Конспект открытого занятия Дидактическая сказка: «Путешествие в страну Новословию»




Скачать 113.93 Kb.
НазваниеКонспект открытого занятия Дидактическая сказка: «Путешествие в страну Новословию»
Дата публикации16.11.2014
Размер113.93 Kb.
ТипКонспект
www.lit-yaz.ru > Информатика > Конспект
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Юго-Западное окружное управление образования г. Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад компенсирующего вида № 2708

Конспект открытого занятия

Дидактическая сказка: «Путешествие в страну Новословию».

Грамматическая тема: Родственные слова.

Для воспитанников подготовительной к школе группы детей с ОНР.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/65/614/65614614_4857340c197c.gif

Подготовила: учитель-логопед Краева Ю.Ю.

Программное содержание

Цель: формировать представления о однокоренных (родственных) словах.

^ Коррекционно-образовательные задачи:

- познакомить детей в доступной форме с понятием «родственное слово»;

- активизировать и расширить лексический запас посредством употребления в речи родственных слов;

- учить выбирать родственные слова из потока слов и стихотворного текста.

^ Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие зрительного восприятия, слухового внимания;

- развитие сенсорной сферы;

- развитие координации речи с движением, общей и артикуляционной моторики;

^ Воспитательные задачи:

- воспитание сострадания, доброты, отзывчивости;

- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

информационные, репродуктивные, познавательные.

Развивающее обучение, компьютерные технологии, деловая игра, работа в группе.

Оборудование: презентация, солнце, лучик – указка, карточки для артикуляционной гимнастики, конверты, дерево, арка, панно – загадочная дорожка, карточки – листья, старик-рыболов, удочка, рыба, река, гуси, гусеница, сеть, предметные картинки, зеленый лист, лепестки цветка с картинками.

^ ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Вступительная часть. Знакомство с группой детей. Сообщение темы занятия.

Дети зашли в зал, поздоровались с гостями. Стоят полукругом, лицом к логопеду.

Логопед: - Здравствуйте, дети. Меня зовут Юлия Юрьевна. Я – учитель-логопед. Сегодня у вас гости, поздоровайтесь. В зале много интересного, посмотрите вокруг…

- Дети, вы любите путешествовать?

Дети: - Да.

Л.: Путешествовать всегда приятно в хорошую солнечную погоду. И у нас в зале солнышко, посмотрите на него. Оно подарило нам свой лучик. Сейчас я коснусь лучиком каждого, и вы почувствуете его тепло.

- Мы отправимся с вами в страну – Новословию.

- А на чем можно отправиться путешествовать?

Д.: На самолете, на поезде, на корабле…

Л.: Да, можно в сказку полететь на ковре-самолете…

  1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Л.: По очереди садитесь на подушечки. (на ковре в зале полукругом подушечки, дети садятся лицом к логопеду).

В путешествие едут умелые, сильные дети. Сделаем гимнастику для языка.

^ Артикуляционная гимнастика «Умелый язычок». (логопед сопровождает свою речь артикуляционными движениями и соответствующими картинками)

Если в сказку всем сердцем поверить,
В страну волшебную раскроются двери. ^ Приоткрыть рот.
Вы туда без труда попадете
На волшебном ковре-самолете. Удерживать широкий язык.
На летучем большом корабле, Язык «чашечкой»
Или с Бабой- Ягой на метле. ^ Ритмичные движения языка влево - вправо.
На плоту по молочной реке Широкий, расслабленный язычок.
И верхом на Коньке-Горбунке. Упражнение «лошадка».
Можно в сказку влететь на Жар-птице, Широкий язык вверх – вниз.
Можно на колобке закатиться, ^ Круговые движения кончиком языка по губам.
>
Можно въехать туда на санях … Движения языком вперед, назад.
Закроем глазки. В пути мы сейчас…

(сопровождается звуками природы)

- Л.: Вот мы и в волшебной стране – Новословии. Прислушайтесь, что и кого можно услышать в волшебной стране.

Мы с вами пройдем через «Волшебные ворота». Перед ними нужно остановиться и подуть на цветочки, а затем только пройти.

Носом воздух вдыхай,

и долго ртом выдыхай,

при этом щек не надувай.

- Встаем, идите за мной по дорожке паровозиком (друг за другом).

(дети по очереди проходят через ворота, выполняя дыхательные упражнения).

3. Организация восприятия и осмысления новой информации.

- Л.: Мы оказались в саду, но не простом, а - словесном.

^ Дидактическая игра «Волшебное дерево».

Как то много лет назад Стало много новых слов.

Посадили странный сад. Вот из сада вам рассада,

Не был сад фруктовым, Вот еще посадки рядом,

Был он только словом. А вот садовод.

Это слово, слово-корень, С ним садовник идет.

Разрастаться стало вскоре, Очень интересно

И плоды нам принесло – Гулять в саду словесном!

(на дереве картинки-листья – прикрепляю на каждое родственное слово).

Л.: Посмотрите, сколько слов выросло на волшебном дереве. У всех слов похожее звучание. Послушайте еще раз: сад, рассада, садовод, садовник, посадки, посадили. Слова похожи, это одна семейка. В любой семье все родственники похожи друг на друга. (например : кошка и котята, вы похожи на своих пап и мам). Так и в нашей стране, в словесных семьях – слова похожи, они произошли от одного слова (у них общая часть – корень). И называются такие слова – родственные.

Слова как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

^ ПРАВИЛО! У родственных слов похожее звучание и общее значение (близки по смыслу).

Родственные слова можно объяснять с помощью главного слова.

Например:

Главное слово – сад – территория, на которой люди посадили плодовые деревья.

Рассада – молодое растение, которое выросло в особом саду.

Посадки – люди в ряд посадили деревья, как в саду.

Садовод – человек, который ухаживает за садом.

4. Организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении.

Л.: Дети, вы хоть раз мечтали стать волшебником? Лучик может вам в этом помочь. Я взмахну лучиком и вы сами станем волшебниками. Посадим слова и посмотрим, что вырастет на наших словесных деревьях. Идите по дорожке за мной, садитесь на стульчики (дети садятся ).


Мы будем сажать слова, а на волшебном дереве вырастут не плоды, а новые слова – родственные.

^ Дидактическое упражнение «Растущее дерево».

Посадим слово ВОДА, а на нашем словесном дереве вырастут новые слова, слова-родственники.
Л.: 1) Из душа льется тепленькая вода, а как ласково говорим?…Ребенок: водичка.
2) вода падает – как называется? …водопад.
3) транспорт, который передвигается по воде… (какой?) водный.
4) человек, умеющий выполнять работу под водой? …водолаз.
5) сказочный герой, житель водоемов…Водяной.
6) мельница, работающая при помощи воды (какая?) …водяная.

Правило! Посмотрите, ребята, мы посадили слово вода, а выросло много новых слов.(перечислить) Это – слова родственники. ^ У них похожее звучание и общее значение. Значение слов можно объяснять при помощи одного слова – вода.

Л.: Но не все слова, имеющие похожее звучание являются родственными. Например, слова: вода и водить – не родственные.
В этих словах одинаковая часть ВОД и звучат они похоже, но смысл этих слов разный.
Вода
 – это прозрачная жидкость, водить – вести машину.
Поэтому и родственные слова будут разные.
Вода, водяной, водный, водичка.
Водить, водитель, водительский.
Вывод: у родственных слов не только похожее звучание, но и общее значение.

Л.: Какие времена года вы знаете?

Дети: зима, весна, лето, осень.

Л.: Сейчас осень, а скоро наступит что? – Зима. Посадим слово снег.
слово СНЕГ
1) назови ласково – снежок.

2) твёрдые атмосферные осадки, выпадающие из облаков (что падает с неба зимой?) – снежинка.

3) а когда снежинок много, они большие, снег падает – снегопад.

4) фигура из снега, символ зимы, которого вы любите лепить зимой – снеговик.
5) приспособление для катания по снегу (по снегу катится) – снегокат.
6) внучка Деда Мороза – Снегурочка.
7) Зимующая птица с красной грудкой – снегирь.

8) цветок, который появляется сразу из-под снега, первый вестник весны – подснежник.

Правило!
слово МОРОЗ (используется наглядность).
1) утро (какое?) – морозное./ воздух – морозный.
2) нос мороз мальчику (что сделал?) – заморозил.
3) любимое лакомство летом – мороженое. Дети, а продавщица мороженного (кто это?) – мороженщица.

Правило!

слово ЛЕД.

  1. скажи ласково – ледок.

  2. Корабль, который колет лед – ледокол.

  3. Горку залили водой, она замерзла и стала (какая?) – ледяная.

  4. Санки, на которых вы катаетесь зимой с ледяной горки, как называются? – ледянки.

Правило!

Л.: Молодцы, ребята! Вы стали настоящими волшебниками сказочной страны Новословии!

^ Выбор опорного родственного слова.*

Дидактическая игра «Подбери картинку к родственному слову».

Л.: Я вам раздам конверты, в них волшебные карточки. Проведу лучиком и вы их уведете. (дети получают карточки в конвертах) Назовите картинки.

Д.: Заяц, лес, руки.

Л.: Это главное слово.

Я буду называть разные слова, а вы поднимите вверх нужную карточку – родственное слово.

- Что изображено на карточках?

Д.: На карточках изображено главное слово.

Л.: Что вы будете слушать?

Д.: Мы будем слушать разные слова.

Л.: Какую карточку нужно поднимать?

Д.: Которая является словом- родственником.

Помните! У родственных слов похожее звучание и общее значение. Их можно объяснять при помощи слов, которые изображены у вас на картинках.

*По методике Ткаченко Т.А.

5. Динамическая пауза.

Мы смотрели на экран, ваши глазки устали. Сделаем зарядку для глаз. Следите за моим лучиком.

Л.: Нам пора отправляться дальше в путешествие. Встанем на полянке в круг.

^ Речь с движением.

У речушки две подружки, маршируют

Гусенички хохотушки…

Рано утром умывались, показывают движения по тексту.

Полотенцем вытирались.

Ручками хлопали: раз, два, три.

Ножками топали: раз, два, три.

Влево, вправо наклонялись,

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям физкульт привет!

(по-моему под листиком кто-то есть…)

6.Творческое применение и добывание знаний, освоение нового материала путем решения проблемных ситуаций, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Л.: Ой, здравствуйте, ребята! Я гусеница. Живу в волшебной словесной стране. Пойдемте я вас со своими родственниками познакомлю.

Л.: А есть ли у тебя родственники? Ведь мы в стране новых слов. Посмотрим… Идемте за мной дети, садитесь на стульчики.

Гусеница: Что-то я ничего не вижу, над рекой туман.

Л.: Не волнуйся гусеница, у нас есть солнечный лучик, я им взмахну, и туман рассеется.

Гусеница: Вот они… Мои родственники.

- Га-га-га! – гогочет гусь.

- Я семьей своей горжусь!

- На гусят и на гусыню

Все гляжу, не нагляжусь!

^ Д/И «Родня ли гусеница гусю?»

- Здравствуйте, дети! Я - гусь, вот гусыня, а это наши гусята.

А ты кто? (спрашивает у гусеницы)

- Я ваша родственница – гусеница.

Гусь: Нет, я таких родственников не знаю.

- Дети, права ли гусеница?

Л.: Подумаем вместе. Слова: гусь, гусыня, гусенок, гусеница – похоже звучат?

Дети: да.

Л.: Но значение у них разное.

Кто такие гусь, гусенок, гусыня?

Д.: Это птицы.

Л.: Правильно. А кто тогда гусеница?

Д. : Это насекомое.

Л.: Ты, гусеница, не права, эти слова не родственные. Наши дети уже знают, что родственные слова похоже звучат и имеют общее значение.

Гусеница: Раз вы все знаете, попробуйте еще задание выполнить.

^ Дидактическое упражнение «Рыболов».

Послушайте внимательно стихотворение.

Какие слова-родственники встретятся в нем?:

(Если внимание рассеялось:

Л.: - Что вы будете делать, дети? Д.: Слушать стихотворение.

Л.: Какие слова надо запомнить? Д.: Надо запомнить слова – родственники.)

У рыбаков небывалый улов.

Рыбу поймал и старик-рыболов.

Мы рыболовную сеть соберем.

Рыбного супа в тарелки нальем.

Л.: Назовите родственные слова к слову рыба, которые встретились в стихотворении.

(помогаю вопросом если не справляются)

Л.: - Что поймал старик?

Как называется человек, который ловит рыбу?

Сеть для ловли рыбы (какая?) –

Суп из рыбы (какой?)- дети называют родственные слова.

Правило!

Гусеница: Спасибо, ребята. Вы помогли мне разобраться. Но я осталась без родственников и без дома. Да и на улице осень, все цветы уже высохли.

Л. : Дети, давайте выручим гусеницу, построим ей домик . Пусть живет на цветочках.

^ Дидактическая игра «Собери цветочек».

Задание: сгруппировать картинки в соответствии с родственным значением слов – названий предметов.

Л.: Поделимся на две команды. Одна команда собирает цветочек с главным словом цвет, а вторая команда – с главным словом лист (на лепестках картинки – родственные слова к словам цвет и лист).

^ Помните! Родственные слова имеют похожее звучание и одинаковое значение. Их можно объяснять при помощи главного слова.

Гусеница: Спасибо вам, ребята. Теперь и у меня есть домик.

Есть у каждого свой дом,

Хорошо, уютно в нем…

До свидания, дети, приходите к нам еще в страну Новословию…

  1. Итоги. Оценка деятельности детей.

Путешествие наше заканчивается, пора в д/с возвращаться.

Мы опять пройдем через «волшебные ворота». Идем за мной паровозиком.

(дети проходят через ворота).

Вот и ковер-самолет. Садитесь на подушечки. (звучит музыка) закрыли глазки…

Слайд № 11

Л.: Вам понравилось путешествие?

Д.: Да.

Л.: В какой стране мы побывали?

Д.: Мы были в волшебной стране.

Л.: А как называлась страна, в которой росли новые слова?

Д.: Она называлась Новословия.

Л.: Мы сажали в землю слово-корень. А что вырастало на веточках дерева?

Д.: На дереве вырастали новые слова.

Л. : Ребята, что или может кого вы слышали пока путешествовали?

Д.: Я слышал пение птиц, журчанье ручья…

Л: Кому помогли мы в волшебной стране?

Д.: Мы для гусеницы сделали домик.

Л.: Как вы считаете, вы хорошо работали, старались на занятии?

Д.: Да, мы старались.

Логопед хвалит каждого за работу.

Л.: Солнышко дарит вам смайлики…

Наше занятие закончилось, мы возвращаемся в группу, попрощайтесь с гостями.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арефьева Л. Н. “Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет” – М.: Сфера, 2004.

  2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб: Детство-Пресс, 2003.

  3. Крупенчук. О.И. “Научите меня говорить правильно!” – СПб: Литера, 2001.

  4. Лалаева Р.И.,Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во “СОЮЗ”, 2001.

  5. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб. Изд-во “СОЮЗ”, 2004.

  6. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. “СФЕРА”. Москва, 2003.

  7. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М., 2004.

  8. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие . —— СПб. 1999г.

  9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Программно-методические рекомендации.- Москва, 2009г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого занятия Дидактическая сказка: «Путешествие в страну Новословию» iconКонспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну умных игр»
Вопросы, рассказы детей, игра путешествие, дидактические игры, пальчиковые упражнения, чтение стихотворения, прослушивание песни...

Конспект открытого занятия Дидактическая сказка: «Путешествие в страну Новословию» iconКонспект Занятия по сенсорному воспитанию в первой младшей группе
Материал: автобус, Зайка большой и маленький, дидактическая игра «Большие и маленькие», дидактическая игра «Где, чья мама?», дидактическая...

Конспект открытого занятия Дидактическая сказка: «Путешествие в страну Новословию» icon«Конспект занятия развлечения «Капитал шоу Поле чудес»
«Коррекционно-развивающее занятие «Путешествие в страну сказок» (Холодова Надежда Сергеевна)

Конспект открытого занятия Дидактическая сказка: «Путешествие в страну Новословию» iconКонспект занятия на тему: «Путешествие в страну волшебных слов»
Продолжить формировать устную речь детей, совершенствовать речевые умения и навыки

Конспект открытого занятия Дидактическая сказка: «Путешествие в страну Новословию» icon«Путешествие в страну сказок» А. С. Пушкину посвящается музыкальный руководитель Е. С. Марченко
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и путешествие это будет необычным. Это будет путешествие...

Конспект открытого занятия Дидактическая сказка: «Путешествие в страну Новословию» iconКонспект занятия-развлечения путешествие в страну правил дорожного движения в 1 младшей группе.
Познакомить детей с правилами безопасного перехода дороги по пешеходному переходу

Конспект открытого занятия Дидактическая сказка: «Путешествие в страну Новословию» iconКонспект занятия по эколого-оздоровительному направлению «Путешествие...
Тазики с водой, мыло детское, полотенца по количеству детей; картинки с изображениями купания животных

Конспект открытого занятия Дидактическая сказка: «Путешествие в страну Новословию» iconКонспект занятия. Тема: Путешествие в страну «Светофорию»
Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках; о правилах поведения на улице

Конспект открытого занятия Дидактическая сказка: «Путешествие в страну Новословию» iconКонспект развлечения с родителями в средней группе Путешествие в страну «Озорные ножки»
Развлечение для детей средней группы и родителей «Путешествие в страну «Озорные ножки»»

Конспект открытого занятия Дидактическая сказка: «Путешествие в страну Новословию» iconКонспект занятия по изо деятельности. «Путешествие в страну Рисовандию»....
Цель. Приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница