Скачать 173.38 Kb.
|
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Разработали: Спицына Н.А. Идентификационный номер: УМКД. 77.64-11-4-19-032700.68-М1.В.ДВ.2.2 -2011 Контрольный экземпляр находится на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации Лист из ![]() ![]() МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа региональных и международных исследований ![]() ^Риторика 032700.68 Филология, ОП романо-германская филология Очная форма подготовки Школа региональных и международных исследований Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации курс _2_ семестр _3_ лекции ___ (час.) семинарские занятия________час. лабораторные занятия 8 час. всего часов аудиторной нагрузки__^ _ (час.) самостоятельная работа _64_ (час.) реферативные работы не предусмотрены контрольные работы не предусмотрены зачет _3_ семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки № 24 от 14 января 2010). Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации «^ » _сентября__2012_г. Заведующая кафедрой профессор, д.ф.н. Ловцевич Г.Н. «22» сентября 2012 г. Составитель (ли): доцент, к.ф.н. Спицына Н.А. Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) ^ : Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) Аннотация Цель курса: «Риторика» - помочь студентам в овладении русским языком как важнейшим средством общения, сформировать достаточно высокий уровень профессиональной коммуникативной компетенции. Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Особенно это актуально для учителя-словесника. В соответствии с современными образовательными стандартами в образовательной области «русский язык как государственный» происходит перенос акцента с преподавания языка как предметного знания на обучение родному языку как коммуникации во всех сферах общения. Толковые словари определяют риторику как науку и искусство красноречия, убеждения словом. В наши дни она расширила сферу влияния, охватив разнообразные области общения – от публичного, официального, научного и делового до бытового, обиходного, как устного, так и письменного. Красноречие понимают неоднозначно: это и дар слова – речи актуальной, эмоциональной, логичной, ясной, доходчивой, правильной, в которой используются все богатства и тонкости языка и опыт, накопленный в поэтике, стилистике, ораторстве. Любое высказывание определяется ситуацией, потребностями жизни; они порождают мотивы и цели; затем говорящий формирует содержание речи, выбирает форму: монолог или диалог, грамматическую структуру, лексику, интонацию, прогнозирует понимание слушателем и его реакцию. Выбор средств определяет пространство культуры речи на всех этапах внутренней, мысленной подготовки: мотивация, структурирования содержания, выбора слов и их последовательности, кодового перехода на акустическую, звучащую речь. Культура речевого общения содержит и этический компонент. Поэтому риторика опирается на высокий уровень владения языком и культурой речи в широком понимании этого термина. Языковая культура, обогащения риторическим опытом, современными теориями паралингвистики, дискурса, прагматики языка, логики, подкрепленная артистизмом, призвана обеспечить формирование интеллектуально и нравственно современной личности. Риторика в одно и то же время и учебный предмет, и профессиональный. Человек должен знать не только структуру своего языка, но и механизмы говорения и аудирования. Как профессиональный предмет риторика необходима во всех социальных сферах: государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, журналистам, актерам, писателям, проповедникам. В последние два десятилетия литература по риторике и культуре речи активно накапливалась. Для наглядности располагаем ее по шкале: наука, исследовательский уровень – авторы: А.Ф.Лосев, С.С.Аверинцев, В.В.Виноградов, Г.О. Винокур; Ю.В.Рождественский, Ю.М. Лотман; учебные пособия и учебники для вузов – Л.К.Граудина, В.И.Аннушкин, Е.Н.Зарецкая, Л.А. Введенская, Т.Г.Хазагеров. Прямое отношение к риторике и речи имеют труды психологов, психолингвистов: Л.С.Выгодского, Н.И.Жинкина, Ю.А.Сорокина. Задачи курса:
Воспитательная задача курса «Риторика» Риторика — наука об эффективном, результативном общении. Центром ее является общающийся человек, который в процессе деятельности вступает во взаимодействие с людьми в различных ситуациях. Специфика этих ситуаций требует от человека адекватного речевого поведения, что и обеспечивает, в конечном итоге, решение социально значимых, жизненно важных задач. Межпредметные связи курса «Риторика» Своеобразие теории ораторского искусства заключается в том, что она, имея свой предмет, опирается на целый ряд других наук, использует их данные: риторика и философия, риторика и логика, риторика и психология, риторика и этика, риторика и лингвистика, риторика и сценическое мастерство. Профессиональная речь педагога – главное средство обучения и воспитания. Умение общаться со школьниками, владеть содержанием профессионального образования и обладать развитыми способностями к профессиональной коммуникации необходимо любому учителю. Система знаний будущего педагога о языке и речи представлена в Государственном образовательном стандарте. В данной рабочей программе изложена риторико-стилистическая концепция курса «Риторика». Профессиональные коммуникативные умения складываются лишь при владении определенной системой знаний о речи, речевой коммуникации, риторических моделях педагогического общения. В рабочей программе представлены речевые понятия системы: язык и речь, нормы русского литературного языка, речевое взаимодействие, виды и формы общения, речевая деятельность, функционально-стилистические разновидности речи, модели и приемы подготовки речи. Каждое понятие курса является необходимым компонентом системы знаний, имеет определенное, но не всегда одинаковое прикладное значение. Система знаний к каждой учебной теме направлена на формирование умений анализировать речь, использовать различные приемы и модели ее подготовки в ситуациях педагогического общения с учетом норм литературного языка и экстралингвистической основы речи. Дисциплина направлена на формирование общекультурных компетенций: способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5). Профессиональные компетенции выпускника включают владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3); готовность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства (ПК-14).
Лекционные занятия не предусмотрены учебным планом II.СТРУКТУРА И содержание ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ курса Занятие 1. Культура речи как речеведческая дисциплина (2 час).
Занятие 2. Речевая деятельность (2 час).
Занятие 3. Публичное выступление (2 час).
Занятие 4. Высказывания профессионального характера (2 час).
Не предусмотрены учебным планом iII. контроль достижения целей курса Текущий контроль выполняется посредством опроса, предусматривающего ответы на следующие вопросы: ^ 1. Определение риторики. Законы риторики. Связь риторики с другими науками и дисциплинами. 2. Древнегреческое красноречие: причины возникновения риторики, типы древнегреческого красноречия, риторика Горгия, Сократа, Демосфена, Платона. 3. Древнегреческая риторика Аристотеля. Прочитать наизусть отрывок из «Метафизики» или «Поэтики». 4. Римское красноречие: Аппий Клавдий Цек, Марк Порций Катон, Марк Антоний, «Риторика к Гереннию, Цицерон. Прочитать наизусть отрывок «Из первой речи против Катилины, произнесенной в храме Юпитера Статора, 8 ноября 1963г.» или из «Самой короткой речи Цицерона». 5. Риторика Марка Фабия Квинтилиана. Прочитать наизусть отрывок «Из риторических наставлений: о воспитании оратора, как распозна-вать способности детей». 6. Ораторское искусство в средние века и в «новое время»: Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, возникновение гомилетики, университетской лекции. 7. Красноречие в России: древнерусское красноречие, первые русские риторики Макария, М.Усачева, Ф.Прокоповича, «Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова. Прочитать наизусть отрывок из «Проекта речи в академическом собрании о переустройстве университета» или из «Краткого руководства к красноречию» М.В. Ломоносова. 8. Красноречие в России: риторики М.М. Сперанского , А.Ф.Мерзлякова, Н.Ф.Кошанского, М.В.Буташевич – Петрашевского. Судебное красноречие: Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, П.С. Пороховщиков, (П.Сергеич), А.Ф.Кони. Прочитать наизусть отрывок из «Общей риторики Кошанского или из речи «Федор Михайлович Достоевский» А.Ф.Кони. 9. Полемика: подготовка к спору, ведение спора по сути. Прочитать наизусть отрывок из введения к книге «Языковая структура» А.Ф.Лосева. 10. Полемика: аргументы к слушателям, аргументы к личности оппонента. Прочитать отрывок «Из Карачаровских записей 1955 и 1962г. И.С. Соколова-Микитова. 11. Переговоры: подготовка к переговорам, ведение переговоров. Прочитать наизусть отрывок из статьи «Наши плюралисты» А.И.Солженицына. 12. Переговоры: уловки на переговорах, ведение переговоров в специальных условиях. Прочитать наизусть стихотворение А.С. Пушкина, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой (по выбору студента). 13. Ораторика: подготовка к выступлению. Подготовить устное выступление на свободную тему (2-3 минуты). 14. Ораторика: процесс выступления, приемы косвенного воздействия. Подготовить устное выступление на свободную тему (2-3 минуты). 15. Беседа и речевой этикет. Приемы активизации беседы. 16. Правильность и выразительность речи: нормативность речи, выразительность речи. Подготовить устное выступление на свободную тему (2-3 минуты). Вопросы к зачету: 1. Языковые средства риторики: риторические фигуры (аллитерация, смысловой повтор, словесный повтор, повтор однокоренных слов, синтаксический параллелизм, инверсия, эллипсис, антитеза, анафора, эпифора, кольцо, хиазм, аллегория, аллюзия, умолчание, риторический вопрос и т.д.). 2. Языковые средства риторики: тропы (метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, лилота, сравнение, эпитет, антономазия, перифраза, ирония). 3. Общая характеристика функционального стиля научной литературы: способ изложения материала, лексика научного текста. Работа с тек-стом. 4. Характеристика морфологических средств научного текста: существительное, прилагательное, местоимение, глагол, числительное, предлоги, союзы, частицы. Работа с текстом. 5. Характеристика синтаксических средств научного текста. Экстралингвистические (неязыковые) средства, подъязыки и жанры. Работа с текстом. 6. Структурные особенности научного произведения: логическая схема научного исследования, рубрикация, композиция, объем. Работа с текстом. 7. Аннотация: определение, сущность и назначение аннотации. Виды аннотации. Составить аннотацию. 8.Реферат: структура и содержание реферата, требования к составлению рефератов. Проанализировать подготовленный реферат на научное издание по лингвистике (по выбору студента). 9. Оформление научной работы: общая характеристика оформления научной работы, справочно-бибилиографический аппарат научного издания, библиографическое описание, библиографическая сноска, библиографический список. Работа с текстом. 10. Оформление научной работы: цитирование, цитация. Работа с текстом. 11. Оформление научной работы: сокращение. Работа с текстом. 12. Оформление научной работы: иллюстрация. Работа с текстом. 13. Оформление научной работы: цифровое обозначение. Работа с текстом. 14. Проанализировать речевое поведение говорящего: диктора, комментатора, официального лица, учителя. Предложить набор рекомендаций, которые могли бы способствовать устранению барьеров в процессе коммуникации. ^ .Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
2. Учебники и учебные пособия
3. Дополнительная литература по всем разделам курса.
60.Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989. 61. Цеплитис Л.К., Катлапе Н.Я. Теория публичной речи. – Рига. 1971. 62. Чихачев В.П. О культуре публичной речи. – Л., 1968. 63. Чихачев В.П. Техника речи пропагандиста. – М., 1981. 64. Этюды о лекторах. – М., 1974. 4. Словари, справочники
Электронные ресурсы:
|
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Классические языки» для студентов заочной формы обучения по специальности 0503010.... | ![]() | Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по творческим специальностям. Материалы составлены на основе... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины преподавателя разработан : преподавателем Бассалыго О. В | ![]() | Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... |
![]() | Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | ![]() | ... |
![]() | ... | ![]() | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
![]() | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» |