Скачать 119.02 Kb.
|
Знакомство с биографией и творчеством Корнея Ивановича Чуковского. Цели: - пробудить у детей интерес к изучению жизни и творчества детского писателя К.И.Чуковского; - познакомить детей с биографией Корнея Чуковского и основными моментами его литературного творчества; - в игровой форме вспомнить и повторить содержание книг Чуковского. Форма проведения: литературное путешествие. Оформление: выставка книг «Лучшие волшебники – детские писатели», рисунки детей, портрет К.И.Чуковского. Оборудование: слайды. Эпиграф: Талант Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. ^ Ход мероприятия. Библиотекарь. Слово о «Книжкиных именинах» В дни весенних каникул во многих библиотеках России проходит Неделя детской и юношеской книги. (Информация об истории праздника). В нашей библиотеке в эти дни проходят литературные игры и викторины. Есть в библиотеках традиции посвящать «Книжкины именины» писателям – юбилярам года. Сегодняшняя наша встреча в библиотеке и посвящена этим замечательным событиям. А теперь слушайте, смотрите и участвуйте в викторинах и играх. ^ Библиотекарь: В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в поселке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только все дети посёлка, но и самые маленькие жители Москвы и всей нашей огромной России, и даже за рубежом. Рано – рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал на своём участке: зимой расчищал дорожки от выпавшего снега, а весной и летом копался в огороде или в цветнике. В шесть часов утра он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна за просторным столом, и писал. Поработав несколько часов, он отправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро. Иногда он даже пускался на перегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Этим маленьким его друзьям он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки – громадный, щедрый на ласку, всегда имевший «про запас» для каждого ребёнка шутку, смешную присказку, доброе слово, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью звали своего любимого великана «Чукоша». Наверное, вы уже догадались, о ком идет речь? О детском писателе и поэте Корнее Ивановиче Чуковском. Рядом с его домом в Переделкине, около его дачи, писатель выстроил небольшой домик и устроил там для окрестных ребят детскую библиотеку. Все книги, а их было здесь несколько тысяч, собраны заботливо самим Корнеем Ивановичем, подарены писателями и издательствами. Я приглашаю вас в необычайное путешествие в неизвестную страну, которую на карте вы не найдете. Называется она «Чуконада». Корней Иванович Чуковский родился 31 марта 1882 года. Настоящеая фамилия и отчество писателя – Николай Васильевич Корнейчуков, а Корней Иванович Чуковский – его псевдоним. Детство писателя прошло в Одессе. Чуковский окончил лишь 5 классов, когда был исключен из гимназии, по причине низкого происхождения, мать Чуковского была простой прачкой. В 16 лет он ушел из дому, чтобы «не сидеть на шее» у матери. На жизнь он зарабатывал тогда в артели маляров, крася крыши и заборы, еще учил английский язык по самоучителю и запоем читал книги. Знаете ребята, корней Иванович совершенно не собирался писать детские стихи. Он был довольно известным литературным критиком и искренне считал это своим единственным признанием. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел нго маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капрозничал, стонал, плакал, и чтобы хоть как- нибудь отвлечь его, Корней Иванович начал приговаривать: Жил да был Крокодил. Он по улицам ходил. Папиросы курил. По- турецки говорил,- Крокодил, Крокодил, Крокодилович. (Демонстрация слайда: иллюстрация к «Крокодилу». Библиотекарь: (продолжает рассказывать). Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он просил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её слово в слово. Так родился знаменитый «Крокодил». Может быть, этот единственный случай не имел бы никакого значения в жизни Корнея Чуковского, если бы не произошёл другой похожий случай. Однажды Корней Иванович работал в своём кабинете, он писал статью по заказу одного взрослого журнала и вдруг услышал громкий плач. Это плакала его маленькая дочка. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал: Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А нечистым трубочистам – Стыд и срам! Стыд и срам! Так родился на свет «Мойдодыр». (Демонстрация слайда: иллюстрайия к «Мойдодыру». Библиотекарь: Ребята, а что будет, если котята начнут хрюкать, утята - квакать, а поросята - мяукать? Понятно, что будет, - путаница. Книга с таким названием есть и Чуковского. Героем многих сказок у Корнея Чуковского является крокодил. И вот крокодилы эти заблудились. Давайте поможем им вернуться в свои сказки. Вместе вспомним их. Викторина «Крокодилы заблудились». Вопросы викторины - на слайдах. Ответы – по щелчку. Но вот из – за Нила Горилла идёт, Горилла идёт, Крокодила ведёт! («Бармалей») …И со слезами просил: - Мой милый, хорощий, Пришли мне калоши, И мне, и жене, и Тотоше. («Телефон») Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил. Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил… («Мойдодыр») Бедный крокодил Жабу проглотил. («Тараканище») Долго, долго крокодил Море синее тушил Пирогами и блинами, И сушёными грибами. («Путаница») А в большой реке Крокодил лежит, И в зубах его Не огонь горит, - Солнце красное… («Краденое солнце») «Ты нас, Ты нас От смерти спас, Ты нас освободил. Ты в добрый час Увидел нас, О, добрый крокодил!» («Бармалей») Библиотекарь: Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. Всегда, где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у врача, чтоб не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. (^ К.И.Чуковский расскаызвал про себя: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день я помню – 29 августа 1923 года. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру и, схватив какой- то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую песенку о Мухиной свадьбе. (Показать книгу «Муха- Цокотуха») Корней Иванович вспоминал: «А однажды вдохновение нахлынуло на меня во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи: О, если я утону, Если пойду я ко дну… Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближней скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же. Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было». - А вы ребята догадались, о какой сказке идет речь? Любимым героем сказок Чуковского является Доктор Айболит, добрый отзывчивый доктор, не боящийся никаких трудностей ради спасения больших зверей. ^ Библиотекарь: Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирают руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тыжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел. У него было вдохновение, стихи слагались свободно. Скачет сито по полям, А корыто по лугам. За лопатою метла Вдоль по улице пошла. Топоры – то, топоры Так и сыплются с горы, Испугалася коза, Растопырила глаза: «Что такое? Почему? Ничего я не пойму». - А вам понятно, ребята, что произошло в сказке Чуковского? Как она называется? («Федорино горе») ^ И они побежали лесочком, Поскакали по пням и по кочкам. А бедная баба одна, И плачет и плачет она. Села бы баба за стол, Да стол за ворота ушёл. Сварила бы баба щи, Да кастрюлю поди поищи! И чашки ушли, и стаканы, Остались одни тараканы. Ой, горе Федоре, Горе! Это было… («Федорино горе»). - Часто среди героев сказок мы ощущаем присутствие самого автора. Сейчас мы услышим на примере сказки. Предлагаю вам игру- викторину «Продолжи сказку». Я читаю за автора, а вы продолжаете слова за сказочного героя. ^ У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? - Слон. -Откуда? - От верблюда. - Что вам надо? - Шоколада. - Для кого? - Для сына моего. - А много ли прислать? - Да пудов этак пять Или шесть: Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький! ^ Крокодил И со слезами просил: - Мой милый, хороший, Пришли мне колоши, И мне, и жене, и Тотоше. - Постой, не тебе ли На прошлой неделе ^ Отличных калош? - Ах, те, что ты выслал На прошлой неделе, Мы давно уже съели И ждем не дождемся, Когда же ты снова пришлёшь К нашему ужину Дюжину Новых и сладких калош! ^ - Нельзя ли прислать перчатки? А потом позвонили мартышки: - Пришлите, пожалуйста, книжки! А потом позвонил медведь, Да как начал, как начал реветь. - Погодите, медведь, не ревите, Объясните, чего вы хотите?- А к чему, почему – Не пойму! - Повесьте, пожалуйста, трубку! А потом позвонили цапли: - Пришлите, пожалуйста, капли: Мы лягушками нынче объелись, И у нас животы разболелись!... ^ Целый день: Динь- ди –лень, Динь- ди –лень, Динь- ди –лень! То тюлень позвонит, то олень. А недавно две газели Позвонили и запели: - Неужели В самом деле Все сгорели Карусели? - Ах, в уме ли вы, газели? Не сгорели карусели, ^ Вы б, газели, не галдели, А на будущей неделе Прискакали бы и сели На качели- карусели! Но не слушали газели И по- прежнему галдели: _- Неужели В самом деле Все качели Погорели? ^ А вчера поутру Кенгуру: - Не это ли квартира Мойдодыра? Я рассердился да как заору: - Нет! Это чужая квартира!!! - А где Мойдодыр? - Не могу вам сказать… Позвоните по номеру Сто двадцать пять. Я три ночи не спал, Я устал. Мне бы заснуть, Отдохнуть… Но только я лёгЗвонок! - Кто говорит? - Носорог. -Что такое? - Беда! беда! Бегите скорее сюда! - В чем дело? Спасите! - Кого? - Бегемота! Наш бегемот провалился в болото… - Провалился в болото? - Да! И ни туда, ни сюда! О, если вы не придёте- Он утонет, утонет в болоте, Умрёт, пропадёт Бегемот!!! - Ладно! Бегу! Бегу! Если могу, помогу! ^ Из болота тащить бегемота! Стихи Чуковского очень музыкальны. По многим его сказкам поставлены оперы ( опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра), созданы мультфильмы. ^ - Вот ещё пример: «Я живу в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мной живёт крохотный лилипут, мальчик-с–пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришёл, я не знаю. Он говорит, что свалился с Луны. И я, и мои дети, и внуки- мы все очень любим его». (Показать книгу про Бибигона). Много сказок, стихов написал для вас Корней Иванович Чуковский. Они учат сопереживать, сострадать. Без этой способности человек - не человек. Чуковского уже нет среди нас. А стихи и сказки его, пожалуй, будут с удовольствием читать и слушать даже ваши внуки. Ещё много раз вы будете встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Когда прочтёте книги М. Твена «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена», Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р.Киплинга «Рикки – Тики - Тави» и другие, то познакомитесь с Чуковским – переводчиком. (Показ книг). Когда вы подрастете, то прочитаете его книгу «Серебряный герб». В ней Чуковский рассказывает о своём детстве. А вот такое шутливое стихотворение посвятил К.И.Чуковскому поэт В. Берестов: Много книг прочитали мы в школе – Даля, Жуковского, Фета, Толстого, Бианки, Чарушина, Хармса, Крылова. Повести, сказки, рассказы, стихи – Все это сами мы в школе прочли. В детстве читать не умели мы сами. И приставали к папе и маме. Слушали сказки все дни напролет. Были те сказки на перечет; Про Тараканище и Крокодила, Про Айбалита и Мойдодыра, Про Бармалея в сказочном море, Про Телефон и Федорино горе. Мамы и папы нам рассказали, Что этих героев давно они звали. Бабушки в детстве им сказки читали- От них они этих героев узнали. К бабушкам долго мы приставали – Откуда они эти сказки узнали? Про Тараканище и Крокодила, Про Айбалита и Мойдодыра, Про Бармалея в сказочном море, Про Телефон и Федорино горе. Бабушки вот что нам рассказали – Сказки они эти в детстве читали. Книжечки эти писал дед Корней – Сказочник, критик, поэт, чародей. Жалко нам стало деда Корнея – В детстве своём он не звал Бармалея. Сколько же в жизни он потерял, Что этих сказок в детстве не знал. Про Тараканище и Крокодила, Про Айбалита и Мойдодыра, Про Бармалея в сказочном море, Про Телефон и Федорино горе. Нам жалко дедушку Корнея, В сравнеье с нами он отстал, Поскольку в детстве «Бармалея» И «Мойдодыра» не читал, Не восхищался «Телефоном» И в «Тараканище» не вник, Как вырос он таким ученым, Не зная самых главных книг? По ним мы учились все понемногу Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу. Чтобы животных жалеть и любить, Чтобы не хвастаться и не хитрить, Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе – Надо порядок поддерживать в доме; Чтоб не попасть на обед к Бармалею – Слушаться надо того кто умнее. Хорошие книжки писал дед Корней – Воспитывал взрослых он и детей. Бубут и внуки наши, и дети Сказки читать веселые эти. ![]() Для 3 класса |
![]() | Жизненный путь Корнея Ивановича Чуковского – сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы – завершен.... | ![]() | Напишите название сказки К. И. Чуковского, в которой есть фраза «Он ударил в медный таз и вскричал: Кара — барас!» |
![]() | Учить понимать нравственный смысл сюжетов сказок К. И. Чуковского, особенность его языка | ![]() | Корнея Чуковского. Мы прочитали много произведений этого писателя и можем считать себя знатоками. А кто самый лучший знаток произведений... |
![]() | С 26 по 29 марта в Центральной библиотеке №239 проходили мероприятия, посвященные Неделе Детской книги и 130 –летию со дня рождения... | ![]() | Цели: знакомство детей с творчеством К. И. Чуковского; формирование навыков выразительного чтения; привитие любви к книгам |
![]() | ... | ![]() | Итак, урок внеклассного чтения. Тема нашего урока «Сказки Корнея Чуковского». Эпиграфом является слова А. С. Пушкина «Что за прелесть... |
![]() | Мне трудно вспомнить, когда я впервые услышала имя Корнея Ивановича Чуковского. Так же, как трудно вспомнить услышанный впервые шум... | ![]() | Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского, выявить читательский интерес |