Программа дисциплины «История искусства и литературы. Часть I» для направления 030600. 62 «История»




НазваниеПрограмма дисциплины «История искусства и литературы. Часть I» для направления 030600. 62 «История»
страница1/5
Дата публикации01.09.2013
Размер0.61 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
www.lit-yaz.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
Высшая школа экономики"



Факультет истории


Программа дисциплины
«История искусства и литературы. Часть I»

для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра

Автор: PhD, доц. Олег Сергеевич Воскобойников

ovoskoboynikov@hse.ru, olegvosk@yandex.ru


Рекомендована секцией УМС

по истории

Председатель:

Е. Б. Смилянская

5 февраля 2013 г.


Одобрена на заседании кафедры

социальной истории

Зав. кафедрой:

П.Ю. Уваров

1 февраля 2013 года

Утверждена УС факультета

истории

Ученый секретарь

Воскобойников О.С.

12 февраля 2013 г.





Москва, 2013
^ Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы



  1. Область применения и нормативные ссылки

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов бакалавриата направления 030600.62 «История», изучающих дисциплину «История искусства и литературы». Настоящая программа охватывает первую часть дисциплины: историю искусства, рассчитана на первый год обучения и посвящена истории изобразительного искусства (графики, живописи, архитектуры и скульптуры), в то время как вторая часть (второй год обучения) освещает историю литературы. Данная программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования НИУ ВШЭ по специальности 030600.62 «История», в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным в 2012 году.


  1. ^ Цель и задачи курса

Цель курса «История искусства и литературы. Часть I» заключается в том, чтобы познакомить студентов с методами исторического изучения искусства зарубежных стран и России, основными направлениями, стилями, художниками и произведениями. Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:

  • Формирование у студентов общих представлений о методах исторического изучения искусства зарубежных стран и России.

  • Формирование у студентов общих представлений об основных существовавших направлениях и стилях (включая знание их хронологических и географических рамок) искусства, художниках и произведениях от древности до наших дней.

  • Овладение студентами профессиональной терминологией истории и теории изобразительного искусства.

  • Овладение студентами навыками:

  • анализа произведений графики, живописи, архитектуры и скульптуры;

  • поиска заслуживающей доверия информации о произведениях искусства в печатных и электронных источниках на русском и иностранных языках;

  • применения искусствоведческих подходов в исторических исследованиях;

  • поиска, обработки и публичной демонстрации репродукций произведений искусства на электронных носителях;

  • сочетания изобразительных рядов с текстом при написании научных работ;

  • проведения экскурсий, разработки историко-культурных тематических маршрутов.




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «История искусства и литературы. Часть I» студент должен:

  • знать профессиональную терминологию истории и теории изобразительного искусства, хронологические и географические рамки направлений и стилей развития искусства от древности до наших дней;

  • уметь грамотно анализировать произведения графики, живописи, архитектуры и скульптуры, искать заслуживающую доверия информацию о них в печатных и электронных источниках на русском и иностранных языках;

  • получить навыки применения искусствоведческих подходов в исторических исследованиях, обработки и публичной демонстрации репродукций произведений искусства на электронных носителях, сочетания изобразительных рядов с текстом при написании научных работ, проведения экскурсий, разработки историко-культурных тематических маршрутов.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формированию и развитию компетенции

Системная

СК Б1


Глядя на произведения искусства, читая литературу по истории искусства, воспроизводит полученные знания, используя их для решения профессиональных задач историка (место памятника в социальной, культурной, политической жизни страны или народа)

Семинары, лекции, домашняя работа

Системная

СК-Б3

Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области: работая с базами данных по истории искусства, анализируя произведения, дает определение основным направлениям художественного развития конкретных эпох, распознает индивидуальные особенности мастеров и школ.

Домашняя работа, семинары

Системная

СК-Б6

Использует информационные ресурсы на русском и иностранных языках для нахождения надежной информации по истории искусства. Демонстрирует умение оценить историческую ценность конкретного памятника и вписать его в исторический контекст, систематически применяет это умение в серийном иконографическом и стилистическом анализе

Семинары, домашняя работа

Системная

СК-Б10

Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность. Сопоставляя различные мнения, высказывавшиеся в науке о том или ином явлении истории искусства, четко представляет себе связи между объяснительными моделями, концепциями, терминологией и социально-историческими условиями, в которых эти объяснения возникли. Обосновывает собственную позицию по отношению к научным традициям и веяниям в современной науке и общественной мысли. Слушая семинарские доклады товарищей, объективно оценивает достоинства и недостатки, анализирует и критически осмысляет собственную семинарскую работу

Лекции, семинары, выездные школы по анализу памятников, дискуссионные клубы

Инструментальная, способен участвовать в научно-исследовательской деятельности

ИК Б 1.1 НИД (И)

Самостоятельно находит и умело использует русскую и зарубежную исследовательскую литературу при подготовке выступлений, экскурсий, письменных работ

Семинары, лекции

Инструментальная, способен к педагогической деятельности

ИК Б 1.1.ПеД (И)

Четко строит рассказ о произведении искусства, грамотно говорит и пишет об искусстве

Семинары

Инструментальная: восприятие, создание, обработка текстов и сообщений, в том числе публично

ИК Б 2.1. – 2.3, 2.5. (И)

Успешно проводит презентации и устные выступления на семинарских занятиях, объективно критикует и оценивает сообщения товарищей

Семинары, лекции

Способен решать профессиональные задачи, используя язык смежных наук

ИК Б 5.3. (И)

Применяет методы философии, социологии, истории, литературоведения, психологии, культурологии при анализе произведений искусства

лекции, семинары

Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности

СЛК –Б2 (И)

Проявляет толерантное отношение к произведениям искусства, созданным представителями иных национальностей, религиозных конфессий, умеет принять и проанализировать чужую точку зрения

лекции, семинары

Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию

СЛК-Б3

Умеет четко и мотивированно сформулировать и выполнить исследовательскую задачу в устных выступлениях и письменных работах

лекции, семинары

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.

СЛК –Б6

Умеет вычленять социально-культурные, политические, религиозные проблемы развития конкретного исторического общества в конкретных памятниках искусства, сопоставляя опыт прошлого с опытом сегодняшним

лекции, семинары

Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.


СЛК –Б9

Владеет навыком анализа конкретного произведения искусства с целью выявления в нем общечеловеческой ценности, способен доказать важность сохранения каждого памятника для сохранения и развития современной цивилизации

Семинары, лекции, экскурсии, выездные школы




  1. ^ Место дисциплины в структуре образовательной программы

История искусства относится к гуманитарному циклу как одна из общепрофессиональных дисциплин. Ее изучение базируется на следующих дисциплинах: «Иностранный язык», «Латинский язык», «Антиковедение», «Введение в историю человечества», «Специальные исторические дисциплины», «Общая и историческая география».

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы;

  • знание истории мировой художественной культуры (МХК) на уровне программы средней общеобразовательной школы;

  • Иностранный язык на уровне средней общеобразовательной школы.

Основные положения и навыки, полученные в результате освоения истории искусства должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: «История правовых и политических учений», «Философия», «История Европы в V-XVII вв.», «История искусства и литературы, часть 2», «История исламской цивилизации», «Общая и социальная психология», «Источниковедение и информационные ресурсы истории», «Античное наследие в культуре Европы», «Культура России Нового времени», «Формы знания в исторической ретроспективе» (магистратура), «Теория и история культуры» (магистратура).


  1. ^ Тематический план

п/п

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа (час.)

Лекции (час.)

Семинары (час.)

1

Классификация и изложение истории искусства по техникам: графика, живопись, скульптура и архитектура. Введение в проблемы графики

22

8

2

12

2

Живопись. Плоскость, глубина и цвет. Материалы и техники. Историческое развитие жанров. Деталь и целое в композиции

24

10

2

12

3

Скульптура. Материалы и техники, полихромия. Скульптура в кон-тексте. Вопросы стилистики и тематики

24

6

2

12

4

Архитектура. Проблема изобразительности и функциональ-ности архитектуры. Ордерность и проблема «меры». Пространства и массы

28

10

2

16

5

Русская архитектура XI – XVII вв.

18

6

2

10

6

Русская живопись XI – XVI вв.

18

4

2

12

7

Русская архитектура XVIII-XIX вв.

18

4

2

12

8

Русская живопись XIX века

14

2

2

10

9

Русское изобразительное искусство и архитектура XX в.: от Авангарда к «Культуре 2»

18

4

2

12

Итого:




180

54

18

108



  1. ^ Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Модуль, неделя

Параметры оценки

Текущий

Три письменных к/р, домашняя

3 модуль: 3 неделя, 6 неделя. 4 модуль: 3 неделя

6 тыс. знаков 15 %

Текущий

7 блиц-тестов в классе

Через каждые три лекции

Выбор правильного ответа в письменном тесте 15 %

Текущий

Подготовленное дома одно выступление на семинаре

3-4 модули

20 %

Текущий

Активность на занятиях

3-4 модули

10 %

Итоговый

Экзамен, неблокирующий

4 модуль

Устный тест на знание произведений искусства 40 %




    1. Критерии оценки знаний и навыков

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • Работа на семинарах и посещаемость – 30%:

    • выступление на семинаре;

    • участие в дискуссиях;

  • Написание контрольных работ – 30%:

    • Письменная домашняя работа

    • Блиц-тесты

  • Экзаменационный ответ — 40%:

    • устный тест (15-20 мин.).

    1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Общая формула накопленной оценки:

Онакопленная = 50% Оауд + 50% Осамостоятельная работа

Где Оауд – выступление на семинаре 65% и активность 35%, а Осамостоятельная работа – блиц-тесты 40% и три письменных домашних работы 60%.

Ниже раскрывается, что представляют собой предлагаемые формы текущего контроля, знания и компетенции, которые должен продемонстрировать студент. В конце программы можно найти более подробные технические рекомендации к написанию письменных работ по истории искусства и к подготовке устных выступлений.

^ Контрольная работа. После прохождения тематического блока в лекциях студенты получают задание за неделю написать дома небольшую, максимум до 7000 (семи тысяч) знаков работу, посвященную анализу одного произведения искусства. Первая к/р сдается после освоения графики и живописи, вторая – после лекций о скульптуре и архитектуре, третья – после лекций о русском искусстве. Выбрав тему из списка или предложив собственную и заручившись согласием преподавателя, студент должен показать понимание профессиональной лексики и терминологии истории искусства, умение грамотно описать произведение искусства, не спутав жанры, техники, школы, стиль и иконографию, продемонстрировать ориентацию в пространстве и времени. Он должен придерживаться как принятых в искусствознании категорий оценки художественного уровня произведения, так и принципов историзма, то есть рассматривать конкретное произведение в историко-культурном контексте. При подготовке работы в его распоряжении, помимо добротно освоенной соответствующей главы учебника Виппера и сетевых ресурсов, – библиотека ВШЭ, ВГБИЛ, РГИБ, РГБ и Российская государственная библиотека по искусству (Б.Дмитровка дом 8/1). Чем серьезнее подготовлена каждая такая письменная работа, чем больше творческой самостоятельности и грамотности при этом проявлено, тем выше балл за каждую из них и средняя арифметическая. Эти требования соотносятся со всеми системными компетенциями, а также с ОНК-4, ИК-6, ИК-7, ИК-12, СЛК-1.

ВНИМАНИЕ: ^ Несдача в срок влечет снижение оценки на один балл за каждую работу. Каждая неделя запаздывания отнимает у оценки за к/р один балл. Сдача всех к/р не позднее, чем за неделю до экзамена, влечет снижение оценки на пять баллов. Несдача всех к/р равняется нулю. Сдача каждой к/р позже, чем за неделю до экзамена, приносит студенту максимум один балл за каждую работу.

Блиц-тесты призваны показать освоение студентом материала базового учебника Виппера и лекционного материала. Они представляют собой вопросники с множественными ответами разной степени сложности, от пяти до семи в каждом, и проводятся через каждые две-три лекции, в начале занятия. Каждый год преподаватель, при помощи учебного ассистента, готовит новые варианты тестов, чтобы избежать трансляции тестовых заданий в студенческом фольклоре. Каждое нерешенное в тесте задание отнимает один балл. К концу курса оценки за тесты сводятся к среднему арифметическому в пользу студента и составляют 15% результирующей. Блиц-тест призван облегчить усвоение материала учебника, возможное только при постоянной работе с интернет-ресурсами, прежде всего с artstore.org и Oxford art online.

^ Семинарские выступления. Каждый студент обязан один раз в течение курса выступить с устным выступлением. Как и при написании к/р, студент по возможности заранее выбирает интересующую его тему, слушая лекции, он/она как бы примеривает излагаемые ему методы на предмет собственного анализа: в этом – основной залог успеха выступления. Продумав план анализа, студент проводит самостоятельную библиографическую работу в библиотеках и поиск в Интернете, затем обращается за советом к преподавателю или его учебному ассистенту. Освоив минимальную литературу, он делает презентацию в Power Point или иной демонстрационной программе, рассчитывая говорить не более 15 минут, за его выступлением последует пятиминутное обсуждение. Активность участия в обсуждении докладов сверстников входит в оценку семинарской работы наряду с оценкой собственно выступления. Написание семинарского выступления не обязательно, более того, отсутствие «бумажки» при выступлении повышает балл и благодарность слушателей.

Рецепт отличного устного семинарского выступления прост: студент должен знать о своем сюжете в три-четыре раза больше того, что он собственно рассказывает. Это называется «владением темой». У выступления должны быть зачин, структурированное, желательно трехчастное, раскрытие проблемы и концовка, подведение итогов мини-исследования. Таким образом, жанрово семинарское выступление максимально близко докладу на конференции или изложению диссертации перед ученым советом. Особенно приветствуется анализ произведений in situ или тех, которые студент видел прежде и сохранил живые впечатления. ВНИМАНИЕ: каждый выступающий должен найти себе одного официального оппонента, который, немного познакомившись с темой выступления, в нескольких словах, за 2-3 минуты, высказывает свое мнение о том, насколько успешно раскрыта тема. Преподаватель оценивает все эти факторы, когда выносит оценку.

^ Неблокирующий экзамен построен в форме устного теста на знание произведений, техник, авторов, стилей, школ, жанров изобразительного искусства. Экзаменационный билет представляет собой подборку из пятнадцати изображений по зарубежному и русскому искусству, показанных на лекциях и обсуждавшихся в семинарах. Студент за двадцать минут, отводимые на подготовку, должен узнать максимальное количество памятников и с возможной полнотой описать их в беседе с экзаменатором. Чем меньше ошибок при узнавании, тем выше балл, поднимающийся также в зависимости от качества владения материалом (датировка, локализация, авторство, принадлежность к школе, особенности стиля, иконографии, политических и социальных функций, обстоятельств создания памятника, детали биографии мастера и проч.). Для ориентации в пункте 10 дан приблизительный список вопросов, возникающих при обсуждении конкретных произведений.
^ 7. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «История искусства и литературы. Часть I» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины История русской музыки для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....

Программа дисциплины «История искусства и литературы. Часть I» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины Шведский язык для направления 030600 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600...

Программа дисциплины «История искусства и литературы. Часть I» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...

Программа дисциплины «История искусства и литературы. Часть I» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 031300. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»...

Программа дисциплины «История искусства и литературы. Часть I» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины европа в V xvii вв.  для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров...

Программа дисциплины «История искусства и литературы. Часть I» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»...

Программа дисциплины «История искусства и литературы. Часть I» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»...

Программа дисциплины «История искусства и литературы. Часть I» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»...

Программа дисциплины «История искусства и литературы. Часть I» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» (4 курс)  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»...

Программа дисциплины «История искусства и литературы. Часть I» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления...
«Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница