Тезисы к выступлению на городском семинаре-практикуме «Организация музейной работы в дошкольных учреждениях города»




Скачать 62.01 Kb.
НазваниеТезисы к выступлению на городском семинаре-практикуме «Организация музейной работы в дошкольных учреждениях города»
Дата публикации09.03.2014
Размер62.01 Kb.
ТипТезисы
www.lit-yaz.ru > Культура > Тезисы
Чудинова Елена Владимировна,

воспитатель

вторая категория

МБДОУ Детский сад № 178

Тезисы к выступлению на городском семинаре-практикуме «Организация музейной работы в дошкольных учреждениях города» на тему «Роль музейной педагогики в приобщении дошкольников к культурному наследию» в рамках реализации проекта «Методическое сопровождение педагогов в организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в ДОУ»
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к произведениям изобразительного искусства. В.А. Сухомлинский говорил: «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Я считаю, что художественный музей является идеальной средой для формирования личности, развития способностей художественного и эстетического восприятия, эстетического переживания и эстетической оценки. Посещение музея – это способ узнать новое, прикоснуться к тайнам истории и культуры, путь к сплочению взрослых и детей, и средство развития познавательных и коммуникативных способностей и формирования проектно-исследовательских умений и навыков.

С 2011 дошкольное учреждение и музей «Художественная культура Русского Севера» на экспозиции «Русское классическое искусство 18 – начала 20 века» заключили договор о совместной музейно-педагогической деятельности в рамках проекта «Музей – детский сад» по программе «В мир искусства с Кисточкой и Карандашом».

^ Цель совместной работы - воспитание любви к родному краю средствами изобразительного искусства.

Задачи:

Формировать у дошкольников представление о музее и правилах поведения в нем.

Знакомить с произведениями русского классического искусства.

Учить понимать смысловую сторону произведений, какие отношения выражены в картине, как автор раскрывает замысел.

Расширять кругозор и словарный запас дошкольников.

Воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, способность к сопереживанию.

^ Участники проекта - воспитатели, дети, родители, сотрудники государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

Музейная программа включает в себя восемь занятий – экскурсий Для детей были подготовлены увлекательные задания, занимательные загадки, проникновенные истории, которые помогали детям осознавать такие понятия, как «прошлое», «настоящее», «время».

Темы занятий – экскурсий:

1. Дом, где живёт красота.

2. Мир музея.

3. В мастерской Карандаша и Кисточки.

4. Картина, рисунок, скульптура.

5. Зачем картине рама?

6. Что может быть семьи дороже? (по картине Ш.-Б. Митуара «Портрет И.И Неплюева с женой и тремя детьми».)

7.Мир детства (по картине Н.П. Богданова-Бельского «Визитёры», К.В. Лемоха «Варька» и Ф.С Журавлёва «Девочка с курами»).

8. С добрым утром, мир! (по картине А.С. Степанова «Утренний привет»).

Первая встреча с музеем состоялась 22 сентября2011 года.

Дети познакомились с интерьерами старинного дома, в котором всё красиво: изразцовые печи, рисунок паркета, лепнина, потолочная роспись. Детей встречают Модница Кисточка и Трудолюбивый Карандаш, которые на протяжении всех занятий будут рассказывать детям о живописи, скульптуре, помогут всмотреться в произведения искусства и проанализировать их содержание. Внимание детей на этом занятии обращено лишь на одну картину - величественный портрет российской императрицы Екатерины ll.

Дети смогли попробовать себя в качестве мастеров по укладке паркета, а также, почувствовали волшебную атмосферу праздника, торжественно прошествовав по бальному залу.

На втором занятии «Мир музея» для детей Кисточка и Карандаш подготовили загадки: «Кто работает в музее?», «Что такое этикетка и экспонат?», «Какие открытия делает научный сотрудник?», «Можно ли картины трогать руками?». Дети с экскурсоводом искали в залах музея предметы, которые начинаются с буквы «э» и запоминали новые слова.

Третье занятие «В мастерской Карандаша и Кисточки» состоялось 24 ноября. Дети познакомились с материалами и инструментами, которые используют художники в своём творчестве. Выполняя экспериментальные задания, дети узнали о свойствах акварели, гуаши, масляных красок, пастели и графитного карандаша. Им предлагают поучаствовать в создании творческого процесса, используя разные техники, играют в игру «Магазин», в которой дети выступают в роли продавца художественных товаров.

На четвёртом занятии «Картина, рисунок, скульптура» дети знакомятся с новыми понятиями: «живописная картина», «иллюстрация», «скульптура». Дети обыгрывают сказку «Колобок», изображая животных этой сказки, а затем смогли смастерить ёлочки для обыгрывания сказки.

На пятом занятии в музее детям задали вопрос: «Почему все картины в рамах?». Экскурсовод обратила внимание детей на картину Ивана Константиновича Айвазовского «Ниагарский водопад»- это самая большая картина в музее.

Кисточка и Карандаш помогли детям узнать, как создаются рамы, как их правильно подобрать, чтоб в дальнейшем они стали для картины другом. Дети участвовали в создании живых картин, а так же смогли изготовить раму для своего рисунка.

Тема шестого занятия - «Что может быть семьи дороже?» Детям предложена для рассматривания картина Шарля-Бенуа Митуара «Портрет И.И. Неплюева с женой и тремя детьми». Дети помогли Карандашу и Кисточке разрешить спор: «Кто в семье главный?», подобрали много родственных прилагательных к словам: «мама», «папа», «семья».

Большое впечатление на детей произвёл рассказ экскурсовода по картине В.Маяковского «Рождественский подарок». «Семья была неполная: только дедушка и внучка. Дедушка для своей маленькой внучки сделал рождественский подарок – подарил куклу».

В конце занятия, превратившись в художников, дети рисовали в воздухе под музыку природу: небо, облака, радугу, деревья, а затем уже смогли на бумаге нарисовать свою семью.

На занятии «Мир детства» Кисточка предлагает детям рассмотреть и сравнить две картины, на которых изображены маленькие девочки. Картина Кирилла Викентьевича Лемох «Варька» и Фирса Сергеевича Журавлёва «Девочка с курами».

Кисточка достаёт из плетёной корзины двух кукол, объясняет, из чего они сделаны, дети их рассматривают. Вспомнив о том, что недавно была масленица, с интересом играют в старинную народную игру «Блины».

Рассмотрели картину «Визитёры», которую написал Николай Петрович Богданов - Бельский. Чтобы дети смогли очутиться на празднике с мальчишками, изображёнными на этой картине, им надо было сделать из бумаги фонарики для украшения.

На восьмом занятии « С добрым утром, мир!», которое состоялось 22 апреля Кисточка и Карандаш помогают детям понять смысловое содержание картины Алексея Степановича Степанова «Утренний привет» о взаимоотношениях людей и животных. Играют в подвижную игру «На птичьем дворе», вспоминают стихи и песни о весне. В конце занятия сами делают птичек.

Итогом работы стало проведение совместно с родителями.

«Выпускного в музее».

От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии мы помогали вхождению ребенка в сказочный мир народной культуры. Дошкольники, приходя в музей за "красотой", приобщались к классическому искусству, которое формировало в их душах эмоциональный отклик и способствовало развитию вдумчивого восприятия подлинных произведений.

Работа идет намного успешней, если она интересна не только педагогам, но и родителям, которые на протяжении всех занятий были с нами.

Второе направление работы – это создание и использование мини музея в группе (под впечатлением работы по проекту).

^ Цель создания мини-музея - подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей к музейному искусству.

В феврале в нашей группе состоялось открытие мини - музея «Богатыри земли русской». В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В нашем музее было представлено несколько экспозиций: «Оружейная палата, «Картинная галерея», «Былины о богатырях», «Застава». Родители и дети принесли многие экспонаты, помогли в оформлении экспозиции, выполнили с детьми разные поделки, собрали коллекции.

Работа в этом направлении понравилась нам, родителям и детям и мы запланировали в 2012 – 2013 учебном году создать два мини-музея. Тема первого музея « Женские руки не знают скуки» приурочена к празднику День Матери, где будут представлены работы мам и бабушек воспитанников.

Второй музей по теме « Наши родители тоже учились в школе» мы планируем открыть в апреле и показать детям «значение обучения в школе».

Сотрудничество музея и детского сада продолжается. Дети побывали уже на двух занятиях по новой программе «Путешествие в мир русской живописи» на темы: «В багрец и золото одетые леса» и «Натюрморт».

Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Живопись и народно-прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений

способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности, а самое главное любовь к родному краю, своей родине.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тезисы к выступлению на городском семинаре-практикуме «Организация музейной работы в дошкольных учреждениях города» iconВыступление на городском семинаре-практикуме Учитель начальных классов Гусева Галина Алексеевна
Одной из форм деятельностного подхода в образовании является урок, реализованный методом проектов

Тезисы к выступлению на городском семинаре-практикуме «Организация музейной работы в дошкольных учреждениях города» iconСистема работы в дошкольном образовательном учреждении по экологическому...
...

Тезисы к выступлению на городском семинаре-практикуме «Организация музейной работы в дошкольных учреждениях города» iconКонспект открытого занятия на районном семинаре-практикуме «Социально-личностное...
Учить детей анализировать проступки, находить причину конфликта, дифференцировать эмоциональные переживания

Тезисы к выступлению на городском семинаре-практикуме «Организация музейной работы в дошкольных учреждениях города» iconМоей курсовой работы выбрана по собственному желанию. Свою работу...
Личный опыт выступления на сцене, успешные и неудачные исполнения учащимися произведений на концертах побудили меня к написанию курсовой...

Тезисы к выступлению на городском семинаре-практикуме «Организация музейной работы в дошкольных учреждениях города» iconГ. Ш. Файзуллина Центральный государственный музей рк, г. Алматы
Казахстана, для которого характерны: поиски новых форм методов работы; изменение содержательной стороны музейной деятельности; ориентация...

Тезисы к выступлению на городском семинаре-практикуме «Организация музейной работы в дошкольных учреждениях города» iconУтренник: «Без весны, известно нам, не бывает праздник мам!» (разновозрастная группа)
Номинация конкурса: Организация праздников и мероприятий в дошкольных учебных учреждениях

Тезисы к выступлению на городском семинаре-практикуме «Организация музейной работы в дошкольных учреждениях города» icon«Выпускной в детском саду» (разновозрастная группа) Автор: воспитатель...
Номинация конкурса: Организация праздников и мероприятий в дошкольных учебных учреждениях

Тезисы к выступлению на городском семинаре-практикуме «Организация музейной работы в дошкольных учреждениях города» iconПрофессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет-конкурс...
Номинация конкурса: «Организация праздников и мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях»

Тезисы к выступлению на городском семинаре-практикуме «Организация музейной работы в дошкольных учреждениях города» iconВыступление Бабич С. П. на городском семинаре классных руководителей...

Тезисы к выступлению на городском семинаре-практикуме «Организация музейной работы в дошкольных учреждениях города» iconДоклад на городском семинаре классных руководителей по теме «Роль семьи в формировании личности»
Департамент образования администрации г. Братска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница