«Начало Великой Отечественной войны»




Название«Начало Великой Отечественной войны»
страница1/5
Дата публикации07.12.2013
Размер0.79 Mb.
ТипРазработка урока
www.lit-yaz.ru > История > Разработка урока
  1   2   3   4   5
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Борисовского района» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Грузсчанская средняя общеобразовательная школа»

с. Грузское Белгородской области


«Применение информационных технологий на уроках истории как средство развития творческих и познавательных способностей учащихся»
Посиняя Татьяна Ивановна,

учитель истории

МБОУ «Грузсчанская средняя общеобразовательная школа»


2012 год

СОДЕРЖАНИЕ
Глава I Информация об опыте

Введение………………………………………………… 2-4

Глава II. Технология опыта …………………………… 4-7

Глава III. Результативность опыта ……………………18-20

Библиографический список…….......................................21

Приложение………………………………………………22-62

Приложение № 1: Доклад «Использование ИКТ в преподавании

обществоведческих дисциплин»

Приложение № 2: Разработка урока-викторины «Вторая Мировая война» (9,11 класс)

Приложение №3: Разработка урока-экскурсии по теме «Народное образование в памятниках культуры п. Борисовка, конец XIX начало XX века» (краеведческий материал)

Приложение № 4: Разработка урока по теме «Начало Великой Отечественной войны» (9, 11 класс)

Приложение № 5: Разработка внеклассного мероприятия по защите елочных насаждений по теме «Сохраним леса России» (6 - 8 класс ) Приложение № 6: Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года» (8 класс)


Введение
Посиняя Татьяна Ивановна работает в МБОУ «Грузсчанская средняя общеобразовательная школа» с 1993 года, общий стаж – 19 лет.

4 года назад ее сотворчество с учащимися вылилось в проблему «Применение информационных технологий на уроках истории как средство развития творческих и познавательных способностей учащихся».

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявлять свои таланты и весь свой творческий потенциал.

Необходимость гуманизации общественной жизни обусловила проблему самореализации личности, проявления её сущностных сил. Потребность в самореализации – одна из ведущих потребностей личности, являющаяся внутренним стимулом человеческой деятельности. Создание условий для развития личности, способной к такому типу самореализации – основная задача современной школы.

Перед школой сейчас поставлен ряд проблем, одной из которых является проблема внедрения новых образовательных технологий. Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования.

Информационная компетентность относится к числу основных целей образования, сформулированных в документах Правительства РФ. В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.

И хотя эта проблема является едва ли не самой популярной темой обсуждения на страницах педагогической печати, но многие вопросы технологического подхода к образованию пока остаются нерешёнными.

Данные технологии, на мой взгляд, интересны по содержанию и дают хорошие результаты в обучении. Применение технологий способствует постановке личности школьника в центр всей воспитательной системы, формированию общечеловеческих ценностей, сочетанию индивидуального и коллективного воспитания. Непременным условием успешности учителя является владение современными методами и приёмами обучения. Их применение определяет уровень преподавания истории и повышает эффективность урока.

История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. Раньше для этой цели я использовала письменные источники, которые изучала сама, а потом излагала кратко учащимся. Сейчас эта задача решается намного проще и интереснее.

Цель каждого урока определяется с позиции обучаемого, при этом не только в плане приобретения им знаний, умений, но и с точки зрения прогрессивных изменений в структуре нового человека.

Перспективой работы каждого учителя истории является развитие творческой, грамотной, коммуникативной, жизнедеятельной, полезной для общества личности.

Цель моего опыта - формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности учащихся, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач. Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы учащихся. Развитие информационной компетентности является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих учеников.

В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю: - активизацию познавательной активности учащихся, через систему нетрадиционных уроков, с использованием ИКТ - развитие умений рассуждать и мыслить - развитие творческих способностей учащихся, через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий - развитие умений работы с текстами (учебника, исторических источников) - развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.

2. Показать, что использование различных образовательных технологий способствует развитию коммуникативных способностей учащихся, их познавательного интереса, качества знаний, творческого потенциала.

3. Описать опыт применения образовательных технологий на уроках истории.

^ Глава II. Технология опыта         

Актуальность

Наши ученики – это люди нового поколения, современники  информационного общества.

        Цели образования в российской школе законодательно определены Законом РФ "Об образовании", где отмечается, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.

Один из авторов французской школы анналов Марк Блок говорил, что историю изучают, во-первых, потому, что интересно, во-вторых, потому, что она наполняет жизнь человека смыслами, и, наконец, она просто развивает. Главное – помочь каждому ребенку обрести личное осознанное отношение к истории, соотнося свое мнение с ценностями разных эпох и общечеловеческими ценностями.

         Творческий потенциал наших учеников огромен. На мой взгляд, все, что нужно для того, чтобы дети могли проявить свои дарования - это умелое руководство со стороны нас, учителей. Задача учителя - открыть талант в детях и вместе с ними идти по пути познания, творчества, успеха.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования.

Информационная компетентность относится к числу основных целей образования, сформулированных в документах Правительства РФ. В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. На уроках с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. Формирование ИКТ- компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания способствует формированию информационной компетентности учащихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации.

Как известно, в процессе обучения имеет место использование следующих видов стимуляции познавательного интереса:

1. Стимуляция при помощи содержания учебного материала: новизна содержания, обновление уже усвоенных знаний, исторический аспект школьных знаний, насущная практическая необходимость в знаниях для жизни, показ учащимся современных научных достижений. Применение компьютерных технологий в данном аспекте, несомненно, имеет много преимуществ. Использование ИКТ создает возможности доступа к современной, свежей информации. А сочетание цвета, музыки, звуковой речи, динамических моделей расширяет возможности представления учебной информации, позволяет воздействовать на эмоциональное настроение учащихся, вызывает познавательный интерес и помогает усвоению материала.

2.Стимуляция познавательных процессов, связанная с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся: многообразие форм самостоятельных работ; проблемный подход; исследовательский подход; творческие работы учащихся; практические работы.

Использование ИКТ позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную деятельность школьников. Например, с помощью мультимедиа-учебников учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, игровые) и тестовых заданий, вести учет результатов. Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, исторических карт и других средств обучения.

Мультимедиа-технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между различными частями курса. Благодаря этому школьники могут изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать индивидуальный темп усвоения материала. Все эти возможности способствуют развитию желания и умения учиться, развивают интерес к предмету. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием мультимедиа-учебников даже «слабые» учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

При использовании ИКТ резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений. Они привыкают работать с лучшими источниками, зачастую самостоятельно сканируя из них прекрасные иллюстрации. Дети учатся слушать и быть услышанными – это первые шаги к формированию планетарного мышления, так необходимого современному человеку.

3.Зависимость познавательных интересов от отношений между участниками учебного процесса: эмоциональный тонус деятельности учащихся; эмоциональность учителя; педагогический оптимизм; взаимная поддержка в процессе обучения учителя и учащихся, поощрения учащихся.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностноориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и т.д. На уроках с использованием компьютера учитель выступает в роли консультанта, помощника в процессе овладения знаний учеником.

Применение ИКТ помогает формированию мотивации успеха у учащихся. Развитые навыки работы на компьютере вызывают уважение у школьников, помогают самоутвердиться среди сверстников. Многие учащиеся имеют еще и профессиональную мотивацию, понимая, что на современном рынке труда профессиональные навыки работы на компьютере востребованы.

^ Новизна опыта: состоит в совершенствовании образовательного процесса путём активного использования инновационных технологий и современной компьютерной техники, создании условий для формирования информационной компетентности и творческих способностей учащихся.

Гипотеза: выдвинем предположение о том, что применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания способствует более эффективному формированию у школьников основных компетенций, позволяющих  быть востребованным в современном, развивающемся обществе.

Практическая значимость: возможность индивидуализации процесса обучения через различные интерактивные формы; возможность использования и внедрения в образовательный процесс Интернет ресурсов; создание презентаций; выполнение социального заказа общества, ведь именно использование компьютера на уроках истории и обществознания позволяет готовить к жизни всесторонне развитого человека, востребованную в обществе личность.

        Концепция модернизации российского образования была ориентирована на то, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Самое главное, что учащиеся привыкают самостоятельно работать с информацией: искать, анализировать, сравнивать, обобщать, перерабатывать, трансформировать, создавать свои проекты в разных формах. Учитель в этом случае - координатор деятельности, а не поставщик готовой информации. Таким образом, преимущества использования ИКТ

1. индивидуализация обучения;

2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;

3.  рост объема выполненных на уроке заданий;

4. расширение информационных потоков при использовании Internet.

5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

7.  Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

8.  Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

9.  Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

       Таким образом, ведущей идеей моей педагогической деятельности является целенаправленная работа по формированию ключевых компетенций школьников на уроках истории и обществознания.

        Развитие компетенций основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки практической деятельности в современном обществе.

          Но как помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться, на мой взгляд, именно при использовании новых инновационных интерактивных технологий, ведь именно они направлены на развитие мыслительной деятельности и коммуникативности, а учитель выступает как сценарист, режиссер, партнёр. А сформировать ключевые компетенции можно лишь в опыте собственной деятельности. Поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.

   Исходя из этих позиций, мною сформулирована основная идея: процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках истории и обществознания является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.

         Психология предмета «История» требует от учащихся овладения как общими, так и специфическими методами исторического познания. Поэтому наряду с традиционными методами я использую и методы познания, связанные с информационно-коммуникативными технологиями, что значительно активизирует познавательную деятельность учащихся и разнообразит индивидуальную траекторию личностного и интеллектуального развития каждого ребенка.

На уроках истории с применением ИКТ продолжается работа по закреплению учебных навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую деятельность.

       Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

     При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

- критическое осмысление информации,

- выделение главного в информационном сообщении,

- систематизирование и обобщение материала,

- грамотное представление имеющейся информации.

   На уроках истории и обществознания осуществляется социально-личностное становление учащихся, закладывается фундамент формирования гражданина нашего общества, решается задача формирования на базе полученных знаний важнейших практических и интеллектуальных умений и навыков. Для реализации таких значимых задач необходимо создание на каждом уроке творческой атмосферы и ситуации успеха.

    Еще один значимый для меня момент в организации учебной деятельности -   организация процесса личностного осмысления исторического опыта. Знание обретается тогда, когда оно проходит через личное отношение, сопереживание.  В контексте компетентностной парадигмы образование рассматривается как складывание образа бытия и внутри его – образа человека. Этот образ невозможно создать без определенного багажа исторических знаний. Развитие современного общества и жизни в целом показало необходимость воспитания людей творческих, активно преобразующих действительность на основе нравственных ценностей, людей, способных активно включаться в различные социальные процессы и отношения, умеющих принимать самостоятельные решения и нести личную ответственность. Молодой человек должен не только обладать знаниями, умениями и навыками, но и активно взаимодействовать с окружающим миром, причем, в основе его взаимодействия должен лежать позитив и некая нравственная составляющая, потому что «знания в руках бездуховного человека, что сабля в руках сумасшедшего».

Главное – помочь каждому ребенку обрести личное осознанное отношение к истории, соотнося свое мнение с ценностями разных эпох и общечеловеческими ценностями.

     Систематическое   использование интерактивных методов и приемов работы на уроке привело к целому ряду  последствий:

1.Повысился уровень использования наглядности на уроке,

2.Повысилась производительность урока.

3.Активнее устанавливаются межпредметные связи.

4.Появилась возможность организации проектной деятельности учащихся под руководством преподавателя.

5.Изменились к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК. Они начали видеть в преподавателе «родственную душу».

6.Изменилось отношение к учебному труду. Ребята начали  выбирать способы реализации своих способностей и  возможностей, активно вовлекаться во внеурочную деятельность.

7. Повысилось качество знаний по истории и обществознанию во всех классах.

8. Сохраняется устойчивая мотивация учащихся к учению на уроках и во внеурочной деятельности.

Трудоёмкость опыта.

Трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя, заключается в следующем:

1. В классе нет компьютера.

2. Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени.

3. В отдельных моментах трудность составляет недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4. На составление презентаций уходит много времени.

Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям моего класса. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат.

Когда учителя активнее начинают использовать информационные технологии в процессе обучения, они нередко забывают, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход.  При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход, его следует использовать. Многие учителя, научившись создавать электронные презентации, начинают их применять достаточно часто. Наблюдается следующий факт: презентации, перегруженные наглядно-иллюстративным материалом, снижают эффективность его усвоения. Таким образом, мы видим, что наряду с многочисленными преимуществами использование информационных технологий в процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию.

Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации. Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с применением ЦОР постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть «план Б», «путь к отступлению» к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, и до боли знакомая и родная старенькая карта, которая, как лучший друг, никогда не подведёт.

       Каждый ученик идет путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делаем одно дело: учимся и учим друг друга. Таким образом, использование интерактивных средств и приемов обучения открывает возможности формирования жизненного опыта ребенка; стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в  самореализации и самовыражении;  выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное; ведёт учащихся по ступенькам роста личности; вызывает интерес к предмету; учит общаться, развиваться интеллектуально.

Каждый ребенок – неутомимый исследователь, нужно только вовремя помочь ему выбрать нужную тропинку на пути знаний и вместе с ним радоваться каждому маленькому открытию.

   При анализе результатов применения интерактивных приемов и методов организации учебной деятельности я пришла к следующим выводам:

- возросла социальная и познавательная активность детей: уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;

- расширились компетентности школьника как ученика: его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат, ответственность, социальная независимость;  

- появилась открытость мышления, способность к коллективной деятельности, ответственность за принимаемые решения.

Последние четыре года я работаю над темой использования ИКТ на уроках истории, так как считаю, что это еще один способ повысить познавательную активность современных учащихся, в жизни которых компьютер играет чуть ли не ведущую роль. Самым простым, на мой взгляд, является введение в образовательный процесс электронных презентаций.

Учитель истории часто сталкивается с проблемой нехватки наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто картины по истории, позволяющие стимулировать воображение ребенка, перенести его в изучаемую эпоху. Весь этот материал в большинстве своем довольно ветхий и обновляется нерегулярно. Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации.

          За четыре года работы над темой я изучила необходимую литературу по подготовке презентаций и разработала несколько уроков с их использованием, при этом учла основные принципы создания презентаций для уроков. Часто на уроках я использую такой вид работы учащихся как заполнение таблицы. Схему таблицы можно перенести на слайд презентации. Мы работаем с учебником, выискиваем необходимую информацию, затем записываем ее в таблицу. Обычно учитель заполняет таблицу на доске. Но, как правило, на доске недостаточно места для таблицы целиком и мы что-то стираем. И учащийся не может видеть результат работы в целом. Работая с презентацией, учитель экономит время, которое затрачивается на запись информации на доске – она появляется сразу на слайде. Заполнение таблицы проходит последовательно, в соответствии с замыслом учителя. Мы можем проверить свой результат работы с требованием, с тем, что должно быть записано в тетрадь. И в конце урока ученик видит результат работы и может его сравнить с тем, что он записал.

В процессе обучении истории использую программы общего назначения: MicrosoftWord, MicrosoftExcel, MicrosoftPowerPoint,

MicrosoftFrontPage, MicrosoftPublisher,AdobePhotoshop, исторические энциклопедии: СD « Энциклопедия истории России 862- 1917гг»,

Программы – репетиторы СD « Репетитор по истории»;

Электронные учебники: СD «История России 20 век».

Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом , информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников

         Также использую Интернет для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В Интернете нахожу сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием.       

Важным образовательным ресурсом является методический сайт: сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/ - и его раздел «история», который содержит электронную версию газеты «История» с архивом за 1999 – 2003 гг. http://his.1september.ru/index.php и сайт «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/urok/ . На этих сайтах содержится большое количество сценариев, уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др. Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.

^ Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

          Доклад по теме «Использование ИКТ в преподавании обществоведческих дисциплин» я представляла на августовской секции учителей истории и обществознания в 2012 года.

В 2012 году был обобщен педагогический опыт на ШМО по теме: « Применение информационных технологий на уроках истории».

        ^ Условия формирования опыта: На формирование моего опыта по использованию ИКТ, в процессе преподавания истории и обществознания оказали влияние следующие факторы:

Компьютер относится к тем техническим средствам обучения, которые не были придуманы для этой цели. Однако за последние годы произошло коренное изменение роли компьютерной техники в образовательном процессе. Одной из закономерностей развития образования является полная информатизация учебного пространства. Первые шаги к информатизации процесса обучения были сделаны в 90-е годы, когда в школах стали появляться компьютеры. Это были единичные машины, которые служили в большей степени, «наглядными пособиями» для учителей и учащихся. Сейчас в нашей школе произошло существенное укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. В школе появились мультимедиа проектор, экраны, новые компьютеры, Интернет. «Использование ИКТ» стало ведущей методической темой почти всех методических структур. Все это послужило толчком для использования мною информационных технологий в процессе обучения. Личный компьютер у меня был давно, но на уроках использовать ИКТ так часто, как того хотела, я не имела возможности. Но при необходимости обращаюсь в кабинет информатики и там провожу свои уроки.

В современных условиях, когда многие дети знакомы с Интернет, имеют дома компьютеры, оснащение урока только привычными, традиционными учебными пособиями становится, с моей точки зрения, скучным, а может и несколько устаревшим. В то же время мне как педагогу хотелось бы, чтобы дети использовали компьютер не только в развлекательных целях, но и для образования, получения полезной информации.

Поэтому передо мной встала задача внедрения современных компьютерных технологий в образовательный процесс, в том числе и Интернет-ресурсов

Компьютерные технологии использую в образовательном процессе уже третий год. За это время накоплен материал для разных этапов и типов урока, презентационные разработки для внеурочной деятельности по предметам.

Сегодня хочу поделиться опытом использования компьютерных технологий. Я начала создавать мультимедийные презентации обучающего характера, рассчитанные на конкретную тему, на конкретный урок. При создании презентации я ставлю следующие задачи:




Использование компьютерных технологий считаю более продуктивной, чем использование таблиц, плакатов это сокращает время и более эстетично.

Главное преимущество компьютерных технологий – это актуальность на сегодняшний день и их мобильность.

Проверка знаний учащихся на уроках истории несколько отличается от контроля знаний по русскому языку или математике. Программа предусматривает проверку теоретических знаний. В этом тоже мне помогает компьютер, а для учащихся «отвечать» компьютеру более привлекательно, чем беседовать с учителем или давать письменный ответ на вопрос. Для осуществления контроля знаний по теоретическим вопросам использую следующие наработки:

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности, урока с использованием Интернет-ресурсов, - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Другой причиной является использование детской заинтересованности в современных технологиях, что тоже способствует мотивации учебной деятельности.

Использование компьютерных технологий в моей практике занимает важное место в учебной деятельности и во внеклассной работе.

Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными другими технологиями и методиками обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации, индивидуализации обучения и воспитания.

А это значит, что внедрение компьютерных технологий в школе на уроке просто необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной деятельности, повышения интереса учащихся к приобретению новых знаний, внесения элемента новизны. Использование информационных технологий создаёт принципиально новые возможности для усвоения учебного материала учениками. Это достигается за счёт увеличения доли информации, представляемой в визуальной и звуковой форме, скорости доставления информации. Легко реализуется принцип наглядности в обучении, увеличивается доступность объяснения, так как у учащихся работает образное воображение. Мне компьютер облегчает задачу подготовки к занятиям, помогает развивать интерес к своему предмету. Мне импонирует то, что компьютерные технологии можно использовать на любом этапе урока для вовлечения в активную деятельность. Недаром говорят:

«Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню

Вовлеки меня – и я пойму».
Вывод. Следует отметить, что компьютер, как педагогическое средство, используется в школе, как правило, эпизодически. Это объясняется тем, что при разработке современного курса истории или обществознания не стоял вопрос о привязке к нему информационной технологии. Применение компьютера, поэтому, оказывается целесообразным лишь при изучении отдельных тем, где имеется очевидная возможность вариативности. Несмотря на это, с целью формирования информационной компетентности, а также учебной мотивации, увеличения познавательной активности, расширения кругозора учащихся нужно увеличивать количество уроков с использованием ИКТ. При этом, как было показано выше, с использованием ИКТ можно проводить уроки разных типов.

Наличие обратной связи с возможностью компьютерной диагностики ошибок, допускаемых учащимися в процессе работы, позволяет проводить урок с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Контроль одного и того же материала может осуществляться с различной степенью глубины и полноты, в оптимальном темпе, для каждого конкретного человека. Таким образом, можно предположить, что информационную технологию наиболее целесообразно применять для осуществления предварительного контроля знаний, где требуется быстрая и точная информация об освоении знаний учащимися, при необходимости создания информационного потока учебного материала или для моделирования различных исторических событий. Вместе с тем, мне бы хотелось отметить некоторые существующие недостатки и проблемы применения ИКТ:

1.      Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся.

2.      Недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.

3.      Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

4.      Не хватает компьютерного времени на всех.

5.      При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

6.   Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

В заключение хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ ни какое - либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.

Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит «живого» общения учителя с учеником.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Начало Великой Отечественной войны» iconРазработка урока истории в 9 классе по теме: Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву
Познакомить учащихся с трагическими событиями начала Великой Отечественной войны

«Начало Великой Отечественной войны» iconТворческая летопись Великой Отечественной войны. Воюющие музы
Цель и задачи: Знакомство с отечественной культурой в годы Великой Отечественной войны

«Начало Великой Отечественной войны» iconРассказ о детях-героях Великой Отечественной войны
Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны

«Начало Великой Отечественной войны» icon«слава защитникам отечества!» Сценарий праздника-встречи с ветеранами...
Цель: воспитывать глубокое уважение и почитание к ветеранам Великой Отечественной войны

«Начало Великой Отечественной войны» iconКлассный час Тема : «… гром грянул началась война»
Великой Отечественной войне, охарактеризовать основные этапы, итоги Великой Отечественной войны и второй мировой войны

«Начало Великой Отечественной войны» iconСценарий классного часа, посвящённого 65 годовщине Победы в Великой...
Вед. Женщины на войне… Вместе с отцами, мужьями и братьями они сражались на фронтах Великой Отечественной

«Начало Великой Отечественной войны» iconВ канун дня победы, 4 мая, в школе прошёл конкурс чтецов стихотворений...
«В огне войны сгорело детство, но не прошло бесследно, нет…», посвящённый детям Великой Отечественной войны

«Начало Великой Отечественной войны» iconЗвучат песни предвоенных лет «Рио-Рита». Внезапно смолкает музыка...
Звучат песни предвоенных лет «Рио-Рита». Внезапно смолкает музыка демонстрируются слайды начало великой отечественной войны: разрывы...

«Начало Великой Отечественной войны» iconТема урока: Наш край в годы Великой Отечественной войны
Великой Отечественной войне, формирование знаний об истории Ставропольского района в годы войны

«Начало Великой Отечественной войны» iconУрок по литературе на тему: «Дети-герои Великой Отечественной войны»
Познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой отечественной войне и страницами истории войны (подвиг...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница