Урок по рассказу А. В. Костюнина «Третий день»




Скачать 47.51 Kb.
НазваниеУрок по рассказу А. В. Костюнина «Третий день»
Дата публикации28.03.2014
Размер47.51 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Культура > Урок
Урок по рассказу А.В. Костюнина «Третий день».


Цель урока:

  • познакомить с рассказом А.В.Костюнина «Третий день» .

  • показать мастерство Костюнина в изображении мира человеческих чувств на примере рассказа « Третий день», близость творчества писателя фольклору, особенность поэтического мастерства.

  • Воспитывать способность сочувствовать, сострадать чужому горю, понимать чужую потерю, уважительно относиться к чувствам других людей.



Оборудование урока: проектор, портрет А.В.Костюнина, фото деревянного дома, сельской природы.

Слова: Причеть .Тесть .Батя. Десть. Вопы. Мя. (можно на слайде или на доске написать)

Методические приемы: Чтение , комментированное чтение, аналитическая беседа.


Ход урока.


1. Слово учителя.


Александр Викторович Костюнин родился в Карелии, в селе Паданы Медвежьегорского района.

Окончил художественную школу в г. Медвежьегорске.

Александр Викторович – человек талантливый и талант его разносторонний. Он увлекается живописью, фотографией и литературным творчеством.

Писатель считает , что жизнь коротка, и жить надо по-человечески.

Рассказы писателя – это особенный мир, созданный человеком с очень добрым сердцем. Прикоснемся и мы к творчеству писателя Костюнина, войдем в мир его произведений и станем добрее и лучше ради нас самих и тех людей , которые живут с нами.

2.Послушаем рассказ А.В.Костюнина «Третий день»

3.Учитель читает рассказ.
Беседа, вопросы по рассказу, работа с текстом.

1. Как начинается произведение? ( с жуткого сообщения, «вчера похоронили тестя»)

Учитель. И мы все словно оказались рядом с автором .

2.Это не просто рассказ, потому что? (это и рассказ, ведь проза, и поэзия, ведь главное содержание в стихотворении, а оно походит на песню)

3.Определим жанр произведения, как сам писатель называет свое произведение? Это ПРИЧЕТЬ . Посмотрим в словаре С.И.Ожегова значение этого слова.

Притча-поучительный рассказ. У нас причеть.Автор причитает о смерти родного человека. Будем думать, что это поучительный рассказ , значит –притча с причитаниями, значит –причеть.

3Сегодня мы поговорим о горе , потере, утрате в рассказе «Третий день»

    1. Кто умер? (тесть. Обратимся к словарю. Тесть- это отец жены. Батя-то же, что отец.

    2. Автор называет тестя батей ,отцом, и мы понимаем, что это выражение близкого родства.

5.Тема потери , горя раскрывается в стихотворении, автор словно плачет по умершему отцу.

4.Слово учителя. Давно на Руси были люди, чаще женщины, которые оплакивали умерших, они умели причитать , говорить стихами, пели - плакали. Их называли плакальщицами, ведь они исполняли плач. А.В. Костюнин написал песню-плач, стихотворение- плач. Посмотрим на это стихотворение, найдем в нем особенности плача в композиции, в лексике.

Итак, в плаче должно выразиться горе, душевная боль по умершему.

В начале стихотворения автор говорит, что :

За гармошкою

Не послал мя тесть-

Так появляется мотив горя, ведь собрались здесь люди не на праздник. Тема потери , утраты просматривается в мотиве сиротства:

…Истомилась десть.

Поле тучное

Неухожено,

На потерянных

Детей брошено.

Что такое десть? Посмотрим в словаре Ушакова.

Десть –это мера. Значит в стихотворении Костюнина десть –это выражение размера потери для детей и земли.

Стихотворение похоже на песню, вот появляется припев, в котором повторяются

три раза строки :

Нет хозяина.

Помер тесть родной.

Повтор усиливает чувство горя, потери, утраты.

Дальше автор показывает, что родня старается водкой заглушить горе, и только он понимает, что это не выход , и он лишь прикладывается , соблюдая традиции поминания.

Не может водка «заглушить вопы» Что обозначает это слово? Вопы- это вопли, крики, громкие стенания. Автор выражает горе и потерю «вопами» в пустотой «бездомной земли»

Переходим ко второй части стихотворения-плача.

Силу потери подчеркивают «ветки хвойные»,так автор называет венки. Одно дело , когда «горь у ворот чужих», и автор убежден, что совершенно другое, когда горе приходит к тебе самому, солью на висках своих. Нам надо научиться понимать горе и боль других людей, это важное человеческое свойство-сострадание.

Не может человек всегда уберечь родного и близкого, напрасными бывают усилия:

… Не дал бы свою

Белую снежинку

Обернуть в хвою.

В третьей части стихотворения –плача горе потери и утраты усиливается тем, что автор вводит в текст образ черной кошки. На Руси всегда черная кошка была знаком беды , страха и ужаса. И вот черная кошка вместе с «бабой страшною», скорее всего это смерть, олицетворяют собой огромность горя, потерю, невосполнимую утрату.

Никогда уж не заговорит «отец родной», зря взвывает к нему автор:

… Дай хоть знак земной:

А в ответ на вопль горя и страдания только:

… Все тихохонько.

Необычной формы слово, но именно так «тихохонько» вместо «тихонько» говорят на Севере нашей страны. Автор знает народный язык , легко использует его в своих произведениях, что, безусловно, добавляет особый колорит его текстам . Вот и сечас, чтобы не сказать, что умер тесть, что стало одиноко и сиротливи, что тяжело и страшно, он говорит метко и емко:

…Все тихохонько…

Слово учителя.

В жизни всегда так. Одни уходят , другие остаются горевать , сожалеть , страдать, для них «сова глазам хлопает». Сова- птица ночная, а ночь здесь в стихотворении- это и есть смерть.Так, с образом совы появляется в тексте мотив смерти, который усиливает тему потери и утраты. Завершает стихотворение-плач строчка:

…Слеза кипит –

Горьким варевом.

Удел живых –оплакивать ушедших из жизни.

Итог. Сегодня мы прочитали произведение А. В.Костюнина «Третий день»

1.Почему автор так назвал свое произведение?(потому что он на третий день после смерти бати увидел во сне стихи, как сон и явь , написал их, выразил все свое горе и боль от потери.

2.Какова родовая и жанровая особенность произведения? ( это проза и лирика, рассказ и стихотворение, а по сути –это плач.

3. Каковы особенности языка произведения?( автор использует просторечные и устаревшие слова : мя –меня , десть- много , воп- вопль, покуда –пока . ежль-если, застил - закрыл, отвесть -отвести, не смотреть, они роднят произведение писателя с фольклором.

Слово учителя.

Говорят же в народе, что слезы облегчают горе. Пусть же стихотворение-плач Александра Костюнина станет теми благостными слезами , которые омоют и наши сердца и научат нас высокому и красивому проявлению Человеческого.

Использованы ресурсы:


• Материалы и фотографии сайта http://kostjunin.karelia.ru

• Костюнин А.В. В купели белой ночи: избранные произведения. – Петрозаводск,2007

• Полное собрание произведений Костюнина А. В. Размещено на сайте писателя http://kostjunin.karelia.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по рассказу А. В. Костюнина «Третий день» iconУрок-мастерская по рассказу А. Костюнина «Рукавичка» Комментарий к уроку
Комментарий к уроку: Мастерская проводится в 9 классе на уроке внеклассного чтения. Класс разделен на 4 творческие группы: художников;...

Урок по рассказу А. В. Костюнина «Третий день» iconМеждународный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям...
Номинация: методическая разработка «Урок-беседа «Остановись, мгновенье!», или «Право выбора» по рассказам А. В. Костюнина

Урок по рассказу А. В. Костюнина «Третий день» iconТема урока : «Человеческая душа зыбкий огонек» по рассказу
Цель урока: познакомить с творчеством А. Костюнина и рассказом «Вальс под гитару»

Урок по рассказу А. В. Костюнина «Третий день» iconУрок по рассказу Т. Толстой "Поэт и муза" Тема урока: Быт и мечта...
Способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения

Урок по рассказу А. В. Костюнина «Третий день» iconУрок-размышление по рассказу В. Распутина "Рудольфио" (интегрированный...
Урок-размышление по рассказу В. Распутина "Рудольфио" (интегрированный урок литературы и русского языка)

Урок по рассказу А. В. Костюнина «Третий день» iconУрок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб»
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок проведен в контексте темы самообразования «Нравственно-эстетическое воспитание средствами...

Урок по рассказу А. В. Костюнина «Третий день» iconРассказу Александра Костюнина «Воздушный змей» на тему «Детство. Какое оно?»
«термометре настроения» (шкала настроений большего размера располагается на доске, где учитель отмечает своё настроение на начало...

Урок по рассказу А. В. Костюнина «Третий день» iconАлександра Костюнина «Афганские очерки»
Текст «Афганских рассказов» А. Костюнина, рисунки детей, фотографии, презентация «Географическое положение Афганистана», презентация...

Урок по рассказу А. В. Костюнина «Третий день» iconЛитература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий....
В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей

Урок по рассказу А. В. Костюнина «Третий день» iconСтихов не слышно третий день



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница