Скачать 168.93 Kb.
|
Конкурс «Отечество моё – Кольская земля» Номинация №5 Тема: «Зал боевой славы школы №3 г. Полярные Зори» Выполнила: Васильева Ольга Сергеевна Ученица 8 класса ООШ №3 Моб. тел. 79522913598 г. Полярные Зори Ул.Пушкина 7-27 Научный руководитель: Лободинец Надежда Александровна Учитель истории и обществознания Высшей квалификационной категории МОУ ООШ № 3 Моб. тел. 79211556204 2008 Содержание
1. Введение. В данной работе будет затронут вопрос о Зале боевой славы основной общеобразовательной школы № 3 города Полярные Зори: история его создания, основные направления работы, экспонаты. Автор исследует работу Зала боевой славы за 2 последние года, проанализирует отзывы о деятельности Зала боевой славы, высветит нерешённые проблемы и сделает выводы о значении его деятельности в воспитании подрастающего поколения. Цель работы: выяснить историю создания Зала боевой славы школы № 3. Задачи работы:
Методы исследования: - анализ литературы - беседы - анкетирование - интервью. При написании работы было использовано 18 журнальных статей, 2 газетные статьи. В журнале «Воспитание школьников» много статей посвящено патриотическому воспитанию учащихся, авторы делятся опытом работы. Во №2 журнала «Воспитание школьников» за 2006 год напечатана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Она была принята Правительством Российской Федерации 11 июля 2005 года и явилась продолжением программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитаниям всех категорий граждан РФ. Однако приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций. В ходе написания работы были проведены: - беседы с директором школы № 3 Старосек М. Е., заместителем директора по воспитательной работе Садиловой Т. А., - интервью с руководителем Зала боевой славы Пахомовой Н. П., - анкетирование 6, 8, 9а классов (60 человек). Помощь в поиске литературы оказали работники школьной библиотеки Орлова В. Н., Смирнова Н. Ю. Отзывы о работе Зала боевой славы написали председатель Совета ветеранов войны и труда Бычков Николай Григорьевич и руководитель клуба «Ветеран» Тульчинская Раиса Николаевна. 2. Основная часть. 2.1. История создания Зала боевой славы школы № 3 г. Полярные Зори. На основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» в 2002 году школа №3 начала работу по комплексной программе «Сыны Отечества», одним из разделов которой является «школьный музей». И было решено создать его в школе. Идея создания школьного музея возникла не на пустом месте. Много лет назад в школе работала группа «Поиск», которой руководила учитель математики и геометрии Лидия Никифоровна Ярлычева. Сохранившиеся материалы, чудом уцелевшие, стали первыми экспонатами. В 1998 году появилась в школе новая группа «Поиск», руководителем которой был воин – интернационалист, участник войны в Афганистане Ешану Александр Георгиевич. Ребята группы «Поиск» ездили в летние экспедиции по местам боёв и привозили найденные материалы в школу. Таким образом, благодаря старой и новой группам «Поиск» был накоплен материал. В самом начале Зал боевой славы находился на 2 этаже в правом крыле школы в кабинете № 27, так как освободился этот класс, и не было ещё оборудовано помещение под Зал боевой славы. Руководителем была назначена Пахомова Нина Петровна, учитель начальных классов, которая работает до сих пор. За 6 лет работы у неё накоплен большой опыт. Учащиеся школы и гости называют наш Зал боевой славы школьным музеем, но он не прошёл ещё аттестацию и носит официальное название «Зал боевой славы». Накануне 60- летия Победы в Великой Отечественной войне был открыт новый Зал боевой славы на первом этаже школы в правом крыле. Открытие состоялось 8 мая 2005 года. Всё проходило в торжественной обстановке, в присутствии многочисленных гостей: присутствовали ветераны, администрация города, школы, учащиеся, военные. Перерезали красную ленточку мэр города Гончаренко В.Л. и председатель Совета ветеранов войны и труда Бычков Н.Г. ^ Работа ведётся по трём направлениям:
Была установлена связь с Советом ветеранов Великой Отечественной войны г. Полярные Зори, председателем которого был Николай Григорьевич Бычков (эту должность он занимает до сих пор). Начался сбор материалов о ветеранах, живущих в нашем городе, п. Зашеек, п. Африканда. Но главный упор на первом этапе работы Зала боевой славы был сделан на проведение мероприятий, чтобы заинтересовать детей. К каждому мероприятию готовилась наглядность, обновлялись экспозиции. Темы бесед начального периода Зала боевой славы: -«Города – герои», - «Их имена носят корабли», -«Мы запомним суровую осень», - «Строки, опалённые войной», -«Их имена живы», -«Славен героями Северный флот», - «Война в изображении художников». Все мероприятия переплетались с местным материалом. Так появились темы: - «Бойцы вспоминают», -«Люблю тебя, моё Заполярье», - заочные путешествия по местам боевой славы, - знакомство с памятниками, посвящённым героям войны. Во время посещения музея истории, культуры и быта п. Умбы состоялся обмен опытом работы. Результатом дальнейшей работы стали беседы: - «70 лет Северному флоту», -«50 лет Нивской ГЭС », -«65 лет Мурманской области», -«Зашеек в годы войны», - «Они защищали Заполярье». Зал стал местом, где можно провести классный час, беседу, экскурсию, урок мужества, уроки истории и литературы, викторину, расширить кругозор своих знаний. Существует Совет Зала боевой славы. В него входят следующие ученики нашей школы: 6 класс - Вахромеев Кирилл - Чергинцова Полина 7 класс- Маркова Маша 8 класс - Гессельбард Катя 9а класс - Хачикян Мери - Пыталева Саша - Габдрахимова Ксения 9б Класс - Мазурова Кристина - Богданова Женя Совет совместно с Пахомовой Ниной Петровной участвует в составлении плана работы, помогает проводить мероприятия, сам их готовит, встречает ветеранов и гостей, проводит музыкально – литературные композиции, беседы, экскурсии, конкурсы стихов, классные часы, готовит экспозиции, новые выставки, работает с литературой в библиотеке. ^ В Зале боевой славы находится более 500 экспонатов, из них около 400 - подлинные. Все экспонаты можно разделить на несколько групп. 1 группа: экспонаты, собранные в «Долине славы» во время летних экспедиций группы «Поиск» (руководитель Ешану А.Г) - всего 69 штук. Вот некоторые из них: - фляга армейская советская 1939 года - котелок алюминиевый армейский - граната РГД советская - катушка для полевого кабеля - шлем стальной советский - малая саперная лопатка - обломки от самолета СБ 3 - 50-ти мм осколочная мина - диск для патронов к пулемёту - остатки немецкого шлема - сигнальный патрон - котелок армейский немецкого производства - гильза «шнайдер» 72 мм 2 группа: - альбом «Поисковая работа» - немецкая листовка - письма ветеранов - плёнка «Ветераны Полярной дивизии» - альбом «Полярная дивизия» - карта боевых действий войск Карельского фронта - альбом «Ветераны из Чувашии» - альбом «По местам боёв» - альбом «Партизанскими тропами Заполярья» - две капсулы с землёй - камень с хребта Мустатунтури - папка с документами о ветеранах Великой Отечественной войны (фото, воспоминания, анкеты, газетные вырезки и т.д., в этой папке материал о 45 ветеранах) - Газета «Красная звезда» за 1941 – 1945 гг. - кассеты «Воспоминания ветеранов» - альбом « Встречи с ветеранами» - альбом группы «Поиск» «По местам боёв». 3 группа: Награды – 24 4 группа: Удостоверения -20 5 группа: Копии документов – 47 6 группа: Альбомы – 10 7 группа: Письма – 26 8 группа: Газетные статьи – 38 9 группа: Фото – более 200 10 группа: Книги -5 Часть экспонатов - подарена, часть - передана родственниками на хранение, часть - прислана ветеранами. И каждый год количество экспонатов пополняется. Ведётся кропотливая работа по сбору экспонатов и пополнения ими Зала боевой славы. ^ Каждый год составляется план работы Зала боевой славы, в котором указываются цели и задачи, основные формы и направления работы. ^ работа зала боевой славы была посвящена дням воинской славы, знаменательным событиям в истории страны и края, юбилейным датам героев. ^ - беседы - экскурсии - классные часы - уроки мужества - встречи с ветеранами - викторины - конкурсы стихов - литературно – музыкальные композиции - сотрудничество со школьной библиотекой - встреча с делегацией учителей г. Полярный - день открытых дверей - награждение учащихся из группы «Поиск» - встречи с хором ветеранов войны и труда «Огонёк» г. Полярные Зори - пополнение библиотеки зала боевой славы книгами на военную тематику - вахта памяти Общее количество проведённых мероприятий за 2006 – 2007 учебный год – 73, их тематика:
За 2006 – 2007 учебный год обновилось 25 экспозиций. В 2006 – 2007 учебном году Зал боевой славы посетили дети из детского сада «Росинка» (ДОУ №4). ^ Использовались уже названные выше формы работы. Таблица покажет посещаемость мероприятий всех классов школы № 3 за 2007-2008 учебный год:
Вывод: Чаще всех посещают Зал боевой славы ученики начальных классов. Реже бывают в зале боевой славы старшие классы. Всего посещений – 63. В 2006 – 2007 учебном году было проведено 73 мероприятия, а в 2007 – 2008 учебном году было проведено 67 мероприятий. ^ . В книге отзывов и предложений 27 записей. Из них СОШ № 4 – 6, СОШ № 3 – 21. Нет ни одной записи гимназии № 1, хотя они и посещали зал боевой славы. Можно сделать следующий вывод, что чаще всех в зале боевой славы бывают учащиеся школы № 3. И ни разу не были дети п. Африканда. Вот следующие отзывы о посещении Зала боевой славы: 1.Мы, учащиеся 3 класса школы № 4, посетили школьный музей. Очень интересной и захватывающей была тема: «Они сражались за Родину». Перед детьми прошли эпизоды времен ВОв, пополнился запас знаний о военном времени, встретились с новыми именами и героями. На наглядном материале ощутили ужасы войны. Получили большое удовольствие от мероприятия и прониклись уважением к защитникам Отечества. Классный руководитель Соловьева. 2.Учащиеся 4А класса школы № 4 посетили школьный музей. Прослушали беседу «Оборона города Керчь ». Беседа очень понравилась. Речь Нины Петровны яркая, понятная, доступная для понятия детей начальной школы. Много наглядности. Дети узнали много нового и интересного, полезного для себя. Прониклись состраданием и гордостью за наших людей. Огромное спасибо за такую интересную и содержательную беседу. Классный руководитель 4А класса Семенова 3. «Герои Аджимушкая»- так называлась тема беседы, которую мы прослушали в школьном музее. Это особая и единственная история в годы войны. Узнали об отваге и мужестве героев подземного гарнизона. Рассказ Нины Петровны задел душу ребят, а картинная галерея по данной теме помогла всё это увидеть наглядно. Проникновенно прозвучали стихи о мужестве и стойкости наших бойцов. Очень благодарны за такую интересную и содержательную беседу. Классный руководитель 4 класса СОШ №4 Гулак Л.И. 4 Учащиеся 4Акласса школы №4 посетили зал боевой славы. Прослушали тему к 60-летию Сталинградской битвы «Герои Аджимушкая». Красочно оформленная доска, множество экспонатов, яркая и интересная беседа сразу привлекли внимание детей. Ребята узнали для себя много нового и интересного. Прониклись любовью и уважением к своей Родине. Экскурсия воспитывает у ребят чувства патриотизма, интереса к своей земле, своему прошлом. Это очень важно. Большое спасибо за прекрасную беседу и экскурсию. Классный руководитель 3А СОШ №4 Минина Н. ^
^ В процессе написания работы выявились следующие проблемы: 1. Необходима финансовая поддержка (в бюджете школы не предусмотрена статья на расходы Зала боевой славы). А для оформления стендов требуется ватман, фломастеры, клей и другие канцтовары. Для поздравлений ветеранов и гостей нужны цветы, открытки, небольшие сувениры. 2. Нарушаются правила сохранности экспонатов (ключ от Зала боевой славы на летний период сдаётся на вахту, а этого быть не должно – ключ должен быть только в руках руководителя зала боевой славы). ^ . Требуется техника: телевизор, магнитофон, цифровой фотоаппарат, диктофон, компьютер, принтер, сканер. 3.Выводы. Удалось выяснить историю создания Зала боевой славы в школе № 3. Прояснились направления и формы работы. Произошло знакомство с экспонатами и история их попадания в Зал боевой славы и пополнение его ими. Проведён краткий анализ работы за последние два года и сделаны соответствующие выводы. Очевидно, необходимо приглашать те классы, которые редко бывают в Зале боевой славы (2а и 8 кл.). Провести рекламу о Зале боевой славы по кабельному телевидению, чтобы о нём знали все родители учеников нашей школы и других школ, а так же жители нашего города. Просмотрена тетрадь с отзывами и предложениями, где, к сожалению, не записывается дата посещения. За такое время работы мало отзывов. Ничего не пишут ветераны и гости, родители, которые часто бывают в Зале боевой славы. Необходимо усилить работу в этом направлении. Зал боевой славы нужен школе. Об этом написали в анкетах ученики. Многие дети посещали зал более 10 раз. Ученики внесли свои предложения – расширить помещение Зала боевой славы, приобрести новую технику. Ветераны войны рады, что есть место для встреч с молодым поколением. Очень хочется надеется, что Зал боевой славы пройдёт аттестацию и получит лицензию как школьный музей. ^ 1. Беглова Н. Воспитание будущих воинов. Ж-л «Воспитание школьников».2008. №10. 2. Быков А. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла. Ж-л «Воспитание школьников».2005. №10. 3. Быков А. Организационно – педагогические вопросы патриотического воспитания в школе. Ж-л «Воспитание школьников».2006. №5. 4. Быков А. Организационно – педагогические вопросы патриотического воспитания в школе. Ж-л «Воспитание школьников».2006. №6. 5 Ванслова Е. Музейная педагогика. Ж-л «Воспитание школьников».2000. №4. 6. Ванслова Е. Музейная педагогика. Ж-л «Воспитание школьников».2000. №5. 7. Васильева С., Кондратьева С., Кирженкова О., Рослов А. Модель деятельности школьного музея боевой славы. Ж-л «Воспитание школьников».2006. №6. 8. Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы. Ж – л «Методист». 2007.№6. 9. Галанин Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС. Ж-л «Воспитание школьников».2002. №8. 10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Ж-л «Воспитание школьников».2006. №2. 11. Иванова Л. Музей боевой славы «Память» как воспитательный центр. Ж-л «Воспитание школьников».2001. №10. 12. Иванова Л.Практические рекомендации по организации работы с документами в школьных музеях. Ж-л «Воспитание школьников».2001. №10. 13. Костикова Т. Школьный музей адмирала Н.Г. Кузнецова. Ж-л «Воспитание школьников».2006. №8. 14. Кустова Мария. О школе с любовью. Газета «Городское время».26.04.2007. 15. Кустова Ирина. России не станет тогда, когда не станет последнего патриота. Газета «Городское время».12.06.2008. 16. Львова Д. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Ж-л «Воспитание школьников».2006. №2. 17. Музеи казачьего кадетского корпуса. Ж-л «Воспитание школьников».2007. №6. 18. Полонский В. Ветераны войны - школьникам. Ж-л «Воспитание школьников».2000. №3. 19. Федоровская Г. Военно- патриотическое воспитание. Ж-л «Воспитание школьников».2002. №3. 20. Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев. Ж-л «Воспитание школьников».2001. №3.
3.Анкеты учащихся (10 штук). 4. Отзывы о работе Зала боевой славы. Анкета
|
![]() | Климова Вера: Добрый день дорогие гости! Мы рады видеть всех вас в стенах нашей школы, в стенах комнаты Боевой Славы! И для открытия... | ![]() | В 1975 году администрация школы предложила идею создать школьный музей боевой славы, посвященный героическому подвигу героя Советского... |
![]() | Продолжая традиции школьного музея боевой славы и в этом отчетном учебном году основной целью работы музея было формирование патриотического... | ![]() | Она реализуется в рамках краеведческо-патриотического направления воспитательной системы школы через проект «Отечество». Программа... |
![]() | Мероприятие проходит, как районный конкурс патриотической песни «Виват, мое Отечество!» | ![]() | Детского сада №474 посетили музей Боевой и Трудовой славы «Память» ко Дню Воинской славы России – «Битве за Москву!» |
![]() | В боевой летописи наших вс есть немало знаменательных дат и великих имён. Это А. Невский, Д. Донской, М. Кутузов, А. Суворов,Багратион,... | ![]() | Цель: формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с героическим прошлым нашего народа и памятниками боевой... |
![]() | Здравствуйте ребята, меня зовут Владимир Александрович и сегодня урок буду проводить у вас я | ![]() | Школьный музей Боевой Славы в Канашской школе-интернате учрежден приказом №115 от 20. 10. 1986 года |