Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений




Скачать 40.38 Kb.
НазваниеРазвитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений
Дата публикации08.03.2014
Размер40.38 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Культура > Урок
Асланина Анна Владиславовна

Преподаватель изобразительного искусства

г. Чебоксары

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений.

Человек меняется на протяжении всей жизни, но основное – фундамент мировоззрения, моральные принципы, душевные качества, – закладываются в детстве. Задача учителя изобразительного искусства – воспитать разносторонне развитого, истинно культурного человека, обладающего высокими моральными, гражданскими качествами, творческой активностью.

Чтобы дать возможность детям развиваться, надо ставить перед ними новые, более интересные для них задачи, когда необходимо что – то преодолеть, что - то решить. Только свобода мысли и чувства рождает творчество.

Творчеству можно и нужно учить всех. Особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте. Все виды творческой деятельности неразрывно связаны с воображением, т. к. творческая деятельность предполагает выдвижение разных подходов, вариантов решения, рассмотрение предмета с разных сторон, умение придумывать оригинальный необычный способ решения.

Иллюстрирование литературных произведений дает ученикам свободу мыслей и полёт фантазии. Здесь можно отходить от реальности и создавать интересные композиции, что помогает развитию абстрактного мышления и творческого воображения.

На уроках по композиции мы читаем и иллюстрируем загадки и потешки, стихотворения и сказки, из урока в урок меняя и усложняя задания, подмечая новые детали и сопоставляя полученные результаты. Главной задачей перед ребенком на таких уроках стоит создание, придумывание в уме уникального образа, основанного на личных впечатлениях от прочитанного произведения, сказки, а затем изображение его на листе бумаги. Произведение одно, а воплощение получается разное. А в конце учебного года дети превратятся в настоящих художников-иллюстраторов. Каждый сделает книжку-малышку, выполнит иллюстрации к небольшой сказке, самостоятельно придумает обложку и подберёт шрифт. В процессе обучения мы знакомимся с разными техниками рисования, с основами книжной графики, композиции и рисунка.

Для меня, как учителя на уроках иллюстрирования литературных произведений, важна не столько техническая сторона, сколько мыслительный процесс, воплощённый на бумаге. Моя главная цель – развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста. Ведь именно сейчас, когда детям 7-10 лет, мышление и воображение развиваются наиболее интенсивно. Важно не упустить момент, пока творческое начало, заложенное в каждом человеке природой, так и рвётся наружу, требуя постоянной подпитки.

По мнению психологов, все психические функции возникают и развиваются во время игры, труда, обучения и общения. Поэтому для формирования и совершенствования любого психического процесса, в том числе и воображения, необходимо вовлечь ребёнка в активную деятельность. В этом смысле занятия изобразительным искусством открывают перед учителем широкие возможности и для обучения, и для воспитания гармонично развитой личности. Говоря конкретно о развитии воображения, то здесь мы имеем дело со всеми его видами и даём возможность детям максимально полно развить в себе способность к воображению. И опыт иллюстрирования произведений, как мне кажется, здесь играет весомую роль. При прочтении, прослушивании произведений задействованы и пассивное произвольное (мечтательность, грёзы) и активное, и репродуктивное и продуктивное виды воображения. При этом учитель может наблюдать субъективную сторону воображения, связанную с индивидуально-личностными характеристиками учеников. Яркость образов, глубина их переработки, разные каналы восприятия, личные переживания и частный опыт, пусть ещё небольшой, общее и умственное развитие - всё это влияет на конечный результат. Иллюстрируя произведения, ребёнок учится воплощать не только конкретный образ, но и состояние, чувства, эмоции, описываемые в литературном произведении. Знакомство со сказками и литературными произведениями расширяет общий кругозор учащихся и, в целом, повышает их культурный уровень.

Развивая и совершенствуя воображение, мы развиваем и другие познавательные процессы: внимание, память, восприятие, мышление.

Пусть не каждый ребёнок, занимающийся в художественной школе или изостудии, станет художником. Но какую бы сферу деятельности он не выбрал, развитое воображение – это ключ к успеху в учёбе, в профессии, в жизни. Творческий человек, способный в обыденном видеть необычное, придумывать новое и воплощать свои замыслы, - это счастливый человек. Он востребован в современном мире. И это хороший стимул для учителя.

Список использованной литературы:

1. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. М., - 1987. №1. с. 44-51.

2. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. М., - 1971.-№2. с. 41-46.

3. Карандашов Ю.Н. Развитие представлений у детей. Учебное пособие.- Минск, 1987./ Возрастная динамика развития представлений: 74-87/.

4. Лейтес, Н.С. Ранние представления одаренности. М., - 1988. №4. с. 98-108.

5. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование.- Тбилиси, 1972.

6. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. - 4-е. издание - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. - Кн. 1: Общие основы психологии/ Воображение.

7. Найссер, У. Познание и реальность. - М., 1981. с. 141-165.

8. Никифорова, О.Н. Познавательный процессы и способности в обучении. - М. 1990.

9. Обухова, Л.Ф., Детская (возрастная) психология, Учебник. - М., Российское педагогическое агентство.

10. Теоретические концепции фантазии: с. 25 - 78. Психологические механизмы фантазии: с. 169 - 11. Условия протекания процесса фантазии.

12. Рубинштейн, С.А., Основы общей психологии. В 2т. - Т. 1 - М., 1989.

13. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов. - М.,: Издательский центр Академия, 1999.

14. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль.: Академия развития, 1997.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений iconРазвитие творческих способностей, поисковой и исследовательской деятельности...
Пробуждать у младших школьников познавательный интерес к предметам в процессе обучения

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений iconВоспитание духовного здоровья на уроках изобразительного искусства
Одним из направлений воспитательной работы нашей школы является здоровье сбережение школьников. Каждый педагог старается применять...

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений iconПояснительная записка «Развитие речи младших школьников». 3 класс...
Рабочая программа «Развитие речи младших школьников» для 3 класса на 2013- 29914 учебный год составлена на основе основной образовательной...

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений icon«Взаимосвязь литературы, изобразительного искусства на уроках географии»
Научить школьников понимать прекрасное в музыке, поэзии, прозе, изобразительном искусстве- одна из важнейших задач учителя

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений iconКонспекта урока с использованием эор тема: Необычное в обычном (по сказкам В. Хмельницкого)
Цель: Создать условия для творческого самовыражения учащихся в процессе освоения литературных произведений

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений iconОсобенности творческого воображения подростков ваничкин владимир григорьевич
Аннотация: в статье раскрываются роль воображения в формировании личности, особенности творческого воображения подростка

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений iconПлан – конспект над предметного занятия по изобразительному искусству в 1 классе
Цель: формирование художественного мировосприятия и развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного...

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений iconВ процессе восприятия произведений изобразительного искусства
Цель. Продолжать знакомить с пейзажами, учить чувствовать их настроение, понимать образный строй, видеть художественные средства...

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений iconГуо «Новоельнянская средняя общеобразовательная школа» Развитие потенциальных...
Развитие потенциальных способностей младших школьников через литературное образование / сост учит нач кл. – Дятлово, 2008. 27с

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений iconКоординация речи с движением, развитие творческого воображения
Координация речи с движением, развитие подражательности и творческого воображения



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница