Урок в 6 классе по теме «Музыкальная драматургия»




Скачать 60.85 Kb.
НазваниеУрок в 6 классе по теме «Музыкальная драматургия»
Дата публикации14.02.2014
Размер60.85 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Культура > Урок
УРОК в 6 классе по теме «Музыкальная драматургия»

Карл Орф «Кармина Бурана»
Калинина И.А. учитель музыки МБОУ Буготакской СОШ
Тип урока: Углубление в тему

Цель: Формировать понимание принципов построения музыкальной драматургии и

многообразие форм и жанров, раскрывающих данные принципы.

Задачи:

- познакомить детей с жизнью и творчеством немецкого композитора и педагога Карла Орфа;

- развивать ассоциативное мышление;

- находить многообразие музыкальных образов и способов их развития;

- показать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- закрепить основные формы музыки;

- понимать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

- воспитывать слушательскую культуру.
Музыкальный материал:

  1. Фрагмент песни Ермолова «Желаем Удачи» - приветствие

  2. сценическая кантата «Кармина Бурана» - «Фортуна пра­вит миром...»

  3. Песня А.Иванова «Из вагантов»

  4. Гимн студентов «Гаудеамус»


Дополнительный материал: Физкультразминка «Чечетка руками», презентация, раздаточный материал.
Оборудование: ноутбук, музыкальный центр, телевизор, синтезатор
На доске:

Задание для двух команд: правильно вставить пропущенные буквы в словах и составить из пропущенных букв название темы урока.

^ КАРМИНА БУРАНА

спеКтАкль Балет

опеРа мУзыка

сиМфонИя оРАтория

каНтАта ромаНс

Ария
Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся... Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

Шостакович Дмитрий
^ Ход урока:

У: Добрый день, ребята! Какую большую тему мы начали изучать во втором полугодии?

Д: Мы начали изучать тему – «Музыкальная драматургия»

У: Как вы поняли что такое «музыкальная драматургия»?

Д: Столкновение и взаимодействие различных музыкальных образов друг с другом

У: Тема сегодняшнего урока зашифрована. Вставьте, пожалуйста, пропущенные буквы в словах, написанные на доске и составьте из этих букв тему нашего урока

^ Д: «КАРМИНА БУРАНА»

У: Сегодня мы познакомимся с уникальнейшим музыкальным произведением, которое, с одной стороны, исполняется крайне редко, с другой стороны, оно известно всем.
СЛУШАНИЕ.
У: С помощью словаря эмоциональных терминов, запишите, пожалуйста, в плане работы первые впечатления от прослушивания музыки.

Д: работают с раздаточным материалом

Слайд 1. «Фортуна» Карла Орфа

У: Карл Орф, немецкий композитор и педагог родился 10 июля 1895 г. в Мюнхене в семье офицера. Музыка окружала Карла с детства. Ему исполнилось пять, когда родители стали обучать его игре на рояле, органе и виолончели. В 1924 г. Карл Орф вместе с Д. Гюнтер основал в Мюнхене Школу гимнастики, танца и музыки («Гюнтершуле»), где долгие годы занимался воспитательной деятельностью, а так же фольклором. Совместно с музыкальным этнографом К. Хубером собирал и обрабатывал баварские народные песни и танцы.

Слайд 2. Бойренские песни – 1300 год

«Carmina» с латинского языка значит «песни». «Burana» — название местности, где были найдены рукописи со стихами неизвестных поэтов, крестьян, ремесленников, а также вагантов

У: 14 век – расцвет феодализма. Вспомните, какие главные отличительные особенности этого времени? Литературную основу «Кармины» составляют рукописи, т.е. исторические документы. Как вы считаете, почему рукописи найдены в монастыре?

Д: В средние века правили феодалы и церковь. Церковь с помощью феодалов расцветала и богатела, а феодалы с помощью церкви расширяли свои земли и власть. Грамотные люди были только в монастырях, там же были и первые школы.

Слайд 3. «Колесо Фортуны» - средневековая миниатюра – основа, композиционный план кантаты

^ У: Какие образы мы видим на рисунке?

Д: Самые разные: богатые и бедные, веселые и грустные, умные и глупые и т.д.

У: давайте еще раз внимательно послушаем и вчитаемся в перевод этой кантаты

Д: читают перевод и слушают

У: Какими музыкальными средствами Орф передает образы? Как они взаимодействуют?

Д: Вначале звучит все вместе очень громко, и оркестр, и хор. Интонации повелительные, торжествующие. Затем, все звучит очень тихо и просящее, слезно, постепенно переходит в речитатив с более уверенной интонацией. Ритм немного замедляется. Звуковедение изменяется с волнообразного на скачкообразное и затухающее, как будто на одной ноте.

Слайд 4. Оратория Земли

У: Почему же не получилось оратории о будущем Земли в средневековом понимании у Карла Орфа в 20 веке? Давайте предложим свою версию. В 14 веке в Европе создаются первые университеты, но они, в основном богословские; знания только-только пробивают себе тропиночки, нет еще оркестров и музыкальные инструменты еще только начинают совершенствоваться, это еще очень тихие звуки; балета нет и в помине, пока только танцы-шествия под негромкую музыку. А какие музыкальные средства были у Карла Орфа?

Д: Совершенный симфонический оркестр, Разнообразные вокальные жанры – кантата, оратория. Балет и современная хореография с элементами народного и эстрадного танца.

Слайд 5. Композиционная структура

У: Именно "Кармина Бурана" положила начало новому типу музыкального спектакля, не имеющего аналогов ни до, ни после, и принесла своему создателю всемирную славу. Жанр, в котором было написано это произведение - "сценическая кантата" - стал основным в творчестве Орфа. И это не удивительно. Ведь он соединял в себе черты оратории, кантаты, оперы, драматического спектакля и элементы хореографии. А именно к такому синтезу стремился Орф еще в период создания своих ранних произведений! Начиная с «Кармины Бураны», Орф приступил к разработке нового типа музыкального спектакля, для которого характерна тесная связь музыки, текста и сценического движения. Понравилось вам это произведение? Чем понравилось? Заполните схему анализа музыкального произведения.

Д: работа с о схемой. Необычное. Интересно не только слушать, но и смотреть.
Физкультминутка
У: Давайте еще раз напомним о литературной основе произведения. Из чего она состоит?

Д: Рукописи монахов, стихи вагантов и т.д.

У: кто такие ваганты? Давайте обратимся к экспертной группе.

Д: Нелёгкой была жизнь вагантов - школяров — выходцев из бедных семей. Вот как описывает её Джеффер Чосер(самый знаменитый поэт английского средневековья, «отец английской поэзии», создатель литературного английского языка):
Прервав над логикой усердный труд,
Студент оксфордский с нами рядом плёлся.
Едва ль беднее нищий бы нашёлся...
Выносить нужду и голод приучился стойко,
Полено клал он в изголовье койки.
Ему милее двадцать книг иметь,
Чем платье дорогое, лютню, снедь...
Но студенты не унывали. Они умели радоваться жизни, своей молодости, веселиться от души. Особенно это касается вагантов — бродячих школяров, переходящих из города в город в поисках знающих преподавателей или возможности подзаработать.

У: И мы сейчас это подтвердим песней
^ Исполнение песни «Из вагантов»
У: Ребята, скажите, актуальна ли в наше время «Кармина Бурана»? Если актуальна, почему?

Д: Помогает лучше осознавать как изменилась жизнь всего человечества; оценить научные открытия и необходимость постоянного учения, т.к. только знания помогли человеку стать смелым и уверенным в себе, не зависеть от фортуны и Бога, хотя и удача порой не лишняя и Бог в душе необходим.

У: Что же двигает миром сейчас, если не фортуна?

Д: Двигает миром наука, а науку двигает человек.

У: А мы сможем показать это движение, развитие на уроке музыки? Что скажет экспертная группа?

Д: Gaudeamus igitur!

Итак, будем веселиться!

Старинная студенческая песня, возникшая из застольных песен вагантов. Текст в ныне распространённой редакции оформился в конце 18 века, музыку написал фламандец Иоганн Окенгейм (XV век). С давних времён «Gaudeamus igitur» считается гимном студентов. Исполняют его на латинском языке.

Трудно поверить, что этот гимн существует более 200 лет. Кажется, что в жизни ничего не изменилось, настолько все слова уместны и своевременны. Студенческий гимн
^ Исполнение студенческого гимна
У: Давайте сравним положение, права, возможности школяров 13, 18 и 21 веков

Д: предположительные ответы (направлять к выводу о всесилии обучения, его первостепенности в жизни)

У: Докажем наши выводы песней «Гимн молодежи»
Исполнение гимна молодежи

У: Подведем итоги урока.
У: Домашнее задание: нарисовать «колесо фортуны», как вы его поняли, увидели
Рефлексия: Предложить ученикам: если урок понравился, понятен – сложить свои работы (план работы над музыкальным произведением ) в «чемодан»; если надо еще поработать над смыслом произведения – в «мясорубку»; если урок не понравился, ничего не дал (ни знаний, ни умений, ни впечатлений) – в «урну»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 6 классе по теме «Музыкальная драматургия» iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...

Урок в 6 классе по теме «Музыкальная драматургия» iconУрок музыки в четвертом классе по теме: «В музыкальном театре»
Тема урока: «В музыкальном театре». Музыкальная характеристика поляков в опере «Иван Сусанин»

Урок в 6 классе по теме «Музыкальная драматургия» iconУрок по теме
Урок мировой художественной культуры в 9-м классе по теме " Времена года в произведениях русских поэтов, музыкантов, художников"

Урок в 6 классе по теме «Музыкальная драматургия» iconУрок английского языка в 3 классе по теме «Seasons»
Введение нового материала по теме «Seasons»,урок английского языка в 3 классе (глава 3 «Speaking about a new friend» ) к умк биболетовой...

Урок в 6 классе по теме «Музыкальная драматургия» iconУрок по биологии в 6 классе по теме: Проведён учителем биологии
Урок в 6 классе «Корень. Корневые системы. Типы корневых систем растений в окрестностях школы»

Урок в 6 классе по теме «Музыкальная драматургия» iconУрок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление....
Урок физики в 10 классе «Последовательное и параллельное соединение проводников»

Урок в 6 классе по теме «Музыкальная драматургия» iconВнеклассное мероприятие в 6-м классе по теме: "Здравствуй, осень золотая!"
Форма проведения: Литературно-музыкальная композиция с использованием информационных технологий

Урок в 6 классе по теме «Музыкальная драматургия» iconУрок в 5 классе по теме «Погода в разные времена года»
Автор: Битюцкова Ж. А., учитель немецкого языка. Урок в 5 классе по теме «Погода в разные времена года»

Урок в 6 классе по теме «Музыкальная драматургия» iconУрок исследование с применением икт по русской литературе по теме: «Синие горы Кавказа»
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...

Урок в 6 классе по теме «Музыкальная драматургия» iconУрок с презентацией по теме «Противопожарная безопасность»
На изучение данной темы по курсу обж в 4 классе по программе отведено 2 часа. Разработанный урок является уроком усвоения новых знаний....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница