История западной окраины




НазваниеИстория западной окраины
страница1/6
Дата публикации18.12.2013
Размер0.82 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6




Артур ЛОРЕНТС
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ОКРАИНЫ

Драма в 2-х действиях, 15 картинах

Перевод с английского А.Афонина и Л.Морошкиной

Стихи Стефана Сондгейма (даны в подстрочном варианте)

Мысль о создании пьесы о современных Ромео и Джульетте зародилась у группы американских театральных деятелей - еще в 1949 г. В 1950-х гг. усилилась эмиграция пуэрториканцев в Америку. Часть американской молодежи встретила их враждебно. Этот антагонизм, не раз приводивший к серьезным столкновениям, и был положен авторами в основу произведения «История западной окраины» («Вестсайдская история»).

Пьеса написана Артуром Лорентсом, стихи – молодым поэтом Стефаном Сондгеймом, музыка – композитором Леонардом Бернстайном, а постановка и танцы осуществлены Джеромом Робинсом.

В августе 1957 г. в Нью-Йоркском театре «Уинтер-Гарден» состоялась премьера спектакля. С тех пор пьеса идет с неизменным успехом.

В 1961 г. вышел фильм «Вестсайдская история» в постановке Джерома Роббинса и Роберта Уайза. По версии Американского института кинематографии, этот фильм является вторым в списке лучших мюзиклов всех времен. Фильм завоевал 10 Оскаров.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

«РЕАКТИВНЫЕ»:

РИФФ - вожак уличной банды.

ТОНИ - его друг.

БУРАН.

А-РАБ.

БЭБИ ДЖОН.

СНЕЖНЫЙ МАЛЬЧИК.

ДЕЛЯГА.

ДИЗЕЛЬ.

ГИТАРА.

КРИКУН.

ТИГР.

ИХ ДЕВУШКИ:

ГРАЦИЕЛЛА.

ВЕЛЬМА.

МИННИ.

КЛАРИС.

ПОЛИН.

НИЧЬЯ.

«АКУЛЫ»:

БЕРНАРДО – вожак уличной банды.

ЧИНО - его друг.

ПЭПИ.

ИНДИО.

ЛУИ.

БЕСПОКОЙНЫЙ.

ГРЫЗУН.

ЖУАНО.

БЫК.

ЛОСЬ.

ИХ ДЕВУШКИ:

МАРИЯ - сестра Бернардо.

АНИТА.

РОЗАЛИЯ.

КОНСУЭЛА.

ТЕРЕЗИТА.

ФРАНЦИСКА.

ЭСТЕЛЛА.

МАРГАРИТА.
Это две враждующие уличные банды молодых парней, не достигших двадцати лет. «Акулы» - это пуэрториканцы, «реактивные» - те, кого принято называть «подлинными американцами». Каждая банда имеет свою «форму» и свои излюбленные цвета.
ДОК - аптекарь.

ШРЭНК – шпик в штатском.

КРАПКЕ – полицейский.

ПОДЛИЗА.
Действие происходит в Вест-Сайде – одной из окраин Нью-Йорка, заселенной главным образом беднотой и эмигрантами.
^ Действие первое
Картина первая
Конец лета. Пять часов дня. Улица в Вест-Сайде. Кирпичная стена. Вдали – неясные очертания других улиц и переулков.

Все «реактивные» в сборе, они абсолютные хозяева улицы. Их вожак РИФФ – страстный, стремительный и умный, подчас бахвалящийся парень. Его адъютант по прозвищу ДИЗЕЛЬ – большой, медлительный, надежный и славный. Самый младший в банде - БЭБИ ДЖОН.

Он чувствует благоговейный страх перед всем, и даже перед тем, что сам – член банды «реактивных», и всячески старается казаться важным. Его дружок А-РАБ- юркий парнишка, похожий на хорька, ему все интересно, и нет на свете ничегошеньки, над чем стоило бы серьезно поразмыслить. Наиболее агрессивно настроен БУРАН – юноша озлобленный и вспыльчивый. СНЕЖНЫЙ МАЛЬЧИК – самозваный всезнайка в очках. Характеры Деляги, Гитары, КРИКУНА и ТИГРА в какой-то мере определяются их прозвищами. У парней длинные волосы и бачки, они полны энергии, неугомонны и насмешливы.

Появляется вожак «акул» БЕРНАРДО – красивый, гордый, ловкий парень, всегда готовый броситься в любую драку.

«Реактивные», на чьей стороне значительный перевес, прогоняют его, но он тут же возвращается с несколькими «акулами», однако и их заставляют отступить. Но постепенно нарастает угроза численному преимуществу и силе «реактивных».

«Акулы» - БЕРНАРДО, ЧИНО, ПЭПИ, ИНДИО, ЛУИ, БЕСПОКОЙНЫЙ, ГРЫЗУН, ЖУАНО, БЫК и ЛОСЬ – снова наступают. В начавшейся драке способы нападения разнообразны: то подставят ножку, то стукнут чем-нибудь по голове, то плюнут – и все это с изысканными извинениями.

Постепенно все разбегаются. Остается один А-РАБ. Подражая реактивному самолету, он носится, растопырив руки, и гудит подобно мотору. Внезапно со стены спрыгивает БЕРНАРДО. Один за другим появляются остальные «акулы», они кольцом окружают перепуганного А-Раба, хватают и бьют его. Резким движением БЕРНАРДО прокалывает А-Рабу ухо. В тот же миг сверху со стены раздается предупреждающий свист. Врываются «реактивные», и завязывается драка.

РИФФ подбкнает к А-Рабу, по-отечески стараясь защитить его. Драку прекращает резкий, настойчивый свисток. Появляется огромный, гориллообразный полицейский КРАПКЕ и шпик в штатском ШРЭНК.

КРАПКЕ. Бросьте ваши штучки, ребята. И потише…

ШРЭНК (его манеры приятны). Черт с вами: по мне, так режьте друг друга! Только не на территории моего участка.

РИФФ (с невинным видом). Да ведь это лейтенант Шрэнк!

«РЕАКТИВНЫЕ» (все вместе, изысканно раскланиваясь). Нижайшее вам, почтеннейший лейтенант.

БЕРНАРДО (подыгрывая Риффу). И сержант Крапке!

«АКУЛЫ» (все вместе). Нижайшее вам, дорогой сержант!

ШРЭНК. И во что только вы, пуэрториканцы, превратили нашу улицу! Кто из них разукрасил тебя, А-Раб?
А-РАБ вопросительно смотрит на Рифа.
РИФФ (нарочито серьезно). Видите ли, сэр, мы подозреваем в этом одного полицейского…

СНЕЖНЫЙ МАЛЬЧИК. Даже двух…

А-РАБ. О да, по крайней мере, двух!

КРАПКЕ. Чушь!

ШРЭНК. Послушайте, вам никто не объяснял разницы между доносчиком и тем, кто помогает закону?

РИФФ. Вы утверждаете, что разница есть? Да мы готовы заплатить любому, кто бы нам это объяснил…

БУРАН (указывая на Шрэнка). Дружище может получить вознаграждение…

ШРЭНК. Какой я тебе «дружище»! Вы у меня еще поплачете: не вам, хулиганью, принадлежат улицы. Что-то у вас слишком много драк с этими… пуэрторикашками. И ты, Бернардо, - быстро убирайся со своей бандой! (С притворной вежливостью.) Прошу!

БЕРНАРДО. Пошли, «акулы»!
БЕРНАРДО и «акулы» уходят.
ШРЭНК («реактивным»). Если я раз и навсегда не покончу с этими драками, то покончат со мной и поставят на угол простым полицейским. А ваш покорный слуга не любит шумных перекрестков… Поэтому, дружочки, вам все же придется плясать под мою дудочку. Я вынужден мириться с их присутствием на моей территории, и вам тоже ничего другого не остается. (Подчеркнуто.) С этой минуты вы будете вежливы с пуэрторикашками. Понятно? Иначе всех оштрафую, а потом – за решетку! Ну. попрощайся с милыми мальчика, Крапке. (Уходит.)

КРАПКЕ. Пока, ребята. (Уходит вслед за Шрэнком.)

СНЕЖНЫЙ МАЛЬЧИК (передразнивая). «Пока, ребята».

А-РАБ. Премилая парочка.

БУРАН (с горечью). «Не вам, хулиганью, принадлежат улицы»!

СНЕЖНЫЙ МАЛЬЧИК. Идите, детки, поиграйте в парке!

БУРАН. По травке не ходите!

БЭБИ ДЖОН. Однако – и из дому убирайтесь!

БУРАН. Но чтоб подальше от моего квартала!

А-РАБ. И отсюда – вон!!!

БУРАН. Никого не пустим! Шайка без улицы – ничто!

РИФФ (спокойно, значительно). Нет, у нас есть своя улица! «Реактивные», стройся! Ассы!
ДИЗЕЛЬ, БУРАН и СНЕЖНЫЙ МАЛЬЧИК выстраиваются в ряд.
Ракетчики!

Еще трое «реактивных» становятся в строй.
Рядовые!

А-РАБ послушно, с глуповатым видом рысцой подбегает к строю.

БЭБИ Джон следует за ним.
БЭБИ ДЖОН (испуганно, А-Рабу). Ой, у тебя кровь течет из уха!

А-РАБ (гордо). Я – потери убитыми и ранеными, Бэби Джон!

БЭБИ ДЖОН (обследуя его ухо). Паршивые пуэрторишки! Поставили-таки свое клеймо!

СНЕЖНЫЙ МАЛЬЧИК. Теперь ты – собственность пуэрторикашек! Ча-ча-ча, сеньорита!

РИФФ. Заткни глотку! (А-Рабу.) Кто из «акул» разукрасил тебя?

А-РАБ. Бернардо. Я слышал, как он крикнул: «На, получай за вонючую бомбу в лавке старика!» (Показывает, как Бернардо прокалывал ему ухо.)

БЭБИ ДЖОН. У-ух!

БУРАН. Могло быть хуже. А мой старик прогорел из-за этих пуэрторишек!

РИФФ. Кто это сказал?

БУРАН. Сам старик.

БЭБИ ДЖОН (А-Рабу). А мой старик говорил, что твой все равно прогорел бы.

БУРАН. Что еще он там мелет, твой старик?

БЭБИ ДЖОН. Мой старик говорит, что эти пуэрториканцы – гибель для свободной ин-ин-ци-и-тивы.

БУРАН. Так почему же мы ничего не делаем?!
Расталкивая присутствующих, появляется тощая девчонка – НИЧЬЯ. Ее костюм – жалкое подобие формы «реактивных». Быть может, она промелькнула и раньше – во время драки.

НИЧЬЯ. Все треплетесь, все цапаетесь?

БУРАН. А ты все еще здесь?

НИЧЬЯ. Ну и задала же я им в драке! О, Рифф, я была – сущий дьявол!

РИФФ. Ну-ну, Ничья!

НИЧЬЯ. Рифф, теперь возьмете меня в шайку?

А-РАБ. Так ты насчет того, чтобы… гм… «взять» тебя?.. Да кому ты нужна!

НИЧЬЯ. У-уу, гад! (Замахивается на А-Раба).

РИФФ (оттаскивает Ничью от А-Раба и прогоняет с улицы). Погуляй, деточка, погуляй.
НИЧЬЯ храбро плюет в сторону А-Раба и убегает.
«Реактивные», ко мне!

Все окружают Рифа.
Мы крепко дрались за территорию, и она наша. Но под прикрытием полиции эти

БУРАН (с энтузиазмом). Ура-а! Разгром! (Делает выпад, как бы закалывая кого-то.) Чик! Чик!

РИФФ. Прибереги порох, парнишка! «Акулы» тоже ищут места, где развернуться, голыми руками их не возьмешь… Пожалуй, они захотят драться бутылками, финками или кастетами…

БЭБИ ДЖОН. Кастетами… Во здорово!

РИФФ. Я, конечно, не могу утверждать, что так и случится, но нам следует быть начеку. Как ваше мнение?

БУРАН. Надо действовать – и сразу!

СНЕЖНЫЙ МАЛЬЧИК. А если они возьмутся за ножи или затеют стрельбу?

БЭБИ ДЖОН. Может, не стоит, а, ребята?

ДИЗЕЛЬ. Как ты думаешь, Рифф?

РИФФ. Я думаю так: места здесь мало. (Подчеркнуто.) Но это все, что мы имеем. И я хочу держать, зубами держать то, что наше! Если они предложат бритвы, пусть будут бритвы… Ничто не должно мешать полету «реактивных»! Наша улица – это наше небо, и в нем мы хозяева!

ДИЗЕЛЬ. Тогда веди нас, Рифф! (Делает выпад в сторону воображаемого противника.) Вуу-уум! Вуу-уум!

БУРАН. Чик, чик!

А-РАБ. Бум, джии!

СНЕЖНЫЙ МАЛЬЧИК. Диг-диг, дам!

БЭБИ ДЖОН. Пуфф, пуфф!

РИФФ. О’кей, ребята, драться так драться!
Всеобщее ликование.
Но правила драки требуют, чтоб собрался военный совет и выбрал оружие. Вызов Бернардо я передам сам.

СНЕЖНЫЙ МАЛЬЧИК. Тебе нужен адъютант.

БУРАН. Возьми меня!

РИФФ. Нет – Тони.

БУРАН. Да кому нужен он, твой Тони?
Вступает музыка.
РИФФ. Чтобы идти против «акул», нужны все, все до единого.

БУРАН. Тони уже не наш.

РИФФ. Ты брось, дружок. Ведь это мы с Тони выдумали «реактивных»!

БУРАН. Да, но Тони держится так, будто и знаться с нами не хочет!

БЭБИ ДЖОН. Хо-хо, такой еще не родился, кому не хотелось бы быть «реактивным»!

БУРАН. Но Тони не водится с нами уже больше месяца!

СНЕЖНЫЙ МАЛЬЧИК. А ты помнишь тот славный денек, когда мы вздули «изумрудных»?

А-РАБ. Не будь Тони, мы бы с ними не справились!

БЭБИ ДЖОН. Он спас и мою «нежную» шейку…

РИФФ. Верно. Всегда он был с нами, не подведет и теперь. (Поет.)

Если ты «реактивный»,

Будь таким всегда,

С первой выкуренной сигареты

До последнего дня.

Если ты «реактивный»,

Не бойся сдачи давать.

Рядом твои братишки,

Дружная твоя семья!

Ты никогда не одинок,

Ты никогда не позабыт!

Ты всегда среди своих,

Кто бы ни сунулся – всегда

У тебя надежная защита!

Всю свою жизнь

Помни наш девиз,

Помни о нем всегда,

Пока на свалку не угодишь.

Если ты «реактивный»,

Ты останешься таким!

Я знаю Тони, как самого себя. И ручаюсь – он будет с нами!

БУРАН. С нами… так с нами… давайте ближе к делу.

А-РАБ. Но как ты разыщешь Бернардо?

РИФФ. Сегодня вечером – в спортзале на танцульке.

ДЕЛЯГА. Спортзал – нейтральная территория…

РИФФ (с невинным выражением). Я буду там паинькой! Я только передам ему вызов.

А-РАБ. Железно!

РИФФ. Всем быть в форме и не опаздывать! В десять встретитесь со мной и Тони. И не дрейфить! (Убегает.)

А-РАБ. Мы никогда не дрейфим!

БЭБИ ДЖОН. Мы – «реактивные»!

БУРАН. Великие!

БУРАН и БЭБИ ДЖОН (поют).

Если ты «реактивный»,

Ты везде впереди.

Имей хватку боксера, -

Ты всегда победишь.

А-РАБ, БУРАН и ДЕЛЯГА (поют).

Если ты «реактивный»,

Ты отчаянный в бою.

Ты смелый парень

И держишься, как король!

ВСЕ ВМЕСТЕ (поют).

Моторы включены,

Пропеллеры гудят!

«Акулы» разбегутся:

Ведь всякий пуэрторишка –

Жалкий трусишка!

Несутся «реактивные»,

Как адские машины,-

И кто на пути попадется,

Тому не сдобровать.

Расступитесь, Людишки!

Лучше спрячьтесь под землей,

Лучше драпайте м сгиньте!

Мы проводим здесь черту,

И не суйте носа к нам!

Мы вывешиваем знак:

«Посторонний – не входи!»

Шутки в сторону, ребята!

Несутся «реактивные»,

И мы сравняем с землей

Каждую такую-растакую банду,

Которая сунется на нашу улицу!

ДИЗЕЛЬ и БУРАН (поют).

На нашу улицу!

ВСЕ ВМЕСТЕ (поют).

Такая!

Наша!

Улица!

Свет гаснет.
^ Картина вторая

Пять часов тридцать минут. Пустынный дворик возле аптеки.

На низкой стремянке стоит ТОНИ – красивый светловолосый юноша; он подновляет вывеску, на которой выведено слово «Док» - сокращенное «Доктор».

Возле стремянки стоит РИФФ.
РИФФ (напевает мотив популярной песенки). Рига-тига-там-там… Но почему – нет? Тони, дружище, ты не имеешь права отказываться, не объяснив причину.

ТОНИ (улыбается). Почему – не имею?

РИФФ. Потому что прошу я, Рифф. Помнишь клятву? «Верны до смерти»!

ТОНИ. «До гробовой доски»! (Разглядывает вывеску.) Недурно получается! Чем не воздушная реклама, а?

РИФФ. Блеск!!!

ТОНИ. Уже двадцать семь лет, как босс держит эту лавчонку. Хочется порадовать старика новой вывеской!

РИФФ (трясет стремянку). Тони, это ведь очень важно!

ТОНИ. Ужа-а-асно: ассы, ракетчики!

РИФФ. Да что с тобой случилось? Четыре с половиной года мы жили с тобой душа в душу. Четыре с половиной года я думал, что знаю человека! Дружище, увы – я жертва разочарования…

ТОНИ. Не мучайся зря! … Иди играть с «реактивными»!

РИФФ. «Реактивные» - ребята во-о!

ТОНИ. Были.

РИФФ. И теперь. Или ты нашел что-нибудь получше?

ТОНИ. Нет. Но…

РИФФ. Но – что?

ТОНИ. Тебе не понять…

РИФФ. А ты попробуй… расскажи.

ТОНИ. О’кей… Весь этот месяц каждую ночь япросыпаюсь, мне хочется схватить, удержать что-то…

РИФФ. Что?

ТОНИ. Не знаю… Так и кажется – оно за дверью, за углом… И оно обязательно придет!

РИФФ. Что придет? Говори толком!

ТОНИ. Не знаю… Но это похоже на то жгучее чувство, которое охватывало меня когда-то при мысли, что я «реактивный».

РИФФ (тихо). Или при мысли, что у тебя был друг…

ТОНИ. Мы и теперь друзья.

РИФФ. О, дружба особенно чувствуется тогда, когда ты – среди своих!

ТОНИ. Да, но не при мысли, что ты – «реактивный»…

РИФФ. Разве? Без банды ты сирота. Разве не лучше ходить вдвоем, втроем, вчетвером… А когда твоя банда самая лучшая, когда ты «реактивный», тогда, дружище, ты греешься в лучах солнышка – ты у себя дома, ты хозяин!

ТОНИ. Рифф, с меня довольно.

Пауза.
РИФФ. Тони, мы в беде: «акулы» больно кусаются! Мы должны дать им отпор, и ты нам нужен! (После паузы, тихо.) До сих пор я никогда ни о чем тебя не просил, а теперь прошу: пойдем сегодня на танцы…
ТОНИ отворачивается.
Я уже сказал ребятам, что ты будешь.

ТОНИ (после минутного молчания поворачивается с улыбкой). В котором часу?

РИФФ. В десять.

ТОНИ. В десять так в десять.

РИФФ. Верны до смерти!

ТОНИ. До гробовой доски! Но я еще пожалею об этом…

РИФФ. Кто знает! Быть может, то, чего ты ждешь, встретится тебе там, на танцах! (Убегает.)

ТОНИ. Кто знает?

Вступает музыка.

(Поет.) Быть может…

Кто знает?

Каждый день что-то приносит;

И я сразу узнаю,

Как только оно придет.

Оно может вдруг с неба упасть,

В блеске глаз,

В аромате роз!

Кто знает?

Быть может, оно рядом, тут,

Тут – за углом, у реки

Или под деревом.

Мне кажется, это свершится,

Непременно свершится

Со мной!

Возможно ли это? О да, вполне.

Что-то чудесное придет ко мне.

Только б дождаться мне!

Что-то случится, не знаю, что,

Но это будет

Прекрасно!

Вдруг раздастся стук, чу – пришло!

Зазвонит телефон, хлопнет дверь.

Открой скорей!

Что-то случится, не знаю – когда, но скоро…

Поймать бы месяц

Одной рукой!
Тут за углом

Или оно несется вниз по реке,

Оно придет – принесет счастье

Мне!
Придет ли оно? О да, непременно.

Всегда приходит к тому, кто терпеливо ждет.

Оно придет!

Входи, неизвестное, подойди, не робей,

Познакомимся,

Садись поближе!
Воздух звенит, звенит,

Что-то чудесное торопится ко мне!

Кто знает – что?

Быть может, оно рядом, тут,

Тут за углом или у реки,

А может быть, появится из тьмы…
Свет постепенно гаснет.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История западной окраины iconПрограмма дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления...
«Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается...

История западной окраины iconРефератам по теме спецкурса «История региона» (История Западной Сибири)
Реферат (от лат еfеrо – «сообщаю») – краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или...

История западной окраины iconУпражнение йоги для глаз содержание
Теория западной науки о разрушительном влиянии на зрение цивилизации. История вопроса

История западной окраины icon1. Особенности западной цивилизации XIX в. (1800-1880-е гг.)
Модули 1 и 2: учебник «Всеобщая история Нового времени», авт.: Данилов Д. Д. и др

История западной окраины iconЛиванцев К. Е
Эпоха средневековья (феодализма) — это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права, который в Западной...

История западной окраины iconУчебной дисциплины «История и методология специализированной области...
Методологические аспекты взаимодействия литератур Западной Европы, России, Америки

История западной окраины iconЗападной сибири
Справочник содержит 259 наименований публикаций по археологии и этнографии: монографий, учебных пособий, книг, брошюр, сборников,...

История западной окраины iconИстория западной философии предисловие введение
Чтобы эта книга могла избежать более суровой критики, чем та, которую она, несомненно, заслуживает, необходимо сказать несколько...

История западной окраины iconИстория первой булгарской империи
В западной Европе, где национальное соперничество является намного менее острым и где наука освободилась от патриотизма, слова балканских...

История западной окраины iconКурс: История политических и правовых учений Тема Политические и...
Современные политико-правовые учения Западной Европы а Неолиберализм и консерватизм



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница