Реинкарнация в раннем христианстве




Скачать 78.59 Kb.
НазваниеРеинкарнация в раннем христианстве
Дата публикации09.08.2013
Размер78.59 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > История > Документы
Приложение

РЕИНКАРНАЦИЯ В РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ
1. РЕИНКАРНАЦИЯ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Ряд отрывков в Новом Завете может показаться от­ражающим первоначальное принятие реинкарнации среди отдельных евреев, с которыми беседовал Иисус, и даже среди его учеников. Если это действительно так и Иисус не побеспокоился о том, чтобы опровергнуть это верование, можно ли предположить, что сам Иисус принимал реинкарнацию? И если он не учил этому прямо, то, может быть, только потому, что это было общепринятое верование среди слушающих его?1

---------------------

1 Доводы, обсуждаемые здесь, взяты из книги Кренстона «Реинкарнация», с.206-213.
К примеру, когда Иисус спрашивает учеников: “За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?”, они отвечают: “Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из проро­ков” (Евангелие от Матфея, 16:13-14). (См. параллель­ные отрывки из Евангелия от Марка, 8:27-28 и от Луки, 9:18-19.) Довод строится на том, что если люди пред­полагают, будто один из пророков может возвратить­ся как Сын Человеческий, это подтверждает веру в реинкарнацию, иначе каким образом умерший пророк мог вернуться на Землю?
Однако этот довод работает только при условии, что люди непременно думали о Сыне Человеческом как о человеческом существе, которому необходимо физически родиться. Хотя именно это толкование в итоге стало ведущим в христианской теологии, было бы анахронизмом предполагать, что евреи — совре­менники Христа думали обязательно в этих терми­нах. Во времена Христа о Сыне Человеческом неред­ко думали как об ангелическом образе, который, как предполагалось, будет рядом с Богом во время после­днего пришествия, а вовсе не как о человеческом су­ществе. Образ, взятый из книги Даниила, 7, имеет за­путанную историю в “межзаветинской литературе”, то есть в работах, написанных между Ветхим и Но­вым Заветами. Приняв такую шаткую основу, мы не можем утверждать, что люди, цитируемые в Еванге­лии от Матфея, 16, обязательно представляли себе Сына Человеческого в образе человека, и, следователь­но, нельзя делать вывод, что они мыслили в реинкарнационных терминах.
Второй ряд отрывков касается Иоанна Крестите­ля и отражает широко распространенное среди ев­реев верование, будто пророк Илия возвратится как предшественник Мессии. В этих отрывках Иисус прямо или косвенно утверждает, что Иоанн Крести­тель — это и есть Илия, и пророчество исполняется (Евангелие от Матфея, 11:2-14; 17:10-13; от Марка 9:11-13). Если Иисус поддерживал мысль, что Иоанн Креститель может быть вернувшимся Илией, и если Иоанн, как отмечает Лука, рожден женщиной (Евангелие от Луки, 1:13-17), разве это не свидетельству­ет о том, что сам Иисус принимал концепцию реин­карнации?
Однако проблема в том, что историческая досто­верность этих отрывков сомнительна. Многие иссле­дователи Библии не уверены, что эти заявления сде­ланы историческим Христом, они могут относиться к более позднему периоду, когда ученики Иисуса и Иоанна соперничали друг с другом, пытаясь завоевать одну и ту же аудиторию. Придавая Иоанну статус предшественника, ранние христиане отстаивали гла­венство Иисуса, одновременно провозглашая испол­нение древнего пророчества. Эти отрывки были при­писаны Иисусу, когда много лет спустя после его смерти были созданы Евангелия.
Тот же самый исторический скептицизм вызыва­ют и другие отрывки, иногда цитируемые как отра­жающие веру Иисуса в реинкарнацию. Например, в Евангелии от Иоанна (10:15в — 18а) Иисус говорит: “...И жизнь мою полагаю за овец. Есть у меня и дру­гие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит мне привесть: и они услышат голос мой, и будет одно стадо и один пастырь. Потому любит меня Отец, что я отдаю жизнь мою, чтобы опять принять ее. Никто не отни­мает ее у меня, но я сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее”.
Имел ли в виду Иисус, что он инкарнировал в ис­тории не единожды, чтобы принести спасение не толь­ко евреям? Возможно, и так, но мы не можем быть совершенно в этом уверены. Если даже Иисус действи­тельно сказал, что у него есть власть принять свою жизнь назад, эти слова больше воспринимаются как намек на воскресение, а “другие овцы” — это, скорее всего, неевреи, до которых Евангелие дойдет только после Троицы.
Точно так же мы не можем точно утверждать, что Иисус имел в виду реинкарнацию, когда в Евангелии от Иоанна (8:56-58) читаем ответ Иисуса на язвитель­ные замечания, будто он ставит себя выше Авраама: “Авраам, отец ваш, рад был увидеть день мой: и уви­дел, и возрадовался”. На это сказали ему иудеи: “Тебе нет еще пятидесяти лет, и ты видел Авраама?" Иисус сказал им: “Истинно, истинно говорю вам: прежде не­жели был Авраам, я есмь”.
Если этот отрывок исторически достоверен, что со­мнительно, его можно понять как заявление о боже­ственном статусе до рождения, а не о предыдущей жизни.
На мой взгляд, существуют две проблемы, связан­ные с попытками разместить реинкарнацию в исто­рическом периоде жизни и учения Иисуса. Первая состоит в том, что исследовательский подход к Ново­му Завету не учитывает последние данные, получен­ные в результате скрупулезного изучения библейских текстов. За последнее столетие мы узнали, что Еван­гелия были написаны значительно позже, чем пред­полагалось, — не менее чем через 40-80 лет после рас­пятия Христа, и написаны людьми, которые не были очевидцами пастырства Иисуса. Несмотря на освя­щенную веками древнюю традицию, полагающую, что Евангелия были созданы непосредственно учени­ками Иисуса, выявленные текстуальные несообразно­сти опровергают такое утверждение. Очевидно, ни первые ученики Иисуса, ни первое поколение христиан не позаботились о записи учения, может быть потому, что верили в скорое его возвращение на Зем­лю, еще при их жизни. (Такое предположение, без со­мнения, было очень распространено среди ранних христиан и явно проглядывает в ранних посланиях Павла, особенно в Первом послании к Фессалоникийцам 4:13-18 и Первом послании к Коринфянам, 7, на­писанных соответственно в 51 году н. э. и 54 или 55 году н. э.) Не было большого смысла записывать уче­ние Иисуса, если он сам в ближайшем будущем дол­жен появиться среди своих последователей. И только смерть первого поколения верующих да потрясения от разрушения иерусалимской общины в результате вторжения римлян в 69-70 годах н. э. заставили хрис­тиан отбросить эти ожидания и записать устные пре­дания для будущих поколений2.

---------------------

2 Традиционно распространенная гипотеза, что иерусалимская община смогла пережить это военное вторжение, найдя убежище в Пелле, - легенда, не подтверждаемая историческими фактами.
Таким образом, информация, содержащаяся в Евангелиях, была записана и сохранена вторым по­колением христиан, но даже письменный вариант до­полнялся и много раз переделывался. Следовательно, наивно предполагать, что каждое слово в Евангелиях, якобы исходящее из уст Иисуса, — именно то, что в действительности говорил исторический Иисус. А ведь так предполагают те, кто на основании отдель­ных евангелических отрывков пытается сделать вы­воды в пользу реинкарнации. Очень часто они цити­руют именно те слова, которые ученые не решаются приписать самому историческому Иисусу. По их мнению, эти отрывки были более поздними вставками.
Вторая проблема, связанная с тем, верил ли Хрис­тос в реинкарнацию, такова: если он верил в нее, тог­да почему в Евангелиях нет прямого обсуждения этой темы? Почему они содержат только косвенные, завуа­лированные намеки на такую фундаментальную и важную идею? Конечно, можно предположить, что все отрывки, в которых упоминалось о реинкарнации, были изъяты из евангелических записей, но убеди­тельных исторических доказательств этой гипотезы пока нет. Существует еще одно предположение: Иисус приходил к слушателям разного уровня с разными проповедями, и в Новом Завете представлено учение, которому внимала одна аудитория, а реинкарнация была частью эзотерического учения, которым Иисус делился со второй, избранной аудиторией. Может, мы обнаружим это учение в текстах, найденных в Наг-Хаммади?


^ 2. РЕИНКАРНАЦИЯ В РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ

Пятьдесят два текста, найденных в Наг-Хаммади в 1945 году, описывают форму христианства, отличную от той, которая представлена в Новом Завете. Назван­ное учеными гностическим христианством, верова­ние этих христиан после выхода в свет книги Элайн Пэджел “Гностические Евангелия” привлекло всеоб­щее внимание.
Прочитав первоисточник, профессор Пэджел пришла к выводу, что гностическое христианство было мистически ориентированной версией христи­анства, которая подчеркивала важность истинного переживания Бога, находящегося в каждом из нас. Это была неформальная доктрина, способ мышле­ния, пронизывающий ранние века христианской эры, отразившийся даже в Евангелиях, особенно в Евангелии от Иоанна. Гностицизм подчеркивал трансформативный эффект этого внутреннего зна­ния, или гнозиса, а не сакраментально опосредован­ное спасение.
Он отличается от того, что в итоге стало ортодок­сальным течением, и по многим другим вопросам. Гностицизм учит, что Бог был и мужчиной, и женщи­ной, и спокойно говорит о “Боге-Матери”. Соответ­ственно, он считал женщин равными мужчинам и не запрещал им занимать важные посты в общине. Гно­стическое христианство не разграничивало мирян и духовенство и отдавало предпочтение демократиче­ским, а не иерархическим структурам власти. В до­вершение всего оказалось, что гностические христи­ане верили в реинкарнацию. Они проповедовали не только первичность души, но и ее возрождение в пос­ледовательных реинкарнациях, подчиняющихся кар­мическим законам причин и следствий. В гностичес­ком тексте, названном “Мудрость веры”, Иисус, например, учит своих учеников, как ошибки одной жизни переносятся в другую. Тот, кто в одной жизни причиняет страдания другим, в новой будет “посто­янно печален сердцем”. Надменный, высокомерный человек найдет возрождение в искореженном теле калеки, чтобы в новой жизни на него смотрели сверху вниз, и т. д. “Идеи, которые мы связываем с восточ­ными религиями, — отмечает профессор Пэджел, — возникли на Западе в первом веке в гностическом христианстве, но подавлялись и осуждались полемиста­ми, такими, как Иренеус”3.

---------------------

3 «Гностические Евангелия», с.XII. Такое прочтение гностических текстов поддержали французский египтолог Жан Доресс в «Секретных книгах египтян», с. 112-113, и Геддес Макгрегор в книге «Реинкарнация в христианстве», с. 43-44. (Оба источника цитируются у Кренстона, 1984, с.219).
Гностическое христианство во втором веке осуж­далось ортодоксальной церковью как ересь и пресле­довалось при содействии императора Константина в четвертом веке. Усилия, направленные на уничтоже­ние гностиков, не пропали даром. В результате мы черпали сведения о гностическом христианстве ис­ключительно из враждебных ему источников, пока в Наг-Хаммади не были найдены оригинальные тексты. Ортодоксы рассматривали гностиков как искажаю­щих истинное Евангелие чуждыми идеями, взятыми из сомнительных источников, но тексты, обнаружен­ные в Наг-Хаммади, ясно показывают, что это не так. Гностики считали себя истинными христианами, хра­нящими традиции, исходящие от самого Иисуса.
Сохраняли ли гностические христиане те стороны учения Иисуса, которые другие формы христианства утратили? Представляют ли собой документы, най­денные в Наг-Хаммади, давно утерянный источник, вернувший реинкарнацию в историческое учение Иисуса? Или же учение Иисуса точнее описывается в Новом Завете, где нет ни слова о реинкарнации? Ис­торические вопросы всегда сложны, а порою и нераз­решимы. Возможности соблазнительны, но восполь­зоваться ими мы пока не в состоянии. Я могу сказать только одно: мне неизвестны убедительные истори­ческие доказательства, свидетельствующие о том, что верование гностических христиан действительно бе­рет начало из учения исторического Иисуса. Однако несомненно, что гностицизм нельзя больше воспри­нимать просто как еретическое течение второго сто­летия, это глубокое мировоззрение, расцвет учения Иисуса, по крайней мере, в определенный историче­ский период. Когда негностические формы христиан­ства достигли политического превосходства, другие его формы, возможно, не менее жизнеспособные, си­стематически подавлялись. Пэджел пишет:
“Процесс становления ортодоксальной церкви ис­ключил все другие возможности выбора... Гностицизм, предлагающий альтернативу тому, что стало главной верой христиан, сохранился лишь как подавляемое, скрытое течение, как река, ушедшая под землю”4.

---------------------

4 «Гностические Евангелия», с. 149-150
Чему бы ни учил Иисус, тексты Наг-Хаммади по­казали, что реинкарнация была в раннем христиан­стве живой традицией. А это уже само по себе важ­ное открытие.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реинкарнация в раннем христианстве iconЗадача не может не увлечь того, кто берется за этот интереснейший...
Перевод, вступительная статья, примечания — кандидат исторических наук М. К. Трофимова

Реинкарнация в раннем христианстве iconРеинкарнация в мировых религиях. Часть 1
Неужели у нас нет выбора? На протяжении веков неожиданно много разумных, не фанатичных мыслителей верили в то, что он есть

Реинкарнация в раннем христианстве iconПлан Социальная ситуация развития у детей в раннем возрасте. Предметная...
Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова. Со­держание совместной деятельности составляет освоение малы­шом социально выработанных способов употребления...

Реинкарнация в раннем христианстве icon1. Реинкарнация – научный факт (подборка новостей, публикаций)
Ни одна пылинка, ни один атом материи не может обратиться в ничто, — а человеческий дух внушает себе страх тем, будто смерть — уничтожение...

Реинкарнация в раннем христианстве iconБартольд В. В. Еще о христианстве в Средней Азии // Сочинения. Т 2
Список священнослужителей Римско-Католический Церкви, служивших на территории Узбекистана

Реинкарнация в раннем христианстве iconРэйки вступление
Древней Греции (мифы), в христианстве (Библия), у мусульман (Коран). Так­же существуют записи о системах Рыцарей Храма и Вольных...

Реинкарнация в раннем христианстве iconМаяковский и кубизм
Цель: дать представление о раннем творчестве Маяковского; познакомиться с понятием «кубофутуризм»

Реинкарнация в раннем христианстве iconР. Прист, Т. Кэмпбелл, Б. Муллен «Язычество в христианстве» Мир духов...
Многие американские христиане придерживаются библейского взгляда на бесов и сатану, однако в последние десятилетия они столкнулись...

Реинкарнация в раннем христианстве iconУказатель имён 245 Г. И. Эзрин. Карл Каутский и его книга «Происхождение христианства»
Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене — христианстве, возникшем 2000 лет назад, создавшем многочисленные церкви,...

Реинкарнация в раннем христианстве iconРазвитие речи ребёнка до рождения и в раннем возрасте. Советы родителям
Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница