Урок биологии (9 класс) Тема. Зрительная сенсорная система. Строение глаза




Скачать 183.79 Kb.
НазваниеУрок биологии (9 класс) Тема. Зрительная сенсорная система. Строение глаза
Дата публикации17.11.2014
Размер183.79 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Информатика > Урок
Урок биологии (9 класс)

Тема. Зрительная сенсорная система. Строение глаза.

Задачи:

  • познакомить учащихся со зрительным анализатором, изучить строение глаза, функции его частей, их взаимосвязь;

  • формировать умения: наблюдать, выделять главное, сравнивать, совершать логические операции;

  • развивать эмоциональные качества учащихся, апеллируя к чувственному переживанию информации;

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: учебник, компьютер, видеофильм «Строение глаза», мультимедийный проектор, зеркало, раздаточный материал.

Глоссарий. Зрительная сенсорная система. Глаз. Оболочки глаза: склера, сосудистая, сетчатка. Оптическая система глаза. Вспомогательный аппарат глаза.

^ Тип урока: изучение нового материала.

Проблема урока: конкретизировать понятие «сенсорная система» на примере зрительного анализатора.
Структура урока

^ Этап урока

Цель

Время (мин)

Виды деятельности учащихся

  1. Организационный

Создание рабочей «атмосферы», настроения, обеспечивающего преодоление, психологического барьера «перемена - урок»

2

Приветствие друг друга глазами. Обсуждение высказывания «Глаза – зеркало души»

  1. ^ Мотивация учебной деятельности

Побуждение учащихся к изучению нового материала, формирование понимания необходимости его рассмотрения

2

Высказывания своих мыслей, их обоснование. Осуществление выбора.

  1. ^ Актуализация опорных знаний

Активизировать мыслительную деятельность, объединить предварительно полученные знания с материалом, который будет изучаться.

2

Смысловая зарядка. Ответы на вопросы.

  1. ^ Восприятие информации

Введение нового материала на основе личного опыта, вовлечение в работу разнообразных центров мозга.

10

Слушание и визуализация

Упражнение с зеркалом

Работа с маршрутным листом (выполнение исследовательского задания №1)

Физзарядка для глаз

  1. ^ Переработка «осмысление» информации

Понимание информации через логическое осмысление

15

Просмотр видеоролика «Строение глаза»

Отработка нового материала

Работа с маршрутным листом (задания 2-4)

  1. ^ Систематизация знаний

Соединить элементы учебной информации с отношениями и связями между ними, создать единую целостную структуру

10

Работа по заполнению таблицы «Строение глаза»

  1. Рефлексия

Воспитание объективной самооценки

3

Работа с таблицей «для меня сегодняшний урок…»

  1. ^ Домашнее задание

Развитие самостоятельности и творческого мышления

1

Повторение пройденной темы

Работа с интернет ресурсами


^ Ход урока.

I. Организационный момент урока

Учитель: Добрый день! Поприветствуйте друг друга глазами. Скажите, какие сегодня глаза у вашего соседа по парте? (Добрые, карие, голубые, грустные, весёлые, задумчивые…).

Учитель: Существует народная мудрость– «Глаза – зеркало души». Как вы можете объяснить это?

^ Высказывания учащихся (обсуждение данной мудрости).

В справедливости этих слов мы убеждаемся каждый день, общаясь со своими близкими и знакомыми. Малейшие оттенки чувства отражаются в наших глазах, и точно также мы можем прочитать их в глазах другого человека. Нам свойственно переживать и сопереживать. То что мы чувствуем, выражает наш взгляд.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.

Американские социологи провели опрос среди населения. Вопрос был такой. Вашей жизни угрожает опасность. Для того чтобы сохранить свою жизнь с каким из органов чувств вы бы согласились расстаться?

А что выбрали бы вы? Почему? (высказывания учащихся).

Ответы были разные. но всех их объединяло то, что ни один из опрошенных не захотел расстаться с глазами.

Почему глаза так важны для нас? Как они устроены?

Сегодня на уроке мы приоткроем эту тайну.

Объявление темы урока (слайд №1)

Мы с вами выясним:

  • из чего состоит зрительный анализатор;

  • какие оболочки имеет глаз человека;

  • как связаны строение и функции оболочек глаза;

  • в чем заключается функция вспомогательного аппарата глаза.

(Вопросы вывешиваются на доску).

Для решения этих задач я приглашаю вас на экскурсию в страну «Зрительного анализатора»

Для экскурсии нам понадобиться маршрутный лист.

Он лежит у каждого на парте. В нем есть задания, которые вы будете выполнять по ходу экскурсии.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.

Смысловая зарядка.

Учитель: Но для начала нам необходимо вспомнить:

  • Что называется сенсорной системой?

  • Какое название сенсорной системе дал русский физиолог И.Павлов?

  • Из каких частей состоит анализатор?

  • Что такое орган чувств?

  • Что такое рецептор?


^ IV. Восприятие новой информации

Учитель: Итак, добро пожаловать в страну зрительного анализатора (слайд №2, 3).

Главная функция зрения – познавательная. Около 90 % информации об окружающем мире человек получает с помощью зрительного анализатора. Он, как и каждый анализатор, состоит из трех частей: периферической (глаз), проводниковой (зрительный нерв) и центральной (зрительная зона в коре затылочной части головного мозга).

У Максимилиана Волошина есть очень точные строчки:

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить.
Зрение принимает участие во всех видах человеческой деятельности – учебной, трудовой, бытовой. Большую роль зрение играет в эмоциональном и эстетическом развитии человека. Зрительные чувства, связанные с цветным зрением, вызывают у человека наиболее яркие и глубокие переживания. А какие прекрасные стихи посвящают поэты глазам…
Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок.

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.
Учитель. Обычно наши глаза смотрят только наружу. С помощью зеркала они могут заглянуть внутрь самих себя, тем самым, давая нам возможность узнать о себе кое-что новое.

^ Упражнение с зеркалом.

  • Посмотрите в зеркало и рассмотрите видимую часть своих глаз. Что вы видите? (Ответы учащихся)

  • переднюю часть глаз покрывает прозрачная роговица, которая изгибается поверх каждого глазного яблока подобно часовому стеклу;

  • белые глазные яблоки;

  • зрачки в виде круглых черных отверстий;

  • окружающую зрачки радужную оболочку, которая придает глазам цвет;

  • брови, веки, влажность глаз.

  • Понаблюдайте в движении видимую часть своих глаз. Присмотритесь повнимательнее - как они движутся? (Ответы учащихся).

  • глаза не бывают неподвижными. Они постоянно движутся — легко, плавно или резко, скачками.

  • веки легко моргают. Когда мы широко открываем глаза или прищуриваемся, они непроизвольно моргают.

Учитель. А теперь давайте выясним, как наши глаза реагируют на свет. Для этого вы должны выполнить задание №1 в маршрутном листе.

Задание № 1

Влияние света на зрачок (работа в парах)

Один ученик поворачивается к источнику света (окно) и закрывает глаза рукой, после чего отводит руку и смотрит на свет. Второй ученик наблюдает за его зрачками. Затем испытуемый отворачивается от окна. Второй ученик снова наблюдает за его зрачками.

Что происходит со зрачками?

(При ярком свете зрачки сузятся при слабом расширяются)

Вопросы:

Как свет влияет на зрачок?

Можно ли зрачок назвать световой диафрагмой? Почему?
Как только вы измените освещение, зрачки невольно расширятся или сузятся: мгновенно, если глаза чувствительны к свету, или постепенно при их меньшей чувствительности или если вы долго смотрели на свет.

  • Попробуйте установить зрительный контакт со своим зеркальным «визави». Посмотрите в глаза «визави» критически, неодобрительно (например, из-за того, что они функционируют не так хорошо, как вам бы хотелось) — и вы увидите отраженное в глазах чувство.

  • Теперь посмотрите открыто, дружелюбно и с интересом. Покажите глазам в зеркале, что вы понимаете, как сильно их недостатки обусловлены внешним стрессом. Посочувствуйте их усталости, проявите готовность сделать для них что-нибудь хорошее, и вы увидите, что глаза вновь смотрят открыто и полны ожидания. Посмотрите в них с сочувствием, пониманием и теплотой.

^ А теперь давайте поможем своим глазам.

Физзарядка для глаз.

  • Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть их 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

  • Быстрое моргание в течение 10-15 сек. способствует улучшению кровообращения.

  • Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. И глаза быстро «сбросят» усталость.

Относитесь к глазам как к одушевленной части самого себя, а не как к совершенному, но бездушному инструменту!

Учитель. Наш глаз подобный айсбергу – видимо только его седьмая часть, а шесть седьмых скрыто под поверхностью «воды», то есть лица.

Что же там внутри?

Ваша задача: Внимательно посмотреть видеоролик и выполнить задание №2 в маршрутном листе.

^ Просмотр видеоролика «Строение глаза».

Задание №2

Внимательно посмотрите фильм «Строение глаза».

Сравните увиденное с рисунком в учебнике (стр. 201) и сделайте подписи.

Вопрос

Какие подписи к рисунку вы сделали? (1 – белковая оболочка, 2 – роговица, 3 – радужка, 4 – хрусталик, 5 – ресничная мышца, 6 – сетчатка, 7 – зрительный нерв).

Учитель. Каждая часть глаза выполняет свою определенную функцию. Внимание на экран.

Мультимедийная презентация. (слайд №4-9)

^ Задание №3 (работа с маршрутным листом).

Соедините стрелками названия частей глаза с выполняемыми ими функциями.

^ Части глаза

Функции

А. Белочная

1. Питание глаза, пигмент поглощает световые лучи.

Б. Сосудистая

2. Пропускает лучи света.

В. Сетчатка

3. Пигмент придает цвет глазу, мышцы меняют величину зрачка.

Г. Роговица

4. Восприятие света, преобразование его в нервный импульс.

Д. Водянистая влага

5. Палочки воспринимают форму (зрение при слабом освещении), колбочки – цвет (цветное зрение).

Е. Радужная оболочка

6. Регулирует количество света расширяясь и суживаясь.

Ж. Зрачок

7. Заполнят глазное яблоко. Поддерживает внутриглазное давление. Пропускает лучи света.

З. Хрусталик

8. Защита глаз от механических и химических повреждений, от микроорганизмов.

И. Стекловидное тело

9. Преломляет лучи света

К. Фоторецепторы

10. Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией.

Давайте проверим, как вы справились с заданием?

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

8

1

4

9

2

3

6

10

7

5

Учитель. Наш глаз состоит из двух частей: глазного яблока, строение и функции которого мы уже рассмотрели, и вспомогательного аппарата (слайд №10-12)

^ Задание №4 (работа с маршрутным листом).

Что изображено на рисунке? Сделайте подписи (1 – слезная железа, 2 – верхнее веко с ресницами, 3 – слезные каналы, 4 – рудимент мигательной перепонки, 5 – слезный мешочек, 6 – носослезная протока)

Вопрос: Какие подписи к рисунку вы сделали?
^ VI. Систематизация знаний

Учитель. Итак наша экскурсия подошла к концу. После экскурсии принято составлять отчет. Предлагаю оформить его в виде таблицы «Строение и функции глаза».

Для экономии времени каждому учащемуся раздается заготовка таблицы. В отдельных конвертах распечатаны все компоненты таблицы. Конверты подписаны по системам. На заготовке таблицы наклеен двусторонний скотч на каждую колонку. Учащиеся выбирают нужный компонент и наклеивают его в таблицу.

Обсуждение происходит поэтапно, после заполнения каждой системы.

^ Строение и функции глаза

Системы

Придатки и части глаза

Строение

Функции

Вспомогательные























Оболочки

























Оптическая

















































Световоспринимающая









^ Строение и функции глаза

Системы

Придатки и части глаза

Строение

Функции

Вспомогательные

Брови

Волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза.

Отводят пот со лба.

Веки

Кожные складки с ресницами.

Защита глаз от ветра, пыли, ярких лучей.

Слезный аппарат

Слезные железы и слезовыводящие пути.

Слезы смачивают, очищают, дезинфицируют глаз.

Оболочки

Белочная

Наружная плотная оболочка, состоящая из соединительной ткани.

Защита глаз от механических и химических повреждений, от микроорганизмов.

Сосудистая

Средняя оболочка, пронизанная кровеносными сосудами. Внутренняя поверхность содержит слой черного пигмента.

Питание глаза, пигмент поглощает световые лучи.

Сетчатка

Внутренняя оболочка глаза, состоящая из фоторецепторов: палочек и колбочек.

Восприятие света, преобразование его в нервный импульс.

Оптическая

Роговица

Прозрачная передняя часть белочной оболочки.

Преломляет лучи света.

Водянистая влага

Прозрачная жидкость, находящаяся за роговицей.

Пропускает лучи света.

Радужная оболочка

Передняя часть сосудистой оболочки с пигментом и мышцами.

Пигмент придает цвет глазу, мышцы меняют величину зрачка.

Зрачок

Отверстие в радужной оболочке.

Регулирует количество света расширяясь и суживаясь.

Хрусталик

Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничной мышцей.

Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией.

Стекловидное тело

Прозрачное студенистое вещество.

Заполнят глазное яблоко. Поддерживает внутриглазное давление. Пропускает лучи света.

Световоспринимающая

Фоторецепторы

Расположены в сетчатке в форме палочек и колбочек.

Палочки воспринимают форму (зрение при слабом освещении), колбочки – цвет (цветное зрение).




^ VII. Рефлексия «Для меня сегодняшний урок…»

Работа с таблицей. Подчеркните в таблице фразы характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

В итоге

интересно

работал

понял и усвоил материал

скучно

ничего не делал

узнал новое

безразлично

помогал друзьям

не понял

Учитель коротко подводит итоги по таблице и проводит оценивание знаний (учитывается работа ученика на протяжении всех этапов урока).
VIII. Домашние задание.
Повторить § 70

На выбор:

  • Составить кроссворд по теме «Строение глаза».

  • Составить синкан по изученной теме

  • Найти в интернет ресурсах интересные сведения о глазах человека.


Учитель: Закончить урок я хочу словами знаменитой Елены Келлер : «Пользуйтесь глазами! Живите каждый день так, как будто вы можете ослепнуть. И вы откроете чудесный мир, который никогда не видели».


^ Маршрутный лист
ФИО учащегося____________________________________________________
Задание № 1

Влияние света на зрачок (работа в парах)

Один ученик поворачивается к источнику света (окно) и закрывает глаза рукой, после чего отводит руку и смотрит на свет. Второй ученик наблюдает за его зрачками.

Что происходит со зрачками?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание №2

Внимательно посмотрите фильм «Строение глаза».

Сравните увиденное с рисунком в учебнике (стр. 201) и сделайте подписи.
1.________________

2.________________

3.________________

4.________________

5.________________

6.________________

7. _______________

\
Задание №3

Соедините стрелками названия частей глаза с выполняемыми ими функциями.

Части глаза

Функции

А. Белочная

1. Питание глаза, пигмент поглощает световые лучи.

Б. Сосудистая

2. Пропускает лучи света.

В. Сетчатка

3. Пигмент придает цвет глазу, мышцы меняют величину зрачка.

Г. Роговица

4. Восприятие света, преобразование его в нервный импульс.

Д. Водянистая влага

5. Палочки воспринимают форму (зрение при слабом освещении), колбочки – цвет (цветное зрение).

Е. Радужная оболочка

6. Регулирует количество света расширяясь и суживаясь.

Ж. Зрачок

7. Заполнят глазное яблоко. Поддерживает внутриглазное давление. Пропускает лучи света.

З. Хрусталик

8. Защита глаз от механических и химических повреждений, от микроорганизмов.

И. Стекловидное тело

9. Преломляет лучи света

К. Фоторецепторы

10. Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией.


Задание №4

Что изображено на рисунке? Сделайте подписи.

1._________________

2. _________________

3. _________________

4. _________________

5. _________________

6. _________________

Релаксация

«Для меня сегодняшний урок…»

Работа с таблицей. Подчеркните в таблице фразы характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

В итоге

интересно


работал

понял и усвоил материал

скучно


ничего не делал

узнал новое

безразлично


помогал друзьям

не понял



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок биологии (9 класс) Тема. Зрительная сенсорная система. Строение глаза iconУрок по биологии, 6 класс тема: «Движение»
«Биология. Живой организм. 6 класс, «Сферы», авторы: Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко»

Урок биологии (9 класс) Тема. Зрительная сенсорная система. Строение глаза iconУрок игра по теме «Строение живых организмов»
После изучения темы «Строение живых организмов» (Н. И. Сонин «Биология. Живой организм».), проведен обобщающий урок в 6 классе. Урок...

Урок биологии (9 класс) Тема. Зрительная сенсорная система. Строение глаза iconКурсовая работа по дисциплине «Основы биологии и физиологии» Тема...
Тема «Физиологические особенности пищеварительной системы: строение, функции, заболевания»

Урок биологии (9 класс) Тема. Зрительная сенсорная система. Строение глаза iconУрок Класс: 8 Тема: Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"
Образовательная – Обобщить и систематизировать знания по теме «Пищеварительная система»

Урок биологии (9 класс) Тема. Зрительная сенсорная система. Строение глаза iconСистема подготовки к ент по биологии
Подготовка учащихся к ент по биологии осуществляется как на уроках биологии в 11 классе, так и на занятиях по элективному курсу «Биология...

Урок биологии (9 класс) Тема. Зрительная сенсорная система. Строение глаза iconУрок по биологии Тема: Корень (6 класс)
Научить применять эти знания для объяснения жизненных процессов растений /физиологии растений

Урок биологии (9 класс) Тема. Зрительная сенсорная система. Строение глаза iconУрок биологии. 6 класс Тема «Природные сообщества»
Орг момент. Запись домашнего задания: с. 164-169, задания после параграфа, повторить изученный материал, готовится к контрольной...

Урок биологии (9 класс) Тема. Зрительная сенсорная система. Строение глаза iconРазработка урока биологии в 10 классе на тему «Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз»
Амитоз». Этот урок является первым уроком по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Материал этого урока требует...

Урок биологии (9 класс) Тема. Зрительная сенсорная система. Строение глаза iconУрок-конференция Тема урока: «Систематика животных»
Интегрированный урок биологии в 7-м классе с углублённым изучением иностранных языков

Урок биологии (9 класс) Тема. Зрительная сенсорная система. Строение глаза iconУрок по биологии в 6 классе по теме: Проведён учителем биологии
Урок в 6 классе «Корень. Корневые системы. Типы корневых систем растений в окрестностях школы»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница