Скачать 56.08 Kb.
|
Содержание Изучение нового материалаСвобода – это ответственность. вот почему её так боятся. ( б. шоу) Асоциации . Что такое ответственность. Работа с учебником Работа с текстом. |
Сарапулова В. Л. МКОУ Нижнеиргинская СОШ. valia.sarapulova2011@yandex.ru Урок № 10 «Свобода и ответственность»
Для того, чтобы начать наш разговор проверим домашнее задание :
На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно. А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга. Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….
Вывод: Из ваших жизненных ситуаций видно, что каждый из вас часто оказывается в ситуации морального выбора, и чтобы поступит правильно, добродетельно, обязательно нужно все взвесить, подумать, потом принять решение. ^ Свобода человека всегда связана с ответственностью.
Щенка кормили молоком. Чтоб он здоровым рос. Вставали ночью и тайком К нему бежали босиком — Ему пощупать нос. Учили мальчики щенка, Возились с ним в саду, И он, расстроенный слегка, Шагал на поводу. Он на чужих ворчать привык, Совсем как взрослый пёс, И вдруг приехал грузовик И всех ребят увёз. Он ждал: когда начнут игру? Когда зажгут костёр? Привык он к яркому костру, К тому, что рано поутру Труба зовёт на сбор. И лаял он до хрипоты На тёмные кусты. Он был один в саду пустом, Он на террасе лёг. Он целый час лежал пластом, Он не хотел махать хвостом, Он даже есть не мог. Ребята вспомнили о нём — Вернулись с полпути. Они войти хотели в дом, Но он не дал войти. Он им навстречу, на крыльцо, Он всех подряд лизал в лицо. Его ласкали малыши, И лаял он от всей души. -О ком это стихотворение? -Как вы думаете, как мог появиться маленький щенок в пионерском лагере? - Как относились к нему ребята вначале? - Каким словом вы можете назвать поступок ребят, когда они оставили его в пустом лагере одного? Нужна ли такая «свобода» маленькому щенку? - В произведении А.Экзюпери «Маленький принц» герой говорит такие слова «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как вы понимаете эти слова?
^ - Как понимаете данное высказывание? (Нести ответственность дело не простое, трудное, этому нужно учиться.)
Ответственность — это черта личности, которая является важнейшей жизненной ценностью. Она нужна как обществу, так и самому человеку, является залогом уважения его другими людьми. Ответственность регулирует действия человека. Ответственность предполагает наличие у него чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать «не то» или «не так» предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно, в случае неудачи. Таким образом, ответственность связана не только с необходимостью, но и с умением человека сделать правильный и свободный выбор, с его мужеством. Из детской энциклопедии «Всё обо всём» (1997 год) Попробуйте сделать вывод, что такое ответственность. ^ - Прочитайте стр. 24 и найдите, какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры к каждому условию. 1. Ответственность только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора. 2.Преднамеренность. (Заранее обдуманный, умышленный. Ожегов) 3.Отдавать отчет в последствиях совершаемых действий. - Стр. 25, 1 абзац. Что такое внутренняя обязанность человека? (способность человека задавать себе вопросы, прежде, чем совершать какой-либо поступок.) - Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы? (чтобы проанализировать и не совершить порочных поступков) Определите отношения ответственности и заполните таблицу
^ В.А.Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека» Самое большое счастье для отца и матери - твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы - усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи. Если люди считают тебя плохим человеком - это большое горе для твоей матери и твоего отца. По-настоящему любить отца и мать - это значит приносить в дом мир и покой. Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья - это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твое поведение, твои поступки. Со всеми людьми надо быть правдивыми, но для матери и отца малейшая капелька лжи, если только они дорожат своей честью, - это большое несчастье. Спрашивай у отца и матери разрешения и позволения на то, что без их воли делать нельзя. Настоящая свобода сына и дочери - быть послушными детьми. Подчинение воли родителей - первая школа гражданского воспитания, твоей совести. Если ты не научился подчиняться воле родителей и в этом подчинении видеть настоящую свою свободу - ты не сможешь стать верным отцом своих детей, любящей матерью, настоящим человеком. ВОПРОСЫ: 1. Каким надо быть, чтобы родители были по-настоящему счастливы, гордились тобой? 2. В чем заключается настоящая свобода сына и дочери? 3. Что нужно для того, чтобы стать настоящим человеком? Итог урока: -Легко ли быть свободным. Домашнее задание Задание 1. Каждый человек за кого - либо несет ответственность. А за кого ты в ответе? В чём проявляется эта ответственность? Ограничивает ли эта ответственность твою свободу? Задание 2 ( не обязательное для всех). Составить синквейн на тему «Свобода» Синквейн – белый стих. Состоит из пяти строк: 1 строка – тема 2 строка – два прилагательных по теме 3 строка – три глагола 4 строка – предложение (фраза) 5 строка – существительное. Пример синквейна. Дружба. (тема) Крепкая, верная. (прилагательные) Спасает, помогает, утешает. (глаголы) Дружба – сестра любви. (фраза) Единомыслие. (существительное) |
![]() | Что такое нравственность? (Нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу) |