Методическая разработка творческо-тематического вечера «Наполним музыкой сердца»




Скачать 137.06 Kb.
НазваниеМетодическая разработка творческо-тематического вечера «Наполним музыкой сердца»
Дата публикации10.02.2014
Размер137.06 Kb.
ТипМетодическая разработка
www.lit-yaz.ru > Культура > Методическая разработка
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Нурумбальская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Методическая разработка

творческо-тематического вечера

«Наполним музыкой сердца»

Выполнила:

Васильева Людмила Николаевна

2013 г.

Методическая разработка творческо-тематического вечера

«Наполним музыкой сердца»

Лес должен быть не пройден, а прожит…

Ю.Устинов.

Цель: знакомство с миром бардовской песни.

Задачи:

1.Показать жанр бардовской песни как самостоятельное явление нашей отечественной культуры;

2.Показать, что жанр бардовсой песни - это проявление народного творчества, один из самых массовых видов творчества;

3.Показать, что жанр бардовской песни обладает величайшим духовным потенциалом, способствует воспитанию и становлению личности, способной сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.

Оборудование:

1.Тектсы бардовской песни;

2.Оформление класса с использованием мягкого света; свечи;

3.проектор, фонограммы песен;

4.Книги и журналы об авторах песен;

5.6- струнная гитара.

6.стенгазета, рисунки детей.

Сценарий:

Вступление (классный руководитель).

Я рада, что сегодня нам выпала возможность пообщаться, поговорить, послушать и спеть под гитару. Разговор у нас пойдет о жанре бардовской песни. Еще ее называют авторской, самодеятельной песней. Жанр бардовской песни как явление отечественной культуры нашего времени появился в 50-60х годах 20 века. Благодаря творчеству таких известных бардов, как Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и других, жанр получил имя и право на самостоятельное существование в нашей культуре. Булат Окуджава - профессионал в поэзии, Юрий Визбор - журналист, обоятельный, интеллигентный, энергичный человек, ну а Владимир Высоцкий приобрел поистине всенародную любовь своими песнями.

^ Звучит песня «Наполним музыкой сердца»

(Стихи и музыка Юрия Визбора).

Ведущий 1. Авторская самодеятельная песня - один из самых массовых и демократичных видов искусства. Об этом свидетельствуют многотысячные аудитории фестивалей бардовской песни, которые проходят круглый год в самых разных уголках нашей Родины.

Ведущий 2.Самый известный среди них - это Грушинский фестиваль авторской самодеятельной песни, который традиционно проходит в первые выходные июля в городе Самаре. Фестиваль посвящен памяти геройски погибшего студента Валерия Грушина.

Ведущий 1.На Урале известен и знаменит Ильменский фестиваль, который традиционно проходит во вторые выходные июня на берегу Ильменского озера города Миасса.

Ведущий 2.В нашей республике тоже бывают встречи бардов и любителей авторской песни.

Ведущий 1.Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным исполнителем или гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой.

Весь класс встает в полукруг, обнявшись, и поет песню «Как здорово!» (Стихи и музыка О.Митяева)

Ведущий 3. Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, свои особенности, бытовала в разных странах и уголках нашей земли, но суть бардовской песни была и остается неизменной.

Ведущий 4.Расскажу одну притчу. Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного миров друидов преклонялись многие народы, населявшие тогда Землю. Чтобы получить знания начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца - друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение избранник назывался бард. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей Свет и Истину своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу.

Ведущий 5.Бардовская песня, как никакая другая песня, способствует работе души, а следовательно, и ее исцелению. Бардовскую песню, и в этом ее особенность, можно воспринять только тогда, когда внимание слушателя ничем не отвлекается. Перед слушателем лишь проникновенная мелодия и образы, которые создает песня. Нужно полностью погрузиться в чувственно—образный мир песни, необходимо создать свои слушательские образные картины, мысли, переживания, откликнуться на песню сердцем, а для этого необходима как раз работа. Работа мысли, чувств, памяти, сердца. Работа души.

^ Поется песня Ю.Визбора «Лесное солнышко».

Вариант 1. Ведущий 6. Бардовская песня – это язык сердца и души. Исполнитель бардовской песни должен донести, прежде всего, смысл песни, ее чувства. Донести красиво, изящно, доходчиво. Это песни не для развлечения, их нельзя слушать между делом, ибо не будет контакта на чувственном уровне или он будет ослаблен.

Ведущий 7. Если эстрадная песня чаще всего для телодвижения, этому способствует ритмичная музыка, световые эффекты, простые тексты, то бардовская песня чаще всего – это песня для души - движения, этому способствует мягкий аккомпанемент гитары, доверительная интонация исполнения, хороший уровень стихов, образность песни.

Ведущий 6. Ни отличный вокал, ни прекрасное музыкальное сопровождение, никакие свето- и спецэффекты не сделают песню бардовской, если не будет искренности в самой песне, в ее исполнении.

Ведущий 7. Исполнитель бардовской песни должен показать, прежде всего, не свой прекрасный вокал, умение петь и играть на музыкальном инструменте, хотя и это немаловажно, он должен открыть и показать духовно- богатый, чувственный мир песни, а если песня по - настоящему бардовская - она обладает этим миром.

Вариант 2. Классный руководитель: «Ребята, как вы думаете, чем бардовская песня отличается от эстрадной?».

Ведущий 6. Бардовские песни отличаются красотой и изяществом. Это песни не для развлечения, их нельзя слушать между делом, иначе не поймешь смысл песни.

Ведущий 7. Я думаю, что эстрадная песня чаще всего для телодвижения, этому способствует ритмичная музыка, световые эффекты, простые тексты, а бардовская песня- это песня для души – движения, этому способствует мягкий аккомпанемент гитары, доверительная интонация исполнения, хороший уровень стихов, образность песни.

^ Классный руководитель: Ни отличный вокал, ни прекрасное музыкальное сопровождение, никакие свето- и спецэффекты не сделают песню бардовской, если не будет искренности в самой песне, в ее исполнении.

Бардовская песня – это язык сердца, души. Исполнитель должен уметь показать духовно- богатый, чувственный мир песни.

^ Классный руководитель: «Ребята, сейчас мы послушаем стихотворение Юрия Левитанского и подумаем, какую проблему поднимает автор? Чему нас учит?».

Ведущий 8.Стихи Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя», музыка Виктора Берковского.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже, как умею,

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

^ Классный руководитель: «Какую проблему ставит автор?»

Ученик: «Проблему выбора»

Классный руководитель: «Что мы выбираем?»

Ученик: «Профессию, религию, дорогу».

^ Классный руководитель: «Эта песня говорит нам, что нередко перед человеком встает проблема выбора, не что купить или кем быть, а каким быть?»

Ребята, все, наверное, смотрели фильм «Убойная сила», в котором герои проходят службу в Чечне. Игорь Плахов попадает в плен и перед ним встает выбор – остаться в живых (но для этого надо убить человека-другого солдата), но стать убийцей- предателем или погибнуть жестокой смертью. Он выбирает второе». Таким образом, песня учит нас жить осознанно, обдумывая каждое свое слово и поступок. Учит не обвинять других в своих неудачах и проблемах.

^ Звучит песня Владимира Высоцкого «Братские могилы».

Ведущий 9. Вот, что говорил В.Высоцкий в свое время про бардовскую песню: «Искусства настоящего без страдания нет. И человек, который не выстрадал, творить не будет. Необязательно, чтобы притесняли его или стреляли в него, мучили и ли пугали тюрьмой, достаточно, чтобы в душе, даже без внешних воздействий, человек испытывал чувство сострадания за людей, близких, вообще за ситуацию.

Авторская песня-тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер человек с гитарой, глаза в глаза. И расчет в авторской песне только на одно- на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливости и горе людское. Короче говоря, все рассчитано на доверии. Вот, что нужно для авторской песни: ваши глаза и души и мое желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать».

Ведущий 10. Существует такое понятие, как идеальная песня. Это эталон, где все составляющие песни - слова, музыка, исполнение, сопровождение, смысл, чувства - находятся в гармонии, удачно дополняя друг друга, чтобы в песне разные по своему уровню развития люди нашли что-то свое, что трогало бы их душу.

^ Классный руководитель: « Сейчас прозвучит песня В.Высоцкого, которая называется «Песня о друге» и которая является, на мой взгляд, идеальной песней. Тема дружбы, измены, предательства, мужества и трусости занимает важное место в бардовской песне. Предлагаю вам, слушая эту песню, не только нарисовать мысленную картину всего того, о чем поется в песне, но и попытаться представить себе людей, которые были, есть и будут в вашей жизни в те моменты, когда решается чего стоит человек на самом деле; друг он или враг, или просто так. Как поведут они себя в экстремальной ситуации, как поведете себя вы. Но зла на предавших и слабых не держите, а, как советует Высоцкий, просто не берите их в «горы». Песня выступает катализатором для погружения в мир чувств, эмоций, переживаний, и если вы услышите ее не только ушами, но и сердцем, вы почувствуете, увидите, как она засверкает новыми, яркими красками».

^ Звучит «Песня о друге».

Классный руководитель: «Какая песня для вас является идеальной? Какая песня и почему нравится вам? Ваша любимая бардовская песня?»

Ведущий 11. Бардовская песня, ее мысль, чувства могут быть усвоены в полной мере таким человеком, у которого ассоциации, вызванные песней, входят звеном в состав его личного опыта. Если он это уже переживал, об этом думал. Восприятие человеком любой информации, в том числе и находящейся в бардовской песне, напрямую зависит от его уровня мировоззрения. Как человек относится к окружающему нас миру, что видит в людях, природе, событиях. Как понимает свою судьбу, свое предназначение, так он и воспринимает бардовскую песню. Одна и та же песня вызывает иногда совершенно полярные мнения, чувства, мысли, ассоциации у людей, ведь все люди разные, с разным багажом жизненного опыта, с разным количеством любви, сострадания, с различным взглядом на проблему добра и зла, цели и смысла и сути человеческой жизни.

Ведущий 12. Бард занимается песенным творчеством, как, впрочем, и эстрада, рок, романс, народная песня, но бард должен «пахать глубже», его «творческий плуг» должен идти не по поверхностным чувственным категориям, истинам, взглядам, а гораздо глубже, и самый важный пласт тем-это разрешение вопроса, основного вопроса жизни человека, - «Зачем он пришел на эту землю, куда идет и правильно ли идет?».

^ Ведущий 13. Грузинская песня (Музыка и слова Булата Окуджавы).

Виноградную косточку в теплую землю зарою,

И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

И друзей созову, на любовь свое счастье настрою…

А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Собирайтесь-ка, гости, на мое угощение,

Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву.

Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья…

А иначе зачем на земле этой вечной живу?

В темно-красном своем будет петь для меня моя Дали,

В черно- белом своем преклоню перед нею главу,

И заслушаюсь я, и умру от любви и печали…

А иначе зачем на земле этой вечной живу?

И когда заклубится закат, по углам залетая,

Пусть опять и опять предо мною плывут наяву.

Синий буйвол, и белый орел, и форель золотая…

А иначе зачем на земле этой вечной живу?

^ Классный руководитель: «Автор песни Булат Окуджава спрашивает себя, зачем на земле этой вечной живу? А вы, ребята, зачем живете на земле? В чем состоит для вас смысл жизни?».

^ Вывод: чтобы на Земле оставить о себе добрую память.

Классный руководитель: Чтобы писать такие глубокие по смыслу песни, надо быть незаурядным человеком. Сейчас вы получите задание. Первая группа должна описать, каким должен быть бард? Вторая - каким слушатель?

^ Вывод:

1 группа - Чтобы соответствовать истинному предназначению барда, мне кажется, то автор, исполнитель должен быть не только хорошим поэтом, музыкантом, певцом. Он должен быть всесторонне развитым, образованным, культурным, грамотным человеком. Он должен иметь богатый жизненный опыт, богатый духовный мир. Сочиняют многие, поют многие, но бардами можно назвать единицы, барду присуща жизненная мудрость. Его песни добры, глубоки, мудры, светлы и образны.

Игра «Слабое звено» (Каждый ученик пишет на листочке, каким должен быть бард, одним словом).

2 группа (аналогично)- Слушатель должен быть искренним, умеющим сострадать, и желающим размышлять.

Обратить внимание на портреты бардов!

Булат Окуджава - профессионал в поэзии, Юрий Визбор - журналист, обоятельный, интеллигентный, энергичный человек, ну а Владимир Высоцкий приобрел поистине всенародную любовь своими песнями.

^ Классный руководитель: «Какую песню можно считать бардовской?» (задание на карточках).

Вывод: На мой взгляд, главный момент, принцип для того, чтобы определить, относится ли данная песня к бардовской, является не то, что человек, профессиональный музыкант, композитор, поэт или не профессионал написал саму музыку, слова и сам же ее исполняет под собственный аккомпанемент. Или происходит какое – то частичное творчество - написание стихов или написание музыки для чьих-то стихов. Главным является то, какова сама песня. Если за песней, за исполнением чувствуется мысль, образ, если песня находит отклик в сердце, вызывая эмоциональное сопереживание, и если эти сопереживания глубокие, добрые, светлые, то это песня бардовская, независимо от того, исполняется она автором или другим исполнителем, под гитару или под оркестровое сопровождение, поет ли ее рок – группа, эстрадный певец или непрофессиональный исполнитель, все это не так важно. Главное - это сама песня и величина резонанса в сердце слушателя, имеет ли песня свое лицо, характер, душу, живая ли она, добрая ли она, умная ли она?

^ Классный руководитель поводит к выводу на доске: «Основное качество бардовской песни - это то, что за песней всегда стоит какое-то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня - живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится».

^ Классный руководитель:

1 вариант - анализ анкеты «Что может вызвать рождение песни?».

2 вариант - задать вопрос «Что вызывает рождение песни?».

Ведущий 14. Бардовская песня не пишется не заказ. Это песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъема, связанного с каким – то стресс-фактором. Это могут быть эмоции восторженного созерцания природы, чувство горечи в результате предательства, чувство разочарования при развенчании какого - либо идеала, чувство гордости, уважения, радости, любви, страха, тоски, досады, тревожности, надежды, нежности, раскаяния, ироничности, благодарности и многие другие стороны душевного напряжения.

^ Классный руководитель: «Сейчас нам … прочитает свое стихотворение, написанное в состоянии душевного порыва. Возможно, кто-то напишет музыку к стихам и родится песня. Пожелаем успехов!

^ Классный руководитель: «Какой музыкальный инструмент, чаще всего, сопровождает авторскую песню? (Гитара).

Ведущий 15. Гитара, как никакой другой инструмент, подходит для бардовской песни. Недаром сцена Грушинского фестиваля авторской самодеятельной песни сделана в форме гитары. Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная, искренняя, она хороша и узком кругу друзей, и в шумных концертных залах, в туристическом походе у костра и в камерном зале любителей классической музыки. С изобретением электрогитары она стала самым массовым из музыкальных инструментов. Освоить несложный аккомпанемент для пения может фактически каждый.

Гость: Гитара - самый интимный музыкальный инструмент. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает. Ну а бардовской песне как раз необходима тишина - для разговора по душам.

«Город» (Группа «Аквариум»)

Под небом голубым, есть город золотой,

С прозрачными воротами и яркою звездой.

А в городе том сад, все травы да цветы.

Гуляют там животные невиданной красы.

Припев:

Одно – как желтый огнегривый лев,

Другое - вол, исполненный очей,

С ними золотой орел небесный,

Чей так светел взор незабываемый.

А в небе голубом горит одна звезда.

Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.

Кто любит, тот любим, кто светел, от и свят.

Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.

Тебя там встретит огнегривый лев,

И синий вол, исполненный очей,

С ними золотой орел небесный,

Чей так светел взор незабываемый.

^ Классный руководитель: «Всем ребятам было задание - приготовить эмблему, посвященную бардовской песне. Объявляется конкурс на самую лучшую эмблему! Почему?»

Вывод: Мне кажется, что нужны не только глубокие, филосовские, умные, красивые и сложные песни. Нужны также песни легкие, незатейливые, поверхностные, но которые вызывают добрые эмоции, чувства, задевают такие стороны души, как сочувствие, сопереживание. Ведь люди все разные, и то, что увидит, почувствует и услышит один, не поймет другой, и то над чем улыбнется один, вызовет умиленную радость и слезы у другого. Каждому свое и каждому времени и настроению - своя песня. Поэтому когда начинается борьба против шлягеров, пустых любовных песенок, хочется сказать, чтобы их оставили в покое, каждый сам решит, что ему слушать, и всякие песни рождаем мы сами - слушатели. Гораздо сложнее с песнями циничными, пошлыми, но и здесь нужно бороться не столько с песнями и с теми, кто их сочиняет и поет, а заглянуть себе в душу, ведь это мы сами порождаем эти песни, наше невежество и темнота. Ведь, если бы все ценили, любили и слушали только хорошие песни, то не было бы и плохих.

Закончить нашу встречу нам поможет песня «Время – гений». Прошу выйти всех исполнителей, которые нам пели, всех зрителей, стоя поприветствовать друг друга и наших исполнителей и всем вместе, дружно спеть финальную песню (зажечь свечи, можно взять шары).

«Время – гений»

Время-гений», - так сказал поэт.

Время жизни нашей скорбный гений.

Время вспять не повернуть нам нет.

Признаем мы это с сожаленьем.

Дни, казалось, медленно идут.

Расставанья мы совсем не ждали.

Мы любили, верили, мечтали,

Но у времени характер крут.

Припев:

Жизнь дарила нам: друга и дорогу,

счастье и тревогу.

Все с тобой делили пополам,

Не разрушить этого годам.

Удачи Вам!

А по совести сказать друзья,

Не всегда была пряма дорога.

Пусть сбивались мы с пути немного.

Нам сойти с него никак нельзя.

И в разлуке, и в сомненья час,

Уходя от этого порога,

Лишь за то благодарим мы Бога,

Что другие будут лучше нас.

Припев:

Удачи Вам!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка творческо-тематического вечера «Наполним музыкой сердца» iconВечер авторской песни «Наполним музыкой сердца». Для учащихся 9 класса.
Цель: Познакомить детей с творчеством бардов, развивать навык «слушания» и сплоченность коллектива через совместное исполнение известных...

Методическая разработка творческо-тематического вечера «Наполним музыкой сердца» iconУрок истории в 7 классе на тему «На пути к империи» Методическая...
...

Методическая разработка творческо-тематического вечера «Наполним музыкой сердца» iconМетодическая разработка "Вечера-встречи с ветеранами Великой Отечественной...

Методическая разработка творческо-тематического вечера «Наполним музыкой сердца» iconСценарий тематического вечера к 200-летию Отечественной войны 1812...
Россия – своим сыновьям»; на сцене уголок обстановки 19 века: стол, на столе книги, бумаги, перо, подсвечник со свечой; на экране...

Методическая разработка творческо-тематического вечера «Наполним музыкой сердца» iconМетодическая разработка урока по английскому языку "Tea Party"
Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Святого Валентина стр. 5

Методическая разработка творческо-тематического вечера «Наполним музыкой сердца» iconМетодическая разработка сценария классного часа на тему: «Не жалейте сердца…»
Цель: Знакомство с понятиями счастье, милосердие; способствовать воспитанию готовности и способности учащихся к совершению добрых...

Методическая разработка творческо-тематического вечера «Наполним музыкой сердца» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по теме Люди, покуда сердца стучатся, помните!
Задачи: развитие коммуникативных, творческих способностей, развитие умения сценического искусства

Методическая разработка творческо-тематического вечера «Наполним музыкой сердца» iconМетодическая разработка классного часа Тема: Навеки перед нами подвиг твой
Методическая разработка предназначена для обмена опытом в проведение классных часов, посвященных Великой Отечественной войне

Методическая разработка творческо-тематического вечера «Наполним музыкой сердца» iconДень Святого Валентина 2014
Методическая разработка конкурсно игровой программы «День Святого Валентина» может быть использована педагогами-организаторами, старшими...

Методическая разработка творческо-тематического вечера «Наполним музыкой сердца» iconМетодическая разработка «Использование комплексно-тематического принципа...
Принципы и формы работы с детьми в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница