Скачать 354.75 Kb.
|
![]() федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет менеджмента Программа дисциплины Введение в профессию для направления 030600.62 История подготовки бакалавра Авторы программы: О.В.Будницкий, д-р ист.н., obud@mail.ru Е.А. Вишленкова. д-р ист. н., проф. evishlenkova@mail.ru И.Н. Данилевский д-р ист.н, проф. viddanin@mail.ru А.Б. Каменский д-р ист. н., проф. akamenskii@hse.ru А.В. Полетаев д-р экон. н., проф. apoletayev@yandex.ru А.Б. Давидсон д-р ист. н., проф. adavidson@yandex.ru И.М. Савельева д-р ист. н., проф. isavelieva@yandex.ru П.Ю. Уваров д-р ист.н., проф. oupav@mail.ru В.И. Уколова д-р ист. н., проф. Адаптировано для НИУ-ВШЭ – Пермь: Д.В. Офицеров-Бельский, к-т ист.н., DmitriyBelskiy@gmail.com Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «__»____________2011 г. Зав. кафедрой _________________________А.А. Борисов Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»____________2011 г. Председатель ________________________ Г.Е. Володина Пермь, 2011 ^
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 История, обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Введение в профессию». Программа разработана в соответствии с:
Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» являются:
В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к циклу «Теоретические и эмпирические основания исторической науки» и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную подготовку. Изучение данной дисциплины носит характер введения в профессиональное образование и предваряет изучение таких дисциплин БУПа, как «Специальные исторические дисциплины», «Источниковедение и информационные ресурсы истории», «Теория и история исторического знания», «Исследовательский семинар». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Специальные исторические дисциплины», «Источниковедение и информационные ресурсы истории», «Теория и история исторического знания», «Исследовательский семинар», «Всемирная история» «История российской государственности и др. ^
^
Реферат представляет собой письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором обобщается информация из одного или нескольких источников. Он может иметь две формы: реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер. Студент волен выбирать любую из этих форм. Цель выполнения реферата – отработка навыков реферирования научной литературы. Зачет имеет целью демонстрацию студентом знания базовых понятий исторической науки, ее основных разделов и направлений, современные трактовки функций исторического знания, особенности образов прошлого в разных формах знания, специфику исторического времени, взаимосвязь истории с иными науками социально-гуманитарного цикла; понимание значения исторического источника в изучении прошлого; умение отличать проблемы исторического познания от проблем, относящихся к иным областям знания. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Раздел 1. Историческая наука в системе гуманитарного знания Тема 1. Представления о прошлом как часть миросознания человека. Цели изучения прошлого. Профессиональное знание и массовые представления о прошлом. Историческая информация и ее использование в социально-гуманитарной сфере. Проблема научности исторического знания. Доказательства возможности создания достоверной картины прошлого; опасности и ограничения. Понятие исторического источника; объективность и субъективность его интерпретации. Особенности истории как науки. Что значит «знать историю»? Количество часов аудиторной работы: 2 ^ Направления исторической науки и исторические дисциплины. Политическая, экономическая, социальная, военная история и история культуры как разделы исторического знания. «Метанарратив» и микроистория. Историческая антропология, история семьи, частной жизни, история эмоций, история детства, история смерти, история повседневности, гендерная история и другие направления современной исторической науки. «Теории истории». История как многофакторный процесс. Детерминированность исторического процесса и альтернативная история. Национальная и «глобальная» история. Проблема уникальности в истории. Количество часов аудиторной работы: 2 Литература к разделу1. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. С. 6-29. http://lib.ru/FILOSOF/BLOK_M/apologia.txt Коллингвуд Р. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 10-14; 195-207. http://www.krotov.info/libr_min/11_k/kol/lingvud_00.htm http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kollin/index.php Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993. С. 14-21. http://all-ebooks.com/2010/01/06/86634-istoricheskijj-sintez-i-shkola-annalov.html http://mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181257530-istoricheskij-sintez-i-shkola-annalov.html Тош Д. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка. М., 2000. С.33-56. http://all-ebooks.com/2009/08/23/60660-stremlenie-k-istine.-kak-ovladet.html Раздел 2. История и знание о прошлом. Тема 3. Значения и смыслы «истории» Основные значения слова «история». Античность: формирование значений. Средние века: эволюция смыслов. Эволюция исторического знания в новоевропейской культуре. Смыслы «истории» в ХХ веке. Количество часов аудиторной работы: 1 Тема 4. Понятие «прошлого» Базовые характеристики двух образов времени в философии. Два типа времени в истории. Становление чувства прошлого. Прошлое как Другое. Появление специализированного знания о прошлом в обществознании. Конструирование прошлого и социальные теории. Категория времени в историческом анализе. Структуры исторического времени. Событие как элемент исторического анализа и темпоральная организация истории. Концептуализация исторических эпох: хронологические границы и содержание. Понятие современности. Количество часов аудиторной работы: 1 Тема 5. Вненаучные формы знания о прошлом. Часть I. Архаичное знание. Общая характеристика архаичных представлений, образы времени и темпоральная картина мира. Религия. Трансцендентная и социальная реальности, теология «истории» и христианская историография. Количество часов аудиторной работы: 1 Тема 6. Вненаучные формы знания о прошлом. Часть I I Философия. Модели и схемы: базовые подходы, циклические и стадиальные модели исторического процесса. Идеология. Идеологические темпоральные универсумы. Роль идеологии в становлении историографических школ. «Партийная», «национальная» и «гендерная» история. Искусство. Трансляция ценностей и знание о прошлом. История и искусство: реальность и тексты Количество часов аудиторной работы: 1 |
![]() | Факультет государственного и муниципального управления Кафедра местного самоуправления | ![]() | Рецепция как факт диалога культур. Постановка теоретической проблемы |
![]() | Тема выпускной квалификационной работы «Политическая лирика В. А. Жуковского (1812 – 1825)» | ![]() | Процентное выражение гендерно маркированной лексики в других глянцевых журналах: gq, National Geographic 65 |
![]() | На тему бизнес-модель познавательных каналов вгтрк и холдинга discovery. Сравнительный анализ | ![]() | «Анализ кредитоспособности юридических лиц на основе модели кредитного скоринга на примере ОАО «Банк Международный» |
![]() | На тему: Мемуаристика В. Ф. Ходасевича в контексте эмигрантской прессы 1920-1930-х гг на материалах сборников «Некрополь» и «Белый... | ![]() | Выборы 2011-2012 гг в новостях федеральных каналов и в социальных сетях: проблема расхождения информационной «повестки дня» |
![]() | Факультет мировой экономики и мировой политики Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция... |