Скачать 15.95 Kb.
|
Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина К теме поэта и поэзии А. С. Пушкин обращается, еще будучи лицеистом. Этой теме посвящается первое опубликованное стихотворение «К другу-стихотворцу» (журнал «Вестник Европы»). По преданию стихотворение посвящается В. Кюхельбекеру. Характер стихотворения полушутлив, полусерьезен, как много из того, что создано А. С. Пушкиным на заре его творчества. А. С. Пушкин пытается отговорить своего друга писать стихи, представляя те трудности, которые выпадут на долю поэта. Здесь упоминаются нищета, голод, холодные чердаки. Но в этом же стихотворении сам А. С. Пушкин не отрекается от пути поэта. Тема поэта и поэзии становится одной из самых важных в творчестве А. С. Пушкина. Во второй половине 1820-х – в начале 1830-х гг. он вновь и вновь обращается к теме особой судьбы поэта среди людей («Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа»). Стихотворения объединены общей мыслью о том, что поэт, будучи земным человеком, содержит в себе и иную природу, которая торжествует в нем в момент вдохновения. Но толпа, легкомысленная, суетная, должна определять творчество Божьего избранника. У него свой высокий, мучительно трудный, но прекрасный удел. Об этом же Пушкин размышляет в своей повести «Египетские ночи». Поэт сам определяет темы своих творений, толпа не властна над его вдохновением. В 1836 г., как бы подводя итог всему созданному, Пушкин пишет стихотворение «Памятник». Это глубоко самобытное оригинальное стихотворение, которое тем не менее связано с существующей традицией. Об этом уже свидетельствует латинский эпиграф к стихотворению. Уже в первых строчках Пушкинского «Памятника» звучит тема сопоставления Божественной власти поэта над сердцами и той земной власти, которая принадлежит царям. Олицетворением царского могущества становится Александрийский столп. Памятник поэту возносится над Александрийским столпом. Он свидетельствует о непобедимой пророческой силе, дающей поэту и народную любовь, и право возглашать единственную правду: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век прославил я свободу И милость к падшим призывал. Заключительное четверостишие «Памятника» является продолжением темы стихотворения «Пророк» и стихотворений конца 1820-х гг. об избранничестве поэта: «Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца. |
![]() | «Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011 | ![]() | Чтение диалога Чарского и импровизатора из произведения А. Пушкина «Египетские ночи» (глава 2) |
![]() | Цели урока: обобщить и закрепить сведения о жизни и творчестве А. С. Пушкина; развивать познавательный интерес уч-ся к творчеству... | ![]() | Цель урока: познакомить с любовной лирикой А. С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; создать благоприятные условия... |
![]() | Вступительное испытание по русскому языку проводится в письменной форме – изложение. По характеру текстового материала поступающий... | ![]() | Вопросы к курсу «Система русской словесности» (конец XVIII – первая половина XIX вв.; Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков,... |
![]() | Цели: методом сопоставительного анализа стихотворений выявить сходства и различия взглядов на тему поэта и поэзии А. С. Пушкина и... | ![]() | Слайд Тема любви является одной из важнейших тем в творчестве А. С. Пушкина. Именно любовь и вдохновляла поэта на творчество и на... |
![]() | Маяковского) – сочетание традиционных подходов и новых технологий (элементов исследовательской деятельности, творческой мастерской).... | ![]() | Тема Родины в творчестве русских поэтов – особая тема. Образ России в «Медном всаднике» Пушкина – двойственный. «Печаль» и «гнев»... |