Каким он был настоящий Гоголь?




Скачать 178.05 Kb.
НазваниеКаким он был настоящий Гоголь?
Дата публикации27.03.2014
Размер178.05 Kb.
ТипВопрос
www.lit-yaz.ru > Культура > Вопрос
Каким он был настоящий Гоголь?

Исследовательская работа

Выполнила ученица 7 класса

ФИО

Цель поисково-исследовательской деятельности: изучить биографию Н.В.Гоголя, выделив особенно яркие и интересные моменты его жизни и творчества; составить хронологическую таблицу «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя» как результат поисково-исследовательской деятельности; привлечь внимание сверстников к творчеству Н.В.Гоголя с помощью компьютерных программ Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Power Point.

Обращение к ровесникам… Дорогой друг!

В наш современный век, когда развивается компьютерная техника, электроника, казалось бы, нет уже места книгам и именам писателей-классиков. Но на самом деле это не так. Такие мысли могут прийти в голову только недалекому и черствому к литературе и искусству человеку. В 2009 году исполняется 200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя. Его имя, его произведения остаются актуальными, востребованными и в наше время. Гоголя читают взрослые и дети, читают взрослые детям; Гоголя иллюстрируют профессиональные художники, дети неумелыми мазками пытаются передать свое понимание прочитанного в его «Вечерах на хуторе близ Диканьки», «Тарасе Бульбе»; произведения Гоголя снимают в фильмах русские режиссеры, экранизируют его и за рубежом. Мои ровесники, а до меня ровесники моих родителей уже много лет подряд стараются передать в выразительном чтении описание природы украинской ночи из «Майской ночи, или Утопленницы». И с таким же азартом и замиранием сердца читается его «Вий» моими одноклассниками, по рекомендации старших. Его «крылатые» строки прочно вошли в нашу речь. И считающий себя образованным современный человек вместе со сленгом «аськи» и «бейсика» обязан понимать смысл крылатых выражений Гоголя из «Ревизора», «Мертвых душ», чтобы полноценно ощутить юмор, красоту и емкость нашего русского национального языка. И пока мы будем хранить, ценить и понимать важность культурного наследия Н.В.Гоголя, покуда не исчезнет с лица земли наш прекрасный русский язык.

Каждый мой ровесник может оценить уникальность творчества этого писателя, с первых страниц окунувшись в строки его произведений. Его жизнь тоже полна интересных фактов, которые помогают раскрыть смысл его творчества. Мой альбом – попытка доказать моим сверстникам уникальность этого человека, надолго запомнить его имя и доказать, что его жизнь также интересна, необычна и трагична, как и его произведения. И самое удивительное для меня, что, чем больше пытаешься познать его жизнь, тем больше для себя загадываешь таинственных загадок и нерешенных вопросов.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 г. в селе Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Мне очень нравится предание, рассказывающее о встрече родителей Гоголя. По преданию, появление на свет будущего писателя было предопределено свыше. Василий Афанасьевич, будущий отец писателя, во время поездки на богомолье увидел сон. Во сне ему явилась Царица Небесная. Она подозвала мальчика (Василию Афанасьевичу было в то время четырнадцать лет) к себе и указала на младенца, которого он прежде никогда не видел: «Вот твоя невеста». Через некоторое время в дочери соседей по имению Косяровских, Маше, он с изумлением узнал ребенка, которого видел во сне. Девочке в это время был всего год. Через тринадцать лет, в течение которых Василий Афанасьевич часто бывал в имении Косяровских, видение повторилось, и вскоре состоялась свадьба Василия Афанасьевича и Марии Ивановны, а еще через три года у них родился сын Николай. Итак, жизнь Николая Васильевича Гоголя началась с предания, и если подробнее познакомиться с его биографией, то убеждаешься в том, что вся его биографии составляет что-то среднее между легендой и фактом.

Первые девять лет жизни Гоголя прошли в Васильевке – имении, названном в честь Василия Афанасьевича, его отца.



В 1818г. девяти­летний Николай и его вось­милетний брат Иван оставляют Васильевку: не имея средств, чтобы нанять сыновьям домашних учителей, отец отправляет их в Полтавское уездное училище. Здесь Николай пробыл не­долго. Летом 1819г., после смерти брата, он оставляет учили­ще. С этим событием, глубоко потрясшим Гоголя, связан один из первых его художественных опытов — баллада «Две рыбки», в которой трогательно описывалась судьба двух братьев.

В мае 1821 г. Гоголь был принят в Нежинскую гимназию выс­ших наук. Здесь он пробудет до конца июля 1828 г., приезжая в Васильевку два раза в год — на Рождество и летние каникулы.

Нежин. Гимназия высших наук

Годы, проведенные в гимназии, были для Гоголя годами уче­ничества во всех смыслах этого слова. Он посещает занятия (хотя учится без особого прилежания) и пробует свои силы как художник, писатель, актер.

Игра Гоголя — причем не только игра на сцене — пользуется успехом у зрителей. Дважды он искусно притворяется сума­сшедшим (один раз — чтобы избежать наказания, другой — что­бы, попав в больницу при гимназии, заниматься там своими со­чинениями, а не уроками).

Актерские способности сочетались у Гоголя с умением под­метить те черты в поведении человека, которые ярче всего обнаруживали его душевное «устройство». (Сам Гоголь назы-1 вал это способностью «угадать человека».) «Угадав» человека, Гоголь или с успехом представлял его на сцене (если это был персонаж пьесы), или наделял метким прозвищем (если это был товарищ по гимназии). Эта же способность к «угадыванию» про­явится позже в произведениях Гоголя. Характеры большинства его персонажей практически исчерпываются одной чертой. Этой черты оказывается достаточно, чтобы понять

главное в герое, которого изобразил писатель. Отсюда — любовь Гоголя к пословицам и бытовым деталям как средствам раскрытия ха­рактера: именно эти средства позволяют выделить главную черту в персонаже. Ярче всего эта особенность проявляется в «Мертвых душах». Многие герои поэмы с помощью бытовой детали или пословицы получают меткие и лаконичные харак­теристики. Основательный, похожий на «средней величины медведя» Собакевич «неладно скроен, да крепко сшит». У него даже колодец в деревне «был обделан в такой крепкий дуб, ка­кой идет только на мельницы да на корабли». Ноздрев — обла­датель шарманки, которая без всякого порядка, независимо от води музыканта, исполняет отрывки мелодий, — сам состоит из каких-то бессмысленных начинаний. Это человек «без царя в голове» (так Гоголь назвал Хлестакова, имеющего немало об­щего с Ноздревым). Характер Чичикова также раскрывается через деталь. У Павла Ивановича была шкатулка, в которую он аккуратно складывал все, что попадалось ему под руку — как нуж­ное, так и ненужное.

^ Умение угадывать человека проявлялось не только в произведениях Гоголя, но и в его повседневной жизни.

Н.В.Гоголь-гимназист. Гравюра по рисунку неизвестного художника. 1827 г.

Кто может лучше рассказать о человеке, как не его лучшие друзья, современники.

К счастью, многие современники Н.В.Гоголя написали о нем мемуары.

Отрывки из книги И. Золотусского «По сле­дам Гоголя» и В. Вересаева «Гоголь в жизни» и составьте рас­сказ о жизни Н. В. Гоголя в г. Нежине.

«Нежин — город юности Гоголя. Здесь он прожил семь лет. В мае 1821 года его привез сюда отец для сдачи экза­менов в Нежинскую гимназию высших наук, а в августе 1821 года он приехал сюда, чтобы начать занятия во втором классе...

Его появление в лицее запомнилось однокашникам как комическое зрелище. Новичок был укутан в шубы, свитки и одеяла, их долго развязывали, и, когда наконец развязали, то глазам присутствующих предстал невзрачный мальчик с длинным носом, пугливо озирающийся по сторонам. Из его ушей торчала вата. Он сразу забился на последнюю пар­ту и просидел там несколько лет, ни с кем не вступая в близкие отношения, никому не поверяя своих сердечных тайн...

Гоголевское затворничество кончилось, когда в гимна­зии открылся театр. Гоголь расписывал роли для испол- нителей, рисовал декорации, сооружал подмостки, делал бутафорские вещи и даже шил костюмы... Естественно, что он и играл почти в каждом спектакле. Его актерский та­лант, или талант передразнивания, ...здесь раскрылся пол­ностью. «Если бы он поступил на сцену, он был бы Щеп­киным» — вспоминал об успехах Гоголя на гимназических подмостках А. Данилевский. Гоголь был одинаково хорош во всех ролях. Украинского деда он играл так, что зал качало от смеха. В роли Креона в «Эдипе в Афинах» он вызывал ненависть, в роли Простаковой — смех и сле­зы...

Он никогда не открывал никому ни своих намерений, ни планов. Матери в Васильевку он писал о некоторых имеющих­ся у него опытах и сочинениях, род которых распознать было совсем невозможно...

Главным святилищем для Гоголя была в гимназии библио­тека. Здесь он и сам на добровольных началах состоял библио­текарем...»

^ В. Вересаев:

«На небольшой сцене второго лицейского музея лицеисты любили иногда играть по праздникам комические и драмати­ческие пьесы. Гоголь и Прокопович, задушевные между собой приятели, особенно заботились об этом и устраивали спектак­ли. Играли пьесы готовые, сочиняли и сами лицеисты. Гоголь и Прокопович были главными авторами и исполнителями пьес. Гоголь любил преимущественно комические пьесы и брал роли стариков, а Прокопович — трагические. Вот однажды сочинили они пьесу из малороссийского быта, в котором немую роль дряхлого старика малоросса взялся сыграть Го­голь. Настал вечер спектакля, на который съехались многие родные лицеистов и посторонние. Пьеса состояла из двух дей­ствий. Гоголь должен был явиться во втором. Публика тогда еще не знала Гоголя, но мы хорошо знали и с нетерпением ожидали выхода его на сцену. Во втором действии представ­лена на сцене простая малороссийская хата и несколько обна­женных деревьев, вдали река и пожелтевший камыш. Возле хаты стоит скамеечка; на сцене никого нет. Вот является дряхлый старик в простом кожухе, в бараньей шапке и смаз­ных сапогах. Опираясь на палку, он едва передвигается, дохо­дит, кряхтя, до скамьи и садится. Сидит, трясется, кряхтит, хихикает и кашляет, да, наконец, захихикал и закашлял та­ким удушливым и сильным старческим кашлем, с неожидан­ным прибавлением, что вся публика грохнула и разразилась неожиданным смехом. А старик преспокойно поднялся со скамьи и поплелся со сцены, уморивши всех со смеху... С это­го вечера публика узнала и заинтересовалась Гоголем как замечательным комиком».

«В школе Гоголь мало выдавался, разве под конец, когда он был нашим редактором лицейского журнала. Сначала он писал стихи и думал, что поэзия — его призвание. Мы выпи­сывали с ним и с Прокоповичем журналы, альманахи. Он за­ботился всегда о своевременной высылке денег. Мы собирались втроем и читали «Онегина» Пушкина, который тогда выходил по главам. Гоголь уже тогда восхищался Пушкиным. Это была тогда еще контрабанда; для нашего профессора сло­весности Никольского даже Державин был новый чело­век...»

^ А. С. Данилевский по записи В. И. Шенрока

«В1825, 26, 27 годах наш литературный кружок стал издавать свои журналы и альманахи, разумеется, рукописные. Вдвоём с Гоголем, лучшим моим приятелем, хотя не обходилось дело без ссор и без драки, потому что оба были запальчивы, издавали мы ежемесячный журнал страниц в пятьдесят и шестьдесят… В нем были отделы беллетристики, разборы современных лучших произведений русской литературы, была и местная критика, в которой преимущественно Гоголь поднимал на смех наших преподавателей под вымышленными именами. …По воскресеньям собирался наш кружок, человек 15-20 старшего возраста, и читались наши труды, и шли толки и споры»

^ К.М.Базили. Воспоминания



Я думаю, что, несмотря на душевность и теплоту, из этих воспоминаний нельзя понять, каким был Гоголь на самом деле. Но ясно одно, что с каждым человеком, в каждой ситуации, он вел себя по-разному – не притворялся и не «играл», а просто поворачивался к собеседнику той стороной своей личности, которую тому было легче всего воспринять. Интересно, с кем же он был настоящим???

Окончив гимназию в июле 1828 г., в декабре Гоголь уезжает в Петербург. Его представления о собственном будущем туман­ны: пути государственного деятеля, актера, художника и писа­теля представляются ему возможными практически в равной степени. Главное — «означить свое имя» каким-нибудь "Прекрас­ным делом» (из письма Гоголя к дяде П. Косяровскому). Он «чув­ствует в душе своей силы необъятные», а на каком «поприще они раскроются — не так уж важно. В первые годы пребывания в Петербурге Гоголь меняет несколько мест службы, пытается (безуспешно) устроиться актером на сцену, посещает в качестве вольноопределяющегося занятия в Академии художеств.

^ Первое произведение, которое Гоголь опубликовал,— стихотворение «Италия», написанное еще в гимназии в 1829 г., осталось не замеченным публикой.

Следующая попытка Гоголя заявить о себе — «идиллия в кар­тинах» «Ганц Кюхельгартен» (1829 г.). Боясь «озна­чить свое имя» не самым лучшим образом, Гоголь выпускает книгу под псевдонимом В. Алов.

^ Оказывается, что у Гоголя псевдоним был не один!

Свои ранние произведения Гоголь или публиковал без под­писи (как, например, стихотворение «Италия»), или скрывался под разнообразными псевдонимами. Полнос­тью фамилия писателя звучала как Гоголь-Яновский. Отсюда - два его псевдонима: Г. Янов, а также ОООО (все буквы О из имени и фамилии: Николай Гоголъ-Яновский). Другой псевдоним Гоголя - П. Глечик - это имя ге­роя одного из его ранних произведений. «Ганц Кюхельгартен» - «идиллия в картинах», на публикацию которой Гоголь возлагал большие надежды, - вышла в свет под ро­мантическим псевдонимом В. Алов. Первым произведени­ем, которое Гоголь опубликовал под своим именем, была статья «Женщина» (1831).

^ Для Гоголя характерно было к тем своим произведениям, которые он считал важными, предлагать «ключ». « Ключом» могло служить произведение-комментарий, написанное уже после выхода в свет того или иного сочинения (как это было с «Ревизором», «Мертвыми душами» и «Выбранными местами из переписки с друзьями»

Сочинение, которое и принесет ему известность, — «Вечера на хуторе близ Диканьки». В письмах Гоголя к матери появляются I просьбы присылать ему подробные описания украинских обычаев, обрядов, одежды. «Здесь так всех занимает все малороссийское», — сообщает он в одном из писем домой.

В «Вечерах...» народные обычаи и предания, реальные ис­торические факты и авторский вымысел наделены равными правами. К народным представлениям восходит, например, изображение нечистой силы в повестях. Бесы и ведьмы пере­нимают привычки и манеру поведения людей. В «Ночи перед Рождеством» черт целует у ведьмы руку, «как заседатель у по­повны», а потом, когда приходят другие ее ухажеры, прячется в мешок с углем. Нечистая сила в «Вечерах...» обитает в том же пространстве, что и люди, а переход из мира нечисти в мир людей (и обратно) очень легок и не вызывает ни у кого удивле­ния, Такую нечистую силу нетрудно победить. Как правило, нужно просто перекреститься. Хотя в некоторых повестях, на­пример в «Вечере накануне Ивана Купала» и в «Страшной мес­ти», с нечистой силой справиться практически невозможно, но в целом для «Вечеров...» это скорее исключение, чем прави­ло. Фантастика в более поздних произведениях Гоголя будет гораздо более зловещей. Например, в «Портрете» дьявол настолько силен, что проникает даже во вдохновение художника.

Первая книга «Вечеров...», вышедшая в 1831 г., сразу сдела­ла Гоголя знаменитым.

^ Вот что писал о его книге А. С. Пушкин: «Вечера близ Диканьки» <...> изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность!» В 1832 г. вышла вторая часть «Вечеров...», а уже через четыре года книга Гоголя была издана второй раз.

В 1834 г. вышли «повести, служащие продолжением "Вече­ров на хуторе близ Диканьки"". Они были объединены в сбор­ник «Миргород».

Новый период творчества Гоголя начался с выхода в 1836 г. комедии «Ревизор». Как писал Гоголь в «Авторской исповеди», сюжет «Ревизора» дан ему Пушкиным. Летом 1833 г. поэт сам был принят за ревизора в Нижнем Новгороде. Возможно, Го­голю были известны и похождения П. П. Свиньина, выдавав­шего себя в Бессарабии за крупного столичного чиновника.

^ Уникальная история, описанная В.Шенроком, знаменитым биографом Гоголя, открывает перед нами завесу истории создания комедии «Ревизор».

По дороге домой, куда Гоголь в 1835 г. направлялся вместе со своими соуче­никами по гимназии И. Г. Пащенко и А. С. Данилевским, писа­тель разыграл «оригинальную репетицию "Ревизора"». «Гоголь хотел основательно изучить впечатление, которое произведет на станционных смотрителей его ревизия с мнимым инкогни­то. Для этой цели он просит Пащенко выезжать вперед и рас- пространять везде, что следом за ним едет ревизор, тщательно скрывающий настоящую цель своей поездки. Пащенко выехал несколькими часами раньше и устраивал так, что на станциях все были уже подготовлены к приезду и к встрече мнимого реви­зора. Благодаря этому маневру, замечательно счастливо удавше­муся, все три катили с необыкновенной быстротой, тогда как в другие разы им нередко приходилось по нескольку часов дожи­даться лошадей. Когда Гоголь с Данилевским появлялись на стан­циях, их принимали всюду с необычайной любезностью и пре­дупредительностью. В подорожной Гоголя значилось: адъюнкт-профессор, что принималось обыкновенно сбитыми с толку смотрителями чуть ли не за адъютанта Его Императорского Ве­личества. Гоголь держал себя, конечно, как частный человек, но как будто из простого любопытства спрашивал: «Покажите, по­жалуйста, если можно, какие здесь лошади, я бы хотел посмот­реть их» и проч. Так ехали они до Харькова». ——Сюжет «Ревизора» критик Аполлон Григорьев назвал «ми­ражной интригой*.

Пьеса представляет собой разыгранную на сцене историю заблуждения, причем заблуждения, не имевше­го под собой никаких оснований. Сначала обманываются Бобчинский и Добчинский, сообщившие городничему, что в гос­тинице живет человек, который не платит денег, но и не уезжа­ет. Потом обманывается городничий (а за ним и все остальные чиновники), принявший «сосульку, тряпку» за важного чиновника. На протяжении всего действия заблуждается и Хлестаков. Он искренне верит, что его так хо­рошо встречают только потому, что он просто понравился чи­новникам. В этом — нетрадиционность образа Хлестакова. Это не плут, который хочет всех обмануть. Он начинает ве­рить в то, что рассказывает, обманывая не только окружающих, но и самого себя.

Главным героем комедии

был «первый комический

актер

М. С. Щепкин.



Через полтора месяца после премьеры «Ревизора» Гоголь, несмотря на уговоры А. С. Пушкина и М. С. Щепкина остаться и принять участие в постановке пьесы на московской сцене, уезжает за границу.

^ Следующие двенадцать лет его жизни пройдут в постоянных разъездах!!!

До 1848 г. писатель почти посто­янно живет за границей — то во Франции, то в Германии, то в Италии.

Гоголь постоян­но переезжает из страны в страну, надолго задержива­ясь только в Риме, где живет по полгода и больше. В Рос­сию за двенадцать лет (с июня 1836 по апрель 1848г.) он приезжает лишь дважды: в сентябре 1839 и в октябре 1841 г.

С выходом в 1842 г. первого тома «Мертвых душ», а также собрания сочинений в четырех томах завершается еще одни период творческой биографии Гоголя. Первые два тома собра­ния сочинений составили «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород», в третий том вошли повести («Невский про­спект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Коляска», «Записки сумасшедшего», «Рим»), а в четвертый — драматические произведения («Ревизор», «Женитьба», а также драматические произведения).

Думаю, что никого не оставит равнодушным тот факт из биографии Гоголя, что

собрание сочинений 1842г. печаталось в отсутствие Гоголя - он находился в то время за границей. Все полно­мочия по изданию Гоголь передал своему нежинскому приятелю Н. Я. Прокоповичу. Писатель даже просил его ис­правлять замеченные ошибки и погрешности в языке: «Пожалуйста, поправь везде с такою же свободою, как ты натравляешь тетрадки своих учеников. Если где частое повторение одного и того же оборота периодов, дай им другой, и никак не сомневайся и не задумывайся, будет ли хорошо, - все будет хорошо". Прокопович после­довал совету Гоголя и действительно внес в текст ряд ис­правлений. Над устранением из текстов Гоголя того, что принадлежало на самом деле Прокоповичу, работали впос­ледствии многие ученые. Эта работа была закончена лишь в 1990-е гг.

В середине 1840-х гг. письма Гоголя полны жалоб на ухудшаю­щееся здоровье. По его собственному признанию, он «мучил себя», «хотел насильно заставить себя писать», когда его душа «была не готова к этому». Решив, что «появленье второго тома в том виде, в каком он был, произвело бы скорее вред, чем пользу», в 1845 г, Гоголь сжигает свою рукопись. Был ли вто­рой том к тому времени окончен — неизвестно. Гоголя не ос­тавляет мысль о смерти. В апреле 1845г. священник Иоанн Базаров, живший тогда во Франкфурте, получает от Гоголя за­писку: «Приезжайте ко мне причастить меня, я умираю». Приехав к Гоголю, отец Иоанн застал его на ногах. На вопрос, поче­му он считает свое положение столь опасным, Гоголь протянул руки и сказал: «Посмотрите! Совсем холодные!» В этом же году, думая о близкой смерти, Гоголь пишет завещание, которое вошло в «Выбранные места из переписки с друзьями».

В 1847 г.вышли в свет «Выбранные места из переписки с друзьями». Разнообразие тем объединял одни лейтмотив: «Я знаю, как надо, и научу вас». Большинство отзывов были резко отрицательными, а гоголевские советы вызывали только раздражение. Появились даже слухи о том, что Гоголь сошел с ума. Некоторые письма были запрещены цензурой: «Нужно любить Россию», «Нужно проездиться по России». Гоголь отмечал: «Все должностные и чиновные лица, для которых были писаны лучшие статьи, исчезнули вместе с статьями из вида читателей; остался один я, точно как будто бы я задумал мою книгу именно затем, чтоб выставить самого себя на всеобщее позорище». Писатель надеялся, что сборник выйдет в полном виде, но его надежды не оправдались.

В 1848 г. Гоголь совершает заграничное путешествие в Иерусалим. С этой поездкой он связывал надежды на некое духовное просветление, но этого не произошло. Он писал, что никогда не был так недоволен состоянием своей души, как в Иерусалиме и после.

Сентябрь 1848 г. - Гоголь приезжает в Москву и поселяется в дом графа А.П.Толстого на Никитском бульваре. В этом доме Гоголю и было суждено умереть.

Здесь Гоголь готовил к изданию собрание своих сочинений, встречался с писателями, художниками, акте­рами. В это время он пережил тяжелую ду­шевную драму. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжег подготовленный к печа­ти второй том «Мертвых душ», а спустя 10 дней — скончался.

1848-1852 г. По нескольку месяцев он проводит в Одессе и в своем доме в Васильевке, посещает Оптину пустынь и Троице-Сергиеву лавру, гостит в имениях Аксановых (Абрамцево) и А.О.Смирновой (Спасское). За этот период не было издано никаких произведений.

1852 г. был для Гоголя безрадостным. Умерла Е.М.Хомякова – сестра его друга Н.М.Языкова. После панихиды в нем утверждается мысль о смерти. Одной только мысли этой было достаточно для того, чтобы ему не помогло никакое лечение. Он соблюдал строгий пост и проводил долгое время в молитве. В ночь с 11-го на 12 февраля писатель разбудил своего слугу Семена, велел ему растопить печь в кабинете и сжег бумаги, а наутро сказал графу Толстому: «Вот что я сделал: « Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег все». Физическое состояние Гоголя в это время резко ухудшается; к нему приглашают самых известных док­торов, но он отказывается от лечения. Видя ухудшение состо­яния Гоголя, его решают лечить насильно (ему был поставлен диагноз «менингит»).

С ним обращались, как «с сумасшедшим», «как с человеком, не вла­деющим собой». Понятно, что такое лечение могло только ускорить смерть, и 21 февраля, в четверг, около восьми часов утра Гоголь умер. Доктор А. Т. Тарасенков, который участво­вал в лечении Гоголя, приехал через два часа после его смер­ти. В своих записках Тарасенков так передает увиденное: «Нельзя вообразить, чтобы кто-нибудь мог терпеливее его сносить все врачебные пособия, насильно ему навязываемые; лицо умершего выражало не страдание, а спокойствие, ясную мысль, унесенную с собою в гроб».

За окном XXI век, а имя Н.В.Гоголя и его классические произведения вот уже 200 лет с нами… Уже нескольско поколений пытаются увековечить его имя в памятниках, но ничто не делает писателя бессмертным так, как его произведения…

Памятники Н.В.Гоголю

В Москве есть два памятника великому рус­скому писателю Н. В. Гоголю. Один — во дво­ре дома номер 7 по Никитскому бульвару, вто­рой — в начале Гоголевского бульвара на Ар­батской площади.

Два Гоголя

Два Гоголя соседствуют в Москве.

Один под облаками дымной гари

Стоит победоносно на бульваре,

И — план романов новых в голове.

Другой неподалеку, за углом,

Набросив шаль старушечью на плечи,

Сутулится, душою искалечен,

Больною птицей прячась под крылом.

Перемещен он с площади за дом,

Где в тяжких муках уходил от мира,

И гость столицы, пробегая мимо,

Его заметит, видимо, с трудом.

Два Гоголя соседствуют в Москве,-

Похожи и как будто не похожи:

От одного – мороз дерёт по коже,

Другой – сияет бронзой в синеве.

Толпой народ выходит из кино,

А эти две несхожие скульптуры –

Два облика одной литературы,

Которым вместе слиться не дано.

(Александр Городницкий. Поэт-бард)

Памятник Н. В. Гоголю во дворе дома по Никитскому бульвару был создан в 1909 году к 100-летию со дня рождения писателя. Его авторы — скульптор Н. А. Андреев и архитек­тор Ф. О. Шехтель. Вначале этот памятник находился на одном из московских бульваров, впоследствии названном именем Гоголя.

В 1959 году, в связи со 150-летием со дня рождения Гоголя, этот памятник был перене­сен и установлен перед домом, где писатель провел последние годы жизни.

Памятник изображает Гоголя в последние годы жизни, в период душевного потрясения и надлома. В скорбной задумчивости сидит он на скамье, закутавшись в плащ, сидит, низко опустив голову. Пьедестал памятника из черного полированного гранита опоясан со всех сторон бронзовыми барельефами персо­нажей из произведений Гоголя.


Второй памятник Н. В. Гоголю, который был установлен в 1952 году к 100-летию со дня смерти великого русского писателя на Гоголев­ском бульваре, создан скульптором Н. В. Том­ским и архитектором Л. Г. Голубовским. Го­голь изображен во весь рост в крылатке, в ле­вой руке он держит книгу. На постаменте над­пись: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правитель­ства Советского Союза. 2 марта 1952 года».



Результат моей работы представлен в краткой хронологической таблице, которая составлена на основании биографических исследований, но разве можно все вместить в такую схему жизнь полную самоотдачи, творчества и большого трагизма???

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Каким он был настоящий Гоголь? iconКлассный час- размышление в 3 классе по теме «Вот что значит настоящий, верный друг…»
Выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг

Каким он был настоящий Гоголь? iconУрока Организационный момент. Определение темы и задач урока
Мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг, по каким законам строится дружба, зачем человеку нужна дружба,...

Каким он был настоящий Гоголь? icon«А умеем ли мы дружить?»
Цели: выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг

Каким он был настоящий Гоголь? iconСвободное Слово". Настоящий выпуск iv-й наших „Материалов"
Настоящий выпуск iv-й наших „Материалов был задержан, вследствие совершенно непредвиденных обстоятельств, и потому выходит позднее...

Каким он был настоящий Гоголь? iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг

Каким он был настоящий Гоголь? iconКлассный час во 2 классе. Тема: Умей дружить
Цели: Выявление представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг

Каким он был настоящий Гоголь? iconН. В. Гоголь «Тарас Бульба»; И. С. Тургенев «Муму»; Н. В. Гоголь...

Каким он был настоящий Гоголь? iconСценарий классного часа на тему: «Дружба это…»
Выявить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг

Каким он был настоящий Гоголь? iconНашего мероприятия называется "Дружба! Какое чудесное слово!"
Цель: уточнить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг

Каким он был настоящий Гоголь? icon«Читая Чехова…» ( сценарий литературного вечера по юмористическим...
Чехов написал не только «Каштанку» и «Ваньку», но и многое другое. Наше представление о Чехове становится более разносторонним. Он...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница