Реализация индивидуальных траекторий школьников при проведении мероприятий, посвящённых Александру Сергеевичу Пушкину




Скачать 260.68 Kb.
НазваниеРеализация индивидуальных траекторий школьников при проведении мероприятий, посвящённых Александру Сергеевичу Пушкину
Дата публикации07.09.2013
Размер260.68 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы


Реализация индивидуальных траекторий школьников при проведении мероприятий, посвящённых

Александру Сергеевичу Пушкину



Автор:

Николаева Валентина Ивановна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №4»Многопрофильный» г. Пскова

Псков.2012

Развить в детях лучшее, что в них заложено,

скорректировать то, что не может быть

свойственно гармоничному человеку.

Введение.
Миссия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №4 «Многопрофильный» г. Пскова, заявленная в программе развития лицея, - это обеспечение у выпускников sustainaible (долгоспособного) образования и становление интеллектуальной культуры на основе формирования ключевых компетенций, при условии обеспечения в их сознании приоритета здоровья.

Каждый учащийся лицея должен быть способен постоянно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают его успешную учебную и внеучебную деятельность.

Цель воспитательной работы в лицее - создание условий для реализации индивидуальных траекторий школьников в воспитательном процессе, создание благоприятного морально - психологического климата, создание условий для развития ценностных ориентиров учащихся на основе разнообразной, творческой, эмоционально-насыщенной деятельности.

Главные воспитательные задачи:

  1. Учет интересов и склонностей учащихся при организации воспитательного процесса в классе и лицее.

  2. Мониторинг уровня воспитанности учащихся (гражданственности, нравственной, патриотической, эстетической и правовой культуры)

  3. Оптимизация программы развития воспитательной системы лицея на 2010-2013 г.г.

  4. Создание воспитательных условий для привития учащимся системы общечеловеческих ценностей и духовно- нравственного самосовершенствования.

  5. Создание условий для воспитания гражданина и патриота свободной России.

  6. Создание условий для развития у школьников интеллектуальной культуры.


Традиционными стали в Лицее мероприятия, связанные с именем А.С. Пушкина. Это День Лицея, отмечаемый 19 октября, и День памяти А.С. Пушкина 10 февраля. Общеизвестно, что Пушкин - уникальное явление нашей национальной культуры. Интерес представляют не только произведения поэта, «…читая которые можно превосходным образом воспитать в себе человека», по мнению В.Г. Белинского, но и личность самого Пушкина, факты его биографии, дающие для лицеистов разного возраста ещё одну возможность видеть модель, опору, образец жизни и деятельности, образец общения с другими людьми.

Все проводимые мероприятия позволяют углублять знания учащихся о творческом наследии великого русского поэта, о фактах его биографии, об окружении Пушкина, о времени, в котором он жил. При этом учащиеся получают возможность реализовать свои творческие способности в театральном искусстве, художественном чтении, в создании собственных поэтических и прозаических произведений, в иллюстрировании произведений Пушкина, в вокальном искусстве и танце. Практически каждый ребёнок может найти себе дело по душе. Завершающим этапом приобщения к «светлому имени Пушкина» является исследовательская деятельность в школьном научном обществе «Синие кристаллы». При проведении мероприятий Пушкинианы совершенствуются коммуникативные навыки, так как дети работают в коллективе и их деятельность объединена общей идеей, общим интересом, умение работать с информацией.

Приобщение к пушкинскому наследию даёт огромную возможность для самореализации школьников. Наша задача - не упускать эту возможность, поощрять интерес детей к поиску, изучению, перевоплощению в желании почувствовать другую эпоху, другую жизнь, другой мир. У каждого человека должен быть свой Пушкин, у каждого свой путь к Пушкину. И мы, педагоги, должны помогать учащимся с раннего возраста почувствовать всю силу, всю красоту пушкинского творчества, раскрыть обаяние личности поэта, « лелеющую душу гуманность», которою пронизано всё, что связано с его именем, претворяя в жизнь принцип: твори, выдумывай, пробуй. И пускай мои ученики придут к Пушкину не сегодня и не завтра, а через много лет…, но зароненное однажды обязательно прорастёт в будущем. В этом и суть долгоспособного образования и воспитания.

Но приобщать детей к Пушкину нужно, никоим образом не навязывая им своего мнения, не принуждая их, а используя только желание: я хочу; можно, я попробую.

Но так или иначе мы добились того, что ежегодно в активной или пассивной форме (слушатели или зрители) практически все учащиеся лицея становятся участниками мероприятий школьной Пушкинианы. На пути постижения Пушкина какие-то мероприятия остаются постоянными, но обязательно на каждой ступеньке добавляется что-то новое в соответствии с возрастом.

Сценарии, предложенные в работе, - итог моего личного пути к Пушкину, который был достаточно долгим, потому что уже в зрелом возрасте я в полной мере поняла слова «Пушкин - это наше всё».
^ Перечень мероприятий, проводимых в рамках школьной Пушкинианы
«Праздник посвящения в лицеисты»

Конкурс рисунков

Конкурс чтецов

Конкурс презентаций книг, посвящённых А.С. Пушкину

Турнир знатоков

Литературно-музыкальная композиция

Пушкинские уроки

Литературные спектакли

Конкурсы стенгазет

Инсценирование произведений А.С. Пушкина

^ СТУПЕНЬКИ ШКОЛЬНОЙ ПУШКИНИАНЫ

Исследовательская деятельность

Литературные спектакли

10-11 класс Пушкинский клуб

Конкурс чтецов

Пушкинский урок

Турнир знатоков

9 класс Пушкинский клуб

Конкурс чтецов

Пушкинский урок

Презентация книги об А.С. Пушкине

Посвящение в лицеисты

8 класс Пушкинский клуб

Конкурс чтецов

Конкурс стенгазет

Пушкинский урок

Пушкинский клуб

7 класс Конкурс чтецов

Конкурс стенгазет

Пушкинский урок

Музыкально- литературная композиция

6 класс Конкурс чтецов

Пушкинский урок

Инсценирование сказок

А.С. Пушкина

5 класс Конкурс чтецов

Пушкинский урок

Конкурс рисунков

Конкурс рисунков

1-4 классы Конкурс чтецов

Сценарий литературно-музыкальной композиции
«Отечество нам – Царское Село…»

(200-летию со дня основания Царскосельского лицея посвящается)
Учащиеся одеты в парадную форму с элементами костюмирования: галстуки, платья-кринолины, цилиндры и т.п.
Звучит мелодия из пьесы «Времена года» П.И.Чайковского

Во время звучания текста возможен показ слайд-шоу: портреты друзей-лицеистов А. Пушкина, пейзажные зарисовки, события на Сенатской площади ит.п.
Ведущий

Листки последние с деревьев облетают,

Гуляют ветры посреди полей…

А мы сегодня с вами отмечаем

Великий для России юбилей.

Ведь 200 лет назад под Петербургом

В Царском Селе царём открыт Лицей,

Лицей, где Пушкин изучал науки,

Проказничал, ждал из дому вестей,

Где весел был, где изнывал от скуки,

А главное, где он обрёл друзей

И дар развил, полученный от Бога,

Откуда началась его дорога,

Которая не зарастёт веками,

Так как вся выстлана великими стихами…

А нам сегодня встреча предстоит

С его лицейскими друзьями…

Пущин:

Я-Пущин… Самый первый друг,

Любимый и бесценный.

В далёкой псковской стороне

Я ссыльного поэта посетил…

И зимний двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Мой колокольчик огласил.

Дельвиг:

Я- Дельвиг, тот ленивец сонный,

Тот ,что под кафедрой сидел,

Латынью усыплённый.

Е.Бакунина:

Я- Катенька Бакунина…Когда-то

В лицее навещала брата…

А Пушкин… Он меня любил,

Недаром и стихи мне посвятил…
Малиновский:
Я- Малиновский… Мой отец в то время

Лицей возглавил, это бремя

Ускорило его конец…

А Пушкин, друг и брат,

Лицей прославил,

Сплетая из стихов ему венец!
Горчаков:
Князь Горчаков!..

Хоть мы и не друзья,

Но пред талантом преклоняюсь я…

И одного я не могу понять,

Как мог я гения когда-то поучать,

Который предсказал мою судьбину…

И мне пришлось лицея годовщину

Последнему из лицеистов отмечать.

Чаадаев:

Я Пётр Чаадаев, офицер,

Но юности мечты во мне пока что живы…

Как он и завещал мне,

Посвятил Отчизне я души порывы.
Кюхельбеккер:

Я- Кюхельбеккер,

Тот смешной Вильгельм…

Все надо мной когда-то потешались,

А я страдал- они того не знали,

А я душой за Родину скорбел,

Свободы, Равенства для все желая…

И это тайное желанье

На площадь привело меня.

Я не забуду того дня,

Когда в каре стояли офицеры,

Что славу Родине завоевали

В боях с Наполеоном под Москвою.

Они стояли под прицелом,

Так и не поняты толпою…

А дальше- казнь или Сибирь,

Звенеть по тракту кандалами…

Как хорошо, что вместе с нами

В то утро не было его,

Поэта, друга моего…

Мы в план борьбы его не посвящали,

Тем самым, думаю, спасали…
Осипова-Вульф:

Он рвался в Петербург…

Мы это знали:

И я, и дочери мои…

Его настрой и поведенье

В том декабре смущало нас…

Лишь Божье провиденье

Его остановило в скорбный час,

Запреты ж вовсе не пугали…

Там были вы, его друзья,

И он хотел быть вместе с вами…

Поверьте: это знаю я…

^ Лев Пушкин:

Да, правда, для него друзья-

Нечто великое , святое…

Лицея братство золотое,

Что родилось под сенью Муз,

Навек скрепило ваш союз!

И в день осенний октября

Он с вами был душою всей

И даже прославлял царя,

Что «взял Париж и основал Лицей»!

Матюшкин:

Матюшкин я, моряк,

Я океаны покорял

И часто на чужбине

Я отмечал лицея годовщину,

Но я друзей не забывал!
Данзас:

Я- Константин Данзас…

Тот, что не смог предотвратить дуэли…

И я виновен больше всех из вас…

Враги своей, увы, добились цели,

Настал для них желанный звёздный час:

Не стало Пушкина для всех…

Но не для нас…

В своих стихах он вечно будет с нами,

Его лицейскими друзьями…

Вот и сейчас он здесь, он среди нас…
(Звучит стихотворение – отрывок из «19 октября 1825 года»)

Ведущий:

А Пушкин –наш ровесник был,

Когда в лицее оказался.

Как мы, он алгебру зубрил:

Ему предмет сей не давался.

В Лицее стал стихи писать

И был Державиным замечен…

Любил у озера мечтать,

Как поскорее взрослым стать,

Хоть жизни срок так быстротечен.
Судьба отмерила ему

Немного лет,

Однако сделать он успел немало…

Он- солнце, светоч, признанный поэт,

Каких ещё в России не бывало!.
Века проходят, но не забываем

Мы Пушкина среди мирских страстей.

И, может быть, когда-нибудь прославим

И мы свой «Многопрофильный» лицей!
(Примечание: при распределении ролей ученики 6 класса подбирали ребят, похожих на пушкинских друзей не только внешне, но и характером , и увлечениями)

Сценарий школьного литературного вечера

«Встречи в тригорском замке…»
Открывается занавес. На сцене гостиная в доме П.А.Осиповой-Вульф.

П.А.Осипова- Вульф раскладывает пасьянс. Рядом с нею А.П.Керн читает роман.

Зизи за столом вышивает. Алина музицирует.
^ Зизи: Как скучно… Когда гулять пойдем? И Пушкин что-то не приходит..
Прасковья Александровна О.-В.: Зизи, ты еще не успела выполнить свое задание… Ну, что это будет за хозяйка, которая ничего не умеет…Ну, кому это понравится? Кроме того, на улице того гляди дождик польет. Вон какая туча ползет с запада…
^ Зизи: Дождик… Ну все… Значит, Пушкин точно не придет…

(Стук трости)

Зизи: (с восторгом) А , кажется, это он! Ура! Пушкин! Пушкин! Выручай!

(Пушкин входит)

^ Пушкин : Мое почтение, Прасковья Александровна!

(Увидев Керн, замолчал)

Прасковья Александровна О.-В.: Позвольте представить мою племянницу: Анна Петровна, по мужу Керн, для меня Нетти… Приехала погостить из Петербурга.

^ Пушкин : (целует руку) Очень приятно…возобновить знакомство. Мы ведь с Вами уже встречались…

Керн: Неужели? Но как я могла забыть…Когда же это было?

Пушкин : Вечер у Оленина… Прекрасная Клеопатра… И молодой поэт, недавно вышедший из лицейской неволи на свободу…Я, конечно же, не мог тогда рассчитывать на ваше внимание и очень счастлив, что судьба вновь свела нас вместе…Как долго Вы пробудете в нашем краю, столь далеком от суетной столичной жизни?

^ К.: Увы, уже завтра я покидаю сей гостеприимный кров…

Зизи: Пушкин! Так хочется в парк…

Пушкин : В парк и прямо под дождик… Нет, моя милая, с прогулкой придется повременить…

^ Зизи: Ну тогда давайте поиграем! Maman, можно?

Прасковья Александровна О.-В.: Ну, играйте уж, играйте…

Зизи: Алина, Мари, Полин, играем в жмурки, а водить будет Пушкин…

(играют)

^ Керн: Как дитя…А ведь уже один из самых известных поэтов в России.

Прасковья Александровна О.-В.: Да, вот таков он… Мы очень сдружились…В глуши ведь живем. А так и ему не скучно, и нам с ним веселее… Девочки мои его просто обожают.

^ Алина: Все, в жмурки надоело! Пушкин, придумай что-нибудь…

Пушкин : Так, а давайте меряться талиями… Выигрывает тот, у кого самая тонкая талия.

(меряют талии)

^ Полина: У Зизи и у Пушкина одинаковые талии…

Пушкин : Ага, Зизи, одно из двух: либо у меня талия 16-летней девушки, либо у тебя талия 25- летнего мужчины! Ну, не дуйся, я когда-нибудь о тебе роман напишу.

^ Керн: Господа, а почему бы не сыграть в фанты?

Алина: Здорово! А водить будет мaman !

(Играют)

Зизи: Что этому фанту сделать?

Прасковья Александровна О.-В.: Этот фант должен сказать приятные слова одной присутствующей даме.

^ Алина: Это задание для Вас, мсье Пушкин!

Пушкин : Тогда этой дамой будете Вы, мадмуазель Алина!

( Встает на колено и читает ст-е «Я вас люблю, хоть и бешусь…»)
(Входит Алексей Вульф)

Алексей В. О! Да у вас тут весело!

Прасковья Александровна О.-В.: Ну, и как твоя прогулка? Ярд стал очень нервным, не попытался тебя сбросить?

Алексей В. Я его быстро укротил! Пушкин, составите мне завтра компанию?

Пушкин : С удовольствием. Встретимся у большой сосны примерно в 9.

Зизи: Ну, все, ну все! Играем дальше… Алексис, давай фант!

( берет фант и кладет его в шляпу)

- Что этому фанту сделать?

^ Прасковья Александровна О.-В.: Этот фант должен станцевать!

Полина: Ой, я не хочу, я не буду…

Алина: Нет, милочка, отказываться нельзя, это ведь игра!

Алексей В. : Мадемуазель Полин! Будьте столь любезны, порадуйте нас, Вы же так хорошо танцуете…

^ Полина: Хорошо, хорошо, я станцую!

(танцует, все аплодируют)

Зизи: Что должен сделать этот фант?

Прасковья Александровна О.-В.: Этот фант должен принести цветок с клумбы и преподнести его кому- либо из присутствующих.

^ Зизи: Иди, иди, Алексис, под дождик…

( Алексей выбегает и приносит цветок, дарит его Полине)

Зизи: Что сделать этому фанту?

Прасковья Александровна О.-В.: Этот фант должен прочитать стихотворение.

^ Керн: С удо-воль-стви-ем!

( Читает стих-е А.С.Пушкина, все аплодируют)

Прасковья Александровна О.-В.: Ну, довольно…А кто это к нам пожаловал? Никак батюшка удостоил посещением?

(Входит священник)

^ Святой отец: Мир сему дому и всей честной компании!

Прасковья Александровна О.-В.: С чем пожаловали, святой отец?

Святой отец Да по пути из Святых Гор завернул….Хлеба ныне хороши будут, дождик вовремя помачивает, все по-божески. А ягодники Ваши , Прасковья Александровна, как платами красными укрыты, столь обильна малина уродилась…

^ Прасковья Александровна О.-В.: Да, хороша малина! Девкам ныне приказано собирать, да вот дождик помешал. Сейчас подсохнет,и с Богом приступят…

Пушкин : (задумчиво) : В саду служанки , на грядах

Сбирали ягоды в кустах

И хором по наказу пели

(Наказ, основанный на том,

Чтоб барской ягоды тайком

Уста лукавые не ели

И пеньем были заняты:

Затея сельской остроты!)

Ох, хорошо поют ваши Акулина с Палашкой! Заслушаешься!

^ Керн: Правда, тетушка? Так уж и хорошо? Вот бы послушать…

Прасковья Александровна О.-В.: Чего проще…Алина , позови девок! Сейчас и споют…

(Входят, кланяясь Акулина с Палашкой)

^ Хором: Что прикажете, барыня?

Прасковья Александровна О.-В.: А ну-ка спойте ту песню, что вчера пели в саду!

(Девки поют)

Святой отец : Вот она какая, песня-то русская, так за душу и берет…

^ Керн: И правда: прелесть!

Прасковья Александровна О.-В.: Ну,ступайте, ступайте! Угодили…

Зизи: А дождик кончился! Чудо как хорошо! Цветы-то как пахнут!

^ Прасковья Александровна О.-В.: : Ну ,идемте в парк. В такой вечер грех сидеть в 4-х стенах…

(Все уходят)
Сцена 2.

(Проходят Пушкин и А.П.Керн)

А.П.Керн: Скажите, как Вы освоились здесь, в провинции, в глуши ?

Пушкин : Пишу ,читаю, езжу верхом ежедневно, плаваю по утрам…Рядом нянюшка и дядька…

Левушка не забывает, обеспечивает книгами, сестрица Ольга пишет часто…Друзья навещают , да вот тригорские барышни…Нет, Я не жалуюсь на судьбу… Я так много пишу здесь , как никогда прежде…

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины;

В глуши звучнее голос лирный.

Живее творческие сны.

^ Керн: И что же именно подарило миру ваше вещее перо в последнее время?

Пушкин : Закончил «Бориса Годунова»- историческую трагедию. Самому нравится…

Несколько глав «Евгения Онегина»… Одну вот только что доставили от издателя…

Ну, и стихи , много всего…

Жаль, что Вы так скоро едете… Вы позволите проводить Вас завтра?

^ Керн: О, да! Конечно!

Пушкин : Подарите мне на память этот цветок…

(Керн отдает цветок)

«Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я…

Когда-нибудь напишу стихотворение о нашей встрече…

Прощайте до завтра! Спокойной ночи…

(Целует руку)
Сцена 3.

Керн: Вот и все. Пора ехать…Опять дорога. Зной. Пыль. Потом .Петербург. Суета.

Не могу сказать, что не люблю светских развлечений, но теперь вижу, как много в той жизни пустого , незначительного, мелкого…

Пушкин : Это Вы верно подметили. Хочу на прощание сделать Вам небольшой подарок…Пожалуйста, примите…Это «Евгений Онегин», еще не разрезанная глава…

Вы будете первой читательницей…

^ Керн: Премного благодарна! А теперь прощайте, мой друг! Надеюсь, скоро увидимся!

Пушкин : : Хочется верить…Прощайте, несравненная Клеопатра…

(Держатся за руки и постепенно расходятся в стороны)

^ Звучит музыка

Керн: Как оказалось, среди страниц романа я нашла листок со стихами, посвященными мне… Они были так удивительно прекрасны, что через несколько лет М.И. Глинка на их основе создал романс и , что не менее удивительно, посвятил его моей дочери- Катерине…

(звучит романс)

Идет видеоряд портретов.


^ Пушкинский урок. 6 класс

icawswjb2



ЦЕЛИ:

  1. Более глубокое знакомство с фактами биографии А.С.Пушкина;

  2. Знакомство с кинообразом поэта, живописным и литературным изображением Пушкина.

  3. Воспитание патриотических чувств ; развитие личности гражданина Псковщины, способного к культурному самоопределению, к духовно-нравственной самореализации через ценности пушкинского творческого наследия;

  4. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся, умения работать с информацией, формирование интеллектуальных умений: анализ, сравнение, обобщение.


Оборудование:

  1. Кинофрагмент «Пушкин. Последняя дуэль » реж. Н. Бондарчук.

  2. Презентация.


^ ХОД УРОКА

I. Просмотр и обсуждение кинофрагмента.

  • Какие эпизоды произвели на вас наиболее сильное впечатление? Почему?

  • Кто был рядом с А.С.Пушкиным в последние дни его жизни?

(К. Данзас, В.А.Жуковский, В.Даль, А.И. Тургенев, доктор Аренд и семья).

^ II. Чтение и обсуждение стихотворения А.Пушкина «Я памятник себе воздвиг…

А.С.Пушкин предчувствовал свою скорую кончину и незадолго до трагической гибели, в 1836 году, написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг…»

  • (Чтение стихотворения)

  • Лексическая работа ( Что такое памятник вообще, каково лексическое значение этого слова?)

  • Обсуждение стихотворения.

  1. Что понимает под памятником А.С.Пушкин? Каково значение эпитета «нерукотворный»? (Нерукотворный памятник- это творческое наследие поэта, его произведения, созданные в результате работы ума и души)

  2. Как вы понимаете метафору « к нему не зарастёт народная тропа»? (Читатели обращались, обращаются и будут обращаться к произведениям поэта, так как они бессмертны)

  3. О каких «добрых чувствах» говорит Пушкин? (О патриотизме, дружбе, любви. Критик В.Г.Белинский, давая оценку творчеству А.С.Пушкина писал: «Читая произведения Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека».)


^ III. Знакомство с прижизненными портретами А.Пушкина.

Пушкин обессмертил себя в своих произведениях. Но немалую роль в этом сыграли и русские художники, создатели прижизненных портретов А.С.Пушкина.


  1. ^ Портрет работы О.А.Кипренского. (Сообщение учащегося).


Орест Адамович Кипренский (1782- 1836)- известный русский художник. «Волшебник милый»- так назвал его А.С.Пушкин, портрет которого написал художник в 1827 году. Сейчас портрет находится в Государственной Третьяковской галерее.

«Не распространяясь в исчислении красот произведения г. Кипренского, мы скажем только, что это- живой Пушкин»,- писал о портрете один из современников .

Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским»,- считал отец поэта, Сергей Львович Пушкин.

Многие люди, знавшие Пушкина, поражались внешним сходством поэта и оригинала. Но кроме внешнего сходства художник сумел заглянуть в самую глубь души поэта.

«Прекрасное должно быть величаво»,- так считал Пушкин. И сам он величав на этом портрете. Это парадный портрет. Но величие Пушкина достигается не внешними эффектами и деталями. У Кипренского Пушкин отмечен печатью гениальности и вдохновения. Ясный и мудрый взгляд задумчивых светлых глаз несколько настороженный, поза спокойная со сложенными на груди руками. В образе можно увидеть след печали: поэт пасмурен, рот напряжённо сжат, изгиб губ выражает горечь.

В ответ на создание портрета Пушкин написал стихотворение:

^ Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз.

И ещё он дал оценку портрету:

^ Себя, как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Портрет Пушкина-истинная вершина творчества Ореста Адамовича Кипренского.



  1. ^ Портрет работы В.А.Тропинина (Сообщение учащегося)


А.Тропинин (1776-1857)-русский художник 19 века, автор прижизненного портрета А.С.Пушкина. Портрет написан в 1827 году, хранится в музее поэта в г. Пушкине (прежнее Царское Село).

Это наиболее значительное изо всех более чем 3-х тысяч созданных Тропининым полотен.

Портрет заказал сам Пушкин и преподнёс его в дар своему другу Соболевскому.

О поразительном сходстве портрета с оригиналом не раз писали современники. Наряду с портретом Кипренского тропининский портрет считается одним из наиболее полно передающих и внешность, и духовную сущность поэта. У Тропинина Пушкин проще, демократичнее, естественнее, непринуждённее. Но несмотря на «домашний» вид, художник сумел передать значительность личности поэта, его талантливость.

Поэт написан в традиционном повороте на 3 четверти. Немного откинутый назад корпус, правая рука лежит на стопке исписанных листков, на поэте обычный домашний халат, но его драпировка смотрится так, как будто на плечи Пушкина накинута царская мантия. Художник использует краски небесного простора и земли, избегает яркой цветовой гаммы. Выражение лица одухотворённое. Кажется, что художнику удалось запечатлеть процесс творчества, рождения гениальных произведений, о котором сам Пушкин через 5 лет напишет так:

^ И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута- и стихи свободно потекут.

Этот портрет стал отправной точкой в трактовке образа Пушкина в произведениях последующих поколений художников до нашего времени.

  • Что общего в этих портретах, по мнению современников Пушкина?

  • Какой портрет Пушкина произвёл на вас большее впечатление? Почему?


^ IV. Изображение в литературе и живописи Пушкина- лицеиста.

На этих портретах Пушкин изображён взрослым , состоявшимся человеком, признанным поэтом. Мы же с вами больше знаем другой период жизни Пушкина- детство и пребывание в лицее.

  • Викторина (Вопросы по биографическим фактам детства и лицейского периода жизни А.С.Пушкина)

  • Где родился А.С.Пушкин?

  • Как звали его родителей?

  • Назовите имена других детей семьи Пушкиных.

  • Как звали няню А.С.Пушкина ?

  • Назовите имя дядьки А.С.Пушкина?

  • Благодаря кому из своих родственников Пушкин оказался в Лицее?

  • В каком году был открыт Лицей? Назовите день открытия Лицея.

  • По велению какого царя был открыт Лицей?

  • Кто был первым директором Лицея?

  • Как звучал девиз на гербе лицея? (Для общей пользы)

  • Сколько лицеистов было в 1 выпуске ? (30 человек)

  • В комнате под каким номером проживал Пушкин-лицеист?

  • Перечислите друзей Пушкина по Лицею.

  • Кто стал «первым», «бесценным» другом поэта?

  • О ком эти строки: «Проснись, ленивец сонный»?

  • Кто из лицеистов посетил Пушкина в Михайловском?( И. Пущин , А. Дельвиг)

  • Кто из лицеистов умер последним? (Горчаков)

Пушкин-лицеист также запечатлён в поэзии и живописи.

  • Звучит стихотворение А.А.Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям…»

1. Какие черты юного Пушкина передала в этом коротком стихотворении А.Ахматова? (Внешность, возраст, характер, увлечения).

2. Каким предстаёт Пушкин в стихотворении ? (Юным, романтичным, одухотворённым).

  • Картина И.Е.Репина «Экзамен в Лицее». (Сообщение ученика).

Илья Ефимович Репин. (1844-1930)- известный русский художник, деятельный член Товарищества художественных передвижных выставок, автор картины « А.Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», написанной в 1911 году к 100-летию со дня открытия Лицея по заказу Лицейского общества. Картина находится в Музее А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге.

Картина исторически конкретна и достоверна. В Большом зале Лицея 8 января 1811 года действительно состоялся переводной экзамен, на котором юный Пушкин читал своё стихотворение «Воспоминание в Царском Селе». Среди почётных гостей был престарелый поэт Г.Р.Державин. Державин был в восхищении от выступления Пушкина-лицеиста, был поражён его талантом, хотел обнять юношу, но смущённый Пушкин убежал. В Пушкине Державин увидел своего последователя. Так к Пушкину пришла первая поэтическая слава.

Репин создавал своё полотно в условиях, максимально приближенных к тем, в которых проходил экзамен. Использовался приём инсценирования этого эпизода. Поэтому картина получилась такой яркой, цельной, правдивой, поражающей своей композиционной завершённостью. Репин показал прекрасное обладание геометрическим восприятием холста.

Юный Пушкин, вдохновенный, романтичный, одухотворённый, является центром картины. Лицейский мундир, поднятая вверх рука, открытое лицо в обрамлении кудрявых волос передают и внешнее сходство , и душевное состояние юного поэта. Державин старается не пропустить ни одного слова, он привстал за столом, покрытым красным сукном, приложил руку к уху, его взгляд устремлён на Пушкина. Ещё бы… Это очень торжественный момент. На глазах всех присутствующих рождается великий поэт.

Сам Пушкин позднее напишет об этом событии:
^ Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.



  • Рисунки Нади Рушевой. (Сообщение ученика). Сравнение с манерой рисунков Пушкина.


Надя Рушева. 1952-1969
71673490_0a222f4826b40fdfaf3f32049bd13c9a[1]

Родилась в Улан-Баторе, потом жила с родителями в Москве. Рисовать начала очень рано. В 1964 году состоялась 1-я выставка рисунков гениальной девочки (Надя тогда училась в 5 классе), организованная журналом «Юность». Потом были персональные выставки в Москве, Ленинграде, Варшаве, Польше , Индии. Прожила всего 17 лет. Её именем назван Центр образования №1466 (бывшая школа №470, где она училась) В Москве, малая планета №3516, на Кавказе есть перевал Нади Рушевой.

Её творческое наследие составляет свыше 12000 рисунков на самые разные темы. В манере её графики чувствуется влияние Пабло Пикассо. Многие из них посвящены А.С.Пушкину и хранятся в Пушкинском доме Академии наук в Санкт-Петербурге. Надя изображала самого Пушкина разного возраста, членов его семьи. Её рисунки рождались без эскизов, «всегда рисовались враз, набело», по словам художницы, она никогда не пользовалась стирательной резинкой: «Я их заранее видела… Они проступали на бумаге, как водяные знаки, и мне только оставалось их обвести». Пушкин изображался так, как будто она была участницей тех событий, знала лично поэта и его окружение. Что это? Богатое воображение или дар ясновидения. Ответа не знает никто…
Недетский почерк детского рисунка

Пера разбег- как будто взмах крыла.

Певучих линий тоненькие струнки

Звенят, срываясь с тонкого пера.
Вальсирует свободно по паркету

Листа рука.

Душе дар Богом дан

Провидеть.

Проступают силуэты

Сквозь плотный белый ватмана туман.
И очертанья чудного мгновенья

Встают из пепла, возвещая вновь,

Что живы божество и вдохновенье…

И вечны жизнь , и слёзы, и любовь…
…Нам сквозь туман неверья и сомненья,

Из тайников бессмертного вчера

Протягивает вечно юный гений

Нить Ариадны с кончиком пера…

Эдель
^ V. Создание синквейна.

Пушкин стал лицеистом примерно в вашем возрасте. Представьте, что он ваш одноклассник.
Каким вы его представляете?

Составьте синквейн.

Пушкин

Озорной, весёлый

Мечтает, учится, взрослеет

Пишет свои первые стихи

Лицеист


  • ^ Чтение конкурсного сочинения «Пушкин - мой одноклассник»


В нашем 6 «Г» классе появился новый ученик. Саша Пушкин…Смуглый, кудрявый, подвижный…Он сразу поразил меня своей необычностью, непохожестью ни на кого из моих одноклассников!

А как здорово он говорит по-французски! А танцует! Даже наш Виталик с ним не сравнится. И рисует неплохо… Его талантам нет предела.

А какой джентльмен! Всех девчонок сразил наповал своей учтивостью… В раздевалку никогда не войдёт раньше девчонок, рюкзак тяжёлый поможет донести. На уроке литературы удивил всех ребят, прочтя своё стихотворение. А учительница была вне себя от восторга… Саша говорит очень красиво, грубых слов не употребляет, хотя может придумать и прозвище, да какое меткое! Как говорится, не в бровь , а в глаз. По литературе и русскому языку у него одни «пятёрки». А вот по математике… увы! Тут уж наши мальчишки явно лидируют! Ну никак ему не понять формулу нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, а ещё вычисление процента от числа. А про уравнения я уж просто молчу. И что удивительно: его это как будто и не расстраивает. Зато как много он читает книг! Журнал о школьной жизни задумал издавать . Мои одноклассники больше компьютером увлечены, мобильными телефонами. Не до чтения им , не до журнала… А он… Гуманитарий, одним словом.

А вот пошалить любит, совсем как наши мальчишки. Недавно в футбол на перемене в рекреации играли. Ох, и попало им от завуча!

У Саши сразу появилось много друзей. То с Кириллом о музыке разговаривает, то с Мишкой приёмы борьбы обсуждает, то с Данькой и Димой в спортзал торопится… Всё- то ему интересно…

В обиду себя никогда не даст, ни перед кем не спасует. Говорит, что честь для человека- самое главное в жизни.

А ещё мечтает поскорее стать взрослым. Говорит, что лицей наш прославит… Я почему-то ему верю…

Конечно, это только мои фантазии. Пушкин никогда не будет моим одноклассником… А жаль! Мне кажется, он бы очень быстро влился в наш дружный коллектив, стал одним из учеников 6 «Г» класса лицея № 4.
Журавлёва Снежана

^ VI. Заключительный этап. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу.

  • Что вам понравилось в уроке?

  • Какой этап урока особенно запомнился?

  • Что бы вы ещё хотели узнать о Пушкине?

Вы это обязательно узнаете. Но это будет уже другой урок, это будет совсем другая история.
^ V. Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Что в имени тебе моём…»


  • Какова основная мысль этого стихотворении? (каждый мечтает остаться навсегда в памяти хотя бы одного человека).


А А.С.Пушкин живёт в сердцах миллионов людей и будет жить вечно. И каждый год 10 февраля у дома Волконского на реке Мойке в 2 часа 45 минут пополудни будут собираться почитатели его таланта, чтобы почтить память великого русского поэта. Может быть, среди них окажется и кто-то из вас, лицеистов нынешнего 6г .
Примечание: каждый проведённый Пушкинский урок становится связующим мостиком с последующим уроком. Дети высказывают свои пожелания, что бы они хотели узнать. После этого урока их заинтересовала судьба Данзаса, как дальше сложилась жизнь Дантеса и членов семьи Пушкина.


Литература, ресурсы:

  1. Интернет http://yandex.ru/yandsearch?text

  2. Фрагмент их х/ф режиссёра Н. Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль».

  3. Друзья Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники; в 2-х томах- М., Правда,1984.

  4. Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках.- М., Просвещение, 1988.

  5. Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина.- М., Книга, 1987.

  6. Цявловская Т.Г. Рисунки Пушкина.- М.,Книга,1987.

  7. Программа курса «Псковское Пушкиноведение»: учебно-методическое пособие/ под редакцией Л.К.Фомичёвой.- Псков: ПОИПКРО, 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реализация индивидуальных траекторий школьников при проведении мероприятий, посвящённых Александру Сергеевичу Пушкину iconО проведении мероприятий, посвященных Дню образования
В целях патриотического воспитания подростков и молодежи, организованного проведения мероприятий, посвященных Дню образования города...

Реализация индивидуальных траекторий школьников при проведении мероприятий, посвящённых Александру Сергеевичу Пушкину iconО проведении районных мероприятий, посвященных Всероссийскому дню матери
С целью подготовки и проведения на территории района мероприятий, посвященных Всероссийскому дню матери

Реализация индивидуальных траекторий школьников при проведении мероприятий, посвящённых Александру Сергеевичу Пушкину iconУмк «Перспектива» II полугод
Анализ и сравнение произведений художественной литературы и живописи. Освоение критериев оценки презентации. Корректировка учебных...

Реализация индивидуальных траекторий школьников при проведении мероприятий, посвящённых Александру Сергеевичу Пушкину iconСправка о проведении мероприятий, посвященных 190-летию со дня рождения...
Справка о проведении мероприятий, посвященных 190-летию со дня рождения Н. А. Некрасова

Реализация индивидуальных траекторий школьников при проведении мероприятий, посвящённых Александру Сергеевичу Пушкину iconОтчёт о проведении мероприятий, посвящённых Всекубанской тематической...
В мбоу гимназии «Эврика» с 22 по 26 октября 2012 года был организован ряд мероприятий, посвященных Краевой всекубанской тематической...

Реализация индивидуальных траекторий школьников при проведении мероприятий, посвящённых Александру Сергеевичу Пушкину iconПлан основных мероприятий мо «Селенгинский район», посвященных 90-летию Республики Бурятия
Создание Оргкомитета, разработка и утверждение плана мероприятий, посвященных юбилейным датам

Реализация индивидуальных траекторий школьников при проведении мероприятий, посвящённых Александру Сергеевичу Пушкину iconПлан мероприятий мо «Селенгинский район», посвященных 90-летиюРеспублики...
Создание Оргкомитета, разработка и утверждение плана мероприятий, посвященных юбилейным датам

Реализация индивидуальных траекторий школьников при проведении мероприятий, посвящённых Александру Сергеевичу Пушкину iconИнформация о проведении мероприятий, посвящённых Дню Героев Отечества в моу шулёвская сош

Реализация индивидуальных траекторий школьников при проведении мероприятий, посвящённых Александру Сергеевичу Пушкину iconЛитературно-краеведческий проект «Русские писатели и Владимирский...
А. С. Пушкина коллективную работу «Дороги Пушкина…Дорога к Пушкину», на основе которой был создан видеофильм (фильм прилагается;...

Реализация индивидуальных траекторий школьников при проведении мероприятий, посвящённых Александру Сергеевичу Пушкину iconРоссийская федерация постановление администрации муниципального образования
О проведении на территории Полесского района мероприятий, посвященных Дню Матери в 2013 году



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница