5 кл М. Ю. Лермонтов. "Бородино" Цели




Скачать 66.64 Kb.
Название5 кл М. Ю. Лермонтов. "Бородино" Цели
Дата публикации24.11.2013
Размер66.64 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы
5 кл М.Ю. Лермонтов. "Бородино"

Цели: познакомить со стихотворением М.Ю.Лермонтова “Бородино”, обратив внимание на историческую основу стихотворения и его художественные достоинства.

Развивать умение делать анализ художественного текста.

Воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Вступительная беседа.
- Как вы думаете, ребята, чем может гордиться человек, проживший жизнь

- А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?

- Несомненно, многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, преданность своей родине, одержал победу, являются предметом гордости всего русского народа.

- И сегодня на уроке мы поговорим об одном из таких исторических событий

Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”.
Перед вами портрет поэта. Вы видите перед собой лицо молодого человека. С творчеством М.Ю.Лермонтова вы уже знакомились в начальных классах, и к сегодняшнему уроку я просила вас прочитать вступительную статью учебника о жизни и творчестве поэта.
Что вы уже знаете об этом человеке, что нового узнали из этой статьи?

(Ответы учеников)
“Нераспустившимся цветком русской поэзии” называли Лермонтова.
^ Творчество поэта - одна из ярких страниц русской поэзии.
В его мастерстве мы ещё раз убедимся сегодня на уроке, прослушав и проанализировав стихотворение “Бородино”.

^ 3. Историческая основа стихотворения.
О Бородинском сражении вы узнаете на уроках истории. И сейчас, прежде чем перейти к знакомству со стихотворением, попробуем восстановить те далёкие исторические события, которые легли в основу стихотворения.

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию.

Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, в деревне, расположенной в 124 км. от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. Главнокомандующим русской армии был назначен Кутузов. Перед началом боя русские отслужили торжественный молебен и пронесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей матери. Русские понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.
Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды конницы. Семь раз огнём и штыком русские воины отбрасывали врага.
“За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад” - таков был приказ.
“Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в этом сражении.
Многие из сражавшихся побросали свои ружья, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятьях и вместе падали мёртвыми. Конница скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском.” Так вспоминал один из очевидцев сражения.
Потери русских составили 45, 6 тысяч человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тысяч. В резерве русских сохранилось не более 5 тысяч, а у французов - вся гвардия.( 19 тысяч человек) Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все “за” и “против”, желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время, Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло её уверенность в победе. Мы вслед за генералом А.П.Ермолаевым можем с гордостью повторить: “У Бородино французская армия расшиблась о русскую”.
История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.

^ 4. Словарная работа.
Прежде чем вы прослушаете стихотворение “Бородино”, обратите внимание на доску. На ней записаны слова, которые встретятся вам при чтении этого стихотворения. Это слова иноязычного происхождения, слова- термины, в основном слова военной терминологии. Давайте прочитаем их и выясним, что они обозначают.
^ Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя

Мусью – сударь, господин

Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле.

^ Лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.

Бивак – стоянка войск под открытым небом

Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи

^ Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки

Улан, драгун – солдаты конных полков

Басурманы- люди другой веры, иноземцы, враги

Данные слова отражают военную терминологию того времени.

^ 5. Прослушивание стихотворения “Бородино” в грамзаписи.
Когда вы будите слушать стихотворение, подумайте, в чём особенность его построения и как меняется тональность речи актёра при прочтении отдельных эпизодов.
(Включается грамзапись)
Вопросы для анализа стихотворения.
- Какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки?
- В чём особенность построения стихотворения?
- Кто участвует в разговоре?
- Кто он? Где он находился в момент сражения?
Докажите это словами из текста.
- Почему автор доверил рассказ об историческом сражении старому солдату?
- Каким вы представляете себе старого воина?
- Что заставляет старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям?
- Что представляет собой первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит?
- Кто герои рассказа ветерана войны?
- С какими чувствами старый воин вспоминает о них?
Как он их называет? Зачитайте.
- Какие чувства владеют русскими солдатами во время боя?
Найдите и зачитайте строки из текста.
- Какие строчки стихотворения говорят нам о верности, преданности русского солдата? Зачитайте.
- Как меняется тональность речи старого воина от момента описания отступления до подготовки к бою и при описании самого боя?
- Какими вы увидели участников сражения?
- Какие чувства вызывает у вас рассказ старого воина?
Физминутка.

6. Работа над средствами художественной выразительности.
В своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни. Речь Лермонтова богата эпитетами, сравнениями, олицетворениями.
И сейчас я попрошу двух учеников выйти к доске с текстом стихотворения, попробовать найти в нём выше перечисленные средства и выписать их на доску. А чуть позже мы их работу проверим.

7. Работа по картинам.
Это историческое событие нашло отражение и в творчестве многих художников.
Перед вами картины, на которых изображены участники битвы под “Бородино” и фрагменты самого сражения.
- Что вы видите на картине П.Е.Заболоцкого?
- По внешнему виду, как вы думаете, перед нами простой солдат или офицер?
- О чём нам могут рассказать его выражение лица, его глаза?
- Перед вами картина А.В.Кондратьева. Как вы думаете, какой момент изобразил художник и с какими слова лермонтовского стихотворения можно соотнести данную иллюстрацию?
-Где расположились бойцы для разговора?
- А как называется стоянка войск под открытым небом?
- Какой момент изображён на картине Герасимова?
- По внешнему виду, по жестам Кутузова можно ли определить, какие чувства он переживает в данный момент?
Рассказ учителя о картинах Ф.А.Рубо “Панорама Бородинской битвы”.
^ Картины, как и стихи, являются произведениями искусства. А искусство не только рассказывает о чём-то, но и делает нас соучастниками событий, заставляет нас пережить изображаемое.

Мы на уроке познакомились со стихотворением М.Ю.Лермонтова “Бородино”, с картинами художников, отразивших это историческое событие на полотне.
- Представьте, если бы мы слушали музыку, КАКИЕ ЗВУКИ ПРЕОБЛАДАЛИ БЫ В МЕЛОДИИ.
Музыка- это тоже произведение искусства, которое заставляет нас переживать, вызывает различные чувства в нашей душе.
10. Итог урока.
Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением М.Ю.Лермонтова
“Бородино” и прикоснулись к различным видам искусства.
Это историческое событие нашло отражение и в литературе, и в музыке, и в живописи, и в кинематографии.
О подвиге русских людей мы всегда должны помнить и гордиться ими.

11. Выставление оценок.

12. Домашнее задание. Выучить наизусть понравившийся отрывок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

5 кл М. Ю. Лермонтов. \"Бородино\" Цели iconУрока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

5 кл М. Ю. Лермонтов. \"Бородино\" Цели iconУрок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

5 кл М. Ю. Лермонтов. \"Бородино\" Цели iconУрок литературы 5 класс м. Ю. Лермонтов «бородино»
Тема: «стихотворение м. Ю. Лермонтова «бородино». Историческая основа и прототипы героев»

5 кл М. Ю. Лермонтов. \"Бородино\" Цели iconУрок №22. Тема. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»
М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников...

5 кл М. Ю. Лермонтов. \"Бородино\" Цели iconМ. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Цели урока: воспитание уважения к великому прошлому России, знакомство с композицией стихотворения и особенностями повествования

5 кл М. Ю. Лермонтов. \"Бородино\" Цели iconУрок литературы в 5 классе по теме: М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая...
М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения

5 кл М. Ю. Лермонтов. \"Бородино\" Цели iconУрок литературы в 6 классе Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Цель: ознакомить учащихся с одним из популярных произведений русской поэзии «Бородино», ставшим образцом для многих писателей,обращавшихся...

5 кл М. Ю. Лермонтов. \"Бородино\" Цели iconУрока литературы на тему: «М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»
М. Ю. Лермонтова «Бородино», развития умений осознанного чтения, анализа литературного произведения, коммуникативных умений, что...

5 кл М. Ю. Лермонтов. \"Бородино\" Цели iconМихаил Юрьевич Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов великий русский поэт. Автор романтической драмы "Маскарад", знаменитых стихотворений "Бородино", "Смерть...

5 кл М. Ю. Лермонтов. \"Бородино\" Цели iconУрок литературы «М. Ю. Лермонтов «Бородино» (2 часа)
Выяснить, как исторические события, положенные в основу, отражаются в литературном произведении



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница