Исследовательская деятельность школьного музея – приоритетное направление. Анализ работы школьного музея за 2012-2013 гг




Скачать 100.67 Kb.
НазваниеИсследовательская деятельность школьного музея – приоритетное направление. Анализ работы школьного музея за 2012-2013 гг
Дата публикации05.08.2014
Размер100.67 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы

Исследовательская деятельность школьного музея – приоритетное направление.

Анализ работы школьного музея за 2012-2013 гг.





Одной из главных проблем современной общеобразовательной школы является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей Малой Родине. Роль системы дополнительного образования в расширении образовательного пространства неоценима. Поэтому наш школьный музей «Боевой славы» способен помочь в решении этой задачи.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Только в этом учебном году нашему школьному музею ветераны Великой Отечественной войны, жители Павлокорчагинского микрорайона подарили несколько экспонатов:




Время и способ поступления

Наименование предмета

Кол.

пред.

№ инвентаря

Использование предмета

1

20.09.12

Кожевников Василий Павлович, ветеран ВОВ, учитель, консультант школьного музея

Земля из окопа Панфиловцев у разъезда Дубосеково недалеко от Волоколамска

1

МБОУСОШ9 КПосн.1207

Д-17.1

Экскурсия «Как увековечана память земляков-Панфиловцев в нашем крае»

2

20.09.12

Кожевников Василий Павлович, ветеран ВОВ, учитель, консультант школьного музея

Газета «Голос труда», №47, 2011г., статья «Помни их подвиг»

1

МБОУСОШ9 КПосн.1208

Д-17.2

Экскурсия «Как увековечана память земляков-Панфиловцев в нашем крае»

3

14.11.12

Кожевников Василий Павлович, ветеран ВОВ, учитель, консультант школьного музея

Медаль юбилейная – 25 лет победы Корсунь-Шевченковской битвы

1

МБОУСОШ9 КПосн.1209

Н-18.1

Экскурсия «Награды 298 стрелковой дивизии. Наименование Уманская, орден Суворова».

Акция «Музейная ночь» 2013г.

4

12.10.11

Симак Александра Ефимовна, ветеран ВОВ, учитель, частый гость нашего школьного музея

Фото

2

^ МБОУСОШ9 КПосн.1210

Ф

Создание презентации «Судьба человека - есть отражение судьбы страны». Участие в научно-практической конференции «Я-Новоалтаец» 2011 г. - 1 место

5

12.10.11

Симак Александра Ефимовна, ветеран ВОВ, учитель, частый гость нашего школьного музея

Стихи собственного сочинения

2

МБОУСОШ9 КПосн.1211

Д-19.1

Конкурс стихов

6

15.12.11

Симак Александра Ефимовна, ветеран ВОВ, учитель, частый гость нашего школьного музея

Знамя

1

МБОУСОШ9 КПосн.1212

В-20.1

Участие в городском конкурсе образовательных видеофильмов «История в лицах и событиях»2013г. – 1 место

7

23.04.2013

Чикунова Валентина Васильевна, Байдукова, 45

Нагробов Никон Александрович

Военный билет

1

МБОУСОШ9 КПосн.1213

Д-21.1

Экскурсия «Годы, опалённые войной»

8

23.04.2013

Чикунова Валентина Васильевна, Байдукова, 45

Нагробов Никон Александрович

Служебная характерисика

1

МБОУСОШ9 КПосн.1214

Д-21.2

Экскурсия «Годы, опалённые войной»

9

23.04.2013

Чикунова Валентина Васильевна, Байдукова, 45

Нагробов Никон Александрович

Удостоверение

1

МБОУСОШ9 КПосн.1215

Д-21.3

Экскурсия «Годы, опалённые войной»

10

23.04.2013

Чикунова Валентина Васильевна, Байдукова, 45

Нагробов Никон Александрович

Листок учёта ветерана ВОВ

1

МБОУСОШ9 КПосн.1216

Д-21.4

Экскурсия «Годы, опалённые войной»

11

23.04.2013

Чикунова Валентина Васильевна, Байдукова, 45

Нагробов Никон Александрович

Фото

3

^ МБОУСОШ9 КПосн.1217

Ф

Экскурсия «Годы, опалённые войной»





































Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин.
Кроме того, в школьном музее учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.





Сроки

Наименование конкурса

Участники

Место

1

Январь 2013г.

Городской конкурс образовательных видеофильмов «История в лицах и событиях»

Хан Григорий 11 кл, Покровский Дима 11 кл.

1 место

2

Февраль 2013 г.

Городской конкурс рефератов «Рода войск»

Кротов Никита 7 кл.

«Советская Армия»

Участие

3

Февраль 2013 г.

Городской конкурс рефератов «Рода войск»

Таланов Дима 7 кл.

«Виды Вооружённых сил»

Участие

4

Февраль 2013 г.

Городской конкурс рефератов «Рода войск»

Мут Кирилл 7 кл.

«Сухопутные войска»

3 место

5

Февраль 2013 г.

Городской конкурс рефератов «Рода войск»

Макаров Антон 6 кл.

«Инженерные войска»

Диплом за личностный подход в раскрытии темы

6

Февраль 2013 г.

Городской конкурс исследовательских работ «Виды и рода войск»

Мут Кирилл 7 кл.

Макаров Антон 6 кл.

«Роль и предназначение инженерных войск»


1 место

7

Апрель 2013 г.

Городская научно-практическая конференция «Я – Новоалтаец»

Макаров Антон 6 кл.

«Солдаты локальных войск»

Благодарственное письмо
































Изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе,школе.
Для привлечения учащихся к исследовательской деятельности в МБОУ СОШ № 9 разработана авторская программа «Музей «Боевой славы».
Цель программы: Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному городу, к родному краю; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти. Дать школьникам первоначальные знания об организации и ведении музейного дела, подготовка школьных музейных экскурсоводов.

Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе знакомства с направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам. Наш школьный музей работает по нескольким направлениям. Это – «Боевой путь 80-ой гвардейской дивизии», «Герои – Новоалтайцы», «Учителя школы – Участники Великой Отечественной войны», «История школы», «Участники локальных войн».

Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе в нашей школе можно разделить на несколько этапов.

Первый этап – информационный или ознакомительный. Он рассчитан на учащихся 5-6-х классов.

Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея. Обучение начинается с 7-8 классов. Это наши «архивариусы». Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т.д.
У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями. Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.

Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся 8-9-х классов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией. Исчезает скованность, неуверенность, каждый вырабатывает свой стиль общения.

Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности.

Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников.

Возможно также получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее, архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или участниками тех или иных событий. На основе полученных сведений составляется справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать, перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь.

Вся документация, составленная во время поисково-исследовательской деятельности (дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, фиксация фотодокументов), представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых различным способами отражены сведения по одной и той же теме.

В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.

Подводя итог можно сделать следующие выводы:
1. В нашем школьном музее мы принципиально отказываемся от работ описательного характера, нацеливая учеников на проблемные, историографические исследования.
2. Нет ни одной исторической проблемы, которая в современной науке может рассматриваться лишь как сугубо историческая: она обязательно соприкасается и описывается политологическими, экономическими, социологическими и другими понятиями и категориями.
3. Написание исследовательской работы дает ученику возможность представить историю как многогранный процесс, который можно изучать с разных точек зрение..
4. Самостоятельная исследовательская работа формирует понятийный аппарат ученика, готовит к более осознанному изучению других наук об обществе, таких, как культурология, политология, социология, экономика.

5. Написание исследовательской работы даёт старшекласснику возможность убедиться в том, что знания, полученные на уроках - это не мёртвый груз, с которым непонятно что надо делать, а средство для понимания событий и явлений, которые происходят в современном мире.
Поэтому исследовательская деятельность в нашем школьном музее обширна, многогранна и глубока. Кроме того, она является необходимым элементом учебно-воспитательного процесса нашей школы.

В этом учебном году уже четвёртый год подряд школа принимает участие в международной акции «Музейная ночь – 2013». В рамках данной акции прошла литературно-музыкальная композиция «Сквозь весь огонь – Сказание о 80-ой гвардейской». Мы приняли участие во всероссийском проекте «Бессмертный полк», «Вахта Памяти», в краевой акции «Зажгите свечу в нашу Память». В рамках школы прошли мероприятия: «Дети войны», «Солдаты локальных войн», «Годы, опалённые войной»; экскурсии; заочный тур «Знатоки школьного музея».
Участие в проектах, акциях, конкурсах.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская деятельность школьного музея – приоритетное направление. Анализ работы школьного музея за 2012-2013 гг iconПрограмма работы школьного историка краеведческого музея «Активисты школьного музея»
...

Исследовательская деятельность школьного музея – приоритетное направление. Анализ работы школьного музея за 2012-2013 гг iconВ октябре состоялся юбилей школьного музея имени Н. Клюева
Ведущей праздника была Сидорова С. А., заместитель директора школы по воспитательной работе. Поздравляем погребняк галину николаевну,...

Исследовательская деятельность школьного музея – приоритетное направление. Анализ работы школьного музея за 2012-2013 гг iconОтчёт о деятельности школьного музея боевой славы 29гвкиап 2010-2011
Продолжая традиции школьного музея боевой славы и в этом отчетном учебном году основной целью работы музея было формирование патриотического...

Исследовательская деятельность школьного музея – приоритетное направление. Анализ работы школьного музея за 2012-2013 гг icon«Программа деятельности школьного краеведческого музея»
Выполнению этой задачи способствует программа деятельности школьного краеведческого музея. Школьный краеведческий музей обладает...

Исследовательская деятельность школьного музея – приоритетное направление. Анализ работы школьного музея за 2012-2013 гг iconСценарий агитбригады по краеведению «Один день и жизни директора школьного музея»
Голос за кадром: Средняя школа №20-ая представляет вашему вниманию короткометражную постановку «Один день из жизни директора школьного...

Исследовательская деятельность школьного музея – приоритетное направление. Анализ работы школьного музея за 2012-2013 гг iconКомплексная программа развития Школьного музея Боевой и Трудовой...
Данный проект направлен на развитие краеведческого музея Староладожской школы, имеет огромное значение в деле воспитания и формирования...

Исследовательская деятельность школьного музея – приоритетное направление. Анализ работы школьного музея за 2012-2013 гг icon«Герои Отечественной войны 1812 года»; «Сталинградская битва»; «Курская...
Формирование состава школьного актива музея. (Детского объединения «Содружество»)

Исследовательская деятельность школьного музея – приоритетное направление. Анализ работы школьного музея за 2012-2013 гг iconАнализ работы школьного методического объединения учителей гуманитарного...
В 2012-2013 учебном году работа школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла проводилась согласно плану в соответствии...

Исследовательская деятельность школьного музея – приоритетное направление. Анализ работы школьного музея за 2012-2013 гг iconПубличный доклад о состоянии и результатах деятельности школы
Результаты работы школьного исторического музея имени Доровских А. И. стр

Исследовательская деятельность школьного музея – приоритетное направление. Анализ работы школьного музея за 2012-2013 гг iconПлан работы клуба русского языка «Жар Птица» на I семестр 2011-2012 уч года Серебренников Н. В
Прогулка от музея истории Томска (ул. Бакунина, 3) до литературного музея (ул. Шишкова, 10)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница