Конспект урока русского языка подготовка к сочинению в жанре «впечатление о картине». (По картине И. К. Айвазовского, И. Е. Репина «Прощай, свободная стихия!») 9 класс. Учебный комплекс




НазваниеКонспект урока русского языка подготовка к сочинению в жанре «впечатление о картине». (По картине И. К. Айвазовского, И. Е. Репина «Прощай, свободная стихия!») 9 класс. Учебный комплекс
Дата публикации09.03.2014
Размер74.5 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > История > Урок
МОУ «Кологривская средняя школа».


КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Подготовка к сочинению в жанре

«впечатление о картине». (По картине И.К. Айвазовского, И.Е. Репина «Прощай, свободная стихия!»)
9 класс.

Учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой.


Учитель: Панова Н.В.

2005 год.

Цель урока: сформировать умения создавать сочинение в жанре «впечатление о

картине».

Задачи:

1)образовательные

-актуализировать знания учащихся о жанре «впечатление о картине», полученные на прошлом уроке;

-познакомить с историей создания картины;

-соотнести эпизоды творчества Айвазовского и Репина с личностью А.С. Пушкина, показать значимость личности Пушкина для каждого из художников;

-соотнести картину и элегию Пушкина «К морю»;

2)развивающие

-совершенствовать умения работать с картиной, оперировать понятиями: пространство, сюжет, персонажи, цветовая гамма, идея, тема, символический смысл картины;

-совершенствовать умения переносить имеющиеся знания в новую ситуацию;

-совершенствовать умения классификации художественных средств в лирическом произведении;

-совершенствовать навыки монологической речи, выразительного чтения;

3)воспитательные

-воспитывать любовь к искусству и литературе;

-совершенствовать эстетический вкус учащихся.
Оформление доски:

-цитаты В.Набокова, А.С.Пушкина, И.К.Айвазовского;

-репродукция картины «Прощай, свободная стихия».
Оборудование:

-компьютер, экран, проектор;

-видеоряд: портрет Репина, его портреты Д.С.Менделеева, Мусоргского, картина «Пушкин на лицейском экзамене», автопортрет Айвазовского, 3 морских пейзажа, картины из цикла «Пушкин на берегу Чёрного моря», картина «Прощай, свободная стихия», слайд с описанием истории создания картины «Прощай, свободная стихия», слайд с текстом элегии Пушкина «К морю»;

-магнитофон, запись «Прелюдии» Рахманинова.

Предварительная подготовка:

-подготовка индивидуальных сообщений о Репине и Айвазовском;

-подготовка видеоряда;
-подготовка раздаточных материалов (таблица).

^ ХОД УРОКА.

Организационный момент. Запись темы урока.
Метод: репродуктивный.

Приём: слово учителя.

Вид деятельности учащихся: слушание.
-«Пушкин – наше всё…солнце русской поэзии», - так писал о поэте В.Г.Белинский. Многие великие люди пытались разгадать феномен личности Пушкина. Репин и Айвазовский не исключение. Каждый из них в своём творчестве обращался к образу великого поэта.

Давайте вспомним некоторые моменты жизни и творческого пути этих художников.
Приём: индивидуальное сообщение подготовленных учащихся с одновременной демонстрацией видеоряда.

Вид деятельности: слушание и просмотр видеоряда.
И.Е.Репин родился в городе Чугуеве Харьковской губернии. Он поступил в топографическую школу (где учили и чертить, и рисовать), затем обучался у местного художника, который делал росписи в церкви. Будучи учеником Репин сам выполнил несколько заказов. На вырученные деньги он поехал учиться в Петербург. Сразу попасть в Академию художеств ему не удалось, поэтому он поступил в рисовальную школу.

В 1864 году, когда Репин наконец поступил в Академию художеств, он пишет картину, которая принесла ему известность, «Бурлаки на Волге». В 1873 году Репин закончил Академию и как лучший ученик получил возможность съездить за казённый счёт во Францию и Италию.

Художника привлекали не переломные моменты в истории, а ситуации, в которых наиболее полно раскрывались те или иные человеческие чувства и состояния. Поэтому он создаёт жанровые картины, пишет портреты. Особенно его привлекают люди, оставившие заметный след в истории. Пушкина Репин запечатлел на лицейском экзамене, где действительно решилась его поэтическая судьба.
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Дом Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном месте. С террасы дома открывалась панорама на плавную дугу феодосийского залива. Здесь дрейфовали и рыбацкие фелюги, и огромные белокрылые красавцы – боевые корабли Черноморского флота.

В 1833 году Айвазовский поступил в Петербургскую Академию художеств – в пейзажный класс. В 1835 году за этюд «Воздух над морем» ему была присуждена серебряная медаль, а в 1837 – золотая медаль за цикл картин.

А 1839 году художник принял участие в военно-морском походе к берегам Кавказа. После поездки за границу с целью совершенствования таланта Айвазовскому поручен «обширный и сложный заказ» - написать все русские военные порты на Балтийском море, за что ему было присуждено почётное звание художника Главного штаба с правом ношения адмиралтейского мундира.

Айвазовский – художник-романтик и в создании величественных морских пейзажей, и в изображении морских баталий. Он обладал поэтическим складом мышления, ярким воображением, даром импровизации. О себе художник писал: «…Сюжет картины слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём кистью…».

Личность Пушкина была чрезвычайно интересна Айвазовскому. Он создаёт более 20 картин, на которых поэт изображён на фоне Чёрного моря. Когда мы смотрим на морские пейзажи, невольно вспоминаются строки Пушкина.

( Чтение отрывков из стихотворений «Погасло дневное светило», на фоне пейзажей Айвазовского)

- Как же появилась совместная работа Айвазовского и Репина? Обратимся к истории создания картины.
Вид деятельности: самостоятельное чтение содержания слайда, запись тезисов.
- В 1887 году появилась картина «Прощай, свободная стихия».Давайте внимательно всмотримся в картину, постараемся увидеть и услышать то, что видел и слышал великий поэт, попробуем пережить те чувства, которые испытал Пушкин, прощаясь с морем.

В этом нам поможет элегия «К морю» и «Прелюдия» великого русского композитора Рахманинова. Вы можете закрыть глаза, чтобы ощущения были более яркими. (Чтение элегии на фоне музыкального произведения.)
^ Оздоровительная пауза: гимнастика для глаз с целью коррекции зрения после работы с видеорядом.

-Я надеюсь, что впечатление от картины «Прощай, свободная стихия», ставшей шедевром творчества двух великих художников, вы получили. В. Набоков выразил его так: «Плащ, скала, морская пена…». Как выскажет впечатление каждый из вас? Это мы и будем обсуждать.
Метод: поисковый.

Приём: беседа.

Вид деятельности: коллективная устная и письменная работа.
- Любое сочинение сложнее всего начать. Вспомните, какие варианты начала сочинений в данном жанре мы анализировали на прошлом уроке?

--рассказ об истории создания картины;

--впечатление от первой встречи с картиной.

-Исходя из содержания сегодняшнего урока, какие варианты вы можете предложить?

--использование цитат Айвазовского, Набокова ( запись наиболее значимых цитат);

--эпизод из биографии Пушкина, соответствующий этой картине.
-Как вы думает, какой момент жизни поэта запечатлён на картине?

--Южная ссылка (её завершение). Прощание с морем накануне отъезда в Михайловское, следующую ссылку в родовое имение Пушкиных. Поэт тяжело переживал переезд, так как в Михайловском он оставался в полном одиночестве, вне общества, без друзей.

-Обратимся к цитате из письма Пушкина к брату Льву: «Всё, что напоминает мне море, наводит на меня грусть – журчание ручья причиняет мне боль в буквальном смысле слова – думаю, что голубое небо заставило бы меня плакать от бешенства…». Возможно ли использование этой цитаты? Позволяет ли она понять душевное состояние поэта в момент прощания с морем?
Вспомним материал предыдущего урока. Из каких микротем обычно состоит основная часть сочинений в данном жанре? Какие из них мы можем использовать в этом сочинении?

--Два пространства поэмы.

--Действующие лица картины.

--Цветовая гамма, её символика.

--Идея картины.

--Смысл названия картины.



-Это и будет приблизительным планом основной части сочинения.
^ Оздоровительная пауза: несколько упражнений для коррекции осанки.
Приём: работа с таблицей.

Вид деятельности: письменная работа по группам (Учащиеся делятся на 5 групп и по группам готовят вариант заполнения таблицы по одному из пунктов плана, пункт предлагается учителем, используется текст элегии «К морю», материалы учебника Никитиной «Русская речь»).
^ Вариант заполнения таблицы.


План основной части.

Материалы к сочинению.

Два пространства картины.

1.Море
2.Берег.


Главное действующее лицо картины – А.С.Пушкин.


Цветовая гамма, её символика.
Идея картины.
Смысл названия картины.


«Своенравное», величественное, торжественно красивое, живое, олицетворяет свободу, жизнь

Неподвижный, серый, мёртвый, аллегория общества, в котором вынужден жить Пушкин.

Айвазовский использует приём противопоставления – антитезы в изображении двух пространств картины.

Поэт стоит на скале, его плащ треплет ветер, он снял шляпу в знак уважения и прощания с морем. Взгляд Пушкина обращён к морю, в нём – грусть, сожаление, обещание помнить вечно (это, действительно, последняя встреча поэта с морем).

Изображая море, Айвазовский использует спектр красок от светло-зелёного цвета молодой травы до тёмно-синих, почти чёрных тонов. Берег однообразный, серый. Цвет символичен: многообразие красок моря олицетворяют свободу, о которой так мечтал Пушкин.

Море для Пушкина – близкий друг, желанный предел души, прощание с ним – испытание для поэта.

Картина имеет три названия: «Прощай, свободная стихия», «Пушкин у моря», «Прощание Пушкина с морем». Первое содержит идею, следующие – тему.


Проверка работы, выполненной в группах, попутное заполнение таблицы.
^ ИТОГИ УРОКА.

-Сегодня мы с вами готовились к сочинению в жанре «впечатление от картины», познакомились с историей её создания, местом образа Пушкина в творчестве Айвазовского и Репина, обсудили вступлении к сочинению и основные микротемы основной части, составили приблизительный план. Но любой план – это только помощник, а не руководство к действию – вы имеете право на полную свободу творче6ства.

РЕФЛЕКСИЯ.

-Поднимите руку те, кто понял, что и как писать в сочинении.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

-Те, кто в состоянии написать сочинение, работают над черновиком, который отредактируем на следующем уроке. Остальные готовятся к изложению с элементами сочинения по упражнению №

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока русского языка подготовка к сочинению в жанре «впечатление о картине». (По картине И. К. Айвазовского, И. Е. Репина «Прощай, свободная стихия!») 9 класс. Учебный комплекс iconУрок развития речи в 8 а классе Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова
Тема урока: Р. Р. Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова «Ранняя зелень»

Конспект урока русского языка подготовка к сочинению в жанре «впечатление о картине». (По картине И. К. Айвазовского, И. Е. Репина «Прощай, свободная стихия!») 9 класс. Учебный комплекс iconУрок-беседа (2 часа). «Неисчерпаемая жизнь природы»
И. Е. Репина и И. К. Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» (А. С. Пушкин у Черного моря), альбом фотографий М. А. Величко «Пушкинские...

Конспект урока русского языка подготовка к сочинению в жанре «впечатление о картине». (По картине И. К. Айвазовского, И. Е. Репина «Прощай, свободная стихия!») 9 класс. Учебный комплекс iconОбучение сочинению-описанию по картине
Тема урока: Сочинение- описание по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Конспект урока русского языка подготовка к сочинению в жанре «впечатление о картине». (По картине И. К. Айвазовского, И. Е. Репина «Прощай, свободная стихия!») 9 класс. Учебный комплекс iconСочинение по картине И. Е репина «Пушкин на лицейском экзамене» Урок...
А. С. Пушкина; развитие и совершенствование навыков устной и письменной речи; закрепить знания о прилагательных как важного выразительного...

Конспект урока русского языка подготовка к сочинению в жанре «впечатление о картине». (По картине И. К. Айвазовского, И. Е. Репина «Прощай, свободная стихия!») 9 класс. Учебный комплекс iconКонспект урока по развитию речи в 6 классе по теме: «Подготовка к...
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии

Конспект урока русского языка подготовка к сочинению в жанре «впечатление о картине». (По картине И. К. Айвазовского, И. Е. Репина «Прощай, свободная стихия!») 9 класс. Учебный комплекс iconВолшебная сила пейзажа (Подготовка к сочинению-описанию по картине...
Тема урока: Волшебная сила пейзажа (Подготовка к сочинению-описанию по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»)

Конспект урока русского языка подготовка к сочинению в жанре «впечатление о картине». (По картине И. К. Айвазовского, И. Е. Репина «Прощай, свободная стихия!») 9 класс. Учебный комплекс iconТематическое планирование уроков литературы в 8-х класс
Подготовка к домашнему сочинению-описанию по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

Конспект урока русского языка подготовка к сочинению в жанре «впечатление о картине». (По картине И. К. Айвазовского, И. Е. Репина «Прощай, свободная стихия!») 9 класс. Учебный комплекс iconПлан урока развития речи по русскому языку в 8 классе на тему «Сочинение-рассуждение...
«Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему по картине И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»

Конспект урока русского языка подготовка к сочинению в жанре «впечатление о картине». (По картине И. К. Айвазовского, И. Е. Репина «Прощай, свободная стихия!») 9 класс. Учебный комплекс iconКонспект урока литературы «Прощай, свободная стихия»
«свобода», которое связано с миром природы (морем), с миром общественных отношений (история) и миром человеческой души (литература,...

Конспект урока русского языка подготовка к сочинению в жанре «впечатление о картине». (По картине И. К. Айвазовского, И. Е. Репина «Прощай, свободная стихия!») 9 класс. Учебный комплекс iconСочинение по картине в школе одно из эффективных средств развития...
Сегодня у нас необычный урок. Состоится мастер – класс по теме: «Обучение сочинению по картине «Октябрь» Ефима Ефимовича Волкова



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница