Ситчихина Елена Михайловна




Скачать 58.64 Kb.
НазваниеСитчихина Елена Михайловна
Дата публикации03.09.2013
Размер58.64 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы
Ситчихина Елена Михайловна,

преподаватель русского зыка и литературы

КОГОАУ СПО ВГТПТ,г.Кирс,

Кировской области
«Герцен в моей жизни». (Эссе)

"Без чтения нет настоящего образования, - говорил своему сыну А.И. Герцен, - нет и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания".

Много лет прошло с тех пор, как я, будучи школьницей, а затем студенткой филфака, изучала, читала произведения Герцена, но еще тогда я понимала все его рассказы и повести немного по-другому, чем сейчас. Герцен в художественной прозе открылся для меня чем-то совершенно…необычным, не тем , каким я его представляла в школьные годы: сейчас я узнала его как человека с незаурядным умом, талантом, путешественником…Герцен полностью погрузил меня при чтении своих произведений в размышления над чужими жизнями, историей судеб, несчастными и счастливыми любовными историями и многое другое.

А.И.Герцен…писатель, философ, мыслитель….ничто не заставляло меня до сегодняшнего дня (как прочитала его произведения) изменить отношение к писателю. Сейчас я восхищена его произведениями (художественной прозой), мне хочется прочитать и вновь перечитать все то, что когда-то я воспринимала по-другому…

«Высказывались опасения, что его произведения будут непонятны будущим поколениям, но проза Герцена выдержала проверку временем….» и с уверенностью можно оценить творчество Герцена как самобытное, своеобразное явление, а стиль написания произведений Герцена отличается от писателей того времени: в них сочетается и строгая реальность со слезами, и романтичность со смехом, добрые мечтания, вера в любовь, счастливую жизнь…Все его произведения философичны, заставляют задуматься, изменить жизнь, свое поведение и суждения о людях, с которыми сталкивает нас судьба. Почти что все произведения были как исповеди.

До глубины души поразил меня рассказ «Елена» (к моему удивлению, он посвящен воспоминаниям Вятской жизни).

От прочитанного рассказа у меня осталось чувство глубокого восхищения от истории любви простой девушки к князю и разочарования от самолюбия героя (князя), от его предательства во имя блага своей жизни.. «.. Самолюбие, проклятое самолюбие- вот где начало всех гнусностей, а я виню их…..»

Князь понимает свою ошибку, но это было слишком поздно. «Я не испытал ничего подобного и благодарю за это бога. Теперь делать нечего, я готов все сделать, чтобы поправить, все возможное!

Человек мог любить и быть любимым, все зависело от него, он восклицает:

«Вся жизнь этой девушки- любовь ко мне, а я…я увлекся и опомнился слишком поздно…Я погибающий, искал спасителя, она явилась мне с любовью, с состраданием, и я полюбил ее…»

А сколько радости было у матери, воспитывающей младенца, вот он- идеал воспитания, любви к детям…

«..Темно-голубые глаза горели любовью,…во всем выражалась женщина любящая…Она беспрестанно вставала, то становилась на колени перед подушкой и молча смотрела на него с избытком чувства, возможным только матери, то прижимала его к груди, целовала ему ножки, ручки до того, что ребенок плакал, то пряталась от него и приходила в восторг, когда замечала, что он ищет ее, то говорила с ним, кокетничала перед ним и чуть не прыгала от радости, когда улыбался. Как счастлив должен быть отец этого ребенка!

Только та мать любит детей, которая страстно любила их отца; она в ребенке продолжает любить его, это-апофеоз любви их….»

А как радуется героиня встрече с любимым: «…Сегодня я тебя никак не ждала. На дворе такой холод, ты иззяб!- и она схватила его белую ,стройную руку и старалась отогреть е поцелуями. Знаешь ли, что ты уж две недели не был у меня? Но я не сержусь….Посмотри, как мил наш Анатоль: он сегодня целый день не плакал, ручонку сам протягивает….»

Она счастлива, не смотря на то, что им не суждено быть никогда вместе, она это понимает, но никого не винит в случившемся и помнит все дни встреч.

«И если в самом деле счастье закатилось для меня, воспоминание минут, в которые я полной чашей пила блаженство, выкупит все последующие страдания. Я и в мраке буду вспоминать солнце, светившее, гревшее меня, но и это недолго……….я умру без твоей любви….

«Я помню все: и как ты взошел, и как ты взглянул на меня…..я задыхалась, я думала, сердце разорвется у меня; тут только я поняла, что такое жизнь, любовь! О, как много, много я тебя люблю». Я благославляю судьбу свою, благославляю встречу с тобою. Что была бы я, если бы ты не дунул огнем в мою душу, если бы ты мне самой не открыл ее, если б ты не показал мне все прекрасное на этой земле?.. Я насладилась все земным…..не блаженство ли знать, что этот великий любит меня, простую девушку….

После известия о смерти девушки, князь изменился, очень переживал, страдания изменили его: «он стал несколько спокойнее, но не поправлялся; седые волосы показались на этой голове, через которую не прошло еще и тридцати зим. Щеки ввалились, одни глаза блистали каким-то диким огнем. Он почти совсем не спал. Всю ночь дом был освещен, и он ходил из комнаты в комнату…».

Страдает не только князь, тяжело и мучительно жить его жене, она замечает, как изводит себя князь, и решается идти на могилу Елены:

« Ты права, Елена! Кому ж другому могла бы ты отдать такую душу, как не его душе- обширной, глубокой океану? Ты потонула в этом океане, но ты испытала счастие, и за минуту блаженства разве нельзя отдать дни свои?.. прости его, он мучится, страдает, он несчастен в моих объятиях. Его страдания принадлежат тебе…пошли же ему утешение….

Поучительным является и рассказ «Мимоездом», который повествует о деятельности председателя уголовной палаты губернского города. Сразу становится понятно, насколько трудна его работа, от правильности приговора зависит судьба человека.

«Так отчего же вы не любите смягчающих обстоятельств?- ….эти облегчительные обстоятельства для меня нож вострый…..сердце кровью обливается. Оправдай этого, оправдай другого, а там третьего, на что же это похоже,….Что же начальство скажет- все оправдывает, словно дурак какой-нибудь, да и самому совестно. Я думал, думал, да перестал искать облегчающих причин. Наша служба мудреная…»

^ Главный герой повествования «Поврежденный» был явным образом «надломлен, повредился в уме, размышляя над жизнью рода человеческого. Он или молчал или говорил, удивляя окружающих «независимой отвагой своего ума». «Он презастенчивый и отроду не подходил близко к женщине, как там уж их свел, только он ее любил, воображал, что чудо открыл, певицу, а она, сговорившись с любовником, обокрала его…»

«..Когда темные минуты ипохондрии подавляли его, он удалялся, запирался в комнате, редко выходил, был желто- бледен, дрожал как в ознобе, а иногда глаза его были заплаканы. Он много знал, но авторитеты на него не имели ни малейшего влияния…» С мнениями, суждениями о жизни, героя этого рассказа нельзя не согласиться: «Жить- значит есть окружающее; родившееся должно жить; оно умирает не потому, что родилось, а потому что не ту пищу нужно. Жизнь лучше не просит, как продолжаться…»

«Человек вовсе не так богато одарен природой, как воображает; болезненное развитие его нервов и мозга увлекает его в жизнь, ему не свойственную, высшую, в ней он гибнет, чахнет, мучится…»

«…В слове нищий заключается все: средневековое отлучение и гражданская смерть, презрение толпы, отсутствие закона, судьи…всякой защиты, лишение всех прав.. даже права просить помощи у ближнего…такой искренней, разрушающей боли я давно не видал, человек этот явным образом подавался под тяжестью удара, разрушавшего его существование…..» Нищим оказался герой рассказа «Трагедия за стаканом грога», который повествует о своей судьбе. «..Сколько раз бессильный, чтоб наложить на себя руки, то есть покинуть детей на голодную смерть, он искал облегченья у единого утешителя бедных и страждущих…»

«В его взгляде было столько унижения, стыда, презрения к себе, столько помешательства, предшествующего самоубийству…»

«Все, что я заработал с малых лет, все погибло…,-говорит герой, - ходил я, ходил по улицам- день целый ходил,- думал, что же делать, со скалы да и в море- самому утопиться- да и детей утопить,-….слег я в больным- через неделю воротился к службе, разумеется, лица нет, а внутри словно рана не дает покоя. Вид печальный, средь обеда уронил блюдо, и вечером мне предложили искать другое место…А в отместку ославили меня по всем отелям пьяницей и буяном…Серьги, брошки жены,- все пошло на крючок,…. кусок хлеба могу для детей заработать, и жена…-она теперь стирает на других…а прежде никогда…никогда…где нищим выбирать работу. Лишь бы милости не просить,- а только тяжело…слеза, дрожавшая на реснице, блеснула и капнула на его грудь….» сколько раз бессильный, чтоб наложить на себя руки, то есть покинуть детей на голодную смерть, он искал облегченья у единого утешителя бедных и страждущих……

Я согласна со словами Айхенвальда, что « Герцен — одновременно деятель и созерцатель, политик и поэт, он жил свою жизнь как поэму, он запоминал и записывал свою душу. Свой собственный спутник, вместе актер и зритель, лицедей своего лица, Герцен имел в себе так много энергии, что ее доставало как на самые события, так и на их литературное воспроизведение…»

Из произведений Герцена для себя я выбрала следующие «афоризмы»

«Наша жизнь- вовсе не наша, все делается помимо нас.»

«Человек растет, растет, складывается и прежде, нежели замечает, идет уже под гору..., жизнь не только сложилась, но и прошла».

Да, русская литература может дать ответы на те вопросы, которые рано или поздно приходят в голову всякому человеку. Надо только взять в руки книгу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ситчихина Елена Михайловна iconУрок литературы «Тропа к Пушкину»
Учитель русского языка и литературы моу – средней общеобразовательной школы №6 г. Шарыпово Красноборова Елена Михайловна. Красноярский...

Ситчихина Елена Михайловна iconСценарий проведения праздника “Прощай начальная школа!” Автор: Анисимова...
Поют на мотив песни "Большой секрет для маленькой компании" (сл. Ю. Мориц, муз. С. Никитина)

Ситчихина Елена Михайловна icon«Развитие выразительности речи в подготовительной группе через театрализованную...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №5 «Колокольчик» г. Белебея Белебеевский...

Ситчихина Елена Михайловна iconДосуг «весна идет» для кружка «язык родной, дружи со мной»
...

Ситчихина Елена Михайловна iconПроект «Еще раз о пользе молока»
Руководители проекта учителя начальных классов: Мельник Карина Владимировна, Фоминова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Викторовна,...

Ситчихина Елена Михайловна iconНиконова Елена Михайловна
День матери. Те, кто придумал этот праздник – Комитет по делам женщин, семьи и молодёжи Государственной думы, Президентская комиссия...

Ситчихина Елена Михайловна iconРеализации требований фгос на уроках химии Рожкова Елена Михайловна
Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формирования...

Ситчихина Елена Михайловна iconЛьвова Ирина Михайловна Воспоминание
При всей кажущейся строгости учитель химии Елена Ерофеевна очень меня жалела. Я ж не понимала в технических предметах ни-че-го. Вообще...

Ситчихина Елена Михайловна iconПрограмма «Миры Николая Некрасова» (к 190-летию со дня рождения поэта)...
Некрасова – уникального явления в отечественной поэзии и значимой страницы «ярославского текста» русской культуры. Именно поэтому...

Ситчихина Елена Михайловна iconПрограмма «Миры Николая Некрасова» (к 190-летию со дня рождения поэта)...
Некрасова – уникального явления в отечественной поэзии и значимой страницы «ярославского текста» русской культуры. Именно поэтому...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница