Программа дисциплины «История России в компаративном освещении»




Скачать 317.43 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «История России в компаративном освещении»
страница1/4
Дата публикации19.09.2013
Размер317.43 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
www.lit-yaz.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3   4
Правительство Российской Федерации
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Факультет истории


Программа дисциплины «История России в компаративном освещении»
для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра
Автор программы:

Каменский А.Б. д-р ист. наук, проф. akamenskii@hse.ru

Будницкий О.В. д-р ист. наук, проф. obudnitskiy@hse.ru

Акельев Е.В. канд. ист. наук, доц. eakelev@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры политической истории «__»____________2012 г. ^ Зав. кафедрой А.Б.Каменский.
Рекомендована секций УМС по истории «__»____________2012 г.

Председатель Н.А. Проскурякова
Утверждена УС факультета истории «__»____________2012 г.

^ Ученый секретарь О.С. Воскобойников

Москва, 2012

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра, обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «История России в компаративном освещении».

Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ.


  1. ^ Цель освоения дисциплины.

Целью дисциплины «История России в компаративном освещении» является сравнительное изучение различных аспектов истории Европы с древности до конца XX в. с особым акцентом на выявлении общего и особенного между странами Запада и России.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать основные этапы исторического развития России.

  • понимать место и роль России в истории Европы и в современном мире;

  • обладать первичными навыками работы с научной литературой;

  • иметь представление об основных историографических мнениях по ключевым проблемам истории России.


В результате освоения дисциплины магистр осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

ОК-1

Знает основные исторические факты, имена исторических деятелей, понимает место и роль России в истории Европы и в современном мире.

Лекции, эссе, реферат

Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

При анализе научной литературы может вычленить основное содержание текста, отделить главное от второстепенного, выявить авторскую позицию и оценить ее обоснованность, грамотно изложить результаты в письменном виде.

Реферат




  1. ^ Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла бакалаврской программы.

Для освоения данной учебной дисциплины студенты должны владеть следующими исходными знаниями и компетенциями:

- знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы;

- знание обществознания на уровне программы общеобразовательной школы;

- понимание языка научной и учебной литературы по истории.


  1. ^ Тематический план учебной дисциплины






Название темы

Аудиторные часы (лекции)

1

Индоевропейцы и их роль в формировании этнической карты древней Европы.

1

2

Великое переселение народов в судьбах славянства.

1

3

Держава Рюриковичей в сравнительном освещении.

1

4

Процесс христианизации Европы и его значение.

1

5

Русь удельная: альтернативы древнерусской государственности (XII – XIII).

1

6

Русские земли в составе Монгольской империи: система ордынского ига (XIII – XV вв.).

1

7

Московское царство в XV – XVII вв. в общеевропейском контексте: российское самодержавие как специфическая форма политического и общественного устройства.

2

8

Реформы Петра Великого в европейском контексте

2

9

Послепетровская Россия.

2

10

Эпоха Екатерины Великой.

2

11

Россия и мир на рубеже XVIII – XIX веков.

2

12

Александровская Россия.

2

13

Николаевская Россия.

2

14

Россия и Европа во второй половине XIX века.

2

15

Россия в конце ХIХ - начале ХХ вв. Между реформой и революцией.

2

16

Европейский кризис 1914-1921 гг. Революция и Гражданская война в России.

2

17

Европа в межвоенный период: между тоталитаризмом и демократией. Советский эксперимент: от коммунистической утопии к «великому отступлению»

2

18

Вторая мировая война и ее последствия

4

19

СССР и Европа в 1945-1965 гг. Холодная война

4

20

От СССР к России

4

Всего

40


6. Формы контроля знаний студентов.


Тип контроля

Форма контроля

Кафедра

Параметры

Промежуточный

Эссе

Реферат

КПИ

КПИ

Письменно, до 5 000 слов.
Письменно, до 20 000 слов.

Итоговый

Зачёт

КПИ

Устно




    1. ^ Критерии оценки знаний, навыков


Эссе - умение дать творческий анализ избранного предмета исследования.

Реферат – владение первичными навыками работы с научной литературой, умение анализировать и делать выводы.

Зачет – знание основных исторических фактов, имен исторических деятелей, умение вписать происходящие в России исторические события и процессы в общеевропейский контекст.


  1. ^ Содержание дисциплины


Тема 1. Индоевропейцы и их роль в формировании этнической карты древней Европы.

Понятие "этнос", основные этнообразующие характеристики. Методы изучения этнической истории древней Европы. Историческая лингвистика и глоттохронология. Понятие археологической культуры. Проблемы соотнесения археологического материала и данных исторической лингвистики.

Индоевропейская языковая общность. Прародина индоевропейцев. Попытки реконструкции хозяйства, общественного устройства и мифологии индоевропейцев. Распад индоевропейской общности. Расселение «древнеевропейской» группы на пространствах Центральной и Западной Европы. Ее распад на кельто-италийские, иллирийские, германские и балто-славянские этно-лингвистические общности.

^ Тема 2. Великое переселение народов в судьбах славянства.

«Варварские» народы на периферии Римской империи. Причины миграционных процессов, приведших к гибели империи. Пражская археологическая культура: ареалы распространения и основные характеристики. Первые письменные свидетельства о славянах (Иордан, «Стратегикон», Прокопий Кесарийский). Славяне: хозяйство, общественные отношения, быт, мифология. Земледельческая колонизация славян. Разделение славян на три ветви. Ареалы расселения восточных славян. Соседи восточных славян: угро-финны и балты.

^ Тема 3. Держава Рюриковичей в сравнительном освещении

«Синтезная» и «бессинтезная» зоны в Европе раннего средневековья.

Образование «варварских» королевств на территории Западной Римской империи. Романо-германский синтез в формировании политических структур и общественных отношений. Франкская держава. Каролингская империя и ее распад. Феодальный строй как тип политического и социального устройства. Роль внешнеполитического фактора в оформлении феодальных отношений: набеги викингов, натиск венгров, мусульманская угроза. Процесс «озамковывания» территории Западной Европы.

«Бессинтезный» путь формирования государственных и общественных отношений в Северной и Восточной Европе. Восточные славяне: переход от родовой к соседской общине. Включение восточных славян в систему международной торговли: торговые пути «из варяг в греки» и волжский торговый путь. Формирование институтов власти: князья и дружинники. Дружинные кладбища. Протогорода и их значение. Догосударственные племенные объединения восточных славян.

Летописная легенда о призвании варягов. Споры «норманистов» и «антинорманистов». Происхождение название «Русь». Первые русские князья. Процесс объединения восточнославянских, балтских и угро-финских племен под властью киевского князя. Взаимоотношения Руси с соседними государствами: Византийская империя, Хазарский каганат, печенеги.

Держава Рюриковичей: характеристика государственного образования. Киевский князь и дружина. Племенные князья и племенные центры. Дань и полюдье. «Уставы и уроки». «Погосты». «Окняжение» русских земель и формирование единой древнерусской народности. Понятие «земля» и «волость» в древнерусских летописях. «Русская правда» и «варварские правды».

Историографическая дискуссия об особенностях социально-политического устройства Киевской Руси в сравнении с государствами Западной Европы. Идеи Н.П. Павлова-Сильванского и их развитие в советской историографии. Представление о феодализме как общественной формации. Взгляды Б.Д. Грекова на древнерусское общество. Концепция государственного феодализма. Идея о «неземельных феодах» как натурально-денежном обеспечении за вассальную службу. «Дружинное государство» как тип раннефеодального государства. Точка зрения И.Я. Фроянова о «городах-государствах» в Киевской Руси.

^ Тема 4. Процесс христианизации Европы и его значение.

Этапы распространения христианства в Европе. Крещение германских племен, расселившиеся в Западной Римской империи. Распространение христианства в Центральной, Восточной и Северной Европе. Русско-византийские связи. Крещение Руси и его значение. Проблема двоеверия на Западе и Востоке.

Противоречие между римским папой и константинопольским патриархом. «Великая схизма», ее политические и культурные последствия. Раскол Европы на римо-католический и греко-православный миры. Упадок Византийской империи и культурно-политическая изоляция Руси. Рождение концепции «Москва-Третий Рим».

Институт церкви и ее роль в политической, общественной и культурной жизни Европы. Взаимоотношения светских властей и церкви на Западе и Востоке Европы. Монашеское движение в Европе в период средневековья. Реформация и контрреформация. Церковная реформа в России. Социальный и культурный феномен русского раскола. Сравнение Раскола с западноевропейской Реформацией.

^ Тема 5. Русь удельная: альтернативы древнерусской государственности (XII – XIII).

Предпосылки появления самостоятельных княжеств. Лествичный порядок наследования «столов» и княжеские усобицы. Рост крупного землевладения. Древнерусский город. Формирование новых политических центров. Любеческий съезд и его последствия.

Удельный порядок на Руси и феодальная раздробленность в странах Западной Европы: общее и особенное. Политическая раздробленность и процесс централизации во Франции (XI-XIII вв.). Специфика политического развития Англии в XI-XII вв. Страны Пиренейского полуострова и Реконкиста. Модель полицентрического государства в Германии и Италии. Развитие западноевропейского города.

Галицко-Волынское княжество: особенности политического развития Юго-Западной Руси.

Новгородская боярская республика. Вече. Новгородские бояре и их вотчины. Институты власти в Великом Новгороде. Отношения Новгорода с князьями.

Владимиро-Суздальское княжество: историко-географическая характеристика и особенности политического развития. Князья-«самовластцы» Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский. «Моление» Даниила Заточника.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «История России в компаративном освещении» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 10 История средних веков цели и задачи...
Целью дисциплины «История средних веков» является прочное усвоение и ясное понимание истории средних веков, а также выработка студентами-юристами...

Программа дисциплины «История России в компаративном освещении» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История средних веков цели и задачи...
Целью дисциплины «История средних веков» является прочное усвоение и ясное понимание истории средних веков, а также выработка студентами...

Программа дисциплины «История России в компаративном освещении» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (вторая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа дисциплины «История России в компаративном освещении» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное...
Цель освоения дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом»

Программа дисциплины «История России в компаративном освещении» iconРабочая программа
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...

Программа дисциплины «История России в компаративном освещении» iconРабочая программа дисциплины история мировых религий наименование...
«История мировых религий». В ее основу положен государственный стандарт. В настоящем курсе продолжается изучение студентами основных...

Программа дисциплины «История России в компаративном освещении» iconПрограмма дисциплины "Исторический анализ структур повседневности"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....

Программа дисциплины «История России в компаративном освещении» iconПрограмма дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки
Цель освоения дисциплины «История зарубежной литературы» – сформировать у студентов

Программа дисциплины «История России в компаративном освещении» iconПрограмма учебной дисциплины История португальского языка Направление...
История португальского языка рассматривается в связи с историей народов, говорящих на этом языке. Усвоение дисциплины «История языка»...

Программа дисциплины «История России в компаративном освещении» iconПрограмма дисциплины История правосознания, политической и правовой...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница