Методическая разработка урока Тема : Нравственные уроки в рассказе Александра Викторовича Костюнина




НазваниеМетодическая разработка урока Тема : Нравственные уроки в рассказе Александра Викторовича Костюнина
Дата публикации28.04.2014
Размер77.9 Kb.
ТипМетодическая разработка
www.lit-yaz.ru > История > Методическая разработка
Методическая разработка урока
Тема: Нравственные уроки в рассказе Александра Викторовича Костюнина «Рукавичка».

Цели:

  1. Познакомить обучающихся с творчеством Александра Викторовича Костюнина, обратить их к нравственным проблемам рассказа.

  2. Формировать нравственные основы добра, отзывчивости, прощения.

  3. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и жизнь окружающих людей.

«О, моё детство, чистота моя»

А.П.Чехов.
Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя о теме урока, о творчестве Александра Викторовича Костюнина.

Преподаватель обращает внимание обучающихся на эпиграф к уроку.

Беседа:

  • Что такое эпиграф?

(Запись в тетрадях – определение эпиграфа по Толковому словарю русского языка). Короткий текст (обычно цитата откуда-н., пословица, изречение и т.п.), помещаемый автором впереди своего произведения или его отдельной части, и придающий своеобразное освещение основной идее произведения.

  • Как вы понимаете содержание эпиграфа к уроку?

^ Слова А.П.Чехова обращают нас к воспоминаниям о детской поре, чистому, открытому восприятию жизни в эту пору.

  1. Слово учителя.

…И деревянная ограда,

Тень и прохлада палисада,

И ярко освещённый двор,

Почти дотла сожжённый солнцем,

И в старых ставенках оконце

Я помню, помню до сих пор.
Так памятно и сердцу мило…

И почему всё не затмило,

Забвеньем не заволокло?..

И до сих пор – тоской щемящей

И болью сердца настоящей –

Двор, клёны, ставенки, стекло…

Это мои воспоминания. Стихи эти я написала, когда мне было уже за 50… Почему-то так дорого сердцу то, что окружало меня в давнюю пору детства.

Мир детства всегда в нашей памяти. И сегодня я вслед за Александром Костюниным повторяю, почти дословно, слова из его рассказа:

^ Столько лет прошло.

Повседневные заботы, реже радости полупрозрачной дымкой затягивают детство. Годы наслаиваются как-то незаметно, точно древесные кольца. С каждым новым слоем вроде бы ничего не меняется, а разглядеть глубь труднее. И только причудливым капом на гладком стволе памяти, ядовитым грибом или лечебной чагой выступают из прошлого лица, события, символы…

Какие лица, события, символы выступят из вашего прошлого ядовитым грибом?.. какие – лечебной чагой?..



  1. Чтение эпиграфа к рассказу «Рукавичка». ( Запись на экране).

…Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осуждён, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам.

И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился.

^ Евангелие от Матфея

Беседа:

  1. Эпиграф придаёт «своеобразное освещение основной идее произведения». Кто-то из вас уже прочитал рассказ «Рукавичка» дома, кто-то ещё не знает содержания рассказа. Обращаюсь к тем, кто не читал: можете ли вы предположить, о чём рассказ?..

(О предательстве, предаётся что-то святое, чистое…)

  1. Какова композиция рассказа «Рукавичка»?

(Рассказ делится на две части: в первой – воспоминание о давнем событии (Юрка Гуров украл рукавичку), во второй – горькое настоящее (Юра Гуров у себя в сарае повесился).


  1. ^ Чтение первой части. Анализ эпизода «Случай с рукавичкой».

Записи в тетради и на доске (экране).


^ В кабинете уроков труда

Комментарии

Как стайка взъерошенных воробьёв, мы, смущаясь и неловко суетясь, расселись по партам. Сидим тихо, пилькаем глазёнками

Ребята слегка растерянны, смущены новой остановкой. Внимательны. В ожидании нового.

Мы, нетерпеливо перегибаясь через чужую голову, разглядывали это чудо с завистью, пока оно на соседней парте, и с удовольствием, сколь можно дольше, на полных правах рассматривали диковинку, когда она попадала нам в руки

Всё говорит об интересе к чудо-альбому, об удовольствии, которое испытывают дети, наблюдая за прекрасным.

Звонок прогремел резко. Нежданно.

Урок закончился.

Наречия подчёркивают интерес ребят –

Звонок некстати, урок закончился слишком быстро.

Оглядываясь на альбом, мы в полном замешательстве покинули класс.

Дети ошеломлены чудом, которое им неожиданно открылось.


Учитель: Согласитесь, в нашем воображении появляются удивлённые чудом детские лица. Мы видим чистые детские взоры. Читая этот фрагмент рассказа, я вспомнила слова А.П.Чехова «О, моё детство, чистота моя». Вспомнила и другие, прочитанные когда-то мною в повести Александра Нежного «Проросшее семя». Помню, как задело за живое размышление Саши Васильева, героя названной повести: «…что вообще делается с людьми, если лишь самая малая часть сохраняет в зрелости отблеск чистого и трогательного облика своего детства?». Я, бывало, подобно герою повести Нежного, порой наблюдала, как напротив меня усаживается пяти-шестилетний «отрок», из глаз которого сияющим потоком льётся, (кажется – на весь мир!) ангельский свет. И размышляла: как совершается в человеке чудовищная подмена? куда и почему исчезает этот чистый свет?..

Как исчезает этот чистый свет детских душ в рассказе А.В.Костюнина?

  1. Чтение и анализ эпизода «На уроке Аллы Ивановны».




Дети

Алла Ивановна

Ребята, робея, вставали из-за парты и, понурив голову, выдавливали одно и то же: «Я не брал, Алла Ивановна».


Повисла недобрая пауза. Алла Ивановна цепким взглядом прошлась по каждому и стала по очереди опрашивать.

Светка Кондроева, вернувшись к парте, подняла с пола свой ранец. Цепляясь лямками за выступы, не мигая уставившись на учительницу, она безвольно стала к ней приближаться.

Так, хорошо, – зло процедила наша учительница, – мы всё равно найдём

Кондроева, опустив голову, молча плакала.

– Живей давай! Как совершать преступление, так вы герои. Умейте отвечать.

Светка безропотно начала стягивать штопаную кофтёнку. Слёзы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз. Поминутно всхлипывая, она откидывала с лица косички… Светка стояла босая на затоптанном школьном полу перед всем классом и, не в силах успокоить свои руки, теребила в смущении байковые панталончики.

– Раздевайся! – хлёстко скомандовала Алла Ивановна.

Ребят раздевали до трусов одного за другим. По очереди обыскивали. Больше никто не плакал. Все затравленно молчали, исполняя отрывистые команды.




Юрка стал раздеваться. Снял свитер, не развязывая шнурков, стащил стоптанные ботинки, затем носки и, неожиданно остановившись, разревелся в голос.

Как она у тебя оказалась? Как?!! – зло допытывалась Алла Ивановна, наклонившись прямо к Юркиному лицу. – Как?! Отвечай!..


Юркины губы мелко дрожали. Он старался не смотреть на нас.

Класс напряжённо молчал.

Ты украл её. Вор!

Он был всегда один. Юрку не били. Его по-человечески унижали.

Плюнуть в Юркину кружку с компотом, высыпать вещи из портфеля в холодную осеннюю лужу, закинуть шапку в огород – считалось подвигом. Все задорно смеялись. Я не отставал от других. Биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх.

«Вор» – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком.

Он стал изгоем.

Никто из старших братьев никогда не приходил в класс и не защищал его


Как исчезает этот чистый свет детских душ в рассказе А.В. Костюнина?

Вывод: Наверно, Алла Ивановна и учительница по домоводству считали, что поступают верно – как-то надо научить детей не красть! Необходимо научить! Но почему же не научили? И если чему-то научили преподанным уроком, то чему? Мы видим плачевный итог. Зло, скрывшееся под ложной маской справедливости, уничтожает добро. Дети, привычно доверяющие учительнице (а психологи считают, что в таком возрасте авторитет учителя выше родительского), решили, что все правильно: Юрка должен быть наказан. Да что дети! «Вор» – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье», - пишет автор.
Почему мы, люди, так часто оказываемся духовно несостоятельными, слепыми? Почему герой рассказа прозрел только тогда, когда узнал о смерти своего одноклассника? И почему вспомнил о предательстве Иуды? Себя почувствовал предателем?..

^ Я остро, до боли, вспомнил библейский сюжет: Иисус не просто от начала знал, кто предаст Его. Только когда Наставник, обмакнув кусок хлеба в вино, подал Иуде, только «после сего куска и вошёл в Иуду сатана». На профессиональном милицейском жаргоне это называется «подстава».

  1. ^ Слово учителя:

В книге православного священника Святителя Василия, епископа Кинешминского, мы находим комментарий библейской истории о предательстве Иуды. – Почему так строго православная совесть осуждает предательство Иуды? – спрашивает автор. И отвечает: от его предательства пострадал наш Искупитель. Но помимо этого – неумение усвоить и оценить возвышенное учение Христа. Иудой правило ожидание того, что Равви сделается могущественным царём Иудейским (этого желал весь еврейский народ), Иуда рассчитывал в новом царстве занять не последнее место. «Любить Бога только как Бога, только потому, что Он есть Высшее Добро, Высшая Правда и Высшая Красота, - на это способны были лишь немногие… Но самое возмутительное в преступлении Иуды, с чем никак не может примириться человеческая совесть, это его лицемерие, низость и лживость его души. Носить маску преданности и любви и в то же время готовить предательство…, принять из Его рук преломленный хлеб, залог любви и доверия…, спрашивать: «кто Тебя предаст? Не я ли, Господи?» Хуже, гнуснее этого лицемерия вряд ли что можно представить». В чёрной душе предателя нет ни тени сознания того, что он делает дурно.

Кто «подставил» Иуду? Ответ однозначен – сатана. Тот, которому он вверил себя, отказавшись от Высшего Добра, Высшей Правды и Высшей Красоты. В заключении рассказа мы читаем процитированное автором Евангелие от Луки: «…На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Иисус не просто от начала знал, кто предаст Его. Он до последнего ждал покаяния Иуды, давал ему этот шанс покаяния, которым Иуда так и не воспользовался.

Да и мы сами разве не предаём Христа? Чем? – спросите вы. Нося имя христиан, мы часто поступаем не по-христиански.

Это внутренне предательство осознано героем рассказа, вот почему вспоминается ему после известия о том, что «Юра Гуров у себя в сарае повесился», эта история с рукавичкой. История, свидетельствующая, как часто в человеческой жизни истина путается с ложью, добро оказывается злом, губящим человеческие души.

Размышляя о современности, я часто вспоминаю удивительные по духовной глубине слова Ф.М. Достоевского, которые прочла однажды, чтобы запомнить навсегда: «Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад свой и взошло всё, что могло взойти, но взращённое живёт и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным; если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взращённое в тебе». Пожалуй, главная причина – в нас, отказывающихся от Высшего Добра, Высшей Правды и Высшей Красоты, теряющих это великое чувство соприкосновения, о котором пишет Ф.М.Достоевский.

VIII. Домашнее задание: сочинение «Нравственные уроки в рассказе А. В. Костюнина «Рукавичка».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока Тема : Нравственные уроки в рассказе Александра Викторовича Костюнина iconМеждународный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям...
Номинация: методическая разработка «Урок-беседа «Остановись, мгновенье!», или «Право выбора» по рассказам А. В. Костюнина

Методическая разработка урока Тема : Нравственные уроки в рассказе Александра Викторовича Костюнина iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература»
Данная методическая разработка составлена для проведения урока по дисциплине «Литература» (тема «Литературные течения поэзии русского...

Методическая разработка урока Тема : Нравственные уроки в рассказе Александра Викторовича Костюнина iconМетодическая разработка урока по английскому языку "Tea Party"
Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Святого Валентина стр. 5

Методическая разработка урока Тема : Нравственные уроки в рассказе Александра Викторовича Костюнина iconМетодическая разработка урока по русскому языку в 10 классе гуманитарного...
Методическая разработка урока по русскому языку в 10 классе гуманитарного отделения

Методическая разработка урока Тема : Нравственные уроки в рассказе Александра Викторовича Костюнина iconМетодическая разработка урока в 9 «А» классе, тема урока «Права человека»,...

Методическая разработка урока Тема : Нравственные уроки в рассказе Александра Викторовича Костюнина iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...

Методическая разработка урока Тема : Нравственные уроки в рассказе Александра Викторовича Костюнина iconАлександра Костюнина «Афганские очерки»
Текст «Афганских рассказов» А. Костюнина, рисунки детей, фотографии, презентация «Географическое положение Афганистана», презентация...

Методическая разработка урока Тема : Нравственные уроки в рассказе Александра Викторовича Костюнина iconМетодическая разработка урока с использованием компьютера. Предмет...
По итогам экспертизы уроку присвоена 2 категория эффективности. (Диплом) Урок представлен на 2 региональный конкурс методических...

Методическая разработка урока Тема : Нравственные уроки в рассказе Александра Викторовича Костюнина iconМетодическая разработка классного часа Тема: Навеки перед нами подвиг твой
Методическая разработка предназначена для обмена опытом в проведение классных часов, посвященных Великой Отечественной войне

Методическая разработка урока Тема : Нравственные уроки в рассказе Александра Викторовича Костюнина iconРазработка урока по географии по теме "Гидросфера"
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница