Программа курса «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Краснодар 2006. Цель. Изучение культуры и истории родного края




Скачать 113.66 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Краснодар 2006. Цель. Изучение культуры и истории родного края
Дата публикации18.01.2014
Размер113.66 Kb.
ТипПрограмма курса
www.lit-yaz.ru > Культура > Программа курса
Тема: «Произведения выдающихся представителей кубанской литературы».

Вид урока:  Урок – исследование.

Класс:  4.

Испоользуемый УМК:

  • Программа курса «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Краснодар 2006.

Цель. Изучение культуры и истории родного края.

Задачи:

  1. Изучение литературного наследия, знакомство с творчеством поэтов наших земляков.

  2. Развитие познавательного интереса к предмету, формирование поисковой деятельности.

  3. Воспитание чувства гордости за свою малую родину, любви к родной природе.

Оборудование: мультимедийная установка.

Ход урока:

  1. Приветствие:

- Здравствуйте те, кто сегодня, проснувшись, сделал зарядку.

- Здравствуйте те, кто сегодня позавтракал.

- Здравствуйте те, кто, проснувшись, сразу понял – сегодня его ждут грандиозные дела!

-Я думаю, урок у нас получится замечательный.

- Тема нашего урока очень интересная - Сегодня разговор пойдет о произведениях выдающихся представителей литературы Кубани, о кубанских поэтах. Мы познакомимся с творчеством замечательных поэтов, выясним тайны их поэтического мастерства.

2. Актуализация знаний.

- Но прежде я предлагаю провести аукцион знаний. (Аукцион – публичная продажа чего - либо, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.) Кубановедение – знать, ведать историю, культуру, традиции Кубани. И сейчас мы вспомним основные этапы становления нашей малой Родины. Тот, кто не знает своего прошлого, не может понять настоящее и предвидеть будущее. (Слайды 1- 2)
Н.М Карамзин


- За каждый правильный ответ я буду давать сову – символ мудрости.

- Готовы?

1. Во главе с кем в феврале 1792г в С-Петербург отправилась делегация от казаков с просьбой о переселении на земли Кубани. (Слайд 3)

2. Когда и кем была подписана «жалованная грамота» Черноморскому казачьему войску? (Слайд 4)

3.Когда пришла первая партия казаков на Тамань?

4. Основное занятие казаков?

5. В каком году был заложен войсковой город Екатеринодар?

6. В каком году Екатеринодар переименован в Краснодар? (Слайды 5-6)

7. Кому пишут письмо казаки?
Этот исторический факт увековечен художником Ильей Репиным. (Слайд 7)

8. Назвать художественного руководителя Кубанского казачьего хора. (Слайд 8)

3. Введение в тему:

- Вглядитесь в лицо Захарченко. Как вы думаете, какие чувства он испытывает? (любовь, вдохновение, гордость)

- Да, действительно, как можно не любить Кубань, свою малую Родину, самый родной уголок земли.

С. Есенин назвал Кубань страной берёзового ситца, а ещё это тополиный край. Есть берёзовые рощи, вишнёвые сады и тенистые аллеи по всей России, но вот тополиным краем с гордостью можем назвать только Кубань.

4. Работа по новой теме:

- Прочитать отрывки из стихотворений (карточки):

^ Даль степей сквозная

Гор простор орлиный –

Сторона родная,

Край наш тополиный!

(Виктор Стефанович Подкопаев)

Высокие травы-муравы,

Растете вы, травы, на славу!

^ Зеленые скинув рубашки,

Белеют-желтеют ромашки.

Краснеют нарядные маки,

Как в новых бешметах казаки.
И, словно разливы реки,

Небесная синь — васильки...

(Виталий Борисович Бакалдин)

Густой туман плывёт низиной.

^ Покоем полнится земля.

И держат небо, как корзину,

Над хуторами тополя.

(Кронид Александрович Обойщиков)

(Слайды 9- 14)

- Это отрывки из стихотворений кубанских поэтов В. Подкопаева, В. Бакалдина, К. Обойщикова. Всего не­сколько строчек - и перед нами портрет родной кубанской земли.

Талантливый поэт умеет подметить красоту каждой скромной травиночки и найти точные, яркие слова, чтобы передать это очарование нам. Благодаря им, мы учимся подмечать в окружающем мире то, чего не замечали раньше. Их стихи льются из глубины души, как прекрасная песня.

- Давайте выясним тайны поэтического мастерства.

1). Вдохновение.

2).Удивление.

3).Чувства.

4).Мысли.

- Сегодня на уроке мы познакомимся творчеством поэтов Виталия Борисовича Бакалдина , Ивана Васильевича Белякова и Георгия Золотова, которые познали тайны поэтического мастерства. С творчеством других поэтов и писателей вы продолжите знакомиться на последующих уроках кубановедения и литературы.

- Попробуем создать поэтическую тетрадь. Ребята, как мы её назовём?

6. - И откроет первую страницу нашей поэтической тетради поэт ^ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ БЕЛЯКОВ (1915 – 1989) (Слайд 15)

- Прочитайте краткую биографию поэта.

И.В. Беляков родился в Горьковской области, в крестьянской семье, но в дальнейшем жил и работал на Кубани.

Во время войны прошел путь от рядового до офицера, был ранен, награжден боевыми орденами и медалями.

И.В.БЕЛЯКОВ – автор книг стихов, поэм, сказок:

  • «Наши земляки»

  • «звездочка в пути»

  • «веселый хоровод»

  • «Гори, костер»

  • «вертишейка»

СТИХИ ЭТОГО ПОЭТА МНОГООБРАЗНЫ ПО ТЕМАТИКЕ. ОНИ НАПИСАНЫ ЧЕЛОВЕКОМ, ЖЕЛАЮЩИМ ПОМОЧЬ РЕБЯТАМ РАЗОБРАТЬСЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ ИХ МИРЕ, НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ. ОСОБЕННО ИНТЕРЕСНЫ ПОЭТУ СЕЛЬСКИЕ МАЛЬЧИШКИ И ДЕВЧОНКИ.

Он писал СТИХИ О ДЕТЯХ И ВЗРОСЛЫХ, О ЦВЕТАХ И ДЕРЕВЬЯХ, О ЗВЕРЯХ И ПТИЦАХ.

^ СМЕХ И СЛЁЗЫ

За двором на огороде

Потемнела тропка.

К нам по ней

Весна приходит

Осторожно,

Робко.
Ей навстречу

От колодца

Две сороки скачут.

Детвора шумит,

Смеётся,

А сосульки плачут.

- почему поэт назвал своё стихотворение «Смех и слёзы» ?

- Чем славится Кубань?

^ ИЗДАВНА ГОВОРИЛИ КУБАНСКИЕ КАЗАКИ О ЩЕДРОСТИ СВОЕЙ ЗЕМЛИ - КОРМИЛИЦЫ:

« ВОТКНЕШЬ В НЕЕ ДЫШЛО – ВЫРАСТЕТ ДЕРЕВО ».

(ДЫШЛО – толстая оглобля, прикрепляемая к середине оси повозки при парной запряжке.)

КОНЕЧНО ЖЕ, КУБАНЬ – ХЛЕБНОЕ ПОЛЕ РОССИИ, ВОСПЕТОЕ В СТИХАХ НАШИМИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМИ ПОЭТАМИ. Не остался в стороне и Иван Васильевич Беляков.

- Следующее стихотворение прочитайте каждый про себя, прочувствуйте его вместе с автором. За каждым словом скрывается целый поэтический образ.

Наша задача – при чтении услышать, увидеть его, чтобы понять, как удивительна, неповторима наша земля и её люди.

- Прочитать цепочкой по четверостишью, с выражением, попробуйте передать те чувства, которые хотел донести поэт.

^ ГОРИ, ГОРИ, СОЛНЫШКО!
ГОРИ,

ГОРИ, СОЛНЫШКО!

РАДУГИ, СВЕРКАЙТЕ!

МАЛЕНЬКОЕ ЗЕРНЫШКО

СОКОМ НАЛИВАЙТЕ.
ПУСТЬ ОНО, ЛУЧИСТОЕ,

ЗВОНКОЙ СИЛОЙ ПОЛНИТСЯ.

^ ПУСТЬ ОНО ДУШИСТОЕ

ТЯЖЕЛЕЙ СТАНОВИТСЯ.
НАША СТЕПЬ БЕСКРАЙНЯЯ

МОРЕМ РАЗЛИВАЕТСЯ.

НЫНЧЕ УРОЖАЙНОЕ

ЛЕТО ОЖИДАЕТСЯ.
НЕБО РАСПОГОДИТСЯ,

^ НИВА БУДЕТ СКОШЕНА.

ХЛЕБОМ СЛАВА РОДИНЫ

БУДЕТ ПРИУМНОЖЕНА.
ГОРИ,

ГОРИ, СОЛНЫШКО!

РАДУГИ, СВЕРКАЙТЕ!

МАЛЕНЬКОЕ ЗЕРНЫШКО

СОКОМ НАЛИВАЙТЕ.
- какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения?

- какую главную идею хотел донести поэт до своего читателя? слушателя?

-Какие приёмы использовал? (сравнение, метафора) Какое зёрнышко, какие слова он подобрал, чтобы описать его?

- Давайте мысленно нарисуем картину, которая предстаёт перед глазами. (Слайды 16 - 17)

(Пшеничное поле. Кубань – житница России, кормит хлебом всю нашу страну. Надо очень бережно относиться к хлебу, помнить, сколько сил вложили в него люди)

^ Работа в группах (четвёрках).

- Давайте вспомним пословицы о хлебе. Или можно составить выражение самим. (Хлеб – всему голова. Без труда хлеб не родит никогда.)

Физкультминутка.

- А теперь сделаем зарядку… для язычка.

Скороговорку возьмём из сборника «Ладошка» Владимира Дмитриевича Нестеренко

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шепотом страшат.

- А теперь гимнастика для мозга (дыхательная гимнастика).
8. Вторая страница нашей поэтической тетради будет посвящена Виталию Борисовичу Бакалдину.

На Кубани вырос я,

Мне родней, приятнее

^ Наши южные края:

Степи необъятные,

Горы, хлеба до небес,

Ветки вишен алые,

Если лес так южный лес

Перед перевалами.

Виталий Борисович Бакалдин. (Слайд 18)

Родился в 1927 году в городе Краснодаре. Первый рассказ опубликовал, когда учился в восьмом классе, а первые стихи - в студенческие годы.

Автор десятков книг, Виталий Борисович никогда не забывает о своей первой профессии - учитель! Он не только посвящает школьной теме стихи и поэмы, но и в течение многих лет занимается с одаренными ребятами в детской литературной студии.

На стихи Виталия Борисовича Бакалдина кубанские композиторы написали множество песен. Некоторые из них настолько популярны, что многие кубанцы считают их народными. («Краснодарский вальс», «Ой, да на Кубани зори ясны»).

Я: - Пишет Бакалдин о нашем крае. Пятнадцатилетним мальчишкой он стал свидетелем оккупации и террора на Кубани. В 1942 году фашис­ты предприняли новое мощное наступление. Когда войска Красной армии отступили, город остались защищать вместе с «неполным ми­лицейским взводом» «пареньки из краснодарских школ».

Все они погибли на берегу реки, где держали оборону. Об этих мальчишках, немного старше Виталия, рассказывает поэт в своем сти­хотворении «На приречной рыжей полосе» или «Краснодарская быль».

Послушайте отрывок из этого стихотворения.

^ На приречной рыжей полосе

...И в моем дворе

Веселый парень,

Заскочив домой на пять минут,

Утешал:

«Мы так по ним ударим,

Что они костей не соберут!»

А ему с отчаяньем молитвы

Мать шептала:

«Ты ж смотри, сынок!» -

Отдавая

Безопасной бритвы

Впрок не пригодившийся станок.

Где-то за Кубанью

По дорогам,

Отступая,

Молча шли войска.

С ними шла

К синеющим отрогам

Гневная усталая тоска.

Части шли к лесистым перевалам.

Части шли все дальше — к Туапсе...

А они легли под Краснодаром,

На приречной рыжей полосе.

(В.Б. Бакалдин)

- Как вы думаете, почему это стихотворение имеет два названия?

Как автор относится к новым защитникам города? Откуда он знал одного из них?

Какой памятник вы бы поставили этим мальчишкам, если бы были скульпторами?

- Ребята, мы всегда должны помнить о тех, кто отдал свои жизни за наше мирное небо, ценою чьих жизней завоёван мир на земле.

- У В. Б. Бакалдина есть и шуточные стихи. О чем они?

Гроза

...Это звери, а не тучи

Поднимаются всё круче.

Лопоухий старый Слон

Заслонил весь небосклон,

Из болота Бегемот

Заболотил небосвод,

И, затеяв злые игры,

Мечут громы Львы и Тигры...

Страшно на небе в грозу,
Как в тропическом лесу!

- Немножко поиграем. А поможет нам в этом книга « Подскажи словечко». Владимира Дмитриевича Нестеренко.

- Работа в парах. (Время 2 минуты.)

- Кто быстрее справится с заданием, получит сову.
Круглый, сладкий он на вкус,

Как матрос, одет а…
Будет щедрый урожай

Будет вкусный к
Доброте учиться нам

У кого? У наших м
Любит небо и полет

С детства каждый с
Кто же знает в зайцах толк?

Ну, конечно, серый в

Конкурс на лучшего чтеца.

9. Третья страница нашей поэтической тетради будет посвящена Георгию Золотову. (Слайд 19).

- Родился 2 января 1938 года в станице Филимоновской Изобильненского района Ставропольского края.

После окончания школы преподавал немецкий язык в своей школе. Затем учёба в Пятигорском педагогическом институте иностранных языков. Работал директором школы.

Свои первые стихи написал в ранней юности.

Почётный житель села Коноково.

Стихи о своем крае.

А с тополей слетает пух...

Я аромат полей вдыхаю.

Смотрю восторженно вокруг

И снова тихо повторяю:

«Люблю тебя, мой край родной,

Свою сторонку дорогую.

Быть до конца хочу с тобой,

И не хочу судьбу иную.

Пускай обходят стороной

Тебя все беды и стихии.

Живи в веках, мой край родной,

Живи, Кубань, - краса России!»
10. Итог урока.

  • С творчеством и жизнью каких кубанских поэтов мы сегодня познакомились? Что объединяет их творчество? (Их поэзия преимущественно обращена к любви, щедрости и красоте родного края).




  • Какие темы нашли свое отражение в произведениях кубанских поэтов?

  • Чем близка нам с вами поэзия «певцов земли кубанской»?


- Я хочу привести слова простого читателя, живущего в нашем селе Успенском, о творчестве Бакалдина.

"…Читает книги мальчик или девочка, становиться добрее. Прочитали, как будто умылись.

Возьмет книжку взрослый, и он на минутку становиться ребенком. Забудет про свои дела и захочется ему поиграть в догонялки или в "крестики-нолики ". Отличное средство от плохого настроения!"
- Богата наша кубанская земля талантами. Вы подрастете и прославите свой край добрыми делами и совсем неважно кем вы будете.

Но перед вами встанет выбор жизненного пути, и хочется , чтобы вы придерживались тех принципов, по которым жили наши предки:

«Жизнь отдай Родине, душу отдай богу, любовь отдай женщине, а честь оставь себе».
Рефлексия.

-Подумайте о прошедшем уроке и свои мысли сформулируйте в предложения, начинающиеся словами:

  • Я узнал(а)…

  • Я задумался(ась)…

  • Меня удивило…

Спасибо за урок.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Краснодар 2006. Цель. Изучение культуры и истории родного края iconРешение педсовета протокол №1 от 30. 08. 2010
Программа разработана на основе программы курса «Кубановедение» для 10 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края,...

Программа курса «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Краснодар 2006. Цель. Изучение культуры и истории родного края iconТема урока: «Певец родного края. Кубанский казачий хор.»
На уроке присутствовало 23 человека, класс мчс, учащиеся средних способностей. Урок по программе «Кубановедение» для 1-11 классов...

Программа курса «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Краснодар 2006. Цель. Изучение культуры и истории родного края iconРабочая программа по кубановедению для 5 класса составлена на основе...
Программа разработана на основе авторской программы «Кубановедение: программа курса для 5-6 классов». Л. А галутво, В. Н. Басий,...

Программа курса «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Краснодар 2006. Цель. Изучение культуры и истории родного края iconКлассный час для 5-х классов по теме: «История Саратовского края в истории страны»
Цель: Познакомить учащихся с историей родного края, вызвать интерес к теме, понятным и доступным языком рассказать о значительных...

Программа курса «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Краснодар 2006. Цель. Изучение культуры и истории родного края iconО проведении муниципального этапа краевого конкурса на лучший кабинет...
Краснодарского края и приказом министерство образования и науки Краснодарского края №6956 от 06 сентября 2012 года «О проведении...

Программа курса «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Краснодар 2006. Цель. Изучение культуры и истории родного края iconПрограмма курса «Кубановедение»
Краснодарского края от 27. 10. 2004 г.( приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания...

Программа курса «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Краснодар 2006. Цель. Изучение культуры и истории родного края iconЭтапы развития культуры краснодарского края на примере кубанского казачьего хора
На сегодняшний день среди важных показателей социально-экономического развития Краснодарского края, несомненно, является состояние...

Программа курса «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Краснодар 2006. Цель. Изучение культуры и истории родного края iconМетодические разработки уроков по географии Краснодарского края тема: «Национальный состав края»
Познакомить учащихся с национальным составом Краснодарского края, дать понятия «этнос», «демография», «миграция», «ассимиляция»,...

Программа курса «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Краснодар 2006. Цель. Изучение культуры и истории родного края iconТема: «Моя малая Родина. Горжусь тобой, мой край родной!»
Цель проекта: рассказать о красоте природы родного края, о его достопримечательностях; проект направлен на формирование чувства сопричастности...

Программа курса «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Краснодар 2006. Цель. Изучение культуры и истории родного края iconКонкурсная программа «Своей я маме посвящаю»
Поздравление ветеранов ВОВ «Рождественские встречи». Основная цель визитов к ветеранам войны и труда изучение истории родного края,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница