Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни




Скачать 183.07 Kb.
НазваниеПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Дата публикации29.07.2013
Размер183.07 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Культура > Программа
ПРОГРАММА

ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

• чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и

подростков и всего населения страны в целом;

• активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

• особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологиеские и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно - оздоровительной работы, рационального питания.

Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

^ Цель и задачи программы

Цель Программы: формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения обучающихся, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

^ Задачи Программы:

• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

• сформировать представление об основных компонентах ультуры здоровья и здорового образа жизни;

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, том числе связанным с особенностями роста и развития.

^ Сроки и этапы реализации программы

Сроки реализации программы: 2012 -2015г.г.

Реализация предполагает три этапа:

Организационный этап – май-июль 2012 г.- анализ состояния и планирование работы школы по здоровьесбережению, в том числе по:

• организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно - оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

• организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);

• выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а так же возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Внедренческий этап – сентябрь 2012 г.- май 2015 г.- организация просветительско-воспитательной работы с обучающимися, просветительской и методической работы с педагогами, родителями (законными представителями), внедрение в систему работы школы дополнительных образовательных программ, программ внеурочной деятельности, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

• внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

• лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

• создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей).

проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

•приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно - методической литературы;

• привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований

Аналитический этап май-июнь 2015 г. – анализ и корректировка результатов реализации программы

^ Механизмы реализации программы

Программа реализуется в следующих направлениях:

просветительская и методическая работа с педагогическим коллективом;

физкультурно-оздоровительная деятельность;

психолого- педагогическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса;

медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся;

просветительская работа с родителями;

урочная и внеурочная работа с обучающимися.

Просветительскую и методическую работу с педагогическим коллективом осуществляют заместители директора по учебно-воспитательной, воспитательной работе и по безопасности жизнедеятельности, школьный фельдшер, педагог-психолог. Ими проводятся практические семинары, методические дни, педагогические советы, информационные часы, консультации.

Физкультурно-оздоровительную деятельность в школе осуществляют учителя физической культуры под руководством заместителей директора по учебно-воспитательной, воспитательной работе, по безопасности жизнедеятельности. Наиболее интересные формы физкультурно-оздоровительной деятельности:

- дни здоровья совместные с обучающимися и педагогическими работниками

- спортивные праздники совместные с семьями обучающихся;

- малые спартакиады школьников;

- турнир по настольному теннису , посвященный дню матери.

В рамках психолого – педагогического сопровождения проводятся консультативные, развивающие занятия для будущих первоклассников и младших школьников, для старшеклассников в предэкзаменационный период.

Большое внимание уделяется медицинской профилактике, санпросвет работе, мониторингу здоровья обучающихся, который проводится ежегодно медицинским работником школы и заместителем директора по воспитательной работе, курирующим здоровьесберегающую деятельность.

В рамках просветительской работы с родителями классные руководители, медицинский работник школы, педагог-психолог проводят родительские конференции, родительские собрания, посвященные вопросам сохранения здоровья детей, приглашают на мероприятия для родителей специалистов учреждений здравоохранения, управления по делам молодежи, социальной защиты.

В урочную и внеурочную работу с обучающимися включены вопросы профилактики болезней, употребления ПАВ, здорового образа жизни.

Принципами здоровьесберегающей деятельности в МКОУ Хивской

СОШ являются:

1. Сохранность здоровья участников образовательного процесса.

2. Приоритет действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

3. Триединое представление о здоровье.

4. Непрерывность и преемственность здоровьесберегающей деятельности.

5. Субъект-субъектные отношения с учащимися.

6. Соответствие содержания и организации обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

7. Комплексный, междисциплинарный подход к организации здоровьесберегающей деятельности.

8. Психолого-медико-педагогическая компетентность учителя.

9. Гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.

10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными.

11. Приоритет активных методов обучения.

12. Сочетание охранительной и тренирующей стратегий.

13. Формирование ответственности учащихся за свое здоровье.

14. Отсроченный результат здоровьесберегающей деятельности.

15. Контроль результатов здоровьесберегающей деятельности.

Контроль за реализацией программы осуществляет директор. Исполнители программы отчитываются о ходе реализации программы один раз в полугодие на педагогическом, Управляющем советах школы, перед родительской общественностью.

^ Направления работы по формированию культуры здорового

и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде восьми взаимосвязанных блоков — по созданию здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, орагнизации просветительской и методической работы с педагогами школы , эффективной организации физкультурно - оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями), организации психолого – педагогического сопровождения воспитательно – образовательного процесса, медицинской профилактики и динамическому наблюдению за состоянием здоровья обучающихся, и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

• соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

• организацию качественного горячего питания учащихся;

• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

• индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

Просветительская и методическая работа с педагогическим коллективом включает

• методические семинары, консультации, педсоветы, заседания методических советов по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

• приобретение необходимой научно - методической литературы

• организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

• внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

• создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей).

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

• интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

• проведение часов здоровья;

• факультативные занятия;

• проведение классных часов;

• занятия в кружках;

• проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

• организацию дней здоровья.

Эффективная организация физкультурно - оздоровительной деятельности, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

• полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

• рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно - двигательного характера на ступени начального общего образования;

• организацию занятий по лечебной физкультуре;

• организацию часа активных движений (динамической паузы) между 2-м и 3-м уроками;

• организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

• организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

• регулярное проведение спортивно - оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.

Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

• лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

• приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно - методической литературы;

Психолого – педагогическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса включает: обследование обучающихся , проведение коррекционно-развивающей работы с обучающимися и педагогами, тренинги, развивающие занятия в школе будущего первоклассника, работа по адаптации обучающихся к новым условиям, консультации для родителей и педагогов, выявление и работа с детьми «группы риска»и т.д.

Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся включает: плановый медосмотр, вакцинацию, беседы с обучающимися, педагогами и родителями по вопросам сохранения здоровья, профилактики заболеваний и травматизма, контроль организации питания обучающихся, работа по профилактике нарушений осанки и зрения и т.д.

Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания

Направления формирования здорового образа жизни

Задачи формирования здорового образа жизни

Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий

Формирование ценностного отношения к здоровью и

здоровому образу жизни.

Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью).

Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к здоровью детей.

Беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).

Спортивные секции, туристические походы; встречи со спортсменами, тренерами (внеурочная, внешкольная).

Урок физической культуры (урочная).

Подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная).

Спортивные соревнования, игровые и тренинговые программы (внешкольная).

Создание здоровьесберегающая инфраструктура ОУ.

Создать здоровьесберегающую ифраструктуру школы, стимулирующую стремление детей и педагогов к здоровому образу жизни

Укрепление материально-технической базы.

Комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися

Организация горячего питания

Рациональная организация образовательного процесса.

Организовать учебную и внеучебную деятельность обучающихся, направленную на повышение эффективности учебного процесса, с учетом снижения чрезмерного функционального напряжения и утомления

Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию).

Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

Просветительская и методическая работа с педагогическим коллективом

Повысить методическую культуру педагогов в вопросах валеологизации образовательной среды, формирования у школьников устойчивой потребности в ведении здорового образа жизни

Методические семинары, консультации, педсоветы, заседания методических советов по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.

Приобретение необходимой научно - методической литературы.

Участия педагогов научно-практических конференциях, конкурсах по проблемам здоровьесбережения.

Реализация дополнительных образовательных программ.

Сформировать у обучающихся представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; развивать у них потребность к сохранению и укреплению здоровья.

Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.

Создание общественного совета по здоровьесбережению.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

Формировать, сохранять, укреплять физическое здоровье обучающихся и педагогов

Организация занятий по лечебной физкультуре; динамических перемен, физкультминуток на уроках.

Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования.

Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Расширить знания родителей о негативных факторах риска здоровью детей, о причинах возникновения зависимостей от психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; развить мотивацию родителей на сохранение и укрепление здоровья детей

Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей.

Приобретение для родителей необходимой научно-методической литературы.

Психолого – педагогическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса

Сохранение психологического здоровья обучающихся и педагогов

обследование обучающихся , проведение коррекционно-развивающей работы с обучающимися и педагогами, тренинги, развивающие занятия в школе будущего первоклассника, работа по адаптации обучающихся к новым условиям, консультации для родителей и педагогов, выявление и работа с детьми «группы риска»и т.д.

Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся

Организовать мониторинг психологического, физического, социального здоровья обучающихся

плановый медосмотр, вакцинацию, беседы с обучающимися, педагогами и родителями по вопросам сохранения здоровья, профилактики заболеваний и травматизма, контроль организации питания обучающихся, витаминиза­ция, работа по профилактике нарушений осанки и зрения
















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Школе Урока маоу «Гимназия №42» является социально-педагогическая поддержка становления и развития у младших школьников знаний, установок,...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма рассмотрена на заседании «Утверждаю»
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гвазденская средняя общеобразовательная школа

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconОсновная образовательная программа начального общего образования умк «Начальная школа 21 века»
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гвазденская средняя общеобразовательная школа

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница