Урок истории в 7 классе на тему «На пути к империи» Методическая разработка тематического урока истории, посвященного празднованию 1150-летию зарождения российской государственности




Скачать 112.98 Kb.
НазваниеУрок истории в 7 классе на тему «На пути к империи» Методическая разработка тематического урока истории, посвященного празднованию 1150-летию зарождения российской государственности
Дата публикации24.10.2014
Размер112.98 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > История > Урок


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №28
им. Октябрьской революции» г. Кирова


Урок истории в 7 классе на тему «На пути к империи»
Методическая разработка тематического урока истории, посвященного празднованию 1150-летию зарождения российской государственности.


Автор:

Раскопина Наталья Александровна,

учитель истории и обществознания

первой кв. категории

Киров

2013

Содержание:



  1. Введение стр. 3



  1. Основная часть (цели и задачи) стр.4-5



  1. Подробный конспект урока стр. 5-7



  1. Приложения стр. 8-15

Введение.

Главной задачей современного образования является процесс обучения воспитания в интересах самого ученика. Эта задача может быть успешно реализована при умелом использовании всего комплекса методов и приемов обучения, которые имеются у современного учителя. В их числе особое место занимает процесс воспитания гражданственности, чувства патриотизма. Ни для кого не секрет, что современная молодежь порой даже не имеет представления о нормах и ценностях нашего государства.

Актуальность развития мышления и воспитания в школьном обучении очевидна. Именно предмет «история» является универсальным предметом, где можно осуществить одновременно все цели, поскольку он содержит сведения о развитии географических представлений, математических знаний, фрагменты произведений литературы определенных эпох, изображения и описания памятников культуры конкретно-исторического времени. Любой урок истории это, прежде всего обращение к своим истокам, корням, постоянное напоминание учащимся о том, что они живут в великом и древнем государстве. На уроках истории есть возможности для формирования социально-развитой активной личности, приобщившейся к государственным ценностям и достижениям родной культуры, личности самостоятельной и творческой, думающей и сопереживающей.

Кроме того, уроки истории должны успешно учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений. С этой целью я вижу необходимость использования компьютерных технологий, что дает учителю существенно перестроить образовательный процесс и сделать его занимательнее и интереснее.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Выбранная форма позволит быстрее включить в учащихся в урок и подготовить их к восприятию нового материала. Это создает приподнятое настроение и позитивное мотивационное поле. Визуализация дает возможность избежать сухого монолога учителя, который утомляет и вызывает демотивирование учащихся. Обеспечивается наглядность, четкость восприятия материала, происходит дополнительная активизация нервной системы, обеспечивающая повышенное внимание и концентрацию учащихся на предмете изучения (самостоятельная работы учащихся с учебником).

Подключение зрительной памяти обеспечивает повышенную выживаемость знаний, дает возможность многократного обращения к представленной информации, сравнения с предыдущей и последующей информацией (этап систематизации знаний), позволяет материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся.

Огромные возможности для данных преобразований предоставляет мобильный класс, обеспеченный необходимыми комплектующими. 15 компьютеров дают возможность виртуального моделирования, интерактивного взаимодействия с мультимедийными материалами, быстрого контроля и самоконтроля знаний.

В совокупности всего сказанного, я считаю темы по формированию гражданственности через уроки истории самыми востребованными и актуальными, особенно в преддверии особо важных государственных дат, в том числе год рождения российской государственности. Празднование этой даты имеет большое общественное значение, оно способствует объединению российского общества, воспитанию гражданских и патриотических чувств у подрастающего поколения.

Основная часть.

Тип урока/занятия:

урок изучения нового материала

Цели урока/занятия:

Общая дидактическая цель урока: cоздать условия для:

  • изучения и первичного осмысления блока новой учебной информации;

  • применения системы знаний в знакомой, измененной и новой учебных ситуациях.

Задачи урока/занятия:

Триединая дидактическая цель урока:

Цели:

образовательные: познакомить учащихся с основными с событиями внешней политики России при Петре I; организовать деятельность учащихся по изучению исторических событий, по самостоятельному применению полученных знаний/умений; охарактеризовать международную обстановку, сложив­шуюся в Европе к началу XVIII в.

развивающие: развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; обеспечивать развитие умения ставить цели и планировать свою деятельность; развивать творческие способности; создавать условия для развития умений анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, предлагать пути решения; способствовать развитию устной и письменной речи;

воспитывающие: воспитывать активную, творческую личность; способствовать формированию ценностного, толерантного отношения к миру, опыта социального поведения; воспитывать чувство гордости за Родину, за российскую армию; прививать чувство ответственности за свои поступки и дела. Достижение поставленных целей предполагается через: фактический материал, использование межпредметных связей; отработку универсальных умений и навыков (анализа научного материала, определение причинно-следственных связей, отработку понятийного материала, умения вести дискуссию); атмосферу сотрудничества и интеллектуальной свободы на уроке.

  • формирования ключевых компетентностей учащихся:

    • информационной: использовать информационные источники различного типа (рассказ-объяснение учителя, учебный текст, ресурсы) в качестве информационных ресурсов, выделять главное в учебном тексте, преобразовывать информацию в виде таблицы;

    • коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, давать краткие и развернутые ответы, грамотно и ясно формулировать свою мысль, обосновывать суждения;

    • учебно-исследовательской: давать определения понятий и терминов, прослеживать причинно-следственные связи;

    • технологической: планировать организацию учебно-познавательного процесса (используя макет таблицы и схему), работать по алгоритму, работать с таблицей, использовать персональные компьютеры

    • социальной: решать учебно-познавательные задачи с помощью одноклассников, преподавателя.

    • рефлексивной: осмысливать собственную познавательную деятельность, мотивы работы на уроке, оценивать результаты своей деятельности.

    • Формы: парная, индивидуальная, фронтальная

    • Методы: частично-поисковый, исследовательский,

    • Приемы:

  • Творческий рассказ учителя.

  • Беседа.

  • Ответы на вопросы, требующие не воспроизведения уже известного, а работы мысли, основанной на знаниях.

  • Самостоятельные составления таблиц, схем, планов. Если же таблица в классе выполняется (составляется) впервые, то проверяется не только запоминание, но и уровень мыслительных способностей учащегося: ему предстоит найти и сформулировать показатели, по которым будут сравниваться признаки.

  • Разбор учащимися ответа своего товарища.

  • Применение знаний в процессе анализа документов, газетных сообщений, археологических данных, различных жизненных ситуаций

  • виртуальное путешествие

  • Средства:

  • Наглядность, карты, работа в онлайновом режиме






Необходимое оборудование и материалы:

Учебник, компьютер, мобильный класс, медиапроектор, интерактивная доска




Подробный конспект урока/занятия

Индуктор

Учитель зачитывает первую российскую газету (Приложение 1)

Актуализация

Петр Алексеевич был назван в народе Великим. И недаром. В отличие от своих предшественников, Петр лично побывал в Европе и осознал, какая пропасть разделяла Россию и прогрессивную Европу. Целью преобразований Петра были: преодоление экономической отсталости России и продвижение своей страны на первые позиции на международной арене. Так, к концу правления Великого Петра Россия представляла собой крупнейшую державу с сильной армией и отличным флотом, которая надежно заняла лидирующие позиции среди крупнейших мировых империй. Каким образом Петру I удалось достичь таких высот? На этот вопрос мы постараемся ответить в ходе изучения нового материала и создать газету со своими новостями.


Ход и содержание урока/занятия

Введение в тему. Открыта доска, стр.1 (Приложение 2)

Ребята, какие задачи стояли перед Россией в начале XVIII века в области внешней политики? Что необходимо было сделать для осуществления этих задач? Пыталась ли Россия получить выход к Балтийскому морю? Можно ли было решить эту задачу мирным путем? Швеция владела всем побережьем Балтийского моря (“шведское озеро”). Государство было самым могущественным в Европе; правил Карл XII (18 лет). - Какие страны вступили в Северный союз?(Россия, Дания, Саксония.) Стр.2 Smart-доски (Приложение 3)

^ Учитель показывает на интерактивной карте побережье Балтийского моря, Территорию России, Швеции, Дании, Саксонии и Польши, направление первых ударов шведских войск

-Как Петр готовил Россию к войне? (Объявил первый рекрутский набор, нанял иностранных офицеров.)

Обратимся к карте

Почему Петр I стремился захватить Нарву? (выходят показывают и объясняют) Ответ: Нарва находится на побережье Балтийского моря; “ворота” в Европу.

В самом начале войны Карл XII добился капитуляции Дании, выхода ее из состава Северного союза. Разбив русские войска под Нарвой, Карл счел, что Россия не является серьезным противником, и перебросил большую часть своих войск на территорию Польши.


Основной этап

После поражения под Нарвой Петр I начинает преобразования в государстве. С какой целью и какие?  Объясните понятие: Регулярная армия, Рекруты, Рекрутские наборы, гвардейские полки.(найти определения в учебнике)

Работа с присягой . Учащиеся переходят по ссылке к тексту Присяги. (Приложение 4)

С какой целью была введена присяга? Напишите заметку, что понравилось в присяге. (Приложение 5)

Российский флаг (просмотр фильма «Герб, флаг, гимн» с 34-35 минуты)

С какой целью вводится флаг? Где использовался новый флаг? (На флоте). Напишите заметку «Наш флаг» (Приложение 5)

Первые победы, прочитайте материал учебника стр. 180-181, какие крепости были взяты?

Петр I стремился закрепиться на берегах Невы и основал в 1703г. город

Совершим экскурсию в этот город (учащиеся заходят по ссылке (Приложение 4)одновременно учитель включает стихотворение А.С. Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье…») Стр.4 Smart (Приложение 6)

Проверка и оценивание

  • Ученикам по выбору учителя предлагается самостоятельно показать на карте места первых побед русской армии, место основания Санкт-Петербурга стр.5 интерактивной доски (Приложение 3)

  • Работа со Smart-доской, стр.5(Приложение 7) подписать, что означают эти цифры.

  • Работа с документом с ошибками (Приложение 8)

  • Зачитывание своей газеты

  • Выставление оценок

Рефлексия деятельности на уроке/занятии

Какой можно сделать вывод? Ученики говорят о создании империи, великого государства. Учитель включает гимн России, выдает всем ленточки, выполненные в триколоре флага, ученики завязывают ленточки на выполненных газетах и сдают учителю.

Домашнее задание (если планируется)

Обязательная часть: Прочитать параграф 16, ответить на вопросы устно

Вариативная часть: написать заметку в газету «Дело мануфактурное»


П
«Ведомости московские»

На Москве вновь ныне пушек медных, гаубиц и мортир вылито 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов; гаубицы бомбой пудовые и полупудовые; мортиры бомбой девяти, трех и двухпудовые и меньше. И еще много форм готовых, великих и средних к литью пушек, гаубиц и мортир. А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, более 40,000 пуд лежит.

^ Повелением его величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили.

В математической штурманской школе более 300 человек учится и добре науку приемлют.

^ В Москве, ноября с 24 числа по 24 декабря родилось мужеского и женского полу 386 человек.

Из Персии пишут: индейский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей не мало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем.

^ Из Казани пишут: на реке Соку нашли много нефти и медной руды; из той руды медь выплавили изрядно, отчего чают не малую быть прибыль московскому государству.

Из Сибири пишут: в Китайском государстве иезуитов весьма не стали любить за их лукавство, а иные из них и смертью казнены.

Крепость Орешек — высокая, кругом глубокою водою объята в 40 верстах отселе, крепко от московских войск осаждена и уже более 4000 выстрелов из пушек, вдруг по 20 выстрелов, было и уже более 1500 бомб. На Москве 1703 г. января во 2 день".

риложение 1

Приложение 2



Приложение 3



Приложение 4

Опорный лист ученика


Год

Результаты





Поражение русских войск




Взятие Нотебурга (Орешек)




Основание Санкт-Петербурга




Рождение Балтийского флота




Падение Ниеншанца




Строительство Петропавловской крепости и крепости Кронштадт




Взятие городов Дерпт, Нарва


ссылки

Тема

Важно

http://blog.kp.ru/users/sem_9011/post146490582/

Присяга Петру I

Что понравилось?










http://www.virtualspb.com/routes?page=2

Прогулка по Санкт-Петербургу

Что понравилось?

Приложение 5





Приложение 6



Приложение 7




Приложение 8





Война началась с осады шведами крепостей. Фредерик V осадил крепость Нарву. Петр I Ригу, Август II – крепость в Северной Германии. Но король Карл Густав последовательными ударами разбил врагов: Сначала он осадил столицу Августа II Варшаву, затем разбил датчан под Нарвой, и, наконец, обратил оружие против Петра I,нанеся ему поражение под Ригой.


«Ведомости московские»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок истории в 7 классе на тему «На пути к империи» Методическая разработка тематического урока истории, посвященного празднованию 1150-летию зарождения российской государственности iconКонкурс творческих работ, посвящённый празднованию 1150 летия зарождения...
Цель: актуализация знаний обучающихся о государственной символике рф, об истории и значении символов в гербе и флаге РФ

Урок истории в 7 классе на тему «На пути к империи» Методическая разработка тематического урока истории, посвященного празднованию 1150-летию зарождения российской государственности iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию
России, исторические факты. В ходе внеклассного мероприятия используются стихотворения, музыкальные произведения, аудио и фотоматериалы,...

Урок истории в 7 классе на тему «На пути к империи» Методическая разработка тематического урока истории, посвященного празднованию 1150-летию зарождения российской государственности icon«Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!»
Внеклассное мероприятие – творческая лаборатория «генералы российского духа» является составной частью комплекса мероприятий, посвященных...

Урок истории в 7 классе на тему «На пути к империи» Методическая разработка тематического урока истории, посвященного празднованию 1150-летию зарождения российской государственности icon1150-летие зарождения российской государственности
Е. П. Ростопчиной (1812-1858), поэтессы, писательницы. Поэт П. А. Вяземский называл ее "Московской Сафо"

Урок истории в 7 классе на тему «На пути к империи» Методическая разработка тематического урока истории, посвященного празднованию 1150-летию зарождения российской государственности iconКалендарь памятных дат на 2012 год
Отмечается 1150-летие зарождения российской государственности (Указ Президента №267 от 3 марта 2011 года)

Урок истории в 7 классе на тему «На пути к империи» Методическая разработка тематического урока истории, посвященного празднованию 1150-летию зарождения российской государственности iconУрок истории и литературы в 11-м классе на тему: «Истоки и уроки...
Название работы: Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему

Урок истории в 7 классе на тему «На пути к империи» Методическая разработка тематического урока истории, посвященного празднованию 1150-летию зарождения российской государственности iconМетодическая разработка урока истории Тема
Формирование чувства уважения и гордости к истории России путем акцентирования внимания на событиях 1812 года

Урок истории в 7 классе на тему «На пути к империи» Методическая разработка тематического урока истории, посвященного празднованию 1150-летию зарождения российской государственности iconМетодическая разработка урока по истории России XX века (11 класс)
Способствовать осознанию учащимися необходимости задуматься над проблемами исторических корней, нравственных ценностей, выбора и...

Урок истории в 7 классе на тему «На пути к империи» Методическая разработка тематического урока истории, посвященного празднованию 1150-летию зарождения российской государственности iconПлан- конспект урока Матвеева И. Н. по истории в 5 классе: «Вечный...
План- конспект урока Матвеева И. Н. по истории в 5 классе: «Вечный город» во времена империи и его жители

Урок истории в 7 классе на тему «На пути к империи» Методическая разработка тематического урока истории, посвященного празднованию 1150-летию зарождения российской государственности iconУрок «События российской истории»
Цель: познакомить обучающихся с важными вехами российской истории (Бородинское сражение) и истории родного края (75 –летие определения...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница