Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»




Скачать 173.38 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Дата публикации10.04.2014
Размер173.38 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
www.lit-yaz.ru > Культура > Учебно-методический комплекс

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»

Разработали: Спицына Н.А.

Идентификационный номер:

УМКД. 77.64-11-4-19-032700.68-М1.В.ДВ.2.2 -2011

Контрольный экземпляр находится на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации

Лист из



лого


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа региональных и международных исследований

для умкд лебедько-ловцевич
^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

Риторика

032700.68 Филология,

ОП романо-германская филология

Очная форма подготовки
Школа региональных и международных исследований

Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации

курс _2_ семестр _3_

лекции ___ (час.)

семинарские занятия________час.

лабораторные занятия 8 час.

всего часов аудиторной нагрузки__^ 8_ (час.)

самостоятельная работа _64_ (час.)

реферативные работы не предусмотрены

контрольные работы не предусмотрены

зачет _3_ семестр


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки № 24 от 14 января 2010).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации «^ 22» _сентября__2012_г.

Заведующая кафедрой профессор, д.ф.н. Ловцевич Г.Н. «22» сентября 2012 г.

Составитель (ли): доцент, к.ф.н. Спицына Н.А.


Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


^ II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

Аннотация

Цель курса: «Риторика» - помочь студентам в овладении русским языком как важнейшим средством общения, сформировать достаточно высокий уровень профессиональной коммуникативной компетенции. Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Особенно это актуально для учителя-словесника. В соответствии с современными образовательными стандартами в образовательной области «русский язык как государственный» происходит перенос акцента с преподавания языка как предметного знания на обучение родному языку как коммуникации во всех сферах общения.

Толковые словари определяют риторику как науку и искусство красноречия, убеждения словом. В наши дни она расширила сферу влияния, охватив разнообразные области общения – от публичного, официального, научного и делового до бытового, обиходного, как устного, так и письменного.

Красноречие понимают неоднозначно: это и дар слова – речи актуальной, эмоциональной, логичной, ясной, доходчивой, правильной, в которой используются все богатства и тонкости языка и опыт, накопленный в поэтике, стилистике, ораторстве.

Любое высказывание определяется ситуацией, потребностями жизни; они порождают мотивы и цели; затем говорящий формирует содержание речи, выбирает форму: монолог или диалог, грамматическую структуру, лексику, интонацию, прогнозирует понимание слушателем и его реакцию.

Выбор средств определяет пространство культуры речи на всех этапах внутренней, мысленной подготовки: мотивация, структурирования содержания, выбора слов и их последовательности, кодового перехода на акустическую, звучащую речь. Культура речевого общения содержит и этический компонент. Поэтому риторика опирается на высокий уровень владения языком и культурой речи в широком понимании этого термина. Языковая культура, обогащения риторическим опытом, современными теориями паралингвистики, дискурса, прагматики языка, логики, подкрепленная артистизмом, призвана обеспечить формирование интеллектуально и нравственно современной личности.

Риторика в одно и то же время и учебный предмет, и профессиональный. Человек должен знать не только структуру своего языка, но и механизмы говорения и аудирования. Как профессиональный предмет риторика необходима во всех социальных сферах: государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, журналистам, актерам, писателям, проповедникам.

В последние два десятилетия литература по риторике и культуре речи активно накапливалась. Для наглядности располагаем ее по шкале: наука, исследовательский уровень – авторы: А.Ф.Лосев, С.С.Аверинцев, В.В.Виноградов, Г.О. Винокур; Ю.В.Рождественский, Ю.М. Лотман; учебные пособия и учебники для вузов – Л.К.Граудина, В.И.Аннушкин, Е.Н.Зарецкая, Л.А. Введенская, Т.Г.Хазагеров. Прямое отношение к риторике и речи имеют труды психологов, психолингвистов: Л.С.Выгодского, Н.И.Жинкина, Ю.А.Сорокина.

Задачи курса:

  • познакомить с основами знаний о языке и речи, видах и формах языка и речи, системой качеств хорошей речи (правильность, чистота, точность, богатство, логичность, выразительность, уместность, ясность), с особенностями профессионально значимых речевых жанров;

  • научить анализировать речь учащихся и свою собственную речь;

  • научить будущих учителей владеть своим голосом, речевым аппаратом с тем, чтобы педагогическое общение было максимально эффективным;

  • подготовить к созданию и восприятию профессионально значимых речевых жанров;

  • познакомить студентов с видами общения, механизмами речи;

  • помочь овладеть культурой устной речи («светская беседа»,беседа с незнакомым человеком, деловые переговоры, полемика, интервью, публичное выступление);

  • помочь овладеть культурой письменной речи;

  • познакомить студентов с особенностями речевого этикета и их национальных особенностей.

Воспитательная задача курса «Риторика»

Риторика — наука об эффективном, результативном общении. Центром ее является общающийся человек, который в процессе деятельности вступает во взаимодействие с людьми в различных ситуациях. Специфика этих ситуаций требует от человека адекватного речевого поведения, что и обеспечивает, в конечном итоге, решение социально значимых, жизненно важных задач.

Межпредметные связи курса «Риторика»

Своеобразие теории ораторского искусства заключается в том, что она, имея свой предмет, опирается на целый ряд других наук, использует их данные: риторика и философия, риторика и логика, риторика и психология, риторика и этика, риторика и лингвистика, риторика и сценическое мастерство.

Профессиональная речь педагога – главное средство обучения и воспитания. Умение общаться со школьниками, владеть содержанием профессионального образования и обладать развитыми способностями к профессиональной коммуникации необходимо любому учителю.

Система знаний будущего педагога о языке и речи представлена в Государственном образовательном стандарте. В данной рабочей программе изложена риторико-стилистическая концепция курса «Риторика». Профессиональные коммуникативные умения складываются лишь при владении определенной системой знаний о речи, речевой коммуникации, риторических моделях педагогического общения.

В рабочей программе представлены речевые понятия системы: язык и речь, нормы русского литературного языка, речевое взаимодействие, виды и формы общения, речевая деятельность, функционально-стилистические разновидности речи, модели и приемы подготовки речи. Каждое понятие курса является необходимым компонентом системы знаний, имеет определенное, но не всегда одинаковое прикладное значение.

Система знаний к каждой учебной теме направлена на формирование умений анализировать речь, использовать различные приемы и модели ее подготовки в ситуациях педагогического общения с учетом норм литературного языка и экстралингвистической основы речи.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных компетенций: способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5).

Профессиональные компетенции выпускника включают владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3); готовность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства (ПК-14).



  1. ^ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА


Лекционные занятия не предусмотрены учебным планом

II.СТРУКТУРА И содержание ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ курса

Занятие 1. Культура речи как речеведческая дисциплина (2 час).

  1. Общая и частная риторики.

  2. Основные этапы развития риторики.

  3. Неориторика как наука об эффективном речевом общении.

  4. Понятие риторического идеала.

  5. Общение и коммуникация

  6. Виды и стили общения. Постулаты общения.

  7. Коммуникативная ситуация, ее составляющие. Коммуниканты.

  8. Образ ритора.

  9. Коммуникативные намерения. Речевая ситуация. Речевая стратегия и тактика.

  10. Специфика педагогического общения.

Занятие 2. Речевая деятельность (2 час).

  1. Механизмы речи. Виды речевой деятельности.

  2. Текст как продукт речевой деятельности.

  3. Речевой жанр. Профессиональные речевые жанры.

  4. Этапы создания текста. Риторический канон.

  5. Коммуникативные качества речи

  6. Культура устной речи.

  7. Межличностное речевое взаимодействие. Типы собеседников и типы беседы. Модели беседы.

  8. «Светская беседа» и беседа с незнакомым человеком. Деловая беседа. Деловое собрание. Интервью. Техника взаимодействия собеседников. Дидактическая беседа.


Занятие 3. Публичное выступление (2 час).

  1. Общие принципы управления вниманием аудитории.

  2. Структура публичного выступления.

  3. Основные жанры виды речей. Информирующая речь.

  4. Аргументирующая речь. Эпидейктическая речь.

  5. Культура письменной речи

  6. Письменные высказывания, их особенности, основные жанры, приемы создания.


Занятие 4. Высказывания профессионального характера (2 час).

  1. Устные и письменные высказывания профессионального характера.

  2. Письменные и устные речевые жанры в профессиональной деятельности учителя.

  3. Речевой этикет, речевой этикет и культура общения.

  4. Национальные особенности речевого этикета.




  1. тематика и перечень курсовых работ и рефератов

Не предусмотрены учебным планом
iII. контроль достижения целей курса

Текущий контроль выполняется посредством опроса, предусматривающего ответы на следующие вопросы:

^ Вопросы для текущего контроля

1. Определение риторики. Законы риторики. Связь риторики с другими науками и дисциплинами.

2. Древнегреческое красноречие: причины возникновения риторики, типы древнегреческого красноречия, риторика Горгия, Сократа, Демосфена, Платона.

3. Древнегреческая риторика Аристотеля. Прочитать наизусть отрывок из «Метафизики» или «Поэтики».

4. Римское красноречие: Аппий Клавдий Цек, Марк Порций Катон, Марк Антоний, «Риторика к Гереннию, Цицерон. Прочитать наизусть отрывок «Из первой речи против Катилины, произнесенной в храме Юпитера Статора, 8 ноября 1963г.» или из «Самой короткой речи Цицерона».

5. Риторика Марка Фабия Квинтилиана. Прочитать наизусть отрывок «Из риторических наставлений: о воспитании оратора, как распозна-вать способности детей».

6. Ораторское искусство в средние века и в «новое время»: Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, возникновение гомилетики, университетской лекции.

7. Красноречие в России: древнерусское красноречие, первые русские риторики Макария, М.Усачева, Ф.Прокоповича, «Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова. Прочитать наизусть отрывок из «Проекта речи в академическом собрании о переустройстве университета» или из «Краткого руководства к красноречию» М.В. Ломоносова.

8. Красноречие в России: риторики М.М. Сперанского , А.Ф.Мерзлякова, Н.Ф.Кошанского, М.В.Буташевич – Петрашевского. Судебное красноречие: Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, П.С. Пороховщиков, (П.Сергеич), А.Ф.Кони. Прочитать наизусть отрывок из «Общей риторики Кошанского или из речи «Федор Михайлович Достоевский» А.Ф.Кони.

9. Полемика: подготовка к спору, ведение спора по сути. Прочитать наизусть отрывок из введения к книге «Языковая структура» А.Ф.Лосева.

10. Полемика: аргументы к слушателям, аргументы к личности оппонента. Прочитать отрывок «Из Карачаровских записей 1955 и 1962г. И.С. Соколова-Микитова.

11. Переговоры: подготовка к переговорам, ведение переговоров. Прочитать наизусть отрывок из статьи «Наши плюралисты» А.И.Солженицына.

12. Переговоры: уловки на переговорах, ведение переговоров в специальных условиях. Прочитать наизусть стихотворение А.С. Пушкина, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой (по выбору студента).

13. Ораторика: подготовка к выступлению. Подготовить устное выступление на свободную тему (2-3 минуты).

14. Ораторика: процесс выступления, приемы косвенного воздействия. Подготовить устное выступление на свободную тему (2-3 минуты).

15. Беседа и речевой этикет. Приемы активизации беседы.

16. Правильность и выразительность речи: нормативность речи, выразительность речи. Подготовить устное выступление на свободную тему (2-3 минуты).
Вопросы к зачету:

1. Языковые средства риторики: риторические фигуры (аллитерация, смысловой повтор, словесный повтор, повтор однокоренных слов, синтаксический параллелизм, инверсия, эллипсис, антитеза, анафора, эпифора, кольцо, хиазм, аллегория, аллюзия, умолчание, риторический вопрос и т.д.).

2. Языковые средства риторики: тропы (метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, лилота, сравнение, эпитет, антономазия, перифраза, ирония).

3. Общая характеристика функционального стиля научной литературы: способ изложения материала, лексика научного текста. Работа с тек-стом.

4. Характеристика морфологических средств научного текста: существительное, прилагательное, местоимение, глагол, числительное, предлоги, союзы, частицы. Работа с текстом.

5. Характеристика синтаксических средств научного текста. Экстралингвистические (неязыковые) средства, подъязыки и жанры. Работа с текстом.

6. Структурные особенности научного произведения: логическая схема научного исследования, рубрикация, композиция, объем. Работа с текстом.

7. Аннотация: определение, сущность и назначение аннотации. Виды аннотации. Составить аннотацию.

8.Реферат: структура и содержание реферата, требования к составлению рефератов. Проанализировать подготовленный реферат на научное издание по лингвистике (по выбору студента).

9. Оформление научной работы: общая характеристика оформления научной работы, справочно-бибилиографический аппарат научного издания, библиографическое описание, библиографическая сноска, библиографический список. Работа с текстом.

10. Оформление научной работы: цитирование, цитация. Работа с текстом.

11. Оформление научной работы: сокращение. Работа с текстом.

12. Оформление научной работы: иллюстрация. Работа с текстом.

13. Оформление научной работы: цифровое обозначение. Работа с текстом.

14. Проанализировать речевое поведение говорящего: диктора, комментатора, официального лица, учителя. Предложить набор рекомендаций, которые могли бы способствовать устранению барьеров в процессе коммуникации.

^ V.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Будаев, Э.В. Зарубежная политическая лингвистика / Э.В. Будаев, А.П. Чудинов.- Москва: Флинта: Наука, 2008.

  2. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи: учеб. пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

  3. Кашкин, В.Б. Основы теории коммуникации.- Москва: АСТ: Восток-Запад, 2009.

  4. Чудинов, А.П. Политическая лингвистика: учеб. пособие.- Москва: Флинта: Наука, 2008.


Дополнительная литература


  1. Источники, хрестоматии по ораторскому искусству.

  1. Демосфен. Речи. – М., 1954.

  2. Ломоносов М.В. Полн. Собр. соч., Т.8. – М.-Л., 1959.

  3. Об ораторском искусстве. 4-ое изд. – М., 1973.

  4. Русское красноречие: Хрестоматия / Сост. Купина Н.А., Матвеева Т.В.-Пермь, 1993.

  5. Цицерон. Речи: В 2-х тт. – М., 1962.

  6. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972.


2. Учебники и учебные пособия

    1. Александров Д.Н. Риторика. – М., 2000.

    2. Апресян Г.З. Ораторское искусство. – М., 1972.

    3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980.

    4. Граудина Л.К. и др. Теория и практика русского красноречия. – М.,1989.

    5. Гурвич С.С. Основы риторики. – Киев, 1988.

    6. Дюбуа Ж. И др. Общая риторика / Пер. с фр. – М., 1986.

    7. Козляникова И.Н. Произношение и дикция. – М., 1977.

    8. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. – М., 1992.

    9. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1977.

    10. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под. Ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М., 1998.

    11. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 1996.

    12. Новиков Л.А. Искусство слова. – М., 1991.

    13. Нефедова Н.В. Основы культуры речи: - М., 1992.

    14. Сопер Поль. Основы искусства речи. – М., 1992.

    15. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 1993.

    16. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – М., 1982.


3. Дополнительная литература по всем разделам курса.

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1972.

  2. Адамов Е.А. Выдающиеся ораторы древнего мира и средних веков. – М., 1964.

  3. Алексеев М.Н. Методические и логические основы лекторского мастерства. – М., 1976.

  4. Андронников И.Л. Я хочу рассказать вам… - М.,1971.

  5. Античные риторики / Под. ред. А.А. Тахо – Годи. М., 1978.

  6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

  7. Белостоцкая Н.Г. Работа над речью. – М., 1974.

  8. Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 1975.

  9. Бойко К.В., Шенберг В.А. Средства и методы достижения убедительности и доказательности. – М., 1976.

  10. Ю.Ботвинник и др. жизнеописания знаменитых греков и римлян. – М., 1980.

  11. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.

  12. Виноградов С.И. Слово в парламентской речи и культура общения // Рус. Речь. – 1993. №№ 1-5.

  13. Вомперский В.П. Риторики в России XXVIXVIII веков. – М., 1998.

  14. Галь Н. Слово живое и мертвое. – М., 1987.

  15. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.

  16. Головин Б.Н. Основы культуры речи, - М.,1988.

  17. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 1993.

  18. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

  19. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. – М., 1976.

  20. Де Боно Э. Рождение новой идеи. – М., 1976.

  21. Доблаев Л.Л. Логоико – психологический анализ текста. – Саратов, 1969.

  22. Живое слово науки: Очерки об ученых-лекторах. – М., 1981.

  23. Завтур А.А. Тимуш А.И. Слушатель и лектор: обратная связь. – М., 1984.

  24. Зимняя И.А. Психология выступления лектора // Вопросы лекционной пропаганды. Вып. 1. –М., 1973.

  25. Иванова С.Ф. Учиться убеждать: беседы об ораторском искусстве. – Элиста, 1989.

  26. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Пер. с англ. – М.,1990.

  27. Касымжанов В.Х., Кельбурганов А.Ж. О культуре мышления. – М., 1981.

  28. Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. – Л., 1978.

  29. Ковельман А.Б. риторика в тени пирамид. – М., 1988.

  30. Козаржевский А. Ч. Античное ораторское искусство. – М., 1980.

  31. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. – Л., 1988.

  32. Кони А.Ф. Избранное. – М., 1978.

  33. Красавин В.П. Выбор аргумента: его внешние и внутренние детерминанты // Философские проблемы аргументации. – Ереван, 1986.

  34. Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в древнем Риме. – М., 1976.

  35. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора. – М., 1981.

  36. Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту, 1974.

  37. Лосеф А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М., 1969.

  38. Лосеф А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. – м., 1976.

  39. Львов С.И. Язык в речевом общении: книга для учителя. – М., 1991.

  40. Маров В.Н. Риторические прогулки. – Пермь, 1992.

  41. Маров В.Н., Вагапова Д.Х. Риторика – учителю. – Пермь 1993.

  42. Минеева С.А. Основы мастерства устного выступления: Как подготовить полемиста. – Пермь 1991.

  43. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М.. 1983.

  44. Новиков Л.А. Искусство слова. 2-е изд. – М., 1991.

  45. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М., 1989.

  46. Одинцов В.В. Речевые формы популяризации. – М., 1982.

  47. Пешков И.В. Три июля в беседах о речевом общении. – М., 1989.

  48. Риторика и стиль? Сборник статей. – М., 1984.

  49. Розенталь Д.Э Культура речи. М., 1960.

  50. Сазонтьев Б.А. Рациональное и эмоциональное в лекции. – М., 1956.

  51. Сергеич П.С. Искусство речи на суде. – М., 1988.

  52. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. – М., 1968.

  53. Сопер Поль. Основы искусства речи / пер. с англ. – М., 1992.

  54. Сперанский М.М. Правила высшего красноречия. – М., 1973.

  55. Судебное красноречие русских юристов прошлого. – М., 1992.

  56. Тронский И.М. История античной литературы. 4-е изд. – М., 1983.

  57. Форманская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. – М., 1982.

60.Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

61. Цеплитис Л.К., Катлапе Н.Я. Теория публичной речи. – Рига.

1971.

62. Чихачев В.П. О культуре публичной речи. – Л., 1968.

63. Чихачев В.П. Техника речи пропагандиста. – М., 1981.

64. Этюды о лекторах. – М., 1974.

4. Словари, справочники

  1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1985.

  2. Ахманова о.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966.

  3. Булатов М. Крылатые слова. – М., 1958.

  4. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. – Л.. 1979.

  5. Даль В.И. толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1981-1982. Тт. 1-4.

  6. Коваленко С. Крылатые строки русской поэзии. – М., 1989.

  7. Макаров В.И., Матвеева Н.П. От Ромула до наших дней: Словарь лексических трудностей художественной литературы. – М., 1993.

  8. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Аванесова Р. И.-М., 1989.

  9. Словарь литературоведческих терминов / Ред. – сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. – М., 1974.

  10. Словарь русского языка В 4-х тт. Изд. 2-е Изд. 2-е испр. и доп.- М., 1981-1984.

  11. Словарь синонимов: Справочное пособие. – Л., 1975.

  12. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. – М., 1978.


Электронные ресурсы:



  1. Кузнецов И. Н. Риторика, или Ораторское искусство: Учеб. пособие для студентов вузов / Автор-составитель И. Н. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 431 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=391218

  2. Александров Д.Н. Риторика, или Русское красноречие [Электронный ресурс]: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 351 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=391221

  3. Аннушкин, В. И. Риторика. Вводный курс [Электронный ресурс] : Уч. пособ. / В. И. Аннушкин. - 4-е изд., стереотип. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 296 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=405812




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Классические языки» для студентов заочной формы обучения по специальности 0503010....

Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по творческим специальностям. Материалы составлены на основе...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология»
Учебно-методический комплекс дисциплины преподавателя разработан : преподавателем Бассалыго О. В

Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «литература»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы этики»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов снг»
...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов снг»
...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы культуры речи»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по специальности 35. 05. 00 «Социальная работа»
Учебно-методический комплекс дисциплины предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница