Литература 8 класс Тема: Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала»




Скачать 43.95 Kb.
НазваниеЛитература 8 класс Тема: Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала»
Дата публикации17.02.2015
Размер43.95 Kb.
ТипЛитература
www.lit-yaz.ru > История > Литература
Урок № 5 Литература 8 класс
Тема: Л.Н.Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала».

Цели: расширить знания учеников о биографии писателя; показать своеобразие историзма Толстого; ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала»; определить социально нравственные проблемы рассказа; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения. Воспитывать культуру речи, любовь к чтению, честность, справедливость.

Методические приемы: рассказ учителя, повторение изученного, выразительное чтение, беседа по вопросам, комментированное чтение.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, различные издания книг.

Ход урока

^ I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение нескольких творческих работ.

III. Повторение изученного

- Что вы знаете о Л.Н.Толстом?

- Какие его произведения вы читали? ( «Кавказский пленник», «Детство».)

^ IV. Слово учителя.

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 году в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. С этой усадьбой связана вся его жизнь. Он покидал имение лишь на несколько лет, когда служил на Кавказе, а затем вернулся сюда, чтобы написать свои наиболее известные романы: «Война и мир» и «Анна Каренина», здесь выросли его дети, здесь он создал шко­лу для крестьянских детей и воспитывал их по своей методике, отсюда он незадолго до своей смерти ушел, чтобы начать новую жизнь.

Толстому удавалось удивительно верно и точно знать людей и верно их изображать. Этому он учился всю жизнь путем самопознания и само­анализа. Он с юности вел подробные дневники. После его смерти они были опубликованы. Толстой вырабатывал для себя правила жизни и ра­боты. Например: «Перечитывая и поправляя сочинение, не думать о том, что нужно прибавить (как бы хороши ни были приходящие мысли), если только не видишь неясности или недосказанности главной мысли, а думать о том, как бы выкинуть из него как можно больше, не нарушая мысли сочинения (как бы ни были хороши эти лишние места)».

Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления пра­вил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядоч­ности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании, необду­манности, невоздержанности... Можем ли мы, поглядев на себя со стороны, заглянув в себя, поручиться, что не имеем подобных недостатков?

Толстой целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события своей внутренней жизни, изучал свое поведение. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Целью его дневников было само­совершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание.

Это не значит, что он был идеальным человеком. В том-то и дело, что он замечал за собой множество грехов. Но стремление быть нужным, полезным, делать добро, отличать его от зла, различать правду и ложь стало его привычкой. Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других.

Особое внимание писатель всегда уделял истории. В ранней юности

она казалась ему лишь набором разрозненных дат и событий. Со временем Толстой пришел к философскому осмыслению истории. Об особенностях историзма писателя мы узнаем из статьи учебника.

^ V. Чтение и обсуждение статьи учебника «Л.Н. Толстой»

(с. 330-332 ) : Беседа по вопросам

- Что такое рассказ? (Рассказ - эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, доже всю жизнь героя. В. рас­сказе, как правило, одна сюжетная линия.)

- Докажите, что «После бала» - рассказ. .

- Рассказ написан в 1903 году. О каком времени пишет Тол­стой? (О сороковых годах XIX века, о времени правления Ни­колая 1, прозванного Николаем Палкиным.)

- Какое значение имеет время написания рассказа? Поче­му Л.Н. Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспо­минаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?
(Толстой обращается к событиям семидесятипятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят вопию­щий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются

справедливость'», человечность. Более всего его волновало, что «образованные» люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить . в умах и сердцах таких людей!»)

- Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою ак­туальность?

- Первоначально рассказ называл рассказ по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите...». Почему писатель остановился на названии «После бала»? (Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Глав­ное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем ко­мандовал казнью отец, его возлюбленной.)

^ VI. Динамическая пауза.

- Как начинается рассказ? В чем необычность такого начала? (Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя: Тол­стой сразу вводит читателя в курс проблем, обсуждаемых ге­роями рассказа. Разговор ведется о нравственных ценностях, о том «...что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди...». Лаконичное, внезапное начало вводит читателя в действие, создает впечатление, что мы слышим разговор.)

- Что мы узнаем об Иване Васильевиче в начале рассказа? Какое значение это имеет? (Мы узнаем, что это «всеми ува­жаемый» человек», что ему присуща «манера отвечать на свои собственные... мысли», это думающий человек, погру­женный в свой внутренний мир. Узнаем также, что Иван Васильевич - очень искренний и правдивый рассказчик. Таким образом у читателя возникает доверие к рассказу Ивана Васильевича.)

- Какие события описаны в рассказе? (В рассказе два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата.)

- Что говорит о своей молодости Иван Васильевич? Героя какого произведения напоминает это описание? («Был я очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый». Из слов одной из собеседниц мы узнаем, что он был еще и «красавец». Это описание походит на рассказ о себе героя повести И.С. Тургенева «Ася». Оба героя вспоминают о своей молодости о случаях, перевернувших их жизни. В «Асе» тоже речь идет о любви, но в рассказе «После бала» любовь «сошла на нет по вине «случая». Этот «случай» - главное событие рассказа то, ради чего он написан.)

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание

1. Ответить на вопросы 1-7 (с. 342).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 8 класс Тема: Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала» iconУрок (литература история) тема: «Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала»
Тема: «Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала». Смысл названия. Социально-нравственные проблемы»

Литература 8 класс Тема: Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала» iconТема: История создания произведения Л. Н. Толстого «После бала»....
История создания произведения Л. Н. Толстого «После бала». Особенности композиции рассказа. Цели

Литература 8 класс Тема: Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала» iconУроки по теме «Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»
Тема: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. Знакомство с содержанием и героями рассказа «После бала»

Литература 8 класс Тема: Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала» iconУрок № Дата 20. 12. 2012г Тема: Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Учебник: Литература. 8 класс под ред. В. Я. Коровиной в 2-х частях; М: Просвещение, 2008г

Литература 8 класс Тема: Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала» iconЛитература Тема: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала»
Полное название образовательного учреждения: маоу сош №1 с. Александровское Александровского района Томской области

Литература 8 класс Тема: Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала» iconЦель: познакомить учащихся с историей создания рассказа «После бала»,...
Как Л. Н. Толстой в юные годы относился к войне? (Отправляясь впервые на фронт, Л. Н. Толс­той мечтает о подвиге, о славе, полон...

Литература 8 класс Тема: Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала» iconУрок литературы в 8-м классе по теме "Контраст как прием, позволяющий...
Л. Н. Толстого, раскроем особенности рассказа «На балу», писательский замысел, расширим понятие о композиции произведения, познакомимся...

Литература 8 класс Тема: Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала» icon«Цвет и звук»
Предметная тема: «Контраст как основа композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Литература 8 класс Тема: Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала» iconУрок литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ \"После бала\"»
Урок литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала"». 8 класс.(открытый урок )

Литература 8 класс Тема: Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала» iconТема: Углубление понятия «сюжет» в средних классах (Л. Н. Толстой «После бала») фрагмент урока
Тема: Углубление понятия «сюжет» в средних классах (Л. Н. Толстой «После бала») – фрагмент урока



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница