Сарапулова В. Л




Скачать 56.08 Kb.
НазваниеСарапулова В. Л
Дата публикации04.02.2014
Размер56.08 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > История > Урок
Сарапулова В. Л.

МКОУ Нижнеиргинская СОШ.

valia.sarapulova2011@yandex.ru

Урок № 10 «Свобода и ответственность»

  1. Орг. момент.

  2. Целевая установка: продолжим разговор о свободе, узнаем какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность.

  3. Проверка домашнего задания:

Для того, чтобы начать наш разговор проверим домашнее задание :

  1. Работа по прочитанному тексту :

На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….

  • Перед каким выбором оказался Вадим?

  • Какой выбор есть у Кости?

  • Прочитайте ваш вариант того. Чем закончилась эта история.

  • Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора? Приведите свои примеры. Почему вы делали тот или иной выбор?

Вывод: Из ваших жизненных ситуаций видно, что каждый из вас часто оказывается в ситуации морального выбора, и чтобы поступит правильно, добродетельно, обязательно нужно все взвесить, подумать, потом принять решение.

^ Изучение нового материала:

Свобода человека всегда связана с ответственностью.

  1. Прочитайте стихотворение Агнии Барто «Уехали»

Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком — 
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовёт на сбор.
И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.

Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём —
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

-О ком это стихотворение?

-Как вы думаете, как мог появиться маленький щенок в пионерском лагере?

- Как относились к нему ребята вначале?

- Каким словом вы можете назвать поступок ребят, когда они оставили его в пустом лагере одного? Нужна ли такая «свобода» маленькому щенку?

- В произведении А.Экзюпери «Маленький принц» герой говорит такие слова «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как вы понимаете эти слова?

  1. Работа с высказыванием:

^ СВОБОДА – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ВОТ ПОЧЕМУ ЕЁ ТАК БОЯТСЯ. ( Б. ШОУ)

- Как понимаете данное высказывание? (Нести ответственность дело не простое, трудное, этому нужно учиться.)

  1. ^ Асоциации . Что такое ответственность.

  2. Работа с энциклопедической статьей.

Ответственность — это черта личности, которая является важнейшей жизненной ценностью. Она нужна как обществу, так и самому человеку, является залогом уважения его другими людьми. Ответственность регулирует действия человека. Ответственность предполагает наличие у него чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать «не то» или «не так» предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно, в случае неудачи. Таким образом, ответственность связана не только с необходимостью, но и с умением человека сделать правильный и свободный выбор, с его мужеством.

Из детской энциклопедии «Всё обо всём» (1997 год)

Попробуйте сделать вывод, что такое ответственность.

^ Работа с учебником

- Прочитайте стр. 24 и найдите, какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры к каждому условию.

1. Ответственность только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора.

2.Преднамеренность. (Заранее обдуманный, умышленный. Ожегов)

3.Отдавать отчет в последствиях совершаемых действий.
- Стр. 25, 1 абзац. Что такое внутренняя обязанность человека? (способность человека задавать себе вопросы, прежде, чем совершать какой-либо поступок.)

- Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы? (чтобы проанализировать и не совершить порочных поступков)

Определите отношения ответственности и заполните таблицу

Кто?

За кого? ( За что?)

Перед кем?

Родители







Учителя







Ученики







Друг







Люди







Президент








^ Работа с текстом.

В.А.Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека»

Самое большое счастье для отца и матери - твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы - усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи.

Если люди считают тебя плохим человеком - это большое горе для твоей матери и твоего отца.

По-настоящему любить отца и мать - это значит приносить в дом мир и покой.

Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья - это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твое поведение, твои поступки. Со всеми людьми надо быть правдивыми, но для матери и отца малейшая капелька лжи, если только они дорожат своей честью, - это большое несчастье.

Спрашивай у отца и матери разрешения и позволения на то, что без их воли делать нельзя. Настоящая свобода сына и дочери - быть послушными детьми. Подчинение воли родителей - первая школа гражданского воспитания, твоей совести. Если ты не научился подчиняться воле родителей и в этом подчинении видеть настоящую свою свободу - ты не сможешь стать верным отцом своих детей, любящей матерью, настоящим человеком.

ВОПРОСЫ:

1. Каким надо быть, чтобы родители были по-настоящему счастливы, гордились тобой?

2. В чем заключается настоящая свобода сына и дочери?

3. Что нужно для того, чтобы стать настоящим человеком?
Итог урока: -Легко ли быть свободным.

Домашнее задание

Задание 1. Каждый человек за кого - либо несет ответственность. А за кого ты в ответе? В чём проявляется эта ответственность? Ограничивает ли эта ответственность твою свободу?

Задание 2 ( не обязательное для всех). Составить синквейн на тему «Свобода»

Синквейн – белый стих. Состоит из пяти строк:

1 строка – тема

2 строка – два прилагательных по теме

3 строка – три глагола

4 строка – предложение (фраза)

5 строка – существительное.

Пример синквейна.

Дружба. (тема)

Крепкая, верная. (прилагательные)

Спасает, помогает, утешает. (глаголы)

Дружба – сестра любви. (фраза)

Единомыслие. (существительное)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сарапулова В. Л iconСарапулова В. Л
Что такое нравственность? (Нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница