Л. В. Коношенко, учитель гбоу цо №1420 г. Москвы




Скачать 65.51 Kb.
НазваниеЛ. В. Коношенко, учитель гбоу цо №1420 г. Москвы
Дата публикации11.12.2013
Размер65.51 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
http://www.xn--80adbkiivo1b.xn--p1ai/m/1.jpg

Л.В.Коношенко, 
учитель ГБОУ ЦО № 1420 г. Москвы


"Путешествие в город Вежливости"
(конспект внеклассного занятия 1 класс)


Цель занятия: привить детям потребности культурного поведения.
Задачи: Закрепить и углубить знания детей о вежливости. Развивать умения учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения. Формировать умение давать само - и взаимооценку поступкам, высказывать свое мнение по теме. 
Оборудование: Аудиозапись мелодии песни "Улыбка", мелодии для частушек; карточки со словами, пословицами и поговорками, предметные картинки на тему: "Как вести себя дома, на улице, в школе"; реквизит для решения этикетных задач; "Азбука нравственности", книга для чтения под ред. Э.П.Козлова; MacBook у учителя, у учащихся - один для парной работы.
^ Ход занятия:
I. Вступительное слово учителя. Здравствуйте, дорогие гости. Мы рады приветствовать Вас. Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в замечательный город "Город Вежливости". 
- Для чего же мы туда отправляемся? У этого города есть свои законы - повседневная вежливость, взаимные уступки, готовность всегда пойти навстречу другу, навстречу интересам других людей. А сможем ли мы поступать правильно по этим законам? И что необходимо знать, чтобы быть вежливыми? Вот для этого мы и отправимся в путешествие.
II. Актуализация знаний о волшебных словах.
- Что встретилось нам сразу у входа? (Скамейка Волшебных слов).
- Давайте вспомним волшебные слова, присев на эту скамейку:
Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю Вас.
Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.
Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.
Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу Вас. Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.
Справка учителя "Путешествие в прошлое".
- А известно ли вам, ребята, что обозначает слово "вежливость"?
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово "вежа". Вежа - от слов "ведать", "знать". Вежа - человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и "вежество", позднее превратившееся в "вежливость". Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой.
III. Правила поведения. Заходим в ворота Вежливости. 
Практикум - ролевая игра. Попробуем потренироваться в умении употреблять эти слова в различных ситуациях. Для этого будем работать в группах. Распределение обязанностей в группе: ответственный, чтец - назначить. Роли для инсценировки выбрать самостоятельно (таблички с правилами групповой работы вывесить на доску).
Группам предлагается задание: обсудить ситуацию, разыграть сценку, сформулировать правило, в соответствии с которым вы так или иначе поступили. 
1 группа. Ты едешь в автобусе. Все места заняты, входит старушка. Как ты поступишь?
2 группа. Ты вышел из-за стола после обеда. Какие слова ты скажешь маме?
3 группа. Ты позвонил своему однокласснику, к телефону подошла его мама. Что ты ей скажешь?
4 группа. Ты поссорился с одноклассником из-за игрушки. Как ты выйдешь из этой ситуации?
 
(Обратите внимание на то, каким тоном вы говорите, как обращаетесь к любому человеку, смотрите ли на него, когда разговариваете. Вежливые слова, сказанные грубо, небрежно, перестают быть вежливыми, тем более, если их говорят, отвернувшись от того, кому они адресованы).
Отчеты работы групп. Оценивание с помощью карточки "согласен - не согласен".
Вывод правил:
^ 1. ВОСПИТАННЫЙ ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАТЕЛЬНО УСТУПИТ СВОЕ МЕСТО В ТРАНСПОРТЕ ПОЖИЛОМУ ЧЕЛОВЕКУ. МАЛЬЧИК УСТУПАЕТ МЕСТО ДЕВОЧКЕ. ПРИ ЭТОМ ГОВОРЯТ: САДИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА.
2. ЕСЛИ ТЕБЕ ОКАЗАЛИ КАКУЮ-ТО УСЛУГУ, ЧТО-ТО ДАЛИ, НАДО СКАЗАТЬ "СПАСИБО".
^ 3. КОГДА ТЫ ЗВОНИШЬ КОМУ-ТО, ТО НАДО СНАЧАЛА СКАЗАТЬ ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПРЕДСТАВИТЬСЯ, А ЗАТЕМ ОБРАТИТЬСЯ С ПРОСЬБОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ГОВОРЯТ ТОГДА, КОГДА ОБРАЩАЮТСЯ С ПРОСЬБОЙ.
^ 4. ЕСЛИ КОГО-ТО ОБИДЕЛ, СКАЖИ: "ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА", "ПРОСТИТЕ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА".
Физкультминутка: Игра "Пожалуйста" (упражнения выполняются только после слова " пожалуйста"):
Пожалуйста, руки вперед; пожалуйста, руки в стороны; пожалуйста руки вверх; пожалуйста, наклонитесь вправо; пожалуйста наклонитесь влево; пожалуйста присели; пожалуйста встали; пожалуйста сели за парты.
Работа с учебником "Азбука нравственности". Анализ стихотворения А. Лаптева "Всему свету по секрету".
Наше путешествие продолжается. Куда же мы теперь войдем? ( Мы войдем под арку Дружбы).
- Прочитайте стихотворение самостоятельно (с.177 - 178 "Азбука нравственности 1 класс"). - Кто сможет прочитать вслух для всего класса?
^ Вопросы после чтения: Правильно ли поступили собаки, разболтав чужой секрет? Как нужно хранить секреты?
Обсуждение вопроса: "Какими качествами должен обладать настоящий друг?" (Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.).
Решение этикетной задачи. Подумайте, как лучше поступить. (Двое подготовленных учащихся разыгрывают сценку).
^ Ваня: Аня, а у меня есть один секрет! 
Аня: Расскажи мне его, пожалуйста.
Ваня: Не могу, потому что это не мой секрет!
Аня: А чей? Ваня: Не скажу.
Аня: Ну и не надо! Оставайся со своим секретом. Раз ты мне не хочешь ничего рассказать, я с тобой больше играть не буду! Вот так!
Подумайте, Аня и Ваня - хорошие друзья? Что им нужно сделать, чтобы помириться? (Идет работа в парах - задание в MacBook, учащиеся прикрепляют верный ответ к картинке).
Физкультминутка для глаз.
Чтение вредных советов Г.Остера. Решение проблемного вопроса Тупик "Вредных советов". 
- А что же теперь нас ждет впереди? (Тупик Вредных советов.).
Послушайте советы Г.Остера и скажите, что в них неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях? 
Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома - пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

(Невежливо приходить на день рождения без подарка, некрасиво всю еду ставить ближе к себе)
^ Девчонок надо никогда нигде не замечать.
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

(Нельзя обижать девочек)
- Пора нам из тупика выбираться, дольше нам здесь нельзя оставаться.
^ Музыкальная пауза. Послушайте частушки о девочках и мальчиках, подумайте, стоит ли поступать, так как они.
1). Заиграй-ка балалайка, балалайка три струны! 
Подпевайте, не зевайте, выходите, плясуны!
2). Лида в круг вбежала смело, завертелась, как юла,
И под музыку запела про знакомые дела. 
3). В поезд входят три юнната: "Ух, народу сколько тут! 
Занимай места ребята, а то бабушки займут! 
4). Говорит лентяйке мать: - Убери свою кровать! 
-Я бы, мама убрала, только я еще мала. 
5). Толя ловко ловит рыбу, любит лодки мастерить.
Только "здравствуй" и "спасибо" не умеет говорить. 
6). Коля ссорится с друзьями, в ход пускает кулаки.
У задиры под глазами не проходят синяки.
7). Ты играй повеселее, балалайка три струны!
Подпевайте, кто умеет! Не стесняйтесь, плясуны! 
IV. Раскрытие значений слов "мир" и "добро".
Где, по-вашему, нас ждет выход из города? (В башне Мира и Добра)
- Отношение к добру и злу народ отразил и в пословицах, поговорках. Прочитаем их хором. (Пословицы пишутся на классной доске).
Доброе слово - что дождь в засуху. Доброе слово дороже богатства. На добрый привет - добрый ответ.
Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает, что такое "добро". Люди понимают, что за добро надо платить добром, душевным теплом. Доброта - признак силы души, её величия.
- Слова "добро", "мир", "дружба" немыслимы друг без друга, как и каждый человек немыслим без матери и отца, без Родины, страны, в которой он живет.
V. Рефлексия. Наше путешествие закончилось.
- Какое самое важное и нужное слово сегодня открыл для себя каждый из вас? Обсудите это в паре. Напишите его на лепестке и прикрепите на доске. Давайте составим цветок из ваших слов.
Дети пишут фломастером слова, карточки прикрепляют на доске. Учитель прикрепляет карточки "забота", "уважение", "понимание", "любовь", если их нет среди детских.
- Прочитайте свое слово. (Дети "цепочкой" читают слова).
- Спасибо! Занятие окончено.
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе к своему прошлому.
Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.
Резервный материал. Игра согласен - не согласен.

1) Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться.
2). По утрам мы убираем свою постель.
3). Две девочки болтают между собой за столом во время еды.
4). После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши.
5). Мальчишки нашего двора дергают за хвост кошек и собак, бросают камни в птиц.
6). Взрослые возьмут все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете.
7). Если я за что-то обиделся на своего друга, постараюсь скорее забыть и простить свою обиду.
А как называют человека, который знает и соблюдает правила этикета? 
- Его называют культурным. - Его называют воспитанным человеком.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. В. Коношенко, учитель гбоу цо №1420 г. Москвы iconС. В. Симонова, учитель начальных классов гбоу цо №1420 г. Москвы...
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет...

Л. В. Коношенко, учитель гбоу цо №1420 г. Москвы iconЛ. В. Мирошникова, учитель гбоу цо №1420 г. Москвы Природа наш дом...
Оборудование: Плакат "Охранять природу значит охранять Родину" (М. Пришвин); таблички с экологическими знаками; иллюстрации природы;...

Л. В. Коношенко, учитель гбоу цо №1420 г. Москвы iconГорода москвы
Автор работы учитель – логопед гбоу г. Москвы детский сад 1717 Воробьёва Светлана Юрьевна

Л. В. Коношенко, учитель гбоу цо №1420 г. Москвы iconДавыдова Ольга Александровна учитель начальных классов гбоу сош №2034...
Давыдова Ольга Александровна – учитель начальных классов гбоу сош №2034 г. Москвы, тел. 8/916/565-20-70,olysha. 70@yandex ru

Л. В. Коношенко, учитель гбоу цо №1420 г. Москвы iconУрок в 6 «А» классе Методическая разработка для 6 класса
Автор: Вдовенко Сильвия Петровна-учитель русского языка и литературы гбоу сош №121 г. Москвы

Л. В. Коношенко, учитель гбоу цо №1420 г. Москвы icon«Проектирование хозяйственной деятельности экономического района»
Ирина Николаевна Хачатрян, учитель химии школы №1927 г. Москвы, победитель конкурса «Учитель года Москвы-2000»

Л. В. Коношенко, учитель гбоу цо №1420 г. Москвы iconАнализ научно-методической работы гбоу сош «Школа здоровья» №473 увоуо до г. Москвы в I полугод
Результативное участие гбоу сош №473 в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях разного уровня подчинения

Л. В. Коношенко, учитель гбоу цо №1420 г. Москвы iconПубличный отчет гбоу специальной (коррекционной) школы-интерната...
Закона РФ «Об образовании», Закона города Москвы от 20. 06. 2001г. «О развитии образования в г. Москве» и другими нормативными документами...

Л. В. Коношенко, учитель гбоу цо №1420 г. Москвы iconПрезентация проекта по теме: «Здоровьесберегающий метод развития...
Номинация: «Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование». Чайкина Татьяна Васильевна, учитель – логопед. Гбоу детский...

Л. В. Коношенко, учитель гбоу цо №1420 г. Москвы iconДоклад за 2009 – 20 2012/2013 учебный год гбоу сош №222
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №222 соуо до г. Москвы (сокращенно гбоу сош...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница