«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» музыкального руководителя




Скачать 342.54 Kb.
Название«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» музыкального руководителя
страница1/2
Дата публикации16.10.2013
Размер342.54 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
  1   2




Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудный

детский сад комбинированного вида № 19 «ИСКОРКА»

Исследовательский проект

«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников»

музыкального руководителя

Стряпуниной Марии Витальевны

Долгопрудный 2013г. 

Оглавление

Цели и задачи проекта………………………………………………………………………………………2

Введение………..……………………………………………………..…………………………………………..4

Теоретическая часть

1.1 «Актуальность патриотического воспитания

дошкольников» …………………………………………………………………………………………………5

1.2 «Пути и средства патриотического воспитания русского человека»……………………………………………………………………………………………………………9

Практическая часть

Раздел I «Праздники и досуги в детском саду»………………………………………………12

1.1 «Родная семья»…………………………………………………………………………..…….12

1.2 «Родная природа»…………………………………………………………………………….14

1.3 «Родной город. Родная страна»……………………………………………………...16

1.4 «Родная культура. Фольклор».............................................................19

Раздел II «Современные формы патриотического воспитания»……………….…..22

2.1 «Театрализованная деятельность»………………………………………………....22

2.2 «Компьютерные технологии»…………………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………………………………….………25

Литература…………………………………………………………………………………………………….….28

Приложение. Видеофильм «Праздники, досуги и другие мероприятия в детском саду, воспитывающие любовь к родной стране, культуре, музыке»

^ Цели проекта:

  • Обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине, посредством эстетического воспитания.

  • Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи проекта:

  • Формирование духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.

  • Формирование у детей чувства любви к Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

  • Воспитание уважительного отношения к наследиям других народов, посредством знакомства с мировыми музыкальными произведениями.

  • Развитие познавательных, художественных и творческих способностей детей через ознакомление с музыкальными произведениями.

  • Побуждение у детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение, пение и танец.

  • Воспитание потребности в познавательной активности через восприятие произведений искусства.

  • Формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве как о столице России.

  • Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, танец, слушание музыки, театрализованная деятельность.

  • Использование современных компьютерных технологий для максимального достижения поставленных целей.

^ Модель развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста:

  • Вызывать интерес у детей и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях, в подготовке и проведении инсценировок, праздников и досугов.

  • Открывать ребенку доступ к культуре своего и других народов, знакомя его с особенностями повседневного быта их сверстников, обычаев, традиций, детским фольклором, играми, традициями проведения праздников.

  • Возможность органично интегрировать в образовательный процесс различные виды деятельности, специфичные для детей дошкольного возраста.

  • Учитывать личный опыт ребенка, который он приобретает, общаясь в своем социуме (в семье, на улице, в детском саду и т.д.), и соотноситься с тем опытом, который они могут приобрести в разных формах музыкальной и образовательной деятельности.

Введение

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

С. Михалков

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольников.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально – образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно и осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. « Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу», - это слова нашего современника В. Распутина. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовывать его и духовный мир.

Музыка - один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Велика её роль в социальной действительности. Поэтому ни в далёком прошлом, ни в настоящее время мы не знаем общества, в котором музыка не играла бы важной роли в его жизни. Каждое искусство говорит на своём языке. Музыка – язык звуков и интонаций – отличается особой эмоциональной глубиной. Музыка замечательно точно рисует и человеческие характеры, обладает звукоизобразительными возможностями. Она несёт в себе целостное миросозерцание. Маленький ребёнок, начиная своё знакомство с музыкой с относительно простых мелодий, пробуждающих в нём чувство радости, стремления двигаться, улыбаться, незаметно для себя оказывается на пути, который приведёт его к пониманию всего лучшего, что передумало и пережило человечество. Пройти этот путь человеку позволяет тесная связь музыки с жизнью. Таким образом, тема данного проекта является актуальной.

^ Теоретическая часть

1.1 Актуальность патриотического воспитания дошкольников

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.

Очень важны для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Наиболее идеологически незащищенными оказались дошкольники. В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси X- XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских. Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», - так писал академик Д. С. Лихачёв.

Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

Формирование любви к Родине:

- в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира;

- в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка;

- в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Говоря о воспитании патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни», - говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому работая по теме «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников», серьезное внимание уделила использованию в жизни дошколят синтеза искусств, для раскрытия способностей каждого ребенка и самореализации его творческого потенциала.

^ 1.2 Пути и средства патриотического воспитания русского человека

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность.

Тема «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» представлена через организацию интегрированных занятий, развлечений, творческих встреч, праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Это фольклор, природа, искусство, сказка, человек.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Исходя из вышеизложенного, наметились следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Все виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с песнями, поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Другим важным направлением является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

5. Природа - один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края, решаются не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе.

6. Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. А зачем детям, дошкольникам, нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

^ Практическая часть

Праздники и досуги в детском саду

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность.

Система работы по теме «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» представлена через организацию интегрированных занятий, развлечений, творческих встреч, праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Это фольклор, природа, искусство, сказка, человек.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

^ 1.1 «Родная семья»

Для ребёнка - дошкольника Родина – это мама, его близкие родные люди, окружающие его. Нравственное воспитание дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. На музыкальных занятиях разучиваются песни маме, которые устойчиво вошли в детский репертуар.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Мир ребенка начинается с его семьи. Основа из основ нравственно – патриотического воспитания – воспитание у ребёнка любви к самому близкому – к семье, к родному дому, к детскому саду. Ребенок должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой его частью.

На занятиях дети также знакомятся с песнями о папе, бабушке, дедушке, о семье. Большую роль играют колыбельные песни, ведь именно их мы первыми слышим от своих матерей еще в очень раннем детстве. Колыбельная песня это не только успокоительное для малыша, но и стимулятор речи, запоминание слов и целых фраз происходит намного легче. Если колыбельные песни ребенок слышит и напевает до школьного возраста, то в школе ему будет легко нараспев заучивать стихи.

Задачей темы является с первых дней поступления ребенка в детский сад стараться воспитать уважение и любовь к семье, родному дому, детскому саду. Дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение ко своим близким, уточняется представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях.

Помимо традиционных праздников, проводимых в детских садах, особое внимание уделяется семейным праздникам:

  • «Новоселье группы»

  • «Мама, папа, я – дружная семья» - музыкально-спортивный праздник

  • День Матери

  • День ребенка

  • День Защиты детей

  • «Увлечения моей семьи»

  • «Мама - солнышко мое»

  • «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»

  • Различные совместные досуги и чаепития

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания ребенка, чувства привязанности и любви к своей семье является активное участие родителей в досугах и праздниках детей. Это могут быть конкурсы, танцы, песни, викторины, эстафеты, совместные поделки, стенгазеты, походы к памятникам и пр. А изготовление детьми подарков к Новому года, 8 Марта, 23 февраля близким людям, помогают ребенку прочувствовать всю значимость и необходимость воспитываться в родной семье, любить ее и дорожить ей. (См. приложение № 2)

^ 1.2 «Родная природа»

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы. (См. приложение № 2)

При ознакомлении с родной природой необходимо воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Поощрять желание больше узнать о родной природе. В этом блоке можно провести следующие мероприятия: экскурсии по городу, в краеведческий музей, детскую библиотеку, выпустить стенгазеты « ими гордится город», « город в котором мы живем»; были провести досуги и занятия: « Моя улица», «Родной город», «Лекарственные растения родного края», « Приметы зимы, зима в родном городе», « Мир вокруг нас» и др.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц: «Белка», «Пляска птиц» Римского-Корсакова, цикл «Карнавал животных» Сен-Санса. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.

«Праздник русской берёзки» может также стать неотъемлемой частью жизни детей с выездом на природу. Ведь берёза – один из символов нашей Родины. Очень важно знакомить детей с песнями, стихами знаменитых русских поэтов, произведениями искусства, в которых восхваляется это чудо – дерево. А хоровод «во поле березка стояла» с искусственными березовыми веточками может стать прекрасным украшением любого праздника.

Ведя подготовку к всевозможным досугам и праздникам, будь то осенние, весенние, летние или зимние, детьми разучивается множество песен, практически в каждой есть строки о родной природе. Важным для воспитания к родной природе является и наглядный материал. Это могут быть и репродукции картин известных художников: И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, К. Монэ, А.К. Саврасова, И.И. Левитана и др. Это наблюдения детей во время прогулки, это собранный ими природный материал и сделанные поделки из него. Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами познавательного и художественного характера, иллюстративно – дидактическим материалом обязательство сопровождается музыкой.

У ребенка должно сформироваться стойкое представление о важности сохранения природного богатства. Учиться быть бережным к природе, как в детском саду, так и за его пределами, на прогулках с родителями, пикниках и отдыхе.

Праздники, воспевающие родную природу:

  • «Праздник русской березки»

  • Праздник птиц

  • Экологический праздник

  • День Земли

  • «Первые подснежники»

  • «Лесной теремок»

^ 1.3 «Родной город. Родная страна»

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Дети младшего возраста должны знать: название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта магазин, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты, старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.

Знакомство с родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка поделиться тем, о чем только что он услышал и увидел.

При знакомстве с родным городом, дети получают краеведческие сведения о городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках.

На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России (глобус, карта). В средней группе познакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной к школе группах расширяется представление о значении государственных символов России, воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируется представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни России.

Досуги и занятия:

  • «Наша страна Россия»

  • «Главный город нашей страны»

  • «Государственные символы России: флаг, герб, гимн»

  • «Русские народные промыслы»

  • «Города России»

  • Викторина « Что мы знаем о России»

  • К годовщине Великой Победы конкурс чтецов

  • Стенгазеты «Народов много – Страна одна»

  • День рождения города

Дети с удовольствием разучивают песни и стихи о родном городе, как о хорошо известном, любимом и родном месте.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми, так как в каждой семье есть свой, главный защитник – папа, дедушка – сильный, мужественный, смелый. Дошкольники много нового и интересного узнают о русских богатырях, подвигах солдат, родах войск, современных защитниках Отечества. (См. приложение № 2)

Праздники:

Музыкльно-спортивный праздник совместно с папами

  • «Будем солдатами»

  • «Жить – значит, Родине служить»

  • «Аты-баты, шли солдаты»

  • «Капитаны, улыбнитесь»

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Великий День Победы, праздник, который всегда тревожит наши сердца, проводится с детьми старших и подготовительных групп. В этой теме раскрываются детям великие подвиги советского солдата. Огромное впечатление у детей остается от экспозиции, где детскому вниманию представлены предметы и оружие времен войны, от экскурсий по памятным местам. На празднование Великой Победы мы приглашаются ветераны и участники трудового фронта. С трепетом и любовью дети изготавливают подарки для гостей, разучивают стихи, песни, танцы.

Роль музыки здесь играет первостепенную роль. Музыка всегда воздействовала на человека. А в годы войны, особенно: марши заставляли поддерживать боевой дух, во время привала - песни о доме, о любимой - согревали душу, давали кратковременную передышку напряжению. «После боя сердце просит музыки вдвойне...» Не случайно в годы войны создавалось много песен и стихов. Песни Великой Отечественной войны поют и сейчас, спустя почти 70 лет. Так много в них тепла, добра, живого человеческого участия! Современные дети с удовольствием слушают и разучивают песни военных лет, не только потому, что они многим известны, у многих они на слуху, это песни дети слышат дома от своих родных и через средства массовой информации, но еще и потому, песни о войне очень задушевны, пронизаны чувством единения: людей объединяла и любовь, и утраты, и дорога, и природа. Еще их пронизывает чувство высокой печали, жажды справедливого отмщения. (См. приложение № 2)

^ 4.4 «Родная культура. Фольклор»

Чтоб считать себя сыном или дочерью России, надо понять духовную жизнь русского народа, принять историю и культуру Родины как свои собственные. К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Воспитанный на любви к малой родине, на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать к русской культуре, где бы он не родился.

Необходимо стараться сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учила детей любить и ценить народную мудрость.

Чтобы воспитать чувства любви к своей родной земле, к русским людям, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации. Задача педагога – помочь детям воспользоваться этими сокровищами, стать богаче, умнее и добрее. Чувство патриотизма формируется в дошкольном возрасте, когда дети начинают осознавать частью ценного культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициями. Для формирования нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста можно достичь, объединив фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический и литературный материал. Руководствуясь принципами доступности, наглядности, историзма, вариативности и системности – эта работа дает положительные результаты и оказывает благотворное влияние на чувствительные детские души. Русский детский фольклор пронизывает всю жизнедеятельность ребенка в детском саду. Первый этап работы с младшими дошкольникам – это приобщение их к устному народному творчеству через песенки, потешки, прибаутки, загадки, о природе, о животных, о своих родных и о себе самом. Чтение русских народных сказок, драматизация, театрализованные представления, игры. Для самых маленьких – это пестовый фольклор; приговоры при умывании, купании, расчесывании, а также колыбельные песни, потешки, прибаутки, загадки, чтение русских народных сказок, драматизация, театрализованные представления, игры.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности, хороводы и танцы для детей дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетённые в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним.

Родная культура, как мать и отец, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, рождающим личность. Каталог аудио- и СD- записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра, способствует воспитанию чувства восхищения, гордости за свой народ, свою страну. Таким образом, постепенно даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. Использование игры на народных инструментов: ложек, трещоток, бубнов, помогает ярче выразить характер и настроение русской народной музыки. (См. приложение № 2)

Большие потенциальные возможности нравственно – патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Все народные песни, а также народные мелодии, используются в слушании и ритмической деятельности ребят. По средствам народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Старшим дошкольникам называются имена выдающихся русских композиторов: М.И Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков. Необходимо сказать, что эти композиторы использовали народные мелодии в своём творчестве. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма.

Так искусство, в том числе и народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды.

Праздники и досуги, организуемые в детских садах, как итоговые мероприятия, являются неотъемлемой частью знакомства детей с русским фольклором.

Тематические фольклорные праздники:

  • «Масленица»

  • «Именины у матрешки»

  • «Солнышко-ведрышко»

  • «Богатыри земли Русской»

  • «Рождественские колядки»

  • «Осенняя ярмарка» 

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» музыкального руководителя iconРоль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках
А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность...

«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» музыкального руководителя iconРоль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников
Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже ее роль в воспитании общественно-политической...

«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» музыкального руководителя iconИспользование синквейн технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников
«Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация...

«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» музыкального руководителя iconСценарий утренника для детей старшего дошкольного возраста «Весенний праздник для мам»
В написании сценария использованы стихи поэта В. Орлова, литературный материал писателя Ю. Яковлева, музыкального руководителя яслей...

«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» музыкального руководителя iconК комсомольцам всех поколений россии, стран СНГ и балтии
Ленинскому комсомолу исполняется 90 лет. Неоспорима его выдающаяся роль в развитии экономики, науки и культуры ссср, всех союзных...

«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» музыкального руководителя icon«Игра на музыкальных инструментах в доу компенсирующего вида» Из...
Существует множество различных подходов, направленных на реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыки....

«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» музыкального руководителя iconКонспект итогового мероприятия в подготовительной группе музыкального...
Формировать у дошкольников представление о Новом годе как о веселом и добром празднике, как начале календарного года

«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» музыкального руководителя iconДоклад музыкального руководителя на тему «Методические рекомендации...
Постановка целей проекта «Сказочный мир музыки П. И. Чайковского» по творчеству П. И. Чайковского

«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» музыкального руководителя iconКонкурсная работа музыкального руководителя Шабановой Натальи Николаевны...
В 2011 году переехала в Череповец, работаю по настоящее время в мбдоу «дсов» №86 г. Череповца музыкальным руководителем

«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» музыкального руководителя iconШишкина Марина Евгеньевна Методическая разработка
«Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница