Классный час тема: «книга в твоей жизни»




Скачать 120.83 Kb.
НазваниеКлассный час тема: «книга в твоей жизни»
Дата публикации28.11.2013
Размер120.83 Kb.
ТипКлассный час
www.lit-yaz.ru > Культура > Классный час
КЛАССНЫЙ ЧАС
Тема: «КНИГА В ТВОЕЙ ЖИЗНИ»
Цель – привлечение внимания обучающихся к книге и чтению как важному фактору сохранения и развития русского языка, литературы, культуры речи через изучение жизни и творчества поэтессы Анны Ахматовой.

Задачи:

- изучить особенности стихов Анны Ахматовой;

- привлечь обучающихся к чтению как важному фактору развития культуры речи и культуры общения;

- изучить влияние чтения книг на развитие русского языка, литературы и культуры.


Дата проведения – 9 октября 2007 года.
Время проведения – с 10 часов до 11 часов 20 минут.
Место проведения – ГОУ НПО «ПУ 64», кабинет № 201.
Участники – обучающиеся групп 506 и 507.
Оформление
- книжная выставка «Поэтами не рождаются, ими становятся»;
- книжная выставка «Любимый город Анны Ахматовой – Ленинград»;
- макеты памятников культуры Санкт–Петербурга;
- альбом «Ленинград глазами наших учащихся».
Разработчик – Бухвалова Алевтина Ивановна.
^ ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

№ этапа


Содержание деятельности

1.

Организационный момент.

2.

Вступительное слово классного руководителя (актуализация и активизация деятельности обучающихся).

Эпиграф:

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык - самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком устным и письменным - надо следить постоянно.

(Д.Лихачев)

2.1.

Формирование проблемы и целей: создание мотивации к совместной деятельности – определение значимости проблемы.

Проблема – несмотря на то, что современные исследования социологов показали, что книги читают только десять процентов молодого поколения, возможно найти пути привлечения обучающихся к чтению.

^ Обоснование выбора темы – в русской культуре ценится и считается прекрасной, прежде всего такая речь, в которой сочетается в гармоничном единстве: мысль, смысловая насыщенность, устремленность к истине. В развитии правильной русской речи и общения большую роль играет чтение интересных и мудрых книг.


2.2.

Установление регламента классного часа и его основных этапов.

3.

Использование литературной композиции о жизни и творчестве поэтессы Анны Ахматовой.

4.

Заполнение анкет по теме классного часа и рассуждение по поводу мудрых мыслей.

5.

Участие в обсуждении сочинений «Книга, которая потрясла меня».

6.

Обобщение и оценивание деятельности обучающихся при подготовке классного часа и во время проведения его.


ВЫВОДЫ
- обучающиеся не только имеют представление о жизни и творчестве Анны Ахматовой, но и проявляют интерес к ее стихам, хотя и трудным для их восприятия;
- обучающиеся не только сами читали с выражением стихи, но и оказывали друг другу дружескую поддержку, поэтому и читали стихи без стеснения, с удовольствием;
- обучающиеся честно и откровенно отвечали на вопросы анкеты. Были выявлены те, кто не читает книг. По рекомендации ведущей они взяли книги на дом с книжной выставки;
- обучающиеся при обсуждении сочинений и оценивании деятельности каждого на классном часе с помощью классного руководителя пришли к выводу, что язык человека это его мировоззрение.


^ ПРИЛОЖЕНИЕ К КЛАССНОМУ ЧАСУ ПО ТЕМЕ:

«Книга в твоей жизни»
Литературная композиция «Жизнь и творчество Анны Ахматовой».
Анна Андреевна Ахматова родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). В своих дневниках она упоминает, что родилась в один год с Чарли Чаплиным, Эйфелевой башней и Гитлером.

Ее отец Андрей Горенко был в то время отставным инженером – механиком Флота. Когда Ане исполнился год, она вместе с своей семьей переехала в Царское село. В своих воспоминаниях Анна Ахматова часто возвращается к начальному периоду своей жизни.

С 4 лет Аня училась читать по азбуке Льва Толстого. В 5 лет, слушая, как учительница, занимается со старшими детьми, стала говорить по-французски. В 7 лет родители отдали Аню учиться в Царскую женскую гимназию. Училась она сначала плохо, затем лучше, но всегда неохотно.

Каждое лето вместе с другими детьми Аня проводила под Севастополем, на берегу стрелецкой бухты. Там и подружилась с морем. Именно здесь, в возрасте 11лет Аня написала свое первое стихотворение.

Сохранилось четверостишье, написанное Аней в 1903 году, за два года до того, как ее родители расстались.

Журавль у Ветхого колодца

Над ним несутся облака,

В полях скрипучие воротца.

И запах хлеба и, тоска.

Будучи по натуре чувствительным подростком, Аня стала замечать, что в отношениях родителей что-то происходит, отсюда и тоска в ее стихах.

В 1905 году родители все же расстались и шестнадцатилетняя Аня вместе с мамой и другими детьми, уехала на юг. Вот, как об этом пишет она в своих дневниках из автобиографической прозы: «Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции 1905 года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве в Фундуклеевской гимназии, которую и закончила в 1907 году».

Недавно биографам стали известны ее письма конца 1906 – начала 1907 годов. Анна жила тогда в семье дальних родственников в Киеве, учась в гимназии, чувствовала себя одинокой.

Отрывок из ее письма: «…Хорошие минуты бывают только тогда, когда все уходят ужинать в кабак или едут в театр, а я слушаю тишину в темной гостиной. Я всегда думаю о прошлом, скучаю по Петербургу и Царскому селу. Ко мне здесь в Киеве все очень хорошо относятся, но я их не люблю. Слишком мы разные люди.

Через три года после окончания гимназии, в 1910 году, в возрастпе21 год Анна вышла замуж за Николая Гумилева.

Из ее письма: «Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже 3 года, а я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его,… кажется мне, что люблю». В тот вечер, когда Николай признался ей в любви, Анна написала два стихотворения, которые впоследствии вошли в сборник «Вечер».
Два стихотворения

Подушка уже горяча

С обеих сторон.

Вот и вторая свеча

Гаснет, и крик ворон

Становится все слышней.
Я эту ночь не спала,

Поздно думать о сне…

Как нестерпима терпима бела

Штора на белом окне.

Здравствуй!
2.

Тот же голос, тот же взгляд,

Те же волосы густые,

Все как год тому назад, Сквозь стекло лучи дневные.

Известь белых стен пестрят…

Свежих лилий аромат

И слова твои простые.

1909 год.
Став супругой поэта Николая Гумилева, Анна оставила свою девичью фамилию Горенко, но взяла себе литературный псевдоним – Анна Ахматова. В своих дневниках поэтесса писала, что ей при рождении дали имя Анна в честь бабушки Анны Егоровны, чья мать «была татарской княжной Ахматовой».

После свадьбы супруги отправились в путешествие во Францию в Париж. Анна пишет в заметках о тех временах «Француженки носили то штаны, то почти пеленали ноги. Стихи были в полном запустении (Их покупали только из-за иллюстраций известных художников). Я уже тогда поняла, что парижская живопись свела на нет французскую поэзию».

Париж покорил поэтессу своей культурой, ее памятниками, Версалем и придворной жизнью. На основе впечатлений от придворной жизни Парижа Анна Ахматова написала стихотворение:

Сероглазый король

Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли,
Жаль королеву. Такой молодой!

За ночь одну она стала седой….

1910 год.

После свадебного путешествия, в 1911 году, Анна переехала к мужу в Петербург, который всегда был для нее любимым городом. В Петербурге она окончила Высшие историко-литературные курсы и завершила цикл стихов первого своего сборника «Вечер», который был напечатан в 1912 году в небольшом количестве- 300 экземпляров. Критика отнеслась к этому сборнику благосклонно.

Вот, еще одно стихотворение из сборника «Вечер»:


Сад

Он весь сверкает и хрустит,

Обледенелый сад.
Ушедший от меня грустит,

Но нет пути назад.
И солнца бледный тусклый лик

Лишь круглое окно,
Я тайно знаю, чей двойник

Приник к нему давно….

1911 год.

1 октября 1912 года родился единственный сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева-Лев.

В марте 1914 года вышла вторая книга Анны Ахматовой «Четки». Маленькая книга любовной лирики «Четки» имела огромный успех.

В годы создания сборника «Четки» Анна тяжело болела чахоткой, которая унесла двух ее сестер, но Аня чудесным образом преодолела свою болезнь, поэтому во многих стихах она пишет о своей вере в бога:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться богу.

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утолить ненужную тревогу…

1912 год.

Тревога за Родину в ее душе было постоянно. Тому причиной глобальные катаклизмы: первая мировая война, связанные с ней разруха, голод, смена власти, падение монархии.

Это хорошо прослеживается в стихах следующего ее сборника «Белая стая»:
Молитва

Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар-
Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком во славе лучей.

1915 год- Первая мировая война, русские армии проигрывают немцам одно сражение за другим, Это и прослеживается в данном стихотворении.

О том, как поэтесса приняла Октябрьскую революцию, мы узнаем из цикла стихов «Подорожник».

Осень 1917 года

Мне голос был. Он звал безутешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернялся скорбный дух.

Несмотря на тяжелое время, Анна Ахматова не покинула Родину и после Октябрьской революции стала работать в библиотеке Агрономического института.

В 1921 году был завершен сборник ее стихов «Подорожник».

В этом же, 1921 году, был расстрелян муж Анны Ахматовой - известный поэт Николай Гумилев. В энциклопедии было обозначено «за участие в контрреволюционном заговоре».

До сих пор не известны подробности этого торопливого дела, даже такая подробность-была или не была телеграмма Ленина, требующая отсрочки казни или ее отмены.

Из сборника Анне Домине, который вышел в 1922 году, через год после гибели ее мужа:

На пороге белом рая,

Оглянувшись, крикнул: «Жду!»

Завещал мне, умирая,

Благостность и нищету.
И когда прозрачно небо,

Видит, крыльями звеня,

Как делюсь я крошкой хлеба

С тем, кто просит у меня.
А когда, как после битвы,

Облака плывут в крови,

Слышит он мои молитвы,

И слова моей любви.

1921 г.

После выхода в свет первых ахматовских книг «Вечер», «Белая стая», «Подорожник» «Анно Домини» ее стихи стали любить не только женщины, но и мужчины.

Есть свидетельство, что стихи Ахматовой часто цитировал Маяковский своим любимым.

Позже он стал отзываться о них с насмешкой. И в результате с середины 20х годов ее новые стихи почти перестали печатать, а старые – перепечатывать, так как авторитет Маяковского в довоенные годы был непререкаем.

Между 1935 и 1940 гг. создавался «Реквием», Опубликованный лишь спустя полвека в 1987 г.

«Реквием» - отражает личную трагедию А.Ахматовой – судьбу ее сына Льва Николаевича Гумилева, незаконно репрессированного и томившегося многие годы в сталинских тюрьмах, лагерях и ссылках.

I заключение 1935-1941 гг., перед войной он попал под Амнистию.

II заключение 1949-1956 гг. Поэма «Реквием» стала мемориалом всем жертвам сталинской тирании.

Вместо предисловия. В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с синими губами спросила меня шепотом:

- А это вы можете писать?

И я сказала:

- Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по лицу женщины.

Из «Реквиема»

Посвящение

Перед этим горем гнуться горы,

Но течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

И за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат –

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.
V

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги плачу,

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось на век,

И мне разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

Долго ждала Ахматова возвращения сына, держалась она мужественно и только близкие люди и друзья знали как ей было тяжело и помогали ей чем могли.

В последствии, после освобождения ее сын станет известным историком и этнографом.

Отечественная война 1941 г. Застала поэтессу в Ленинграде.
1943

(о событиях 1941 г.)

Важно с девочками простились,

На ходу целовали мать,

Во все новое нарядились,

Как в солдатики шли играть.

Ни плохих, ни хороших, ни средних...

Все они по своим местам,

Где ни первых, ни последних...

Все они опочили там.
Из «Седьмой книги»

Анна Ахматова вместо со всеми мужественно защищала, как могла свой город, свою улицу, свой дом, от зажигательных фашистских снарядов.

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохранили тебя, русская речь,

Великое русское слово

Свободным и честным тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем.

Февраль, 1942 г.

Не смотря на то, что идет война Анна Ахматова пишет о тайнах поэтического ремесла.
Из «Седьмой книги»

Мне не к чему одические рати

И прелесть элегических зятей.

По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене...

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость всем и мне.

После войны поэтесса пыталась претворить свои мысли в прозе. Она так писала об этом: «Проза всегда казалась мне тайной и соблазном. Я с самого начала все знала про стихи. Я никогда ничего не знала о прозе». Но произведения Анны Ахматовой запретили печатать, т.к. она будь-то бы «оскверняет» историю, очерняет ее. Журналы, в которых печатали ее стихи «Звезда» и «Ленинград» были закрыты. После ареста сына в 1949 г. Анна Ахматова сожгла все свои послевоенные произведения вместе с архивом.

Через три года после освобождения сына в 1959 г. Она написала стихотворение «Нежный сад», о чем оно вы сейчас узнаете.

Летний сад.

Я к розам хочу, тут единственный сад,

Где лучшее в мире стоит из оград,

Где статую помнят меня молодой.

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.

И за мертво спят сотни тысяч шагов.

Врагов и друзей, друзей и врагов.

И шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ноги мои.

О чьей - то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,

На свете источник таинственно скрыт.

1959 г.

В последние годы жизни Анна Ахматова занималась переводом книг.

В 1962 г. она закончила «Поэму без героя», которую писала 22 года.
«Наш век на земле быстротечен

И тесен назначенный круг,

А он не изменен и вечен –

Поэта неведомый друг».
По-видимому, в этой поэме показана связь поэта с читателем.
Умерла Анна Ахматова после четвертого инфаркта 5 марта 1966 г. в подмосковном санатории, окруженная любовью и участием близких ей людей.
^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. А.Ахматова. Вехи творчества. Москва, Просвещение, 1996 год.

  2. А.Ахматова. К столетию со дня рождения, журнал: «Литература», №10, 1989 год.

  3. А.Ахматова. К столетию со дня рождения, журнал «Самодеятельный театр», №7, 1989 год.

  4. А.Ахматова. К столетию со дня рождения, журнал «Советский Союз», №5, 1989 год.

  5. «Все это павшим будет про нас». Москва, Знание, 1994 год.

  6. Из поэтического наследия А.Ахматовой. Сероглазый король, Москва, Центр – 100, 1995 год.

  7. Найман А. Рассказы о Анне Ахматовой, Москва, Вагриус, 1999 год.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час тема: «книга в твоей жизни» iconТематический план № п/п Тема Дата
Книга — твой друг. Книга в твоей жизни. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная...

Классный час тема: «книга в твоей жизни» iconКлассный час. Учитель: Аюева Валентина Павловна Класс: 4б тема: «Здоровый сон»
«Классный час как средство развития индивидуальности ребёнка». Классный час. Учитель: Аюева Валентина Павловна Класс: 4б тема

Классный час тема: «книга в твоей жизни» iconКлассный час «Семья в жизни человека» Подготовила и провела преподаватель...
Цель: формирование представления о современной семье, психологическом климате в семье, семейном долге и обязанностях

Классный час тема: «книга в твоей жизни» iconКлассный час «Давайте познакомимся!»
Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса»

Классный час тема: «книга в твоей жизни» iconКлассный час "Здоровый образ жизни"
Ребята, сегодня мы проводим классный час, который называется “Здоровый образ жизни”

Классный час тема: «книга в твоей жизни» iconКлассный час «Здоровый образ жизни»
Ребята, сегодня мы проводим классный час, который называется “Здоровый образ жизни”

Классный час тема: «книга в твоей жизни» iconКлассный час Классный час: «Не жалейте сердца…»
Цель: воспитывать у детей человеколюбие, доброту, сопереживание, добросердечие, сочувствие. Оказывать внимание к близким людям: мамам,...

Классный час тема: «книга в твоей жизни» iconКлассный час «Книга лучший друг» Тема: книга лучший друг
Цели: расширять кругозор детей, пополнять словарный запас, способствовать воспитанию бережного отношения к книге; разви­вать сценические...

Классный час тема: «книга в твоей жизни» icon8 марта. 5 класс. Классный
Классный дорогие девочки, сегодня наши мальчики не пришли на классный час – у них какое-то тайное собрание. Но мы не будем отменять...

Классный час тема: «книга в твоей жизни» iconКлассный час "Мужество и трусость"Классный час Тема «Мужество и трусость....
Цель: формирование навыка критического анализа жизненных ситуаций, умения высказывать и отстаивать свои взгляды



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница