«И упало каменное слово…»




Скачать 171.18 Kb.
Название«И упало каменное слово…»
Дата публикации28.05.2014
Размер171.18 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > История > Урок
ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»

Учитель русского языка и литературы Титова Анна Борисовна

«И упало каменное слово…»

Мастерская творческого письма по «Реквиему» Анны Ахматовой для 11 класса.

Тип мастерской: комбинированная мастерская построения знаний, творческого письма и ценностных ориентаций

Цель урока: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой; показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

Задачи:образовательные:

практические:

  • актуализация знаний об эпохе и влиянии её на судьбу и творчество Анны Ахматовой,

  • сравнительная характеристика музыкального и поэтического реквиема,

  • анализ поэтического текста

теоретические: изобразительно-выразительные средства поэзии

воспитательные: воспитание уважения к чувствам другого человека, сопереживания, патриотического чувства, примера гражданского мужества.

развивающие:

  • развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением.


Оборудование: музыкальное сопровождение - «Реквием по мечте» Моцарта, музыка из фильма «Реквием по мечте», текст «Реквиема» А.Ахматовой, материалы для сообщений учащихся, презентация по теме урока.

Нет, и не под чуждым небосводом,
        И не под защитой чуждых крыл, —
        Я была тогда с моим народом,
        Там, где мой народ, к несчастью, был.
А.А.Ахматова

1. Объясните, как вы понимаете слово «реквием». Какие ассоциации у вас возникают? (3 минуты) (Слайды 2,3,4)

2.История реквиема Моцарта (Приложение 2)

3. «Реквием по мечте» Моцарта (Приложение 3). Дополните поток слов, мыслей, ассоциаций, возникающих у вас во время звучания музыки. (3 минуты). Записанные слова учащиеся читают по своему желанию вслух, стараясь избегать повторов, и дополняют или уточняют записи.

5. История создания «Реквиема» Ахматовой (Приложение 4, слайд 5)

6. Чтение «Реквиема» по частям (по тексту или наизусть) (Приложение 5):

Выявление силы настроения, силы замысла (исторические, временные рамки, география повествования , библейские мотивы (слайд 6), фольклорное начало – (слайд 7), силы слова (многоголосие поэмы, изобразительно-выразительные средства и синтаксические конструкции –слайд 8 ) Задание : выделить самые значимые, привести примеры и определить роль (по цепочке, не повторяясь) (Приложения 6-7 являются предварительным домашним заданием)

7.О чем можно написать реквием? Предложите варианты (реквием по мечте, реквием по прошлому России, реквием по дворянству, реквием по рыцарям, реквием по справедливости, реквием по русскому характеру, реквием по русской природе, реквием по дружбе, реквием по настоящей любви).

9. О чём хотели бы написать реквием вы? Создание текста своего реквиема. С согласия авторов читаем вслух созданные тексты.

10. Творческое задание на дом: В «Реквиеме» Ахматовой, по мнению Евгения Евтушенко, «слышатся и Лермонтов, и Тютчев, и Блок, и Некрасов и – особенно в финале - Пушкин. Вся лирическая классика волшебно соединилась в этой, может, самой крошечной на свете великой поэме». Найдите эти строки. Докажите свой выбор. Оцените выбор Ахматовой – слайд 9.
В качестве дополнительного материала к уроку прилагаются: Текст поэмы (см. Приложение 5), «Тест - изобразительно-выразительные средства поэмы «Реквием» (Приложение 7)
^ Приложение 2.Вольфганг Амадей Моцарт. Реквием. История создания

В июле 1791 года Моцарт, всеевропейски прославленный музыкант, член Болонской Академии и кавалер Ордена Золотой шпоры, автор многочисленных симфоний, опер «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», напряженно работал над «Волшебной флейтой». Чувствовал себя он очень плохо: мучили непонятные боли, слабость.

Однажды вечером его навестил незнакомец, одетый во все черное. Он заказал Реквием — заупокойную мессу. Заказчик оставлял гонорар и срок выполнения заказа на усмотрение композитора, предложил хороший задаток, но имени своего не сообщил. Моцарт согласился: измотанный постоянным безденежьем, крайне непрактичный в житейских вопросах, он не мог отказаться. Сразу началась работа. Но композитор не мог избавиться от мысли, что заупокойную мессу он пишет для самого себя. Сохранилось его письмо, в котором болезненное состояние отражено с трагической силой: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает и требует работы от меня. Я продолжаю писать, ибо сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие. Больше мне нечего бояться. Чувствую — мое состояние подсказывает мне это, — мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств. Я перестаю радоваться своему таланту. А как прекрасна была жизнь! Ее начало сулило великолепные перспективы. Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной. Вена, 7 сентября 1791 года».

Непонятная болезнь с каждым днем усиливалась. Несмотря на это, Моцарт работал крайне напряженно. Страдания становились все сильнее. Когда силы совершенно оставляли композитора, он диктовал своему ученику Францу Зюсмайеру, жившему в его доме. В первых числах декабря была написана Lacrimosa. Вечером 4 декабря собравшиеся у постели больного друзья спели ее. Моцарт исполнял партию альта, но разрыдался и не смог продолжать. На следующий день его не стало. Последний написанный им номер — Hostias. Остальные номера Реквиема, Sanctus (Свят, свят Господь Бог Саваоф), Benedictus (Благословен грядущий во имя Господне) и Agnus Dei (Агнец Божий, несущий все грехи мира, даруй Ты им упокой), дописаны Зюсмайером. «Смерть застигла его во время работы над Реквиемом, — вспоминал Зюсмайер. - Он очень часто обсуждал со мною разработку этого произведения и сообщил мне весь ход работы и основы инструментовки. Я могу лишь мечтать о том, чтобы знатоки хотя бы кое-где нашли следы его бесподобных поучений, тогда моя работа в какой-то мере удалась».Премьера Реквиема состоялась 14 декабря 1793 года в Вене, в церкви Цистерцианцев.

Через несколько лет стало известно имя таинственного заказчика: это был некий граф Вальзег, меломан-любитель, имевший обыкновение покупать чужие сочинения и выдавать их за свои. Реквием ему был нужен, чтобы почтить память покойной жены, и в начале XIX века, когда в печати появилось сообщение о предстоящем издании Реквиема, он потребовал у вдовы Моцарта «возмещения убытков»!

^ Приложение 4. История создания поэмы «Реквием»

Три странички в «Роман-газете». Такое трагическое, моцартовское название - «Реквием». Более четверти столетия умалчивали об этом произведении.

Ахматову представляли утончённой, изысканной, какой-то летящей, несколько высокомерной. Изысканностью, даже литературным снобизмом веяло от её первых сборников лирики. Хотя образованность и воспитание, принадлежность к интеллектуальной элите и любовь Гумилёва – всё это и определило её судьбу, судьбу её сына и темы её творчества.

Поэма «Реквием» вырастала четверть столетия, рождаясь из боли и страданий, из коротких заметок личного дневника, из долгих раздумий, из отчаянных рыданий и спокойных, твёрдых строк поэтического завещания. А жизнь её автора, перерастая, выходя за рамки конкретной биографии реальной Анны Ахматовой, стала строками истории страны, выходящими корнями из глубокой древности.

Анне Андреевне Ахматовой пришлось многое пережить. Страшные годы, изменившие всю страну, не могли не отразиться и на её судьбе. Поэма «Реквием» явилась свидетельством всего, с чем пришлось столкнуться поэтессе.Настоящий поэт не может оставить без внимания ни одной детали или явления окружающей жизни. Всё находит своё отражение в стихах: и хорошее, и трагическое. Поэма «Реквием» заставляет задуматься о судьбе гениальной поэтессы, которой пришлось столкнуться с ужасающей катастрофой.

Анна Ахматова сама не была непосредственной жертвой репрессий второй половины 30-х годов. Однако её сын и муж неоднократно арестовывались и провели долгие годы в тюрьмах и лагерях (супруг Ахматовой там погиб). Эти страшные годы Ахматова запечатлела в «Реквием». Поэма - это действительно реквием по погибшим в волнах сталинского террора.

В основу поэмы легли факты личной биографии: 22 октября 1935 года сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва Лев Николаевич Гумилёв был арестован. Студент исторического факультета ЛГУ был брошен в тюрьму как «участник антисоветской террористической группы». В этот раз Ахматовой удалось вырвать сына из тюрьмы довольно быстро: уже в ноябре он был освобождён из-под стражи. Для этого ей пришлось обратиться с письмом к Сталину.

Во второй раз Л. Н. Гумилёв был арестован в марте 1938 года и приговорён к десяти годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В 1949 году Льва арестовывают в третий раз, приговаривают к расстрелу, который заменяют потом ссылкой.Вина Л.Н. Гумилёва ни разу не была доказана. В 1956 и 1975 годах его полностью реабилитировали (по обвинениям 1938 и 1949 годов), было, наконец «установлено, что Л.Н. Гумилёв был осуждён необоснованно».

Аресты 1935 и 1938 годов Анна Андреевна рассматривала как месть властей за то, что Лев был сыном Н.С. Гумилёва.Арест 1949 года, по - мнению А. Ахматовой, был следствием печально известного постановления ЦК 1946 года, теперь сын сидел из-за неё.

Пережитое Анной в эти годы нашло отражение не только в «Реквиеме», но и в «Поэме без героя», и в цикле «Черепки», и в ряде лирических стихотворений разных лет.Однако было бы неверным сводить содержание поэмы «Реквием» только к семейной трагедии. «Реквием» - это воплощение народного горя, народной трагедии, это крик «стомильонного народа», которому выпало жить в то время.

Анна Ахматова чувствовала себя в неоплатном долгу перед теми, с кем стояла в тюремных очередях, с кем «вместе бедовала» и «в ногах валялась у кровавой куклы палача».

Почти весь «Реквием» написан в 1935 - 1940 гг., раздел «Вместо Предисловия» и «Эпиграф» помечены 1957 и 1961 г. Поначалу он был задуман как лирический цикл и лишь позднее был переименован в поэму. Первые наброски относятся к 1934 году, наиболее интенсивно Анна Ахматова работала над поэмой в 1938 - 1940 годах. Но тема не отпускала её, и в 60-е годы Ахматова продолжала вносить отдельные строфы в поэму.При жизни А.А. Ахматовой в нашей стране «Реквием» напечатан не был, хотя в 60-х годах был широко распространён среди читателей в «самиздатовских» списках.

В 40 - 50-х годах рукописи «Реквиема» Анна Андреевна сжигала после того, как прочитывала стихи людям, которым доверяла. Поэма существовала только в памяти самых близких, доверенных лиц, заучивавших строфы наизусть.

Лидия Чуковская, автор «Записок об Анне Ахматовой», приводит такие свидетельства из своих дневников тех лет: «Длинный разговор о Пушкине: о Реквиеме в «Моцарте и Сальери». Пушкин ни причём, это шифр. В действительности А. А. показала мне в тот день свой, на минуту записанный, «Реквием», Чтобы проверить, всё ли я запомнила наизусть» (31 января 1940 г.) «А. А. записала - дала мне прочесть - сожгла над пепельницей «Уже безумие крылом» - стихотворение о тюремном свидании с сыном» (6 мая 1940 г.).

В 1963 году один из списков поэмы попал за границу… там впервые «Реквием» опубликовали полностью. Борис Зайцев: «На днях получил из Мюнхена книжечку стихотворений, 23 страницы, называется «Реквием»… Эти стихи Ахматовой – поэма, дошло это сюда из России, печатается «без ведома и согласия автора» - заявлено на 4-й странице, перед портретом. Издано «Товариществом Зарубежных Писателей».Можно ль было предположить тогда, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль - женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих - жёнах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых? Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое? Воистину «томов премногих тяжелей». Написано двадцать лет назад. Останется навсегда безмолвным приговором зверству». (Париж, 1964 г.)Поразительно точно определено Борисом Зайцевым «величие этих 23 страничек», окончательно утвердивших за Ахматовой звание истинно народного поэта.

В России «Реквием» полностью был опубликован лишь в 1987 г. в журналах «Октябрь» № 3, «Нева» № 6. К столетнему юбилею со дня рождения А. А. Ахматовой вышло сразу несколько изданий её сочинений, включавших поэму «Реквием». В настоящее время поэма входит в школьную программу.



^ Приложение 5.РЕКВИЕМ

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.1961

^ Вместо предисловия.

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

- А это вы можете описать? И я сказала:

- Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. 1 апреля 1957, Ленинград

Посвящение

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними "каторжные норы"

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат -

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

Подымались как к обедне ранней,

По столице одичалой шли,

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже, и Нева туманней,

А надежда все поет вдали.

Приговор... И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идет... Шатается... Одна...

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный свой привет. Март 1940

Вступление

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском качался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки,

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

1 Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки,

Смертный пот на челе... Не забыть!

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.[Ноябрь] 1935, Москва

2. Тихо льется тихий Дон,

Желтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень,

Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.1938

3. Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось,

Пусть черные сукна покроют,

И пусть унесут фонари... Ночь.1939

4. Показать бы тебе, насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случится с жизнью твоей -

Как трехсотая, с передачею,

Под Крестами будешь стоять

И своею слезою горячею

Новогодний лед прожигать.

Там тюремный тополь качается,

И ни звука - а сколько там

Неповинных жизней кончается... 1938

5. Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

И только пыльные цветы,

И звон кадильный, и следы

Куда-то в никуда.

И прямо мне в глаза глядит

И скорой гибелью грозит

Огромная звезда.1939

6.Легкие летят недели,

Что случилось, не пойму.

Как тебе, сынок, в тюрьму

Ночи белые глядели,

Как они опять глядят

Ястребиным жарким оком,

О твоем кресте высоком

И о смерти говорят.Весна 1939

7.Приговор

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

А не то... Горячий шелест лета,

Словно праздник за моим окном.

Я давно предчувствовала этот

Светлый день и опустелый дом.

[22 июня] 1939, Фонтанный Дом

^ 8.К смерти. Ты все равно придешь - зачем же не теперь?

Я жду тебя - мне очень трудно.

Я потушила свет и отворила дверь

Тебе, такой простой и чудной.

Прими для этого какой угодно вид,

Ворвись отравленным снарядом

Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,

Иль отрави тифозным чадом.

Иль сказочкой, придуманной тобой

И всем до тошноты знакомой,-

Чтоб я увидела верх шапки голубой

И бледного от страха управдома.

Мне все равно теперь. Клубится Енисей,

Звезда Полярная сияет.

И синий блеск возлюбленных очей

Последний ужас застилает.

19 августа 1939, Фонтанный Дом

9. Уже безумие крылом

Души накрыло половину,

И поит огненным вином

И манит в черную долину.

И поняла я, что ему

Должна я уступить победу,

Прислушиваясь к своему

Уже как бы чужому бреду.

И не позволит ничего

Оно мне унести с собою

(Как ни упрашивай его

И как ни докучай мольбою):

Ни сына страшные глаза -

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья,

Ни милую прохладу рук,

Ни лип взволнованные тени,

Ни отдаленный легкий звук -

Слова последних утешений.

4 мая 1940, Фонтанный Дом

10. Распятие

Не рыдай Мене, Мати,

во гробе зрящия.

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: "Почто Меня оставил!"

А матери: "О, не рыдай Мене..." 1938

___

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

1940, Фонтанный Дом

ЭПИЛОГ

I

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках,

Как локоны из пепельных и черных

Серебряными делаются вдруг,

Улыбка вянет на губах покорных,

И в сухоньком смешке дрожит испуг.

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною,

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеною.

II

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой,

Сказала: "Сюда прихожу, как домой".

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего поминального дня.

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем - не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век

Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.


Приложение 7. Тест «Изобразительно-выразительные средства «Реквиема» Анны Ахматовой»

1.Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл…

2.Там встречались, мертвых бездыханней…

3. Но идет... Шатается... Одна...

4. Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

5.Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

6.И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки.

7.Под кремлевскими башнями выть.[Ноябрь] 1935, Москва

Тихо льется тихий Дон.

8. Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

9. Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось,

Пусть черные сукна покроют,

И пусть унесут фонари... Ночь.

10.Показать бы тебе, насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случится с жизнью твоей.

11. Под Крестами будешь стоять

И своею слезою горячею

Новогодний лед прожигать.

12.Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

13. Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

14. Легкие летят недели,

Что случилось, не пойму.

Как тебе, сынок, в тюрьму

Ночи белые глядели.

15. У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

16. А не то... Горячий шелест лета,

Словно праздник за моим окном.

Я давно предчувствовала этот

Светлый день и опустелый дом.

17.Иль сказочкой, придуманной тобой

И всем до тошноты знакомой,-

Чтоб я увидела верх шапки голубой

И бледного от страха управдома.

18.Уже безумие крылом

Души накрыло половину,

И поит огненным вином

И манит в черную долину.

19.Ни сына страшные глаза -

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья,

Ни милую прохладу рук,

Ни лип взволнованные тени,

Ни отдаленный легкий звук -

Слова последних утешений.

20.Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках.

21.И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною,

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеною.

22.Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас…

23.Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

25. Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня




Приложение 6.«Реквием» Анны Ахматовой



Название

Пример

1

Аллегория




2

Анафора




3

Антитеза




4

Бессоюзие




5

Вводные слова




6

Высокая лексика




7

Гипербола




8

Градация




9

Гротеск




10

Звукопись (аллитерация)




11

Звукопись (ассонанс)




12

Инверсия




13

Ирония




14

Лексический повтор




15

Метонимия




16

Многосоюзие




17

Оксюморон




18

Олицетворение




19

Парцелляция




20

Перифраза




21

Постоянные эпитеты




22

Риторический вопрос




23

Риторическое восклицание




24

Риторическое обращение




25

Ряды однородных членов




26

Сарказм




27

Синекдоха




28

Синонимы




29

Синтаксический параллелизм




30

Сравнение




31

Фразеологизмы




32

Церковная лексика




33

Эвфемизм




34

Эпитет




35

Эпифора







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«И упало каменное слово…» iconЛуис Реннисон « и тогда оно упало мне в руки»
Реннисон, Луис Р39 "…и тогда оно упало мне в руки": бесбашенные, веселые откровения из дневника Джорджии Николсон: [для среднего...

«И упало каменное слово…» icon«А» упало, «Б» пропало Занимательная история опечаток
«"А" упало, "Б" пропало Занимательная история опечаток»: Центрполиграф, Мим-дельта

«И упало каменное слово…» iconПетербургская Государственная Академия Культуры Факультет: «История...
Так поэтично говорит о зодчестве старого города литовский поэт Юстинас Марцинкявичюс в своем стихотворении «Вильнюсский вечер»

«И упало каменное слово…» iconМама – главное слово в нашей судьбе
«Мама». Слово, которое ребенок говорит чаще всего – это слово «мама». Слово, при котором взрослый хмурый человек улыбнется, это тоже...

«И упало каменное слово…» iconПесенки, потешки, загадки, скороговорки
Шляпа лежала на комоде. Котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг...

«И упало каменное слово…» iconКонцерт, посвящённый Дню Матери
День Матери! Мама особое слово, мама главное слово, мама важное слово, мама нежное слово! Это первое слово, которое произносит ребёнок...

«И упало каменное слово…» iconВесенний аромат пьяных девиц осенью
В лужах мокло что попало, также что туда упало: отражения людей, тени всяческих идей, и обертки от конфет, и огрызки от котлет, пачки...

«И упало каменное слово…» iconСценарий праздничного концерта, посвященного дню матери «ее величество мама»
Добрый день, дорогие друзья! На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, теплых, ласковых слов...

«И упало каменное слово…» iconЗаседание кружка «Чудо-слово»
Учитель: Вы никогда не задумывались, почему наш кружок называется «Чудо-слово»? Как вы понимаете название? Что такое, по-вашему,...

«И упало каменное слово…» iconПоложение о проведении школьного конкурса творческих публицистических...
«Слово ласковое — мастер дивных див, Слово — полководец человечьей силы»(В. В. Маяковский)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница