Статья опубликована (под разными названиями)




Скачать 163.29 Kb.
НазваниеСтатья опубликована (под разными названиями)
Дата публикации02.07.2013
Размер163.29 Kb.
ТипСтатья
www.lit-yaz.ru > Культура > Статья


Статья опубликована (под разными названиями):

- на сайте Полит.ру в августе 2011г. http://www.polit.ru/article/2011/08/10/communication/)

- в журнале "Ректор вуза," (О ценности коммуникативного образования), № 10, 2011, с.42-49.

- в сборнике I-й Международной конференции «Коммуникативное пространство как «мир без границ» казахстанской коммуникативной ассоциации, 27-28 июня 2011 г.

КОММУНИКАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
О.И. Матьяш, Ph.D., к.п.н.,

основатель и первый президент Российской коммуникативной ассоциации, Россия-США

oimatyas@ori.net

Февраль, 2011

Считаю себя человеком двух миров - не один года проработала преподавателем вузов в двух странах - в России и США. Не один год занимаюсь развитием и продвижением коммуникативного образования в России. Не один год меня как специалиста по коммуникации занимает вопрос: Почему коммуникативное образование (коммуникативная подготовка), общественная значимость и полезность которого, казалось бы, весьма очевидны, не получает должного утверждения и распространения в российских вузах? И это на фоне того, что в мировой педагогической практике (достаточно познакомиться с материалами Болонского процесса) коммуникативная компетентность - одна из обязательных составляющих в подготовке современного специалиста! В данном случае, поставленный выше вопрос выполняет роль риторического - как преамбула к утверждению следующих тезисов:

1. Коммуникативная культура и коммуникативная компетентность - основа современного профессионализма.

2. Коммуникативные умения, коммуникативная компетентность - необходимый компонент современного общего образования в целом – в том обществе, которое заинтересовано в подготовке своих членов к свободной и успешной жизни.

3. Коммуникативное образование - неотъемлемый компонент подготовки человека-гражданина-профессионала 21-го века.

Основываясь на своем международном опыте профессиональной деятельности, постараюсь обосновать это.

В современной западной социально-научной и педагогической литературе можно найти необъятное, или, как говорят сами авторы, “захватывающее дух” количество работ и исследований, посвященных коммуникативной тематике. Исследуется, какова роль коммуникации и изучения коммуникации в современном мире; почему современному специалисту необходимы коммуникативные умения; в каких именно профессиональных областях коммуникативные умения какого рода должны преобладать; каким должно быть современное общее коммуникативное образование – чтобы полнее отвечать ”вызовам” 21-го века; как, в связи с этим, лучше строить коммуникативный куррикулум – содержание и структуру учебных программ и курсов по коммуникации; по каким критериям оценивать эффективность этих прорамм, и т.д. И этот многосторонний исследовательский интерес неслучаен. Еще в 1995г. в одном из докладов Департамента труда США прогнозировалось, что с началом тысячелетия обострится спрос на коммуникативные умения работников во всех видах труда [1]. И действительно, коммуникативные качества специалиста любого профиля оцениваются сегодня на рынке труда как весьма важный ресурс. Однако дело здесь не только в особенностях современной (сервисной) экономики, определяющей запросы рынка.

В конце 90-х годов прошлого века Национальная коммуникативная ассоциация США, самая крупная профессиональная ассоциация по коммуникации, объединяющая специалистов более чем из 20 стран мира (http://www.natcom.org ), провела целенаправленную работу. Было отобрано и проаннотировано около 100 источников - научных работ и других публикаций, посвященных вопросу, почему в современном обществе необходимо изучение коммуникации [2]. Методом мета-анализа был выявлен ряд ключевых тем, что, в итоге, позволило группе исследователей прийти к следующему заключению: коммуникативные дисциплины(Communication Studies) и коммуникативное образование важны в современном обществе, как минимум:

  • для полноценного развития личности

  • для повышения эффективности образования (включая организацию и управление образовательным процессом с учетом его современных форм коллективно-группового сотрудничества)

  • для успешной профессиональной деятельности, карьеры и бизнеса

  • чтобы стать “ответственным гражданином мира” (responsible citizen of the world), в социальном и культурном плане [2]

В американских вузах базовые коммуникативные дисциплины входят в состав обязательных общеобразовательных дисциплин: студент, набирающий кредиты (credit hours) по общеобразовательным дисциплинам, должен обязательно пройти первичную коммуникативную подготовку - освоить хотя бы один из базовых коммуникативных курсов: Основы публичного выступления и/или Межличностную коммуникацию. Кроме того, увеличивается из года в год количество выпускников со степенью по коммуникации. В 2000-01 степень бакалавра коммуникации имели более 59 тыс. выпускников американских вузов, сегодня - свыше 77 тыс.; степень магистра - 5, 6 тыс., сегодня - около 8 тыс. [5]

Международное профессиональное сообщество коммуникативных исследователей, преподавателей-практиков и управленцев образования активно работает над тем, чтобы и далее расширять и утверждать коммуникативный компонент в системе общего высшего образования. Коммуникативное образование нередко так и называют “образованием 21-го века” (см. Коммуникация в куррикулуме общего образования. Критическая необходимость 21-го века [4] ). Специалисты утверждают, что коммуникативным дисциплинам должно отводиться в вузах “центральное место” [2, 3].

Подобная постановка вопроса, равно как и обозначенная выше коммуникативная проблематика, почти отсутствует сегодня в теории и практике российской высшей школы и в отечественной социально-гуманитарной и педагогической литературе. Позволю себе поэтому более подробно остановиться на обосновании вопроса, почему коммуникативное образование столь необходимо сегодня каждому как обязательная составляющая общегуманитарной, профессиональной и общегражданской подготовки.
^ Коммуникативное образование и политически-гражданская активность человека

Коммуникативные процессы являются социально-образующими и преобразующими, и в зависимости от того, насколько участники, субъекты этих процессов “коммуникативно оснащены,” зависит эффективность этих процессов. В социально-политических процессах это проявляется особенно наглядно. Как известно, в социальных системах недемократических ориентаций практика публичных дебатов и открытых дискуссий настолько ограничена, что сами социальные субъекты, граждане, не имеющие опыта непосредственного участия в демократических преобразованиях, зачастую не осознают преобразующую силу дискурса и мало верят в силу индивидуальных речевых воздействий – заявлений, запросов, публичных высказываний и выступлений, требований открытой отчетности "ответственных лиц" за (не)выполнение дела, полемических обсуждений.

Приведу пример из собственной преподавательской практики. Работая со студентами из разных стран, я имела не одну возможность наблюдать, как различаются их отношения к коммуникации как «инструменту» социальных воздействий и преобразований. Если спросить американского студента (что преподаватели обыкновенно и проделывают в американских вузах в начале курса), чего он ожидает от изучения данного коммуникативного курса, что хочет получить “на выходе”, типичным прозвучит такой ответ: «Я беру этот курс (например, Основы публичного выступления, Межличностная коммуникация, Организационная коммуникация, Влияние и убеждение, Теория коммуникации, Коммуникация в малых группах), потому что хочу иметь приличную карьеру и в скором времени хочу стать более квалифицированным менеджером, научиться более умело работать с людьми, эффективно убеждать и принимать решения». То есть, американские студенты, как правило, четко понимают и принимают прагматику коммуникативной подготовки и связывают ее либо с задачами своего профессионального роста, либо с потребностями укрепить свои жизненные позиции в целом.

Совсем иная прагматика, как, впрочем, и подкрепляющая ее жизненная философия, проявилась у моих сибирских студентов в ходе преподавания им курса Основы человеческой коммуникации. Выяснилось, что у меня и у моих слушателей очень разные, если не сказать противоположные, философско-мировоззренческие взгляды на роль коммуникации в человеческой жизни. Включая студентов в анализ конкретных жизненных ситуаций, я стремилась сосредоточить их понимание на том, что каждый из участников рассматриваемой ситуации выступает субъектом коммуникативного взаимодействия и своим выбором действий неизбежно влияет на исход этого взаимодействия. Решая, что сказать (или не сказать) и как - выбирая тот или иной способ коммуникативного поведения, каждый участник закладывает свой "кирпичик” в построение конечного продукта. Иными словами, своими коммуникативными действиями каждый участник конструирует коммуникативную ситуацию и – хоть и в разной мере – несет ответственность за ее исход. Мои студенты, в ответ, дружно доказывали мне, что это чистейший идеализм, не имеющий ничего общего с их ежедневной реальностью – у них нет свободы выбора действий. Есть “система”, есть “власть”, "верхи", против которых все коммуникативные действия и коммуникативные умения бессильны. А кто и что представляет эту “систему-власть”? - Все, “кто над нами” - начальники; чиновники-бюрократы всех видов и уровней, которые сидят в тех же ЖЭКах и других конторах, включая администрацию города; и все, до кого простым словом “не достучишься,” “будь ты хоть семи пядей во лбу.”

Главный аргумент моих сибирских студентов был “против Системы не пойдешь”. А за ним проступало убеждение, что власть - это некая данность: власть не создается при участии многих, она есть, она материализована в конкретных институциональных структурах, отношениях и стоящих “надо мной” личностях. Тезис о том, что власть создается и конституируется многими путями, в том числе путем дискурсных (коммуникативных) практик, и что каждый из нас, хоть и в разной мере, способен влиять на эти практики, мои страстные оппоненты в том споре так и не приняли.

В условиях сложившихся в стране социально-политических отношений, понимание власти как социально и дискурсно конструируемой следует признать, на мой взгляд, главнейшей задачей политического и гражданского воспитания; и введение общего коммуникативного образования могло бы быть прямым шагом к решению этой задачи. Коммуникативное образование, как никакое другое, политически действенно: неизбежно ведет к пробуждению гражданской активности и ответственности, помогает осознать значимость своего индивидуального выбора и его последствий в условиях конкретной социальной ситуации. Коммуникативно грамотный человек обретает уверенность в силу своего влияния на ход общественно-исторических событий - становится политическим субъектом.
^ Коммуникативное образование - основа современного профессионализма и успешной карьеры

Многочисленные исследования последних десятилетий, проводимые среди выпускников западных университетов и бизнес-школ, руководителей корпораций и менеджеров по работе с персоналом [1,2,3], последовательно подтверждают, что чтобы быть успешным в современном деловом мире, специалист должен обладать, наряду со специальными профессиональными умениями, еще и общими коммуникативными умениями. Причем в ряде областей, включая инженерию, коммуникативные умения (например, составлять и передавать сообщения) признаются не менее ценными, чем специально-технические умения [1]. Коммуникативные умения представляются ключевыми на всех этапах карьеры – начиная с подачи заявлений на конкурс и отборочного собеседования при устройстве на работу и кончая всеми последующими этапами профессионально-карьерного роста. При этом как работодатели, так и исследователи совпадают в оценках того, какие коммуникативные умения считать главными:

  • базовые коммуникативные умения: ясно и аргументированно выражать свои мысли, писать и говорить, составлять документы, внимательно слушать, уметь задавать и отвечать на вопросы

  • межличностные и межгрупповые умения: выстраивать конструктивные рабочие отношения, работать в команде, распознавать и уважать в коллективе “культурное многообразие и инаковость” (diversity management skills), компетентно вести себя в конфликтной ситуации и управлять конфликтом, вести переговоры, заключать соглашения
  • аналитико-коммуникативные умения: анализировать ситуации, критически рассматривать различные подходы, находить решения, принимать решения, коммуницировать решения (decision making)

  • ^

    умения адаптироваться к изменениям.


Показательно то, что подобные требования предъявляются сегодня в деловом профессиональном мире не только к управленцам и специалистам гуманитарных профессий, но и к инженерам, финансистам, экономистам, работникам сферы обслуживания, и особенно представителям медицинских профессий, врачам и сертифицированным медсестрам.

^ Коммуникативное образование в системе жизнедеятельности личности

По утверждениям исследователей, существует прямая зависимость между уровнем коммуникативных умений человека и тем, насколько он удовлетворен качеством своих жизненных отношений. Дети, выросшие в так называемых семьях, «ориентированных на разговор», более успешно строят свои взаимоотношения и во взрослой жизни - в дружбе и любви (Коеsten, 2004). Супружеские пары, где муж и жена «умеют общаться», более счастливы в своем партнерстве, чем супруги с менее развитыми коммуникативными умениями (Ridley et al., 2001).

Коммуникативные умения в семейных отношениях особенно актуальны в условиях современной трансформации семьи, когда меняются многие традиционные семейные и гендерные роли и отношения. Меняются традиционные роли мужа и жены и распределение ролей между работающими и неработающими мужчиной и женщиной. Изменяются, становясь более открытыми, но вместе с тем нередко и более сложными, отношения между приемными детьми и их приемными и биологическими родителями.

Все более настойчиво в современном западном обществе ставятся вопросы о новых формах семейных отношений в связи с нетрадиционной сексуальной самоидентификацией личности. Так, к острым социально-политическим вопросам, вызывающим столкновения и дебаты среди представителей различных социальных групп в США, относится проблема gay/ lesbian marriage - права людей нетрадиционных сексуальных ориентаций на официальное закрепление своего партнерства, а также права такой пары взять на воспитание ребенка. Не менее остро воcпринимается в современном западном мире и проблема смены человеком своего физиологического пола и связанные с этим сложнейшие процессы социальной адаптации, через которые, как правило, проходит не только он сам (или она), но и вся семья. Во всех этих, как и других, «нестандартных» жизненных ситуациях умение современной личности делать выбор и коммуницировать этот выбор в сложной динамике нетрадиционных отношений, умение, несмотря ни на что, продуктивно строить свою жизнь и отношения с окружающими можно квалифицировать как “умение выживать”. В подобных случаях – и это еще более очевидно, чем в традиционных жизненных сценариях -- коммуникативное образование и коммуникативная компетентность становятся мощным дополнительным жизненным ресурсом личности.

Обширные исследования показывают, что коммуникативные умения влияют практически на все стороны жизнедеятельности человека и что коммуникативное образование – важный фактор общего развития личности. Выявлено, что коммуникативное образование положительно влияет на развитие критического мышления и на критическое восприятие медиа информации; на формирование качеств лидера и позитивной самооценки и уверенности в себе; на физическое и психическое здоровье, и т. д. [3, 1]
^
Коммуникативное образование в контексте глобализации

Коммуникативная компетентность - необходимый атрибут и межкультурного, поликультурного, межнационального и международного общения и понимания. Если некоторое время назад межкультурная коммуникация ассоциировалась преимущественно с работой международных и политических деятелей, то сегодня связь с другими культурами становится частью жизни каждого из нас. Все типичные межкультурные ситуации, где мы “обречены” на встречи с представителями других культур, cегодня трудно уже перечислить. Это и ставший особо популярным за последнее время зарубежный туризм (путешествия, к которым мы далеко не всегда оказываемся психологически и культурно подготовленными); это и происходящие в наших регионах миграционные процессы, а наряду с ними, национальные и религиозные столкновения и конфликты; это и новые образовательные практики типа дистанционного обучения, позволяющие посредством новых информационных технологий объединить студентов не только из разных регионов страны, но и из разных стран и даже континентов; это и расширяющиеся профессиональные контакты с коллегами из других стран... Сегодня нам всем становится очевидным, что в условиях неизбежности процессов глобализации резко возрастают взаимовлияние и взаимопроникновение культур, и как следствие – взаимоответственность тех, кто эти культуры представляет. Становится очевидным, что хотеть и уметь понимать другой образ жизни, уважать отличие “их“ от “нас,” минимизировать собственную этноцентричность и строить диалог с “чужим другим” не просто желательно, но необходимо. И не только для плодотворного сотрудничества. В ситуациях межнациональных, международных и межкультурных конфликтов, включая религиозные, кросс-культурная коммуникативная грамотность и компетентность выступает гарантом общечеловеческого самосохранения и безопасности.

Отношения с другими культурами помогают нам лучше понять, в том числе, и самих себя. “Инсайтовыми” становятся для человека, обладающего коммуникативной культурой и коммуникативным мышлением, многие международные события. И естественными становятся размышления, например, над такими вопросами: Что высветили и чему научили нас трагические события предыдущих десятилетий в Афганистане, в Чечне, в Южной Осетии и Грузии? Какие уроки мы извлекаем из ситуации, сложившейся к настоящему моменту в Северо-Кавказском регионе, – если рассматривать ее не в плоскости российских международных или национальных интересов, а в отношении нас самих, живущих в России? Что мы узнали и поняли о самих себе как гражданах и как обществе, анализируя эти события? Для человека коммуникативно грамотного и коммуникативно ориентированного (т. е. ориентированного на другого) естественно воспринимать международные или межэтнические события, и связанные с ними проблемы, критически как в отношении к обществу, так и в отношении к самому себе. Любая встреча с Другим есть для него естественный повод осознать и попытаться понять не только этого другого, но и себя и меру своей ответственности в отношении к этому другому. Коммуникативное образование формирует в человеке способность быть активным субъектом в системе всех его жизненных отношений.
^ Перспективы коммуникативного образования в России

Обратимся вновь к “национальному вопросу”: каковы перспективы коммуникативного образования в сегодняшней России? Возвращаясь к тому, с чего начиналась эта статья, еще раз подчеркну, что коммуникативное образование, широко признаваемое как важный компонент общего и профессионального образования в западных образовательных системах, пока не стало предметом официальной образовательной полики российских вузов – на данный момент в них отсутствует такое направление подготовки, как коммуникация. Можно возразить - вот уже ряд лет, как введены и успешно осваиваются специальности по межкультурной коммуникации и по связям с общественностью; ширится набор коммуникативных курсов и программ на отдельных факультетах в ряде государственных и негосударственных вузов. И все-таки, это лишь “первые ласточки”. Системное обоснование коммуникативной подготовки современного специалиста остается по-прежнему на периферии научно-теоретической, социально-философской и педагогической мысли. Прагматическая целесообразность коммуникативной подготовки, ее насущность для представителей многих, особенно гуманитарных, профессий остается в образовательной политике мало признанной и как госзаказ практически не заявлена.

Между тем, сама логика социально-экономического развития с неизбежностью ставит на повестку дня этот вопрос. Для того, чтобы соответствовать международному уровню профессионализма, современный специалист обязан быть коммуникативно компетентным: должен уметь выбирать оптимальные способы действий в тех или иных ситуациях взаимодействия, должен быть умелым коммуникативным менеджером. (В этом смысле можно говорить о слиянии профессиональной этики и коммуникативной этики, что для современного профессионала нередко одно и то же.)

Спрос на такого коммуникативно грамотного и коммуникативно действенного профессионала растет. Не случайно, не в структуре университетского образования, а на рынке образовательных услуг эта ниша уже не один год активно заполняется: потребителю предлагается, в том числе по Интернету, огромное количество тренингов и краткосрочных обучающих программ по коммуникативно-управленческой тематике, с освоением конкретных коммуникативных приемов и технологий.

Неуклонно меняется и наше общественное сознание. На собственном опыте ежедневных отношений, нередко крайне фрустрационных, мы как граждане учимся понимать, насколько важен профессионализм во всех сферах социальной жизни. Все больше осознаем, что коммуникативные умения/ коммуникативная компетентность/ коммуникативная культура являются своеобразным подтверждением качества, “визитной карточкой” профессионала.

Вспомним и обозначим, хотя бы в самых общих чертах, круг социальных отношений, качество которых напрямую зависит от коммуникативной культуры и компетентности участвующих сторон:

  • деловые отношения в организациях и между организациями, включая отношения сотрудничества и подчинения (между начальниками и подчиненными, руководителями и исполнителями, работниками и работодателями), PR-отношения;

  • межличностные отношения: в семье, в профессиональной среде “на рабочем месте”, c друзьями и близкими, с соседями, с любым другим Я, отличным от меня самого;

  • коммуникация в сфере обслуживания: отношения между клиентом и поставщиком услуг. В мировой бизнес-практике эта сфера традиционно выделяется как особо значимая и имеет специальное обозначение - customer service (клиентское обслуживание).

  • педагогическая и учебная коммуникация: отношения между преподавателем и учащимися, между самими учащимися в учебном процессе, между родителями и детьми;

  • политическая коммуникация: отношения “гражданин - власть-государство,” способность и готовность групп и индивидов выражать и отстаивать свои социальные интересы;

  • межкультурная коммуникация: отношения между культурными сообществами и представителями разных культур и субкультур - национально-этнических, региональных, возрастных, гендерных, религиозных, профессиональных;

  • экологическая коммуникация: отношения между индивидуальными субъектами и организациями в решении проблем сохранения, очищения, облагораживания - эстетизации среды обитания;

  • коммуникация здоровья и здравоохранения: отношения не только между пациентом и врачом /медперсоналом, но и между населением и институтами здравоохранения; социальная политика по охране здоровья населения, просвещение и пропаганда здоровья и здорового образа жизни.

Подведу итоги: коммуникативная подготовка современного специалиста - гражданина - человека должна быть сегодня обязательным компонентом общего образования, как уже признано в мировой практике. Коммуникативная подготовка включает, как минимум, два аспекта: философско-этически-мировоззренческий и прикладной, социально-практический. Первый предполагает формирование у студента в процессе коммуникативного обучения определенной картины мира: понимание, что язык как система символов и коммуникация как процесс взаимодействия посредством этих символов есть не только способ выражения и передачи мыслей и чувств, но главное, есть способ совместного конструирования и координирования социальных реальностей, бесконечных по разнообразию жизненных миров и отношений. Эта же картина мира предполагает этическое отношение к действительности: признание активной роли каждого человека как субъекта коммуникации и признание его индивидуальной ответственности за свой выбор коммуникативных действий.

Второй, социально-практический аспект коммуникативной подготовки предполагает развитие коммуникативной компетентности будущего специалиста - овладение базовыми коммуникативными умениями (приемами, тактиками, техниками), необходимыми для успешной профессиональной и жизненной деятельности.

Реализация задач коммуникативного образования требует, без сомнения, большой и длительной коллективной работы - не только содержательной и учебно-методической разработки коммуникативных учебных программ, но и подготовки профессиональных кадров, специалистов по коммуникации, умеющих реализовывать эти программы (что является отдельной проблемой в практике сегодняшней высшей школы и темой отдельного разговора). Тем не менее, я рассматриваю эти задачи как “вызов современности” и с профессиональных позиций не вижу более достойной альтернативы, как принять этот вызов к действию.

Литература:


1. Emanuel, R. (2005). The Case for Fundamentals of Oral Communication, Community College Journal of Research and Practice, 29.

http://www.natcom.org/index.asp?bid=11001

2. Morreale, S., Osborn, M., & Pearson, J. (2000). Why Communication is Important: A Rationale for the Centrality of the Study of Communication. Journal of the Association for Communication Administration, 29, 1-25. http://www.natcom.org/NCA/files/ccLibraryFiles/

3. National Communication Association. (2004). Communication Programs in Higher Education. Washington, D.C.: National Communication Association

4. National Communication Association. (2004). Communication in the General Education Curriculum: A Critical Necessity for the 21st Century. Washington, D.C.: National Communication Association

5. U.S. Department of Education, National Center for Education Statistics, Higher Education General Information Survey

http://nces.ed.gov/programs/digest/d07/tables/dt07_291.asp



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья опубликована (под разными названиями) iconСтатья опубликована в журнале «Маркетинг и маркетинговые исследования»
Статья опубликована в журнале «Маркетинг и маркетинговые исследования» №1 (61), февраль 2006 г., с. 70-77

Статья опубликована (под разными названиями) iconСтатья опубликована в сборнике Роль домашнего задания в учебной деятельности...
Статья опубликована в сборнике Роль домашнего задания в учебной деятельности школьника/Сост.: И. Г. Гарейшина. – Томск: тоипкро,...

Статья опубликована (под разными названиями) icon-
И. В. Троицкая (Санкт-Петербург), 2009. (Статья опубликована в издании: Методология и методы исторической психологии: Материалы XXVI...

Статья опубликована (под разными названиями) iconЗарубежной историографии
Статья опубликована в журнале Вестник гуманитарного института тгу. – 2010. №2 (6)

Статья опубликована (под разными названиями) iconОсобенности подросткового возраста, как фактор риска для развития зависимого поведения
Вого возраста. В литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество,...

Статья опубликована (под разными названиями) iconСтатья опубликована в кн: Эстетико-художественное пространство мировой...

Статья опубликована (под разными названиями) iconЕвгений Вахромов "Между свободой и принуждением"
Данная статья была опубликована в n 39/2001 еженедельника "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября"

Статья опубликована (под разными названиями) icon-
Статья на конкурс «Дикие нравы дикого леса» опубликована в газете «Ингушетия» (Республика Ингушетия) №114 от 09. 02. 2012 г

Статья опубликована (под разными названиями) iconМетодика составления библиографической записи аналитической росписи...
Издание, в котором опубликована статья (Продолжение см поле 463) Сведения о серии и др. 16

Статья опубликована (под разными названиями) iconПрограмма разработана на основе авторской программы под редакцией...
Программа разработана на основе авторской программы под редакцией В. Я. Коровиной. Опубликована «Программа общеобразовательных учреждений»....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница