Урока «Трилогия вочеловечивания» (Поэзия А. Блока) (Тема урока)




Скачать 98.52 Kb.
НазваниеУрока «Трилогия вочеловечивания» (Поэзия А. Блока) (Тема урока)
Дата публикации29.01.2014
Размер98.52 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Культура > Урок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Трилогия вочеловечивания» (Поэзия А.Блока)


(Тема урока)




Ф.И.О.

Смоленская Наталья Григорьевна



Место работы

МОУ «СОШ №3» г. Новодвинск Архангельской области



Должность

Учитель



Предмет

Русский язык и литература



Класс

9 класс



Тема и номер урока

«Трилогия вочеловечивания» (Поэзия А.Блока), в системе уроков по творчеству А.Блока – 1 урок



Базовый учебник

Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях; под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2009.




  1. Цель урока: помочь учащимся познакомиться с творчеством А.А.Блока.

9. Задачи:

- обучающие: помочь учащимся создать представление о поэзии Александра Блока, выделить основные этапы его творчества, образы и мотивы лирики

-развивающие: учить детей выразительному чтению стихотворений (читать, слушать стихи в художественном исполнении); учить делать выводы

-воспитательные: на примере личности А. Блока воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство гражданского мужества

  1. Тип урока: изучение нового материала

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер для каждого учащегося (или один для двух учеников), компьютер для учителя (с колонками).

  4. Структура и ход урока

Таблица 1.

^ СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядково-го номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Определение цели урока.

Пессимизм или оптимизм?




Задачи: создать проблемную ситуацию; повторить лексическое значение слов; познакомить с различными точками зрения на творчество А.Блока Форма работы: фронтальная

Учитель задаёт вопрос: «Какие впечатления возникли у вас после прочтения стихотворений А.Блока?» Что в творчестве А.Блока: пессимизм – «мрачное мироощущение, при котором человек не верит в будущее, во всём склонен видеть унылое и плохое», оптимизм – «бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всём видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро». Записывает названия стихотворений, которые называют учащиеся. Предлагает определить цель урока, задачи.

Оформление доски: тема урока закрыта, от темы три стрелки.

Дома дети читали стихи А.Блока не из учебника, а из сборников. Делятся впечатлении-ями, называют стихотворения, которые читали. Заполняют таблицу:

пессимизм

оптимизм







отвечают на вопросы. Определяют цель урока: определить, что преобладает в творчестве А.Блока – пессимизм или оптимизм. Задачи: познакомить-ся с основными этапами жизни и творчества А.Блока. Определить название каждого этапа и название всего творчества А.Блока.

3 мин

2

«Стихи о Прекрасной Даме»

1

Задачи: определить особенности произведений, входящих в первую книгу стихов, причину появления «Стихов о Прекрасной Даме» (знакомство с философией В.Соловьёва, встреча с возлюбленной) Форма работы: фронтальная, парная (индивидуальная) Методы: словесные, наглядные.

Учитель предлагает детям работать с компьютером. Открыть ФЦИОР «А.Блок. Слово о поэте (базовый уровень)» (№1).

1. Предлагает познакомиться с 1 частью ЭОР. После того, как дети познакомились – беседа (каким было мировосприятие человека, воспитанного в таких условиях? Но наступает время столкновения с несправедливостью. В чём искать спасение?).

2.Предлагает познакомиться со^ 2 частью ЭОР. Вместе прочитать материал учебника стр. 62 (3-4 абзац). Беседа (в чём видит спасение А.Блок?)

1.Учащиеся изучают материал 1 части. Знакомятся с семьёй А.Блока, с детством поэта. Делают вывод, каким представлялся мир А.Блоку воспитанному в таких условиях.

2.Учащиеся изучают материал ^ 2 части. Читают материал учебника. Знакомятся с философией В.Соловьёва. Делают вывод, в чём видит спасение А.Блок (в любви, в вере в Мировую Душу)

1 часть – 5 мин

2 частьрабо-та с учебни-ком5 мин

3

Анализ образов Прекрасной Дамы и лирического героя. «Стихи о Прекрасной Даме»

2

Задачи: определить основные черты Прекрасной Дамы и лирического героя, выделить средства выразительности, раскрывающие образ лирического героя и Прекрасной Дамы Форма работы: фронтальная, парная (индивидуальная) Методы: словесные, наглядные, проблемные

1.Учитель предлагает после прослушивания стихотворения А.Блока «Вхожу я в тёмные храмы…» в художественном исполнении ( Фонограмма стихотворения "Вхожу я в темные храмы...". Поводом для создания стихотворения стала встреча Блока с Л.Д. Менделеевой в Казанском соборе. Текст читает Вячеслав Коробицын) (№2) ответить на вопрос: «Как назвал своё спасение А.Блок? Как назвал первую книгу стихов?». Учитель на доске под первой стрелочкой пишет или открывает «Стихи о Прекрасной Даме».

2.Предлагает в учебнике на странице 73 прочитать стихотворение «Ветер принёс издалёка». Предлагает ответить на вопросы: что вы можете сказать о героине этих произведений? (далёкая, неземная…) Какие изобразительные средства помогают понять образ Прекрасной Дамы? (эпитеты, олицетворения, метафора, использование старославянизмов, инверсия…) Что можете сказать о лирическом герое? (рыцарь, служит Прекрасной Даме, живёт в ожидании) Только ли светлые чувства в душе лирического героя? (светлые чувства переплетаются с тревогой, беспокойством)

1.После прослушива-ния отвечают на вопрос, высказывают свои предположе-ния.

2.Выразитель-но читают стихотворение Отвечают на вопросы.

3 мин

5 мин

4

Поворот к реальной жизни: «выходит на улицы Петербурга»

1

Задача: определить основные настроения стихотворений второго периода творчества;^ Форма работы: фронтальная, парная (индивидуальная) Методы: словесные, наглядные, проблемные

1. Предлагает познакомиться с 3-4 частью ЭОР.

2.Предлагает выразительно прочитать стихотворение «О, весна без конца и без краю…» (стр.73-74). Просит ответить на вопрос: «Почему это стихотворение уже нельзя отнести к периоду «Стихов о Прекрасной Даме»? Прочитать материал учебника на стр. 65 (6 абзац) -66 (1 абзац)

3. Задаёт вопрос: как можно назвать второй период поэзии А.Блока. Записывает на доске под второй стрелкой.

1. Изучают материал 3-4 части ЭОР.

2. Читают стихотворение, анализируют. Отвечают на вопросы. Читают материал учебника.

3. Предлагают варианты названия второго периода творчества. Доказывают свою точку зрения.

5 мин

5 мин

5

«Возмездие»: трагедия поэта.

1, 3

Задача: определить особенности лирического героя данного цикла Форма работы: фронтальная, индивидуальная (парная) Методы: словесные, наглядные, проблемные

1. Предлагает познакомиться с ^ 5-6 частью ЭОР.

2. Предлагает прочитать материал учебника (стр. 69 3-4 абзац). Задаёт вопросы: за что, по мнению поэта, приходит возмездие? (за излишнюю преданность кому-либо, чему-либо) Винит ли он ту, которой посвятил жизнь?

3. Предлагает послушать стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» в художественном исполнении (3)

4. Задаёт вопрос: как можно назвать третий период поэзии А.Блока. Записывает на доске под третьей стрелкой.

1. Знакомятся с материалом 5-6 части ЭОР.

2. Знакомятся с материалом учебника. Отвечают на вопросы, делают выводы.

3.Слушают стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе..» анализируют, сопоставляют, делают выводы

2 мин

2 мин

2 мин

6

«Трилогия Вочеловечи-вания»: «всеобщие потрясения», лексическое значение слова «вочеловечива-ние»




Задача: определить смысл названия трилогии. Форма работы: фронтальная, индивидуальная (парная) Методы: словесные, наглядные, проблемные

1.Предлагает прочитать стихотворение «О, я хочу безумно жить…» (стр. 74). Беседа: для чего, по мнению А.Блока, нужно жить? О своём творчестве А.Блок говорил так: «от мгновений слишком яркого света – через непроходимый болотистый лес – к отчаянию, проклятию, «Возмездию» и к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру…» Как назвал своё творчество, свою поэтическую трилогию А.Блок? («Трилогия вочеловечивания») Почему трилогия? (один лирический герой) Учитель подписывает тему «Трилогия вочеловечивания»

Выразительно читают стихотворение «О, я хочу безумно жить...», работают с определением лексического значения слова, решают проблемный вопрос, делают вывод.

4 мин

7

Подведение итогов: «Искусство есть исповедь», работа с таблицей, подведение итогов урока




Задача: определяет, как дети усвоили материал урока Форма работы: фронтальная, индивидуальная Методы: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, проблемные

Задаёт вопрос: что же в поэзии А.Блока: пессимизм или оптимизм?

Делают вывод, заполняют таблицы. Распределяют произведения, записанные в начале урока по периодам.

3 мин

8

Домашнее задание

4

Учитель предлагает, используя «тренажер для заучивания стихотворения А.А.Блока «О, я хочу безумно жить…». История создания стихотворения (базовое изучение)», выучить стихотворение А.А.Блока «О, я хочу безумно жить…».

Записывают домашнее задание.

1 мин


Приложение к плану-конспекту урока

_______________«Трилогия вочеловечивания» (Поэзия А.Блока)_______

(Тема урока)
Таблица 2.

^ ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

^ Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

^ А.Блок. Слово о поэте (базовое изучение)


иллюстративный

модель

http://fcior.edu.ru/card/15793/a-blok-slovo-o-poete-bazovoe-izuchenie.html


2

"Вхожу я в темные храмы...", Блок Александр Александрович (N 209368)

иллюстративный

Ауди-офраг-мент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/14446dd2-6f1e-4af6-937f-6be743332bc3/?from=ead4c5a4-ceab-45c3-b2e4-35a74ca989e1&interface=catalog&class=54&subject=10


3

"О доблестях, о подвигах, о славе...", Блок Александр Александрович (N 209412)


иллюстративный

Аудиофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d2f9c106-19a4-4336-9c7e-5d13f907b86d/?interface=teacher&subject=10

4

Практика. Тренажер для заучивания стихотворения А.А.Блока «О, я хочу безумно жить…». История создания стихотворения (базовое изучение)

Практи-ческий




http://fcior.edu.ru/card/9652/praktika-trenazher-dlya-zauchivaniya-stihotvoreniya-a-a-bloka-o-ya-hochu-bezumno-zhit-istoriya-sozda.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока «Трилогия вочеловечивания» (Поэзия А. Блока) (Тема урока) iconИсследовательская работа на уроках литературы "Тема Родины в творчестве А. Блока", 11-й класс
Сегодня мы продолжим работу по творчеству А. Блока. Предлагаю вам побыть в роли исследователей и ответить на вопрос: “ А. Блок отпел...

Урока «Трилогия вочеловечивания» (Поэзия А. Блока) (Тема урока) iconКонспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую...
Организационный момент. Приветствие учеников. Знакомство с темой, озвучивание целей и задач урока

Урока «Трилогия вочеловечивания» (Поэзия А. Блока) (Тема урока) iconТема: Жизнь и творчество И. А. Бунина. Поэзия (7 кл)
Раньше вы уже знакомились с творчеством И. А. Бунина. Вам он известен прежде всего как прозаик, то есть писатель, но Бунин писал...

Урока «Трилогия вочеловечивания» (Поэзия А. Блока) (Тема урока) iconУрока, тема урока Тип урока Элементы содержания урока Требования к уровню
Урок №46 Контрольная работа по теме «Встреча победителей международных соревнований»

Урока «Трилогия вочеловечивания» (Поэзия А. Блока) (Тема урока) iconУрока литературы по программе 10-го класса Тема урока
Тема урока: «Исторические взгляды Л. Н. Толстого и их отражение в романе «Война и мир»

Урока «Трилогия вочеловечивания» (Поэзия А. Блока) (Тема урока) iconУрока. Цели урока
Тема: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. ( В планировании данная тема расчитана на 2 урока)

Урока «Трилогия вочеловечивания» (Поэзия А. Блока) (Тема урока) iconУрок литературы в шестом классе. Тема урока
...

Урока «Трилогия вочеловечивания» (Поэзия А. Блока) (Тема урока) iconУрока Дата Тема урока Цели урока
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; развитие наблюдательности и внимания

Урока «Трилогия вочеловечивания» (Поэзия А. Блока) (Тема урока) iconУрока. Тема урока «Спирты в жизни человека» (2 урока)
Заключительное слово защиты и обвинения: а работа в группах по обобщению материала

Урока «Трилогия вочеловечивания» (Поэзия А. Блока) (Тема урока) iconУрока в 5 классе по фгос тема урока
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница