Давыдова Ольга Александровна учитель начальных классов гбоу сош №2034 г. Москвы, тел. 8/916/565-20-70, olysha. 70@ yandex ru




Скачать 249.76 Kb.
НазваниеДавыдова Ольга Александровна учитель начальных классов гбоу сош №2034 г. Москвы, тел. 8/916/565-20-70, olysha. 70@ yandex ru
Дата публикации08.03.2014
Размер249.76 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
Давыдова Ольга Александровна – учитель начальных классов ГБОУ СОШ №2034 г. Москвы, тел.8/916/565-20-70,olysha.70@yandex.ru
Федорина Юлия Борисовна – воспитатель ГПД, куратор ГПД ГБОУ СОШ №2034 г. Москвы тел.8/925/367-82-65, fedorina19@mail.ru

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продлённого дня

Давыдова Ольга Александровна – учитель начальных классов ГБОУ СОШ №2034 г. Москвы

Федорина Юлия Борисовна – воспитатель ГПД, куратор ГПД ГБОУ СОШ №2034 г. Москвы

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлениях о целях образования и путях их реализации. Согласно ФГОС второго поколения школьное обучение рассматривается как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе и т.д. В связи с этим одной из основных задач современной школы стало развитие творческих способностей учеников, начиная с младшего школьного возраста[5].

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова, понятие «способность» рассматривается как природная одаренность, талантливость[3].

Значительный вклад в теорию способностей внес отечественный ученый Б.М. Теплов. Он и предложил следующее определение понятия способности: «Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике» [7]. Какое точное попадание в современный федеральный государственный стандарт образования!

Б.М. Теплов утверждал, что способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем не проявляется[6].

Творческие способности – это, прежде всего: гибкость мышления, позволяющая быстро переключаться с одной идеи на другую. Оригинальность, выражающаяся в умении находить свежие решения. Любознательность – способность с любопытством воспринимать все новое. Смелость в достижении конечного результата, преодоление боязни ошибиться. Тяга к экспериментированию, созиданию нового.

Д.Б. Богоявленская отмечала, что «Следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество — норма детского развития» [2]. Вовлечение младших школьников в творчество помогает им раскрыть свои психические качества, формирует эстетический вкус, обогащает их внутренний мир. Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет это качество и в зрелом возрасте, что высоко ценится в современном мире, наряду с деловыми задатками [2].

Начальная школа представляет собой важный этап в процессе формирования личностных способностей ребенка. Каждый день ученику приходится усваивать массу новой информации, тренировать интеллектуальные способности. Именно в этот период очень важно развить и закрепить творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее. Но возникают и определенные трудности. В школу приходят дети с разным уровнем развития. Работа по выявлению и развитию задатков и способностей каждого ребенка ложится на плечи учителей начальных классов. Именно в начальной школе  закладывается основа творческой деятельности [1].

Каковы условия необходимые для развития творческих способностей младших школьников? Первое условие – раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить обучающегося такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у него творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для высокого уровня развития творческих способностей. Второе условие – упорный труд. Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. «Гений, – говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, – это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение». Третье условие – это интерес. Принуждение – это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых дети работают с увлечением, с желанием. Способности в этом случае будут формироваться быстрее. Четвёртое условие развития творчества – высокая самооценка, то есть создание у младшего школьника достаточной уверенности в своих силах, умственных и физических возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Пятое условие – активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них [1].

Мы согласны со многими психологами и педагогами, которые говорят, что природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Школа  обеспечивает учащимся возможность активного и творческого участия в различных видах деятельности.

Мы считаем, что оптимальные условия для развития творческих способностей младших школьников создаются в рамках интеграции учебной  и внеурочной деятельности, что ярко прослеживается в условиях группы продлённого дня. Часы свободные от учебных занятий  заполняются интересными делами, дающими выход творческой энергии детей, развивающими их креативные  и познавательные способности, расширяющими кругозор и умение общаться. Проявление элементов  творчества  необходимо развивать у детей и в трудовой, и в игровой, и в учебной деятельности.

Пребывание ребенка в группе продленного дня создает условия для посещения младшими школьниками различных кружков и секций. Что способствует самовыражению детей и улучшению их коммуникативных навыков. Детям предлагаются различные формы деятельности, из которых каждый ученик может выбрать то, что ему больше нравится и что лучше получается (первое напрямую зависит от второго).

Конечно же, работа должна вестись планомерно и целенаправленно. Целью работы по развитию творческих способностей младших школьников в группе продленного дня является: формирование творческой личности каждого обучающегося, развитие эстетического вкуса, обогащение внутреннего мира.

Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:

- Создавать условия для развития художественного вкуса у детей.

- Развивать культурное взаимоотношение детей в коллективе.

- Знакомить детей с различными видами искусств: живопись, скульптура, архитектура, литература, театр.

- Формировать у детей образную, выразительную, правильную речь.

Работа ведется по следующим направлениям: речевое развитие, изобразительное деятельность, театральная и музыкальная деятельность.

  Как уже говорилось выше, работа ведется планомерно, соблюдается принцип преемственности, т.е. дети ежегодно участвуют в мероприятиях, ставших традиционными, но с каждым годом процесс развития творческих способностей становится  более продуктивным. Творчество учащихся более самостоятельным. Традиционные мероприятия можно разделить на три вида – это ежедневные, еженедельные и ежемесячные мероприятия. К традиционным мероприятиям мы относим:

1.Еженедельное изобразительное творчество детей.

2.Ежемесячное проведение тематических конкурсов рисунков.

3. Ежедневное чтение художественной литературы с последующим обсуждением.

3. Еженедельный просмотр видеофильмов, беседы и обсуждение фильмов после просмотра.

4. Ежедневные сюжетно-ролевые игры.

5. Ежемесячное проведение викторин и конкурсов.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение качества обучения учащихся;

  • Развитие индивидуальности учащихся;

  • Развитие интереса к изучаемым предметам

  • Развитие самостоятельности

  • Формирование полезных привычек

Система работы представлена в таблице

Дата

Класс

Вид деятельности

Мероприятие

Цели

IX

1,2

Речевая

Загадки о школьных принадлежностях

Активизация словаря, развитие словесно-логического мышления.

IX

1-4

Речевая

«Город, в котором мы живём»

Расширение знаний о родном крае, активизация словаря, обучение диалоговому общению.

IX

3,4

Речевая

«Какой я друг»

Развитие монологической речи, содействие развитию коммуникативной функции.

IX

3,4

Художественная

Пословицы об учёбе

Развитие интереса к устному народному творчеству, активизация словаря.

IX

3,4

Речевая

«Час загадок»

Развитие умений делать умозаключения на основе выявления причинно-следственных связей.

IX

1,2

Речевая

«Всем советуем дружить»

Обучение рассказыванию (составление рассказа из личного опыта), развитие чувства сопричастности, товарищества.

ежемесячно

1-4

Речевая

«Кто много читает, тот много знает»

Формирование познавательных интересов, активизация словаря.

IX-XI

1-4

Речевая

«Осень пришла» - беседа

Развитие описательной функции речи, активизация словаря.

Осень

весна

1,2

Изобрази-тельная

Изготовление поделок из природного материала

Развитие творческого воображения, художественного вкуса, наглядно-образного мышления.

X

1-4

Речевая

«Откуда книга пришла?»

Расширение знаний и представления о происхождении предметов, активизация словаря.

ежемесячно

1-4

Речевая

«Читаем стихи»

Развитие ритмической стороны речи, умения выразительно читать стихи.

X

1-4

Речевая

День Учителя

Обучение рассказыванию (составление коротких рассказов об учительнице), обогащение словаря признаков.

ежемесячно

1-4

Речевая

Чтение книг.

Формирование коммуникативных навыков.

X

1-4

Речевая

Составление рассказа «Моя школа»

Развитие монологической речи, умения анализировать события и факты.

X

1

Речевая

«Моё имя»

Развитие монологической речи, самооценки и умения анализировать.

X

1-4

Изобрази-тельная

«Летят перелётные птицы»

Расширение кругозора, умения передать с помощью изображений своё настроение и отношение к окружающему миру.

X

1-4

Речевая

Загадки светофора

Расширение запаса знаний о ПДД, формирование навыков безопасной жизнедеятельности.

X

1

Речевая

Мой адрес

Обучение рассказыванию (составление рассказа по схеме).

X

1-4

Речевая

«Наш город»

Расширение кругозора, воспитывать любовь к родному городу.

X

1,2

Речевая

«Осень – непогодушка»

Обучение рассказыванию (составление описательного рассказа), активизация словаря признаков.

X

1,2

Речевая

«Я вам расскажу»

Развитие монологической речи, умения слушать не перебивая.

IX,X

I,II

IV (после каждых каникул)

1-4

Речевая

«Как я провёл каникулы»

Коррекция и развитие связной речи (составление рассказа из личного опыта), Развитие коммуникативных навыков, пополнение и уточнение словарного запаса.

XI

1-4

Речевая

«Пословица недаром молвится»

Активизация, пополнение и уточнение словарного запаса, развитие словесно-логического мышления.

XI

1-4

Речевая

«Как и что мы говорим»

Развитие умения следить за своей речью, формирование и развитие навыков самоконтроля, речеслухового анализатора (слухоречевой памяти, слухоречевого внимания, фонематических процессов)

XI

1-4

Речевая

«Учимся общаться»

Формирование этических норм поведения, навыков общения в коллективе сверстников и с взрослыми.

Осень

весна

3,4

Изобрази-тельная

Поделки из природного материала

Развитие фантазии, воображения, умения связного рассказывания.

XI

1,2

Речевая

«Как хорошо уметь читать»

Привитие любви к книге, активизация читательской деятельности, развитие речеслухового анализатора.

XI

1,2

Речевая

«Вот и осень прошла»

Развивать описательную функцию речи.

XII

1-3

Речевая

«Где работают мои родители?»

Обучение рассказыванию (составление рассказа по плану), расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие логического мышления.

XII

1,2

Речевая

«Для чего знать адрес?»

Развитие воображения, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие логического мышления.

ежемесячно

1-4

Речевая

Клуб «Светофорик». Рисунки по ПДД

Уточнение знаний ПДД. Развитие воображения, фантазии, чувства цвета, умения применять свои знания.

XII

1-2

Речевая

Письмо Деду Морозу

Развитие связной речи, умения составления письма, профилактика нарушений письменной речи.

ежемесячно

1,2

Речевая

«Читаем сказки»

Формирование интереса к чтению, развитие связной речи, активизация, пополнение и уточнение словаря. Развитие умения участия в драматизации.

XII

1-4

Речевая

Стихи к Новогоднему празднику

Совершенствование умения выразительного чтения, развитие, активизация, пополнение и уточнение словарного запаса.

XII

1-4

Изобрази-тельная

«Игрушки на ёлку»

Развитие воображения, фантазии, чувства цвета.

XII

3-4

Речевая

«Придумываем Новогоднюю сказку»

Развивать воображение, фантазию, связную речь, умение составлять рассказ по плану.

XII

1-4

Изобрази-тельная

Украшаем класс к Новому году

Формирование положительной мотивации, развитие воображения, творческого потенциала, фантазии, чувства цвета.

XII

1-4

Изобрази-тельная

«Нарисуем Новогоднюю открытку»

Совершенствование зрительного и тактильного восприятия, творческого воображения, фантазии, чувства цвета.

XII

1-4

Музыкальная

Конкурсная программа «Песни о зиме»

Развивать интерес к пению, воспитание культуры.

XII

1,2

Изобрази-тельная

Работа с бумагой

Снежинки


Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникативной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

XII

1-4

Изобрази-тельная

Рисование на тему: «Скоро каникулы»


Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера.

I

1-4

Художественная

«Найди слова в слове»

Развитие речеслухового анализатора, активизация, пополнение и уточнение словарного запаса, коррекция и развитие произвольного внимания.

I

1-4

Художественная

«Ещё раз о Новом годе»

Расширять представления об окружающем, истории жизни общества.

I

1-4

Художественная

Составление рассказа-сравнения «Как зимуют дикие и домашние животные»

Обучение рассказыванию, коррекция и развитие связной речи, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие логического мышления.

I

1-4

Изобрази-тельная

Клуб «Волшебные руки» (изготовление поделок из спичечных коробок)

Совершенствование умения работать ножницами, кистью, клеем и т.п., зрительного и тактильного восприятия, формирование навыков безопасной жизнедеятельности, коррекция и развитие мелкой моторики, формирование и развитие навыков самоконтроля.

I

1,2

Художественная

Экологический клуб «Путешествие снежинки»

Обучение рассказыванию, коррекция и развитие связной речи, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие образного мышления и воображения, закрепление знаний о свойствах снега.

I

1,2

Художественная

«Январь – году начало, зиме - середина»

Уточнять зимние признаки, составлять рассказы о зимних развлечениях, активизация словаря.

I

3,4

Художественная

«Календарь и погода»

Развитие словесно-логического мышления, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, совершенствование запаса знаний и представлений об окружающем мире.

II

2,3,4

Художественная

Учимся разгадывать кроссворды

Развитие образного мышления и воображения, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие логического мышления.

II

1-4

Изобрази-тельная

Изготовление поделок

Развивать образное мышление, умение работать сообща, учить договариваться о работе, развивать коммуникативные навыки.

II

1,2

Художественная

Чтение «Сказка о потерянном времени»

Формирование умения представлять себя в различных ситуациях, находить выход из положения, развитие творческого воображения, коррекция и развитие связной речи.

II

1-4

Художественная

«Мы фантазёры»

Развитие воображения, фантазии, умения отличать ложь от фантазии, коррекция и развитие связной речи.

II

1-4

Изобразительная

«Подарки друзьям» - изготовление 

Содействие развитию дружеских отношений, сплочению коллектива, совершенствование зрительного и тактильного восприятия, коррекция и развитие мелкой моторики, творческого воображения, коррекция наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

II

1-4

Художественная

Игра «Поле чудес»

Развитие мышления, смекалки, фонематического слуха, зрительного внимания.

II

1-4

Художественная

Книги о солдатах

Развитие положительного отношения к Армии на основе художественной литературы, коррекция и развитие связной речи.

II

1-4

Изобрази-тельная

Клуб волшебных рук – подарки папам и мальчикам

Развитие творческого воображения, художественного вкуса, наглядно-образного мышления.

II

1-4

Художественная

Конкурс чтецов (стихи к празднику)

Совершенствование умения выразительно читать стихи, активизация, пополнение и уточнение словарного запаса.

II

1-4

Художественная

Составление рассказа «Мой папа был…»

Развитие интереса к истории семьи, содействие установлению тесных семейных отношений, развитие связной речи, творческого воображения.

II

1-4

Художественная

Постановка настольного театра

Развитие творческого воображения, просодической стороны речи, навыков перевоплощения, саморегуляции.

II

1-4

Художественная

Пословицы, поговорки, скороговорки

Развивать интерес к устному народному творчеству, совершенствовать умение говорить выразительно, чётко проговаривая звуки.

II

2,3

Художественная

«Экологическая сказка»

Развивать творческое воображение, мышление, способствовать формированию связной речи.

II

1-4

Изобрази-тельная

Последний день зимы

Развитие образного мышления и воображения,

расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие логического мышления.

III

1-4

Художественная

«Вот прошли морозы и весна настала»

Развитие описательной функции речи, активизация словаря признаков, составление сложных слов, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

III

1-4

Изобрази-тельная

Клуб волшебных рук – открытка маме, подарки девочкам

Содействие развитию тесных семейных отношений, коррекция и развитие мелкой моторики, творческого воображения.

III

1-4

Художественная

Стихи о маме (конкурс)

Развивать выразительность чтения, формировать тёплые чувства к маме, бабушке.

III

1-4

Художественная

«Моя мама та, что лучше всех» (составление рассказа)

Воспитывать уважение, любовь к маме, желание всегда сделать ей приятное, развивать связную речь.

III

1,2

Художественная

«Поговорим об умении дарить подарки»

Воспитывать культуру поведения, правил этикета.

III

1-4

Художественная

Инсценирование сказок

Развитие навыков драматизации, умения перевоплощаться, обыгрывать школьные ситуации, делать выводы, умозаключения.

III

1-4

Художественная

Викторина по сказкам

Развивать, уточнять знания детей по содержанию сказок, умения драматизировать отрывки из сказок.

IV

1-4

Художественная

«1 апреля – праздник смеха»

Развитие представления детей о празднике, умения различать шутки и плохие поступки.

IV

1-4

Художественная

«Слово утешает и огорчает»

Воспитание уважительного отношения к труду, обогащение и активизация словарного запаса, развитие речеслухового анализатора.

IV

1,2

Художественная

Викторина по произведениям К.И. Чуковского

Развивать читательский интерес, умение выразительно читать отрывки, драматизировать содержание сказок.

IV

1-4

Художественная

Чтение о полёте Ю.А.Гагарина

Развитие и расширение знаний об окружающем мире, развитие связной речи, активизация словарного запаса (космос, космонавт).

IV

1-4

Изобрази-тельная

«Рисуем космос»

Совершенствование знаний о космосе, об истории покорения космического пространства, содействие развитию воображения, творческого рассказывания.

IV

1-4

Художественная

Викторина «Угадай-ка»

Развитие образного мышления и воображения, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие логического мышления.

IV

1-4

Изобрази-тельная

Экскурсия «Весна в городе»

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие умения передавать красоту природы, описательной функции речи.

IV

3,4

Художественная

Театр «Вести из леса»

Развитие умение составлять сценарии мини-спектакля, коррекция и развитие связной речи, выразительности.

ежемесячно

1-4

Художественная

Посещение библиотеки

Уточнение знаний о необходимости работы библиотекаря, воспитание положительного отношения к книге как к источнику знаний.

IV

1-4

Изобрази-тельная

Клуб волшебных рук: игрушки для прогулки (самолёты, парашюты)

Развивать умение и желание самим организовывать игры, изготавливать для них атрибуты, развивать мелкую моторику.

IV

1-4

Изобрази-тельная

«Летят перелетные птицы»

Уточнять знания детей о перелётных птицах, воспитывать бережное отношение к ним, желание помочь (сделать скворечники, не разорять гнёзда), развивать связную речь.

IV

1-4

Изобрази-тельная

Рисунки на асфальте «Весна идёт!»

Развивать творческое воображение, желание выразить в рисунке своё видение мира, развитие мелкой моторики.

IV

1-4

Художественная

«Читаем стихи о весне»

Развивать выразительность речи, умение слушать стихи, восприятие.

IV

1-4

Художественная

«Читаем произведения о весне»

Развивать выразительность речи, умение слушать, восприятие.

V

1-4

Художественная

Составление рассказа «Моя любимая книга»

Развитие связной речи (составление рассказа по плану), всех видов мышления, воображения.

V

1-4

Художественная

Беседа «Подвигу жить!»

Воспитание патриотизма, уважения к подвигам героев, развитие коммуникативной функции речи.

V

1-4

Художественная

Чтение из цикла «О воинских подвигах»

Обогащение знаний детей о трудностях фронтовой жизни, смелости и отваге, привитие любви к чтению, обогащение словарного запаса.

V

1-4

Художественная

Стихи к 9 Мая (конкурс)

Развивать выразительность чтения стихов, умения слушать стихи, развивать восприятие, воображение.

V

1-4

Изобрази-тельная

Конкурс рисунков «Победа!»

Воспитание патриотизма, глубокого уважения к ветеранам войны, развитие коммуникативной функции речи.

V

1-4

Художественная

Беседа «Дети на войне»

Воспитание патриотизма, глубокого уважения к ветеранам войны, развитие коммуникативной функции речи.

V

1-4

Художественная

«Что могла бы парта рассказать о тебе»

Составление рассказа на предложенную тему, развитие воображения, мышления, связной речи.

V

1-4

Изобрази-тельная

Клуб «Волшебные руки»

Развитие образного мышления и воображения, совершенствование зрительного и тактильного восприятия, коррекция и развитие мелкой моторики.

V

1-4

Изобрази-тельная

Вот и лето пришло.

ПДД и правила поведения во время летних каникул на улице, во дворе, на водоёмах, в лесу и т.д.

Вся учебно-воспитательная работа в ГПД ведется по выбранным направлениям, что способствует развитию творческих способностей младших школьников. В работе мы используем дифференцированный подход, вариативность заданий. Развитие творческих способностей учеников младших классов  осуществляется с первых дней их обучения в школе и обеспечивается  каждодневными развивающими интерес к учению заданиями: выразительным чтением, творческими пересказами, изобразительной деятельностью и т.д.  Внеурочные предметные задачи с возрастом школьников возрастают, что обеспечивает непрерывность и поэтапность развития.

Хочется еще раз обратить внимание на значимость оценки деятельности детей. Как уже говорилось выше, ребенок должен получить обязательную положительную оценку любому начинанию. Поэтому мы один раз в неделю оформляем выставочные стенды в группе и один раз в месяц проводим выставки художественного творчества, смотры технических поделок, творческие игры, праздники, фестивали, конкурсы, концерты, музыкальные спектакли.

Студии и объединения дополнительного образования, работающие в школе также организуют выставки детского творчества для всех обучающихся в начальных классах, для родителей и гостей школы. По итогам выставок всем учащимся, принявшим в них участие, вручаются грамоты или дипломы.

В группе оформлены действующие стенды: «По страницам любимых книг» туда ребята пишут свои рассказы, стихи, загадки, помещают рисунки с комментариями – подписями; стенд  «Волшебные руки» обновляется еженедельно, как только появляются новые рисунки и творческие работы, интересные изделия ручного труда, изготовленные самими учащимися.

Результатом нашей работы можно считать – повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в группе и дружного коллектива единомышленников. Наша обязанность – помочь ребенку на пути развития творческих способностей. Девизом и руководством к действию для нас стала фраза: «Творческую личность может воспитать только творческая личность».

Список литературы:

  1. Богоявленская Д.Б. / Психология творческих способностей. / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320с.

  2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. / Одарённость и проблемы её идентификации./ Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. // Психологическая наука и образование. - № 4 – 2001 – 14 – 28.

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ Российская АН; Российский фонд культуры./ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: АЗЪ,1995. – 928с.

  4. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120с.

  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. / сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191с.

  6. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. / Избранные труды. / Б.М.Теплов. – М.: Флинта, 2009. – 368с.

  7. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий./ Б.М.Теплов. // Вопросы психологии. - № 8 – 1961 – 9 – 20.

  8. http://www.koob.ru/teplov/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Давыдова Ольга Александровна учитель начальных классов гбоу сош №2034 г. Москвы, тел. 8/916/565-20-70, olysha. 70@ yandex ru iconУрок Краснова Ольга Александровна
Литературное чтение. Обобщающий урок Краснова Ольга Александровна, учитель начальных классов

Давыдова Ольга Александровна учитель начальных классов гбоу сош №2034 г. Москвы, тел. 8/916/565-20-70, olysha. 70@ yandex ru iconУрок: Развитие речи. Автор-составитель: учитель начальных классов...
Автор-составитель: учитель начальных классов гбоу сош №249 им. М. В. Маневича Туляковой Т. В

Давыдова Ольга Александровна учитель начальных классов гбоу сош №2034 г. Москвы, тел. 8/916/565-20-70, olysha. 70@ yandex ru icon-
Автор: Маслова Ольга Васильевна, учитель начальных классов мбоу сош №12 города Белово

Давыдова Ольга Александровна учитель начальных классов гбоу сош №2034 г. Москвы, тел. 8/916/565-20-70, olysha. 70@ yandex ru iconУчитель родного языка – 2013
Григорьевна, учитель начальных классов Верх-Аскизской сош, Топоев Родион Прокопьевич учитель хакасского языка и литературы Усть-Есинской...

Давыдова Ольга Александровна учитель начальных классов гбоу сош №2034 г. Москвы, тел. 8/916/565-20-70, olysha. 70@ yandex ru iconУрок развития речи во 2 классе умк система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
Урок разработала и провела Шебурова Т. Н, учитель начальных классов моу сош с. Пушанина

Давыдова Ольга Александровна учитель начальных классов гбоу сош №2034 г. Москвы, тел. 8/916/565-20-70, olysha. 70@ yandex ru iconИспользование произведений детских поэтов в воспитательной работе...
Учитель: Бабина Нина Юрьевна, учитель начальных классов, г. Новодвинск, Архангельская область, М. О. У. «Сош №7»

Давыдова Ольга Александровна учитель начальных классов гбоу сош №2034 г. Москвы, тел. 8/916/565-20-70, olysha. 70@ yandex ru iconОкружающий мир, 4 класс
Автор проекта: Симонова Елена Александровна, учитель начальных классов маоу сош №114

Давыдова Ольга Александровна учитель начальных классов гбоу сош №2034 г. Москвы, тел. 8/916/565-20-70, olysha. 70@ yandex ru iconУрока: Ориентирование на местности. Компас
Автор: Дивакова Тамара Александровна, учитель начальных классов мбоу «сош №42» г. Братска

Давыдова Ольга Александровна учитель начальных классов гбоу сош №2034 г. Москвы, тел. 8/916/565-20-70, olysha. 70@ yandex ru iconКонспект урока по русскому языку во 2 классе по программе умк «Школа России»
...

Давыдова Ольга Александровна учитель начальных классов гбоу сош №2034 г. Москвы, тел. 8/916/565-20-70, olysha. 70@ yandex ru iconУрок по проблемно диалоговой технологии.
Автор: Блинкова Ольга Владимировна, учитель начальных классов мбоу сош №1 зато озёрный Тверской области



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница