Давыдова Ольга Александровна – учитель начальных классов ГБОУ СОШ №2034 г. Москвы, тел.8/916/565-20-70,olysha.70@yandex.ru Федорина Юлия Борисовна – воспитатель ГПД, куратор ГПД ГБОУ СОШ №2034 г. Москвы тел.8/925/367-82-65, fedorina19@mail.ru
Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продлённого дня
Давыдова Ольга Александровна – учитель начальных классов ГБОУ СОШ №2034 г. Москвы
Федорина Юлия Борисовна – воспитатель ГПД, куратор ГПД ГБОУ СОШ №2034 г. Москвы
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлениях о целях образования и путях их реализации. Согласно ФГОС второго поколения школьное обучение рассматривается как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе и т.д. В связи с этим одной из основных задач современной школы стало развитие творческих способностей учеников, начиная с младшего школьного возраста[5].
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова, понятие «способность» рассматривается как природная одаренность, талантливость[3].
Значительный вклад в теорию способностей внес отечественный ученый Б.М. Теплов. Он и предложил следующее определение понятия способности: «Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике» [7]. Какое точное попадание в современный федеральный государственный стандарт образования!
Б.М. Теплов утверждал, что способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем не проявляется[6].
Творческие способности – это, прежде всего: гибкость мышления, позволяющая быстро переключаться с одной идеи на другую. Оригинальность, выражающаяся в умении находить свежие решения. Любознательность – способность с любопытством воспринимать все новое. Смелость в достижении конечного результата, преодоление боязни ошибиться. Тяга к экспериментированию, созиданию нового.
Д.Б. Богоявленская отмечала, что «Следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество — норма детского развития» [2]. Вовлечение младших школьников в творчество помогает им раскрыть свои психические качества, формирует эстетический вкус, обогащает их внутренний мир. Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет это качество и в зрелом возрасте, что высоко ценится в современном мире, наряду с деловыми задатками [2].
Начальная школа представляет собой важный этап в процессе формирования личностных способностей ребенка. Каждый день ученику приходится усваивать массу новой информации, тренировать интеллектуальные способности. Именно в этот период очень важно развить и закрепить творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее. Но возникают и определенные трудности. В школу приходят дети с разным уровнем развития. Работа по выявлению и развитию задатков и способностей каждого ребенка ложится на плечи учителей начальных классов. Именно в начальной школе закладывается основа творческой деятельности [1].
Каковы условия необходимые для развития творческих способностей младших школьников? Первое условие – раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить обучающегося такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у него творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для высокого уровня развития творческих способностей. Второе условие – упорный труд. Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. «Гений, – говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, – это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение». Третье условие – это интерес. Принуждение – это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых дети работают с увлечением, с желанием. Способности в этом случае будут формироваться быстрее. Четвёртое условие развития творчества – высокая самооценка, то есть создание у младшего школьника достаточной уверенности в своих силах, умственных и физических возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Пятое условие – активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них [1].
Мы согласны со многими психологами и педагогами, которые говорят, что природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Школа обеспечивает учащимся возможность активного и творческого участия в различных видах деятельности.
Мы считаем, что оптимальные условия для развития творческих способностей младших школьников создаются в рамках интеграции учебной и внеурочной деятельности, что ярко прослеживается в условиях группы продлённого дня. Часы свободные от учебных занятий заполняются интересными делами, дающими выход творческой энергии детей, развивающими их креативные и познавательные способности, расширяющими кругозор и умение общаться. Проявление элементов творчества необходимо развивать у детей и в трудовой, и в игровой, и в учебной деятельности.
Пребывание ребенка в группе продленного дня создает условия для посещения младшими школьниками различных кружков и секций. Что способствует самовыражению детей и улучшению их коммуникативных навыков. Детям предлагаются различные формы деятельности, из которых каждый ученик может выбрать то, что ему больше нравится и что лучше получается (первое напрямую зависит от второго).
Конечно же, работа должна вестись планомерно и целенаправленно. Целью работы по развитию творческих способностей младших школьников в группе продленного дня является: формирование творческой личности каждого обучающегося, развитие эстетического вкуса, обогащение внутреннего мира.
Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:
- Создавать условия для развития художественного вкуса у детей.
- Развивать культурное взаимоотношение детей в коллективе.
- Знакомить детей с различными видами искусств: живопись, скульптура, архитектура, литература, театр.
- Формировать у детей образную, выразительную, правильную речь.
Работа ведется по следующим направлениям: речевое развитие, изобразительное деятельность, театральная и музыкальная деятельность.
Как уже говорилось выше, работа ведется планомерно, соблюдается принцип преемственности, т.е. дети ежегодно участвуют в мероприятиях, ставших традиционными, но с каждым годом процесс развития творческих способностей становится более продуктивным. Творчество учащихся более самостоятельным. Традиционные мероприятия можно разделить на три вида – это ежедневные, еженедельные и ежемесячные мероприятия. К традиционным мероприятиям мы относим:
1.Еженедельное изобразительное творчество детей.
2.Ежемесячное проведение тематических конкурсов рисунков.
3. Ежедневное чтение художественной литературы с последующим обсуждением.
3. Еженедельный просмотр видеофильмов, беседы и обсуждение фильмов после просмотра.
4. Ежедневные сюжетно-ролевые игры.
5. Ежемесячное проведение викторин и конкурсов.
Ожидаемые результаты:
Повышение качества обучения учащихся;
Развитие индивидуальности учащихся;
Развитие интереса к изучаемым предметам
Развитие самостоятельности
Формирование полезных привычек
Система работы представлена в таблице
Дата
| Класс
| Вид деятельности
| Мероприятие
| Цели
| IX
| 1,2
| Речевая
| Загадки о школьных принадлежностях
| Активизация словаря, развитие словесно-логического мышления.
| IX
| 1-4
| Речевая
| «Город, в котором мы живём»
| Расширение знаний о родном крае, активизация словаря, обучение диалоговому общению.
| IX
| 3,4
| Речевая
| «Какой я друг»
| Развитие монологической речи, содействие развитию коммуникативной функции.
| IX
| 3,4
| Художественная
| Пословицы об учёбе
| Развитие интереса к устному народному творчеству, активизация словаря.
| IX
| 3,4
| Речевая
| «Час загадок»
| Развитие умений делать умозаключения на основе выявления причинно-следственных связей.
| IX
| 1,2
| Речевая
| «Всем советуем дружить»
| Обучение рассказыванию (составление рассказа из личного опыта), развитие чувства сопричастности, товарищества.
| ежемесячно
| 1-4
| Речевая
| «Кто много читает, тот много знает»
| Формирование познавательных интересов, активизация словаря.
| IX-XI
| 1-4
| Речевая
| «Осень пришла» - беседа
| Развитие описательной функции речи, активизация словаря.
| Осень
весна
| 1,2
| Изобрази-тельная
| Изготовление поделок из природного материала
| Развитие творческого воображения, художественного вкуса, наглядно-образного мышления.
| X
| 1-4
| Речевая
| «Откуда книга пришла?»
| Расширение знаний и представления о происхождении предметов, активизация словаря.
| ежемесячно
| 1-4
| Речевая
| «Читаем стихи»
| Развитие ритмической стороны речи, умения выразительно читать стихи.
| X
| 1-4
| Речевая
| День Учителя
| Обучение рассказыванию (составление коротких рассказов об учительнице), обогащение словаря признаков.
| ежемесячно
| 1-4
| Речевая
| Чтение книг.
| Формирование коммуникативных навыков.
| X
| 1-4
| Речевая
| Составление рассказа «Моя школа»
| Развитие монологической речи, умения анализировать события и факты.
| X
| 1
| Речевая
| «Моё имя»
| Развитие монологической речи, самооценки и умения анализировать.
| X
| 1-4
| Изобрази-тельная
| «Летят перелётные птицы»
| Расширение кругозора, умения передать с помощью изображений своё настроение и отношение к окружающему миру.
| X
| 1-4
| Речевая
| Загадки светофора
| Расширение запаса знаний о ПДД, формирование навыков безопасной жизнедеятельности.
| X
| 1
| Речевая
| Мой адрес
| Обучение рассказыванию (составление рассказа по схеме).
| X
| 1-4
| Речевая
| «Наш город»
| Расширение кругозора, воспитывать любовь к родному городу.
| X
| 1,2
| Речевая
| «Осень – непогодушка»
| Обучение рассказыванию (составление описательного рассказа), активизация словаря признаков.
| X
| 1,2
| Речевая
| «Я вам расскажу»
| Развитие монологической речи, умения слушать не перебивая.
| IX,X
I,II
IV (после каждых каникул)
| 1-4
| Речевая
| «Как я провёл каникулы»
| Коррекция и развитие связной речи (составление рассказа из личного опыта), Развитие коммуникативных навыков, пополнение и уточнение словарного запаса.
| XI
| 1-4
| Речевая
| «Пословица недаром молвится»
| Активизация, пополнение и уточнение словарного запаса, развитие словесно-логического мышления.
| XI
| 1-4
| Речевая
| «Как и что мы говорим»
| Развитие умения следить за своей речью, формирование и развитие навыков самоконтроля, речеслухового анализатора (слухоречевой памяти, слухоречевого внимания, фонематических процессов)
| XI
| 1-4
| Речевая
| «Учимся общаться»
| Формирование этических норм поведения, навыков общения в коллективе сверстников и с взрослыми.
| Осень
весна
| 3,4
| Изобрази-тельная
| Поделки из природного материала
| Развитие фантазии, воображения, умения связного рассказывания.
| XI
| 1,2
| Речевая
| «Как хорошо уметь читать»
| Привитие любви к книге, активизация читательской деятельности, развитие речеслухового анализатора.
| XI
| 1,2
| Речевая
| «Вот и осень прошла»
| Развивать описательную функцию речи.
| XII
| 1-3
| Речевая
| «Где работают мои родители?»
| Обучение рассказыванию (составление рассказа по плану), расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие логического мышления.
| XII
| 1,2
| Речевая
| «Для чего знать адрес?»
| Развитие воображения, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие логического мышления.
| ежемесячно
| 1-4
| Речевая
| Клуб «Светофорик». Рисунки по ПДД
| Уточнение знаний ПДД. Развитие воображения, фантазии, чувства цвета, умения применять свои знания.
| XII
| 1-2
| Речевая
| Письмо Деду Морозу
| Развитие связной речи, умения составления письма, профилактика нарушений письменной речи.
| ежемесячно
| 1,2
| Речевая
| «Читаем сказки»
| Формирование интереса к чтению, развитие связной речи, активизация, пополнение и уточнение словаря. Развитие умения участия в драматизации.
| XII
| 1-4
| Речевая
| Стихи к Новогоднему празднику
| Совершенствование умения выразительного чтения, развитие, активизация, пополнение и уточнение словарного запаса.
| XII
| 1-4
| Изобрази-тельная
| «Игрушки на ёлку»
| Развитие воображения, фантазии, чувства цвета.
| XII
| 3-4
| Речевая
| «Придумываем Новогоднюю сказку»
| Развивать воображение, фантазию, связную речь, умение составлять рассказ по плану.
| XII
| 1-4
| Изобрази-тельная
| Украшаем класс к Новому году
| Формирование положительной мотивации, развитие воображения, творческого потенциала, фантазии, чувства цвета.
| XII
| 1-4
| Изобрази-тельная
| «Нарисуем Новогоднюю открытку»
| Совершенствование зрительного и тактильного восприятия, творческого воображения, фантазии, чувства цвета.
| XII
| 1-4
| Музыкальная
| Конкурсная программа «Песни о зиме»
| Развивать интерес к пению, воспитание культуры.
| XII
| 1,2
| Изобрази-тельная
| Работа с бумагой
Снежинки
| Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникативной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
| XII
| 1-4
| Изобрази-тельная
| Рисование на тему: «Скоро каникулы»
| Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера.
| I
| 1-4
| Художественная
| «Найди слова в слове»
| Развитие речеслухового анализатора, активизация, пополнение и уточнение словарного запаса, коррекция и развитие произвольного внимания.
| I
| 1-4
| Художественная
| «Ещё раз о Новом годе»
| Расширять представления об окружающем, истории жизни общества.
| I
| 1-4
| Художественная
| Составление рассказа-сравнения «Как зимуют дикие и домашние животные»
| Обучение рассказыванию, коррекция и развитие связной речи, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие логического мышления.
| I
| 1-4
| Изобрази-тельная
| Клуб «Волшебные руки» (изготовление поделок из спичечных коробок)
| Совершенствование умения работать ножницами, кистью, клеем и т.п., зрительного и тактильного восприятия, формирование навыков безопасной жизнедеятельности, коррекция и развитие мелкой моторики, формирование и развитие навыков самоконтроля.
| I
| 1,2
| Художественная
| Экологический клуб «Путешествие снежинки»
| Обучение рассказыванию, коррекция и развитие связной речи, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие образного мышления и воображения, закрепление знаний о свойствах снега.
| I
| 1,2
| Художественная
| «Январь – году начало, зиме - середина»
| Уточнять зимние признаки, составлять рассказы о зимних развлечениях, активизация словаря.
| I
| 3,4
| Художественная
| «Календарь и погода»
| Развитие словесно-логического мышления, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, совершенствование запаса знаний и представлений об окружающем мире.
| II
| 2,3,4
| Художественная
| Учимся разгадывать кроссворды
| Развитие образного мышления и воображения, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие логического мышления.
| II
| 1-4
| Изобрази-тельная
| Изготовление поделок
| Развивать образное мышление, умение работать сообща, учить договариваться о работе, развивать коммуникативные навыки.
| II
| 1,2
| Художественная
| Чтение «Сказка о потерянном времени»
| Формирование умения представлять себя в различных ситуациях, находить выход из положения, развитие творческого воображения, коррекция и развитие связной речи.
| II
| 1-4
| Художественная
| «Мы фантазёры»
| Развитие воображения, фантазии, умения отличать ложь от фантазии, коррекция и развитие связной речи.
| II
| 1-4
| Изобразительная
| «Подарки друзьям» - изготовление
| Содействие развитию дружеских отношений, сплочению коллектива, совершенствование зрительного и тактильного восприятия, коррекция и развитие мелкой моторики, творческого воображения, коррекция наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
| II
| 1-4
| Художественная
| Игра «Поле чудес»
| Развитие мышления, смекалки, фонематического слуха, зрительного внимания.
| II
| 1-4
| Художественная
| Книги о солдатах
| Развитие положительного отношения к Армии на основе художественной литературы, коррекция и развитие связной речи.
| II
| 1-4
| Изобрази-тельная
| Клуб волшебных рук – подарки папам и мальчикам
| Развитие творческого воображения, художественного вкуса, наглядно-образного мышления.
| II
| 1-4
| Художественная
| Конкурс чтецов (стихи к празднику)
| Совершенствование умения выразительно читать стихи, активизация, пополнение и уточнение словарного запаса.
| II
| 1-4
| Художественная
| Составление рассказа «Мой папа был…»
| Развитие интереса к истории семьи, содействие установлению тесных семейных отношений, развитие связной речи, творческого воображения.
| II
| 1-4
| Художественная
| Постановка настольного театра
| Развитие творческого воображения, просодической стороны речи, навыков перевоплощения, саморегуляции.
| II
| 1-4
| Художественная
| Пословицы, поговорки, скороговорки
| Развивать интерес к устному народному творчеству, совершенствовать умение говорить выразительно, чётко проговаривая звуки.
| II
| 2,3
| Художественная
| «Экологическая сказка»
| Развивать творческое воображение, мышление, способствовать формированию связной речи.
| II
| 1-4
| Изобрази-тельная
| Последний день зимы
| Развитие образного мышления и воображения,
расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие логического мышления.
| III
| 1-4
| Художественная
| «Вот прошли морозы и весна настала»
| Развитие описательной функции речи, активизация словаря признаков, составление сложных слов, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
| III
| 1-4
| Изобрази-тельная
| Клуб волшебных рук – открытка маме, подарки девочкам
| Содействие развитию тесных семейных отношений, коррекция и развитие мелкой моторики, творческого воображения.
| III
| 1-4
| Художественная
| Стихи о маме (конкурс)
| Развивать выразительность чтения, формировать тёплые чувства к маме, бабушке.
| III
| 1-4
| Художественная
| «Моя мама та, что лучше всех» (составление рассказа)
| Воспитывать уважение, любовь к маме, желание всегда сделать ей приятное, развивать связную речь.
| III
| 1,2
| Художественная
| «Поговорим об умении дарить подарки»
| Воспитывать культуру поведения, правил этикета.
| III
| 1-4
| Художественная
| Инсценирование сказок
| Развитие навыков драматизации, умения перевоплощаться, обыгрывать школьные ситуации, делать выводы, умозаключения.
| III
| 1-4
| Художественная
| Викторина по сказкам
| Развивать, уточнять знания детей по содержанию сказок, умения драматизировать отрывки из сказок.
| IV
| 1-4
| Художественная
| «1 апреля – праздник смеха»
| Развитие представления детей о празднике, умения различать шутки и плохие поступки.
| IV
| 1-4
| Художественная
| «Слово утешает и огорчает»
| Воспитание уважительного отношения к труду, обогащение и активизация словарного запаса, развитие речеслухового анализатора.
| IV
| 1,2
| Художественная
| Викторина по произведениям К.И. Чуковского
| Развивать читательский интерес, умение выразительно читать отрывки, драматизировать содержание сказок.
| IV
| 1-4
| Художественная
| Чтение о полёте Ю.А.Гагарина
| Развитие и расширение знаний об окружающем мире, развитие связной речи, активизация словарного запаса (космос, космонавт).
| IV
| 1-4
| Изобрази-тельная
| «Рисуем космос»
| Совершенствование знаний о космосе, об истории покорения космического пространства, содействие развитию воображения, творческого рассказывания.
| IV
| 1-4
| Художественная
| Викторина «Угадай-ка»
| Развитие образного мышления и воображения, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие логического мышления.
| IV
| 1-4
| Изобрази-тельная
| Экскурсия «Весна в городе»
| Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие умения передавать красоту природы, описательной функции речи.
| IV
| 3,4
| Художественная
| Театр «Вести из леса»
| Развитие умение составлять сценарии мини-спектакля, коррекция и развитие связной речи, выразительности.
| ежемесячно
| 1-4
| Художественная
| Посещение библиотеки
| Уточнение знаний о необходимости работы библиотекаря, воспитание положительного отношения к книге как к источнику знаний.
| IV
| 1-4
| Изобрази-тельная
| Клуб волшебных рук: игрушки для прогулки (самолёты, парашюты)
| Развивать умение и желание самим организовывать игры, изготавливать для них атрибуты, развивать мелкую моторику.
| IV
| 1-4
| Изобрази-тельная
| «Летят перелетные птицы»
| Уточнять знания детей о перелётных птицах, воспитывать бережное отношение к ним, желание помочь (сделать скворечники, не разорять гнёзда), развивать связную речь.
| IV
| 1-4
| Изобрази-тельная
| Рисунки на асфальте «Весна идёт!»
| Развивать творческое воображение, желание выразить в рисунке своё видение мира, развитие мелкой моторики.
| IV
| 1-4
| Художественная
| «Читаем стихи о весне»
| Развивать выразительность речи, умение слушать стихи, восприятие.
| IV
| 1-4
| Художественная
| «Читаем произведения о весне»
| Развивать выразительность речи, умение слушать, восприятие.
| V
| 1-4
| Художественная
| Составление рассказа «Моя любимая книга»
| Развитие связной речи (составление рассказа по плану), всех видов мышления, воображения.
| V
| 1-4
| Художественная
| Беседа «Подвигу жить!»
| Воспитание патриотизма, уважения к подвигам героев, развитие коммуникативной функции речи.
| V
| 1-4
| Художественная
| Чтение из цикла «О воинских подвигах»
| Обогащение знаний детей о трудностях фронтовой жизни, смелости и отваге, привитие любви к чтению, обогащение словарного запаса.
| V
| 1-4
| Художественная
| Стихи к 9 Мая (конкурс)
| Развивать выразительность чтения стихов, умения слушать стихи, развивать восприятие, воображение.
| V
| 1-4
| Изобрази-тельная
| Конкурс рисунков «Победа!»
| Воспитание патриотизма, глубокого уважения к ветеранам войны, развитие коммуникативной функции речи.
| V
| 1-4
| Художественная
| Беседа «Дети на войне»
| Воспитание патриотизма, глубокого уважения к ветеранам войны, развитие коммуникативной функции речи.
| V
| 1-4
| Художественная
| «Что могла бы парта рассказать о тебе»
| Составление рассказа на предложенную тему, развитие воображения, мышления, связной речи.
| V
| 1-4
| Изобрази-тельная
| Клуб «Волшебные руки»
| Развитие образного мышления и воображения, совершенствование зрительного и тактильного восприятия, коррекция и развитие мелкой моторики.
| V
| 1-4
| Изобрази-тельная
| Вот и лето пришло.
| ПДД и правила поведения во время летних каникул на улице, во дворе, на водоёмах, в лесу и т.д.
| Вся учебно-воспитательная работа в ГПД ведется по выбранным направлениям, что способствует развитию творческих способностей младших школьников. В работе мы используем дифференцированный подход, вариативность заданий. Развитие творческих способностей учеников младших классов осуществляется с первых дней их обучения в школе и обеспечивается каждодневными развивающими интерес к учению заданиями: выразительным чтением, творческими пересказами, изобразительной деятельностью и т.д. Внеурочные предметные задачи с возрастом школьников возрастают, что обеспечивает непрерывность и поэтапность развития.
Хочется еще раз обратить внимание на значимость оценки деятельности детей. Как уже говорилось выше, ребенок должен получить обязательную положительную оценку любому начинанию. Поэтому мы один раз в неделю оформляем выставочные стенды в группе и один раз в месяц проводим выставки художественного творчества, смотры технических поделок, творческие игры, праздники, фестивали, конкурсы, концерты, музыкальные спектакли.
Студии и объединения дополнительного образования, работающие в школе также организуют выставки детского творчества для всех обучающихся в начальных классах, для родителей и гостей школы. По итогам выставок всем учащимся, принявшим в них участие, вручаются грамоты или дипломы.
В группе оформлены действующие стенды: «По страницам любимых книг» туда ребята пишут свои рассказы, стихи, загадки, помещают рисунки с комментариями – подписями; стенд «Волшебные руки» обновляется еженедельно, как только появляются новые рисунки и творческие работы, интересные изделия ручного труда, изготовленные самими учащимися.
Результатом нашей работы можно считать – повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в группе и дружного коллектива единомышленников. Наша обязанность – помочь ребенку на пути развития творческих способностей. Девизом и руководством к действию для нас стала фраза: «Творческую личность может воспитать только творческая личность».
Список литературы:
Богоявленская Д.Б. / Психология творческих способностей. / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320с.
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. / Одарённость и проблемы её идентификации./ Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. // Психологическая наука и образование. - № 4 – 2001 – 14 – 28.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ Российская АН; Российский фонд культуры./ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: АЗЪ,1995. – 928с.
Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. / сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191с.
Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. / Избранные труды. / Б.М.Теплов. – М.: Флинта, 2009. – 368с.
Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий./ Б.М.Теплов. // Вопросы психологии. - № 8 – 1961 – 9 – 20.
http://www.koob.ru/teplov/
|