Исследовательская деятельность школьного музея – приоритетное направление.
Анализ работы школьного музея за 2012-2013 гг.
|
Одной из главных проблем современной общеобразовательной школы является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей Малой Родине. Роль системы дополнительного образования в расширении образовательного пространства неоценима. Поэтому наш школьный музей «Боевой славы» способен помочь в решении этой задачи. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Только в этом учебном году нашему школьному музею ветераны Великой Отечественной войны, жители Павлокорчагинского микрорайона подарили несколько экспонатов:
№
| Время и способ поступления
| Наименование предмета
| Кол.
пред.
| № инвентаря
| Использование предмета
| 1
| 20.09.12
Кожевников Василий Павлович, ветеран ВОВ, учитель, консультант школьного музея
| Земля из окопа Панфиловцев у разъезда Дубосеково недалеко от Волоколамска
| 1
| МБОУСОШ9 КПосн.1207
Д-17.1
| Экскурсия «Как увековечана память земляков-Панфиловцев в нашем крае»
| 2
| 20.09.12
Кожевников Василий Павлович, ветеран ВОВ, учитель, консультант школьного музея
| Газета «Голос труда», №47, 2011г., статья «Помни их подвиг»
| 1
| МБОУСОШ9 КПосн.1208
Д-17.2
| Экскурсия «Как увековечана память земляков-Панфиловцев в нашем крае»
| 3
| 14.11.12
Кожевников Василий Павлович, ветеран ВОВ, учитель, консультант школьного музея
| Медаль юбилейная – 25 лет победы Корсунь-Шевченковской битвы
| 1
| МБОУСОШ9 КПосн.1209
Н-18.1
| Экскурсия «Награды 298 стрелковой дивизии. Наименование Уманская, орден Суворова».
Акция «Музейная ночь» 2013г.
| 4
| 12.10.11
Симак Александра Ефимовна, ветеран ВОВ, учитель, частый гость нашего школьного музея
| Фото
| 2
| ^
Ф
| Создание презентации «Судьба человека - есть отражение судьбы страны». Участие в научно-практической конференции «Я-Новоалтаец» 2011 г. - 1 место
| 5
| 12.10.11
Симак Александра Ефимовна, ветеран ВОВ, учитель, частый гость нашего школьного музея
| Стихи собственного сочинения
| 2
| МБОУСОШ9 КПосн.1211
Д-19.1
| Конкурс стихов
| 6
| 15.12.11
Симак Александра Ефимовна, ветеран ВОВ, учитель, частый гость нашего школьного музея
| Знамя
| 1
| МБОУСОШ9 КПосн.1212
В-20.1
| Участие в городском конкурсе образовательных видеофильмов «История в лицах и событиях»2013г. – 1 место
| 7
| 23.04.2013
Чикунова Валентина Васильевна, Байдукова, 45
| Нагробов Никон Александрович
Военный билет
| 1
| МБОУСОШ9 КПосн.1213
Д-21.1
| Экскурсия «Годы, опалённые войной»
| 8
| 23.04.2013
Чикунова Валентина Васильевна, Байдукова, 45
| Нагробов Никон Александрович
Служебная характерисика
| 1
| МБОУСОШ9 КПосн.1214
Д-21.2
| Экскурсия «Годы, опалённые войной»
| 9
| 23.04.2013
Чикунова Валентина Васильевна, Байдукова, 45
| Нагробов Никон Александрович
Удостоверение
| 1
| МБОУСОШ9 КПосн.1215
Д-21.3
| Экскурсия «Годы, опалённые войной»
| 10
| 23.04.2013
Чикунова Валентина Васильевна, Байдукова, 45
| Нагробов Никон Александрович
Листок учёта ветерана ВОВ
| 1
| МБОУСОШ9 КПосн.1216
Д-21.4
| Экскурсия «Годы, опалённые войной»
| 11
| 23.04.2013
Чикунова Валентина Васильевна, Байдукова, 45
| Нагробов Никон Александрович
Фото
| 3
| ^
Ф
| Экскурсия «Годы, опалённые войной»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин. Кроме того, в школьном музее учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
№
| Сроки
| Наименование конкурса
| Участники
| Место
| 1
| Январь 2013г.
| Городской конкурс образовательных видеофильмов «История в лицах и событиях»
| Хан Григорий 11 кл, Покровский Дима 11 кл.
| 1 место
| 2
| Февраль 2013 г.
| Городской конкурс рефератов «Рода войск»
| Кротов Никита 7 кл.
«Советская Армия»
| Участие
| 3
| Февраль 2013 г.
| Городской конкурс рефератов «Рода войск»
| Таланов Дима 7 кл.
«Виды Вооружённых сил»
| Участие
| 4
| Февраль 2013 г.
| Городской конкурс рефератов «Рода войск»
| Мут Кирилл 7 кл.
«Сухопутные войска»
| 3 место
| 5
| Февраль 2013 г.
| Городской конкурс рефератов «Рода войск»
| Макаров Антон 6 кл.
«Инженерные войска»
| Диплом за личностный подход в раскрытии темы
| 6
| Февраль 2013 г.
| Городской конкурс исследовательских работ «Виды и рода войск»
| Мут Кирилл 7 кл.
Макаров Антон 6 кл.
«Роль и предназначение инженерных войск»
| 1 место
| 7
| Апрель 2013 г.
| Городская научно-практическая конференция «Я – Новоалтаец»
| Макаров Антон 6 кл.
«Солдаты локальных войск»
| Благодарственное письмо
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе,школе. Для привлечения учащихся к исследовательской деятельности в МБОУ СОШ № 9 разработана авторская программа «Музей «Боевой славы». Цель программы: Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному городу, к родному краю; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти. Дать школьникам первоначальные знания об организации и ведении музейного дела, подготовка школьных музейных экскурсоводов.
Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе знакомства с направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам. Наш школьный музей работает по нескольким направлениям. Это – «Боевой путь 80-ой гвардейской дивизии», «Герои – Новоалтайцы», «Учителя школы – Участники Великой Отечественной войны», «История школы», «Участники локальных войн».
Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе в нашей школе можно разделить на несколько этапов.
Первый этап – информационный или ознакомительный. Он рассчитан на учащихся 5-6-х классов.
Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея. Обучение начинается с 7-8 классов. Это наши «архивариусы». Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т.д. У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями. Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.
Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся 8-9-х классов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией. Исчезает скованность, неуверенность, каждый вырабатывает свой стиль общения.
Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности.
Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников.
Возможно также получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее, архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или участниками тех или иных событий. На основе полученных сведений составляется справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать, перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь.
Вся документация, составленная во время поисково-исследовательской деятельности (дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, фиксация фотодокументов), представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых различным способами отражены сведения по одной и той же теме.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
Подводя итог можно сделать следующие выводы: 1. В нашем школьном музее мы принципиально отказываемся от работ описательного характера, нацеливая учеников на проблемные, историографические исследования. 2. Нет ни одной исторической проблемы, которая в современной науке может рассматриваться лишь как сугубо историческая: она обязательно соприкасается и описывается политологическими, экономическими, социологическими и другими понятиями и категориями. 3. Написание исследовательской работы дает ученику возможность представить историю как многогранный процесс, который можно изучать с разных точек зрение.. 4. Самостоятельная исследовательская работа формирует понятийный аппарат ученика, готовит к более осознанному изучению других наук об обществе, таких, как культурология, политология, социология, экономика.
5. Написание исследовательской работы даёт старшекласснику возможность убедиться в том, что знания, полученные на уроках - это не мёртвый груз, с которым непонятно что надо делать, а средство для понимания событий и явлений, которые происходят в современном мире. Поэтому исследовательская деятельность в нашем школьном музее обширна, многогранна и глубока. Кроме того, она является необходимым элементом учебно-воспитательного процесса нашей школы.
В этом учебном году уже четвёртый год подряд школа принимает участие в международной акции «Музейная ночь – 2013». В рамках данной акции прошла литературно-музыкальная композиция «Сквозь весь огонь – Сказание о 80-ой гвардейской». Мы приняли участие во всероссийском проекте «Бессмертный полк», «Вахта Памяти», в краевой акции «Зажгите свечу в нашу Память». В рамках школы прошли мероприятия: «Дети войны», «Солдаты локальных войн», «Годы, опалённые войной»; экскурсии; заочный тур «Знатоки школьного музея». Участие в проектах, акциях, конкурсах.
|
|