Классный час для школьников 5-х классов




Скачать 71.76 Kb.
НазваниеКлассный час для школьников 5-х классов
Дата публикации23.01.2015
Размер71.76 Kb.
ТипКлассный час
www.lit-yaz.ru > Культура > Классный час
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №23

Копейского городского округа

* 456654,г. Копейск Челябинская обл., ул.Коммунистическая, 27

( 8 (239) 2-18-34, E-mail: school-n23@rambler.ru

Семейные традиции и обычаи

(Классный час для школьников 5-х классов)

Шибаева Оксана Владимировна,

учитель математики и информатики,

МОУ СОШ №23, г. Копейска

2009 г.

Цели проведения:


-   воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;

-   развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;

-   формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;

-   изучение семей классного коллектива;

-   знакомство с наиболее распространенными традициями  народа.
^

Предварительная подготовка к классному часу:


- составление учащимися генеалогических деревьев;

- предварительные задания учащимся;

- сочинения учащихся по теме: «Традиции моей семьи».
Оборудование:

- компьютер, проектор, экран.

Слайд - 1

"Пусть вошедший в наш дом дивится нам, а не нашей посуде…."

Сенека

Слайд - 2


Ход классного часа
(Звучит песня Родительский дом)

Классный руководитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Что же такое - «семья»? Семья – это группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе.



Слайд - 3


Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья… Посмотрите на семейные фотографии великих людей:
Это семьи Л.Н. Толстого (Слайд – 4) и А.П. Чехова (Слайд - 5). Что можно сказать о них? Семья – это связь поколений. В традициях русской семьи – большое количество детей.
^


(Выступление ученика)

Ученик: Корни добра и нравственности зарождаются и произрастают в семье. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение к человеку, к Миру, к труду, к природе, то именно в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения.


Классный руководитель: Очень мудрые слова! Они по-своему отражены в народном творчестве. Я предлагаю провести конкурс пословиц и поговорок о семье.

(Детям заранее известно о проведении конкурса. Игра проходит по рядам: какой ряд больше назовет пословиц и поговорок о семье.)


Примеры пословиц:

* Счастлив тот, кто у себя дома.
* Вся семья вместе, так и душа на месте.
* Не нужен и клад, коли в семье лад
* При солнышке - тепло, при матери – добро.
* Согласную семью и горе не берет


           

^ Классный руководитель: Вы написали в  сочинениях о  своих семьях.  Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
^ Издавна одной из традиций в наших семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Слайд - 6
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.
Вам раньше приходилось когда–нибудь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары,  которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.
Мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имён, как в родословной А.С. Пушкина. У кого на дереве 16-20 листочков, у кого больше.
 Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.
 ^ Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
Слайд - 6
 219 ныне здравствующих потомков Пушкина гордятся своим великим предком. И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?
^ Учащиеся рассказывают о своих близких.
 Издревле  существует традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
Слайд - 6
 Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.
^ Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.
 Существует традиция называть детей в честь  кого–то из членов семьи.
Слайд - 6
 Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь какого–нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
^ Учащиеся, названные  в честь кого–либо из родственников,  рассказывают       о    них.

  

Классный руководитель: Вы дома расспрашивали своих бабушек и дедушек об обычаях наших народов. Давайте поделимся друг с другом наиболее интересными из них на ваш взгляд.
^

(Выступление учеников)



Ученик 1.               По народному обычаю считается, что хороший чело­век переступает порог дома правой ногой. У такого чело­века, говорили старики, не может быть плохих побужде­ний. На переступившего порог с левой ноги и сейчас люди старшего поколения смотрят подозрительно, с недовери­ем. Совершенно недопустимым считается, по адыгскому и балкарскому обычаям, забегать или впрыгивать в дом. Старшее поколение и сейчас учит детей не прыгать с по­рога в комнату. По их мнению, это может принести не­счастье. По давно установившемуся обычаю, через порог или через окно не здоровались и руку не подавали. Существует поверье, что здоровающийся через порог является вестником плохо­го, признаком невоспитанности, что, мол, это приведет к разъединению, ссорам и т. д.
Ученик 2.               По обычаю, не полагалось окликать вышедшего из дома.    Кабардинцы и балкарцы в прошлом не сомнева­лись, что если окликнуть вышедшего из комнаты, то не будет удачи в его делах.
Ученик 3.               По обычаю кабардинцев и балкарцев, веник ставили в углу, недалеко от очага или двери. Если перед заходя­щим в комнату гостем падал веник на пол, то это счита­лось плохим предзнаменованием, и гостя сразу же выво­дили из этой комнаты и принимали его в другой комна­те или даже в другом доме. Вообще посторонние люди, гости, входившие в комнату, не должны были коснуться веника, стоящего в углу комнаты. 
Ученик 4.               Уважительное отношение к старшим является одним из древнейших обычаев кабардинцев и балкарцев, соблюдаемых и по сей день. Сын не садится в присутствии отца, так поступал и младший брат при стар­шем; они не вступали в разговор в присутствии посто­ронних лиц; молодые люди в присутствии старших не  говорили громко, не ругались, не сквернословили, том более не дрались, они также громко не смеялись; если старшие обращались к ним с вопросом, то отвечали скромно и почтительно; долгом младших являлось быть всегда скромным, не допускать хвастовства. Всё это считалось грубым нарушением этикета.
Ученик 5.               Молодой человек, идущий по дороге, должен был держаться левой стороны, символически уступая правую, почетную сторону старшему.
Ученик 6.               Если они шли втроем, то посередине шел старший, Следующий по возрасту держался левой стороны старшего, а младший его правой стороны.
Ученик 7.               Важным фактором, свидетельствующим о воспитанности человека, являлось знание норм приветствий и прощаний и их обязательное соблюдение. Если проходящий подходит к человеку или к группе людей, то он приветствует его или их при подходе и, подойдя, обычно здоровается за руку. Если же приветствие даётся на ходу, то он замедляет шаг, поворачивает голову в сторону человека или группы людей и приветствует их. Если верховой, едущий по улице, встречает одного или нескольких мужчин, то он несколько замедляет шаг коня, приподнимается в седле и приветствует встреченных. Долгом младшего является первым приветствовать старшего. Но считается неприличным, чтобы он первым протягивал свою руку старшему. Для показа особого расположения и уважения к человеку, особенно старшему, его руку пожимают обеими руками одновременно.
 Классный руководитель: Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что вы сегодня остались удовлетворенными своей работой, нам было чем поделиться друг с другом.
Слайд - 7
Спасибо за работу!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час для школьников 5-х классов iconКлассный час 2 класс Чиркова Людмила Федоровна учитель начальных...
Цель: познакомить с профессиями, расширить знания о профессиях, показывая значимость каждой для общества

Классный час для школьников 5-х классов iconКлассный час для школьников 5-7 классов
Учитель: Еще древние римляне говорили: «В здоровом теле – здоровый дух». Как вы считаете, что подразумевается под «здоровым телом»?...

Классный час для школьников 5-х классов iconКлассный час для учащихся 7-9 классов. “Тайны имени”. Составила:...
Кгбс(К)оу «Баюновоключевская специальная(коррекционная)школа-интернат VIII вида»

Классный час для школьников 5-х классов iconКлассный час «Давайте познакомимся!»
Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса»

Классный час для школьников 5-х классов iconКлассный час для учащихся 9 класса
Предлагаемый классный час – час общения на тему любви. В сценарии использованы различные воспитательные методы (беседа, дилемма,...

Классный час для школьников 5-х классов iconКлассный час «О вреде курения и алкоголя» Для учащихся 5-6 классов...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Головчинская сош с уиоп»

Классный час для школьников 5-х классов icon8 марта. 5 класс. Классный
Классный дорогие девочки, сегодня наши мальчики не пришли на классный час – у них какое-то тайное собрание. Но мы не будем отменять...

Классный час для школьников 5-х классов iconКлассный час «подвиг доблести и чести» (внеклассное мероприятие для...
Начинается классный час под вступление (барабанная дробь) песни на стихи Д. Давыдова «Я люблю кровавый бой»

Классный час для школьников 5-х классов iconКлассный час в группе продленного дня. Классный час проведённый для...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» с. Бабынино

Классный час для школьников 5-х классов iconМетодическая разработка классного часа
Классный час предназначен для учащихся 5-6 классов средней образовательной школы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница