Урок-путешествие. Ход урока 1 Организационный момент 2 Актуализация опорных знаний Словарная работа По «Словарю русского языка»




Скачать 73.23 Kb.
НазваниеУрок-путешествие. Ход урока 1 Организационный момент 2 Актуализация опорных знаний Словарная работа По «Словарю русского языка»
Дата публикации23.01.2014
Размер73.23 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > История > Урок
Тайны фразеологии. 5-й класс.

Цель: создать условия для углубления знаний о происхождении фразеологизмов; организовать деятельность учащихся по использованию фразеологизмов в устной и письменной речи; воспитывать любознательность, стремление к самосовершенствованию.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер; «Словарь русского языка» С.И. Ожегова; пропуск «Происхождение фразеологизмов».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-путешествие.

Ход урока

1)Организационный момент

2)Актуализация опорных знаний

^ 1.Словарная работа

* По «Словарю русского языка» С.И. Ожегова узнайте значение слова мастер.

* Подберите устойчивые сочетания слов к слову мастер. (^ Дело мастера боится; на все руки мастер; мастер – золотые руки.)

2.Беседа

* Как называют такие устойчивые сочетания слов? (Фразеологизмы)

* Знаете ли вы, откуда фразеологизмы пришли в наш язык? (^ Нет)

* Всегда ли вы можете объяснить значение того или иного фразеологизма? (Нет)

* А хотите узнать? (Да)

3)Сообщение темы, цели и задач урока

Учитель. Итак, тема нашего урока – «Тайны фразеологии». Разгадывать эти тайны мы будем, путешествуя по городу Мастеров слова. Предупреждаю, нас ждут неожиданные испытания и встречи с таинственными явлениями. Готовы?

^ 4)Работа над темой урока

1.Беседа

Учитель. Тогда в путь! И вот первое препятствие. У ворот города нас встречают стражники. Пропустят они нас только в том случае, если мы правильно ответим на их вопросы – таковы законы города.

  • Что нужно понимать, чтобы путешествовать по городу фразеологизмов? (Понимать, что они обозначают.)

  • Что вы хотите узнать нового о фразеологизмах? (Узнать, как они появились, происхождение некоторых из них.)

  • Зачем вы хотите все это знать? (Чтобы научиться использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.)

Запись на доске

Задачи урока

  • Понимать значения фразеологизмов.

  • Узнать происхождения фразеологизмов.

  • Учиться использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

Учитель. Стражники остались довольны вашими ответами. Молодцы! Вот мы и в городе.

^ 2.Практическая работа

Учитель. Ребята, сейчас мы оказались на самой известной улице. Здесь живут представители знаменитых профессий. Зайдите в гости к некоторым из них и догадайтесь, кто они.

Задание №1

*Запишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните значения фразеологизмов.

1.Т..порная работа; без суч..ка и без задоринки; снять стру..ку.

2.Тр..щать по швам; семь раз отмерь, один отреж..; ш..то белыми нитками.

3.Дов..дить до белого каления; между мол..том и наковальней.

4.Калачом не заманиш..; зав..рить кашу; толоч.. воду в ступе.

5.Ставить в тупик; з..леная улица; на всех п..рах.

6.Подсл..стить пилюлю; как рукой сняло; затаить дыхание.

Заполнение пропуска «Происхождение фразеологизмов»

Коментарий. В течение урока учащиеся работают в группах. Каждая группа получает пропуск «Происхождение фразеологизмов», который заполняет в ходе урока. В первый кружок учащиеся вписывают слово «профессии».

Задание №2

*Назовите автора предложенных отрывков. Выпишите из них фразы, ставшие крылатыми выражениями. Откуда произошли эти фразеологизмы?

1. «Кот Васька плут! Кот Васька вор!

И Ваську-де не только что в поварню,

Пускать не надо и во двор,

Как волка жадного в овчарню:

Он порча, он чума, он язва здешних

Мест!» -

А Васька слушает да ест.

2. «А видел ли слона? Каков собой

На взгляд!

И, чай, подумал ты, что гору

Встретил?» -

«Да разве там он?» - «Там». –

«Ну, братец, виноват:

Слона-то я и не приметил».

3. «Потел, потел; но наконец устал,

От ларчика отстал

И как открыть его, никак не догадался:

А ларчик просто открывался».

4. «Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты

Мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Задание №3

*Из каких произведений взяты отрывки? Соотнесите фразеологизмы с приведенными отрывками. Откуда произошли эти фразеологизмы? Объясните их значение.

1.Богиня Фетида, желая сделать своего сына неуязвимым и бессмертным, погрузила его в воды священной реки, но так как держала сына за пятку, эта часть тела осталась незащищенной. Когда Ахилл ворвался в Трою, именно в его пятку попала отравленная стрела Париса. (Ахиллесова пята – уязвимое место.)

2.Царь Эврисфей отправил Геракла прямо с пира чистить Авгиевы стойла. Узнав о такой неприятной и грязной работе, Геракл обиделся. Но всякое полезное дело, особенно если его нелегко сделать, и есть настоящий подвиг. (Авгиевы конюшни: крайняя запущенность, загрязнение)

3.Однажды богиню раздора Эриду забыли пригласить на свадебный пир. Решив отомстить, она подкинула богиням Гере, Афине и Афродите золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Богини поспорили, так как каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис отдал яблоко Афродите, а она помогла ему похитить дочь спартанского царя прекрасную Елену. Из-за его поступка разразилась троянская война. (Яблоко раздора: причина ссоры,вражды)

4.Зевса вскормили молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила свой рог. Нимфа наполнила его плодами и преподнесла Зевсу, а он подарил рог нимфам и пообещал, что из рога будет появляться все, чего бы они не пожелали. (Рог изобилия: символ достатка, богатсва)

Задание №4

*Прочитайте. Какие фразеологизмы возникли на основе упомянутых исторических событий? Объясните приведенные фразеологизмы.

1.Предполагают, что в основе этого фразеологизма лежит легенда о громком чтении царских указов на Ивановской площади в Московском Кремле. (Кричать во всю ивановскую – громко кричать.)

2.Предполагают, что в основе этого фразеологизма лежит следующий факт: у царя Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой был сделан в столбе длинный ящик, куда клали жалобы, но их из-за волокиты долго не рассматривали. (Отложить дело в долгий ящик – затянуть дело.)

3.После завоевания Иваном Грозным Казани татарские мурзы (князья) обращались к царю с притворными жалобами, прикидывались бедными и назойливо выпрашивали награды. (Сирота казанская – притворяться бедным, несчастным.)

4.В 14 столетии в Западной Европе знатность определялась длиной башмака. Башмак дворянина был в полтора фута, барона – в два фута, а башмак князя – в два с половиной фута. По башмаку можно было узнать самого знатного. (Жить на широкую ногу – богато.)

Задание №5

*Прочитайте отрывки. Из каких произведений они взяты? Выпишите из них фразы, ставшие крылатыми выражениями. Откуда произошли приведенные фразеологизмы?

1.В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка.

2.Царь собирает пир на весь мир, зовет на пир князей и бояр.

3.Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, съездил за тридевять земель, в тридесятое царство, привез бы молодильных яблок и живой воды кувшинец.

4.Едет Иван-царевич близко ли, далеко ли. И завидел он впереди избушку на курьей ножке, об одном окошке.

Вывод: источники фразеологических выражений различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями; другие появились в связи с историческими событиями, третьи вышли из песен, сказок, загадок.

Заполнение пропуска «Происхождение фразеологизмов»

(Примерная запись в пропуске: басни, мифы, история, сказки.)

3.Физкультминутка

(Читая стихотворение, учитель показывает движения, дети повторяют за ним, дополняя строки в рифму.)

Вопрос. Какие фразеологизмы вы услышали? Назовите их (группы отвечают по очереди).

Глеб у доски повесил…(нос),

Краснеет до корней…(волос),

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю…(провалиться).

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши бил…(с утра)?

Мы исходили городок

Буквально вдоль и…(поперек).

И так устали мы в дороге,

Что еле волочили…(ноги).

^ 4.Творческая работа

Коментарий. Учитель раздает задания группам в соответствии со степенью сложности.

Задание №1

*Представьте, что вам предстоит взять интервью у мастеров города. Будьте внимательны: ответы мастеров обязательно должны содержать фразеологизмы.

Вопросы

1.Как вас зовут?

2.Когда начинается ваш трудовой день?

3.Как вы работаете?

4.Кто в вашем городе не заслуживает уважения?

Задание №2

*Составьте рассказ по фразеологизму: «У страха глаза велики».

Задание №3

*Прочитайте текст, найдите и выпишите фразеологизмы.

Попались на удочку

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Задание №4

*Вместо точек вставьте названия животных.

1.Голоден как... 2.Хитер как…

3.Труслив как… 4.Здоров как…

5.Изворотлив как… 6.Колючий как…

7.Надут как… 8.Нем как…

9.Грязный как… 10.Упрям как…

11.Болтлив как…

Для справок: волк, лиса, заяц, бык, уж, еж, индюк, рыба, свинья, осел, сорока.

*Назовите фразеологизмы, в которых упоминаются: конь, лошадь, медведь, белка, ворона, гусь, свинья, курица.

Проверка выполнения заданий

5.ИТОГИ УРОКА

1.Проверка заполнения пропусков «Происхождение фразеологизмов».

2.Оценивание работы учащихся. Самооценивание

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить сообщение о том, как возник фразеологизм (по выбору).

Составить предложения с 3-4 фразеологизмами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-путешествие. Ход урока 1 Организационный момент 2 Актуализация опорных знаний Словарная работа По «Словарю русского языка» iconУрок сопровождается компьютерной презентацией Организационный этап...
Тема. А. С. Пушкин. Тема дружбы в творчестве А. Пушкина. Стихотворение «И. Пущину»

Урок-путешествие. Ход урока 1 Организационный момент 2 Актуализация опорных знаний Словарная работа По «Словарю русского языка» iconУрока организационный момент
Цель урока: систематизация знаний о составителе «Словаря живого великорусского языка» В. И. Даля с элементами лингвистического анализа...

Урок-путешествие. Ход урока 1 Организационный момент 2 Актуализация опорных знаний Словарная работа По «Словарю русского языка» iconУрок английского языка в 5 классе. Тема урока: «Моя семья и моя будущая профессия.»
Организационный момент: Good morning, children. I am glad to see you today. We shall have a talk about your family and your future...

Урок-путешествие. Ход урока 1 Организационный момент 2 Актуализация опорных знаний Словарная работа По «Словарю русского языка» iconУрок-путешествие в 5 б по теме «Лексика»
Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку

Урок-путешествие. Ход урока 1 Организационный момент 2 Актуализация опорных знаний Словарная работа По «Словарю русского языка» iconУрок знаний во 2-м классе на тему Путешествие в Страну знаний
Пробудить у учащихся интерес к изучению школьных предметов: математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира

Урок-путешествие. Ход урока 1 Организационный момент 2 Актуализация опорных знаний Словарная работа По «Словарю русского языка» iconСловарная работа как средство достижения правильности чтения
В начальных классах словарная работа – необходимый компонент урока чтения. В ней можно определить четыре основных направления

Урок-путешествие. Ход урока 1 Организационный момент 2 Актуализация опорных знаний Словарная работа По «Словарю русского языка» iconЛ. Н. Толстой «После бала» Утро, изменившее жизнь Может ли случай изменить жизнь человека?
Эти вопросы? Ход урока. Актуализация знаний. Презентация

Урок-путешествие. Ход урока 1 Организационный момент 2 Актуализация опорных знаний Словарная работа По «Словарю русского языка» iconУчебник «Основы светской этики». Ход урока I. Организационный момент....
Виды деятельности: беседы, творческое задание, комментированное чтение, учебная игра-размышление

Урок-путешествие. Ход урока 1 Организационный момент 2 Актуализация опорных знаний Словарная работа По «Словарю русского языка» iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...

Урок-путешествие. Ход урока 1 Организационный момент 2 Актуализация опорных знаний Словарная работа По «Словарю русского языка» iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Правописание н-нн в суффиксах...
Форма урока: урок-исследование «Лингвистическое путешествие в Палех – край лаковой миниатюры»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница