 3-м году обучения школьники начинают знакомиться с христианским православным пониманием духовности, как основы православной культуры. Это предполагает расширение в учебно-воспитательном процессе спектра задач обучения, воспитания и развития. Содержание учебного курса Православная культура ориентировано на формирование духовно-нравственной культуры личности школьников.

Православное понимание духовности раскрывается через понятие «христианская радость» как состояние, характеризующее человека духовного, школьникам раскрывается христианское понимание духовной красоты. Содержание программы 3 года включает материал, позволяющий раскрыть путь духовного совершенствования христиан .Содержание программы показывает,что любовь к Отечеству Небесному у христиан всегда проявлялась в любви к Отечеству земному:к предкам, Истории рода,любви к близким и дадьним людям.Любовь проявлялась в разных добродетелях любви.Человек(христианин) учился идти путем отказа себе,крестным путем. Жизнь христиан представляла путь восхождения по ступеням добродетелей, возвышающих душу к Богу.

Развитие человека: восхождение от состояния падшего к преображенному,к Богу.

В программе для 3-го года обучения продолжается разработка общих учебно-воспитательных задач курса «Православная культура»:

Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей.

Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями,

осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

Передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

^ Принцип обучения в атмосфере предмета.

В программе для начальной школы (1-3 (4) годы обучения) закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей жизни на основе культурологических знаний о православной культуре в контексте ценностей детского мира. В ней выделены два направления, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание и разрабатывается методика обучения и воспитания:

- связь православной культуры с жизнью современного ребенка;

- опора на образно-эмоциональный строй отобранного материала.

В соответствии с ними поставлены задачи:

-установление личных связей ребенка с православной культурой (личностно-ориентированный подход); маршруты духовного краеведения нашего края.

-развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира и увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры.

Такой подход дает большие возможности для духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся.

Учет возрастных и индивидуальных возможностей современных школьников предполагает постепенность раскрытия содержания. Нельзя торопить младших школьников с осознанием понятий православной культуры. Восприятие должно быть подготовлено к общению с ее глубоким духовно-нравственным содержанием. Наиболее удобная форма введения младшего школьника в православную культуру через актуализацию знакомых представлений и образов, в которых он учится видеть проявление красоты в окружающем мире.

Понимание феномена «красота» как явления духовной значимости (Бог — Любовь - Красота) было начато с первых уроков первого года обучения с простейших форм его освоения как явления эстетического. Развитие у школьников умений эстетического восприятия красивого сочеталось с развитием умений творческой деятельности: не только видеть красивое вокруг себя, но и создавать красивое самостоятельно. Развиваемые умения творческой деятельности (самостоятельных попыток создания красивого) постепенно подводили детей к осознанию сложности мироздания в силу необычайно разнообразных форм отраженной в нем красоты. Развиваемое эстетическое восприятие, способность переживать эстетические чувства в процессе собственного, пусть самого элементарного творчества, закладывало основу для осознания школьниками разумной взаимосвязи красоты и добра в мире, давало возможность для решения задач нравственного воспитания и развития.

Для того, чтобы дети смогли полноценно воспринимать православную культуру, они должны научиться понимать ее язык. Поэтому в программе использован такой материал, который дает основу для последовательного и систематического ознакомления школьников с отражением православной культуры средствами:

религиозной символики и церковных правил;

изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

литературного творчества;

музыкального искусства.
Соответственно с требованиями программы учащиеся должны получить запас элементарных базовых знаний (представлений) о православной культуре на основе художественных впе­чатлений, научиться разбираться в ее простых формах и видах, в выразительности отдельных средств. Для этого следует развивать эмоциональный и логический компонент восприятия. Осознание православной культуры теснейшим образом связано с образно-эмоциональным восприятием: умениями видеть (изображение) и слышать (музыку), поскольку нельзя осознать того, что не увидел и не услышал. Чтобы полнее воспринять православную культуру, школьники должны научиться осознавать свои эстетические впечатления. Поэтому, знакомя детей с каждой новой темой, учитель, прежде всего, должен стремиться к тому, чтобы дети получили яркое эстетическое впечатление. Но затем это же содержание (эпизод содержания темы) он использует для того, чтобы развить нравственное чувство сопереживания изучаемому эпизоду, и на этой основе научить детей понимать содержание и язык (форму) православной культуры как

нерасторжимое единство.

Непременным условием формирования способностей воспринимать объекты православной культуры в структуре процесса учебного познания, является применение на уроках методов работы, вызывающих творческую активность. Важно, чтобы на уроках создавалась «поисковая ситуация», при которой дети учились бы вслушиваться, всматриваться в изучаемый на уроке литературный и музыкально-изобразительный ряд, «открывать» в нем для себя новое и знакомое, оценивать нравственную и художественную стороны явления (в этом случае начинают развиваться способность сопереживания и художественный вкус).

Так как одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то, прежде всего, должна быть решена задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Она предполагает развитие умений ребенка смотреть на окружающую жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), то есть развитие способности эстетического восприятия. Но к такому уровню восприятия ребенка следует подвести, опираясь на имеющиеся у него наличные возможности.

Православная культура, как ценностное отношение к жизни предполагает умение школьника

понимать смысл этических правил поведения христиан в соответствии с установленными Богом для человека заповедями; способность узнавать доброе в поступках христианских святых, собственных поступках и поведении окружающих людей и определять свое эмоциональное отношение к нему как радость. В программе 3 года обучения на доступных для детей примерах показана взаимосвязанность положительных этических норм, источники происхождения, необходимость и возможность своего духовно-нравственного развития.

^ Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках, позволяющую увидеть взаимосвязь между формами отраженной православными мастерами красоты и духовным состоянием радостного предстояния христианина перед Творцом (в изображениях, украшениях, зодчестве православных храмов, в начертании буквиц церковнославянского языка, рисовании орнамента, в со­чинении сказок и стихов и т.п.).

^ Православная культура как способ выражения осваивается посредством изучения языка православного искусства. На втором году обучения начинается знакомство детей с языком православной культуры: со средствами раскрытия ее духовно-нравственного содержания. В произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры, они учатся замечать и различать их основные компоненты: цвета, линии, форму, объем, пространство, композицию. В произведениях религиозного музыкального искусства -жанр, интонацию. На материале религиозного литературного творчества изучают церковнославянскую азбуку и лексику, тексты Священного Писания и богослужения.

Материал отобран с учетом возрастных ценностных ориентации и психологических
особенностей детей младшего школьного возраста. В этом возрасте ведущими ценностями
для ребенка являются семья, любовь ближних.

^ Формы обучения: комбинированный урок, экскурсии, проведение праздников и другие.

Виды деятельности на уроке слушание рассказа учителя, беседа, слушание музыки,

рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение, сочинение сказок и рассказов,игры, обсуждение ситуации нравственного выбора и др. Формы и методы работы: Лекции, видеофильмы, экскурсии, встречи с интересными людьми, заочные путешествия, беседы, творческие задания, игровые занятия, выезды в храмы, монастыри, сотрудничество с родителями, знакомство с экспозициями музея «Прикосновения», подготовка видеожурнала «Истоки», о событиях исторического прошлого .

Ожидаемый результат обучения и воспитания:

  1. Знание основных достопримечательностей края.

  2. Интерес детей к познанию исторических событий и культурных традиций

  3. Умение вести себя на занятиях в группе, музее, храме.

  4. Творение детьми собственной личности. Оценка выполнения требований программы:

В рамках требований учащиеся должны:

  • называть и показывать;

  • определять и измерять, фиксировать;

  • описывать, составлять;

  • объяснять;

  • прогнозировать (простейшие действия).

Формируется способность оценки и навыки анализа духовно - нравственных явлений и категорий как, в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А так же умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В связи с этим критериями оценки образовательно - воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерии факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания организует и выражает своё отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и

учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.

^ Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т.д.).

Механизм оценивания. Самооценивание по индивидуальным сдвигам проводится по сочинениям-миниатюрам, исследовательским и творческим работам (стихи, рисунки, музыкальные подборки, видео- и фотомонтажи, семейные альбомы, семейные реликвии и др.) При оценке результатов обучения используются методы наблюдения, метод арт-терапии (разные виды творческих работ обучающихся), анкетирования.

Механизм оценивания учащихся в процессе изучения ОПК включает следующие средства:

  1. анкеты, опросники для детей, педагогов, родителей (стартовые, промежуточные и итоговые);

  2. карта индивидуального развития;

  3. творческие работы (стихи, рисунки, музыкальные подборки, видео- и фотомонтажи, семейные альбомы, религиозные семейные реликвии и др.) через которые отслеживается глубина проникновения в тему Православной культуры.

Для преподавания сформирован следующий методический комплекс из традиционных методов обучения: рассказ, беседа, диалог, цитирование оригинальных текстов, метод наглядности (демонстрируются репродукции картин, икон, фресок, карты, слайд - фильмы, художественные и документальные фильмы). Специфичный, именно для курса «Православная культура», метод - слушание, рисование.

^ Перечень учебно-методического обеспечения

MULTIMEDIA – поддержка предмета

Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http:// school-collection.edu.ruПрезентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http:// nachalka/info/about/193

  2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http:// nsc.lseptember.ru/urok

Технические средства обучения.

  1. Магнитная доска.

  2. Персональный компьютер.

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Экспозиционный экран.

  5. DVD-проигрыватель.

Учебно-практическое оборудование.

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

  2. Штатив для карт и таблиц.

  3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

  4. Шкаф для хранения карт.

  5. Ящики для хранения таблиц.

Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.
Литература для учителя.

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. М.: Просвещение, 2009.

  2. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы М.: Издательство "Планета 2002"

  3. Леонтьева Е. В школу введён новый предмет, ж. Сельская школа № 10 2010г.

  4. Петракова Т.И. Духовно-нравственные основы семейного воспитания. с.Религиозные ценности и современная система образования.

http:// www.verav.ru/biblio/monogr/donv/html

  1. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей М.: Издательство "Планета 2000", 2002

  2. Проблемы духовно-нравственного состояния общества и подрастающего поколения. Брошюра составлена Комиссией Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике, Комитетом Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, Общественным советом Центрального федерального округа. Москва 2009 г.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. 2010.

  4. Шевченко ЛЛ. Православная культура. М.:2007г.(1,2,3 год обучения)

  5. Шевченко ЛЛ. Православная культура. М.:2007г.( 5 год обучения)

  6. Шевченко Л.Л. Православная культура. Методическое пособие для учителя .М.:2007г.(5 год обучения)

  7. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья .М.,2005 г.

  8. Духовно-нравственные основы семьи и общества. А.С., Шуринов, г. Москва 2009г.Основы православной культуры: Учебное пособие для православных гимназий, воскресных и общеобразовательных школ. Дорофеев Виктор, протоиерей; Янушкявичене О.Л. —М.: Про-Пресс, 2006

  9. РябчиковаСБ.,СинягинаС.А.,ШароваА.Д.Духовно-нравственные традиции русской культуры: Программа и методическое пособие. - Ярославль, 2009

  10. Уроки добротолюбия. Учебное пособие. ГрифМОРФ. Священник Мороз А., Берсенева Т.И. Издательство: Сатись Санкт-Петербург. 2005

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа объединения «православная культура» iconРабочая программа внеклассного курса «Православная культура» в 3 классе
Рабочая программа курса «Православная культура»разработана на основе программы Л. Шевченко в соответствии с требованиями Федерального...

Рабочая программа объединения «православная культура» iconРабочая программа учебного предмета «Православная культура»
Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» (письмо Министерства образования РФ от 22. 10. 2002...

Рабочая программа объединения «православная культура» iconРабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Православная...
«Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской...

Рабочая программа объединения «православная культура» iconРабочая программа по православной культуре для 7 класса разработана...
«Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов»

Рабочая программа объединения «православная культура» iconРабочая программа по православной культуре для 5 класса разработана...
«Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов»

Рабочая программа объединения «православная культура» iconРабочая программа учебного предмета «Духовное краеведение Подмосковья»
«Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», представленному Министерством образования Московской...

Рабочая программа объединения «православная культура» iconПояснительная записка стр. 3-4 Требования к уровню подготовки учащихся...
Белгородской области, в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», концепции...

Рабочая программа объединения «православная культура» iconШевченко Л. Л., Шестун Е. Православная культура: Наглядное пособие...
«Православная культура», приказа управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года №656 «Об утверждении...

Рабочая программа объединения «православная культура» icon«Калининградский областной институт развития образования»
«Православная культура», «Истоки», «Живое слово», «Русские умельцы», «Русская художественная культура», «Отечественная история (5,...

Рабочая программа объединения «православная культура» iconРабочая программа Дисциплины «Зарубежная литература»
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница