Скачать 208.08 Kb.
|
Анализ работы библиотеки МБОУ СОШ №50 за 2013-2014 учебный год Главной целью работы школьной библиотеки является оказание помощи обучающимся и преподавателям в учебно-воспитательном процессе. Исходя из этой цели и руководствуясь Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О библиотечном деле», «Положением о школьной библиотеке» и общешкольным планом работы, перед школьной библиотекой были поставлены следующие задачи:
В 2013-2014 учебном году школьная библиотека работала по следующим направлениям:
^ Всем обучающимся был обеспечен свободный доступ к учебной, художественной, периодической и справочно-энциклопедической литературе: доступ к художественной, периодической и справочно-энциклопедической литературе осуществлялся через абонемент, читательский зал; учебная литература выдавалась обучающимся своевременно, согласно графика и по мере поступления в школьный фонд. Так же обучающимся предоставлялась возможность поиска учебной информации через интернет на персональном компьютере библиотеки. ^ Общий фонд библиотеки – 25 631 экз. Из них: художественная литература – 10840 экз. справочная литература – 6170 экз учебная литература - 8621 экз ^ находится в читальном зале библиотеки. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей: • младшего школьного возраста (1-4 классы); • среднего школьного возраста (5 - 8 классы); • старшего школьного возраста (9 - 11 классы); • педагогической и методической литературой для педагогических работников; • периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебными пособиями. Расстановка осуществлена: отраслевая литература по разделам ББК и художественная литература по алфавиту фамилий авторов. Литература для учащихся 1-4 классов расставлена по тематическим рубрикам: «Волшебные сказки», «Стихи», «Птицы, растения, животные», «Страна родная». Ценная литература, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены на отдельном стеллаже для пользования в читальном зале. Выдача книг на абонементе фиксируется (с 1-го по 11-й классы, учителя, иные работники школы) в читательских формулярах. Выдача литературы из справочного фонда фиксируется в дневнике школьной библиотеки. В индивидуальном порядке с читателями проводились беседы о бережном обращении с книгой и другими информационными ресурсами, о выполнении, в случае необходимости, косметического ремонта книг взятых на абонемент, о своевременном возврате литературы. ^ расположен в отдельном помещении - книгохранилище. Расстановка произведена по классам. Отдельно выделены устаревшие книги, предназначенные к списанию. Устаревшие учебники заменяются на современные, утвержденные федеральным государственным образовательным стандартом. За учебный год поступило 320 экз. учебной литературы на сумму 134 000 руб. Вся литература приобретена на средства Областного бюджета. По мере поступления новых учебников пополняется и редактируется картотека учебников. Сделан заказ на новые учебники, в том числе электронные, на 2014-2015 учебный год. В формировании заказа участвовали учителя-предметники и администрация школы. В целях профилактики сохранности учебников проводились беседы библиотекаря с читателями на абонементе и классными руководителями на классных часах. Библиотечным активом проводились рейды по сохранности учебников. Массовая выдача учебников производится в начале учебного года (сентябрь). Выдача учебников обучающимся 1-4 классов производится через классных руководителей. Учет выданных единиц ведется в специальной тетради. Старшеклассникам выдача учебников производится индивидуально и также фиксируется в тетради. При получении учебников обучающиеся знакомятся с правилами пользования библиотечной книгой. Вновь поступившие обучающиеся получают учебники по факту их зачисления в школу. В конце учебного года проходит сдача учебников по классам, согласно графику. Медиотека представлена 95-ю экземплярами и разнообразна по содержанию: учебные образовательные программы, энциклопедии, познавательные и художественно-литературные сборники. Медиотекой пользуются педагоги для наглядности на уроках и при оформлении внеклассных мероприятий. ^ в 2013-14 уч. году школой не выписывалась. Контрольные цифры по библиотеке за 2013-2014 учебный год
Работа с читателями В конце года был проведен анализ читательской активности учащихся. В 2012-2013 учебном году читательская активность составила: 2-4 классы 80,8% 5-8 классы 33,1% 9-11 классы 79,6% В 2013-2014 учебном году читательская активность составила: 2-4 классы 82,4% - на 1,6% выше, чем в предыдущем учебном году 5-8 классы 28,9% 9-11 классы 66,4% Общешкольный показатель читаемости за 2013-14 уч. года (1785 чел) выше в полтора раза, чем за 2012-13 уч. год (1198 чел). Графики – Приложение 1. Активнее всего читают обучающиеся 2- 4 классов. Самый читающий класс младшего звена - 3 «Б», классный руководитель Подольская Н.Н., среднего – 7 «Б», классный руководитель Мишкова Т.В., старшего – 10 «А», классный руководитель Полынская Е.И. Самые читающие ученики начального звена: 3б Михеева Александра - 90 книг, 3б Воробьева Арина - 79 книг, 2а Самарская Софья - 72 книги. Самые читающие ученики среднего звена: 7б Малунова Евгения - 98 книг, 5б Кольга Анна - 55книг, 5б БалкоЕлизавета - 17 книг, 7б АхадоваРёя - 16 книг. Самые читающие ученики стршего звена: 11а Мартынов Ваня - 11книг, 9б Софронова Софья - 10 книг, 9б Демина Ирина - 9 книг. Постоянно ведется индивидуальная работа с читателями. Регулярно проводятся беседы с целью изучения читательского интереса и широты кругозора читателей. Так же школьная библиотека проводит индивидуальную работу с читателями по написанию докладов, рефератов, сочинений и других тематических работ. Библиотека осуществляет проектную деятельность. Заведующей библиотекой Золотовой Н.В. написаны и реализованы два общешкольных проекта:
^ началась с октября 2013года. Сформирована группа активистов из числа классных библиотекарей (2-11 классы) и творчески одаренных детей (5-9 классы). Активом проведена следующая работа: 1. Знакомство с фондом (т.е. расстановкой книг по разделам) – самостоятельная расстановка книг по алфавитному и тематическому каталагам; 2.При поступлении новых изданий учебной и художественной литературы – распаковка и штемпелевание; 3. Рейды по сохранности учебной литературы; 4. Анализ читаемости по классам за полугодие; 3. Помощь в оформлении информационных стендов и папок; 4. Активное участие в общешкольных и региональных мероприятиях школьной библиотеки. Справочно-библиографическая работа В течение всего года велась работа по редактированию справочно-библиографического аппарата. Библиотека продолжила работу по сбору материала в тематические папки-накопители. Пропаганда библиотечно-библиографических знаний среди учащихся проводилась в виде: ^ . Информационные стенды узкотематически, но целенаправленно дают информацию обучающимся и педагогам об основных положениях и правилах работы библиотеки или о значимом факте.
Цель: дать развернутое представление о структуре, целях, задачах и достижениях школьной библиотеки
Цель: повышение интереса к общемировому наследию прогрессивной педагогической мысли;
Цель: обзор по книжным новинкам года;
Цель: пропаганда здорового образа жизни
Цель: пропаганда нравственных взаимоотношений между полами на примере Дня Святого Валентина ^ :
Цель: формирование правильного представления о книге, как о совокупности отдельных функциональных элементов;
Цель: обзор классической детской литературы;
Цель: повышение уровня читательской эрудиции;
Цель: повышение уровня читательской эрудиции;
Цель: ознакомление с многообразием форм русского фолклера;
Цель: способствовать нравственно-патриотическому становлению личности учащихся.
Цель: ознакомление с многообразием форм и направлений детской периодической литературы;
Цель: повышение уровня межличностной культуры общения;
Цель: пропаганда здорового образа жизни;
Цель: содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании учащихся.
Цель: воспитание нравственности, исторической грамотности;
10 «А», 10 «Б», 10 «В» - 138 чел. Цель: патриотическое воспитание;
Все уроки проводились с применением новых информационных технологий. Охвачено – 679 учащихся. ^ Роль библиотеки в пропаганде литературы заключается в помощи обучающимся сориентироваться в книжном богатстве, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности. В течении года оформлены выставки, ознакамливающие ребят с базовыми знаниями в рамках узкотематической направленности::
Цель: знакомство учащихся с непреходящими ценностями малой Родины и всего прибайкальского региона;
Цель: обзор по книгам-юбилярам;
Цель: презентация имеющейся в библиотеке литературы о маме и материнском подвиге;
Цель: патриотическое воспитание;
Цель: патриотическое воспитание;
Цель: знакомство с литературным творчеством местных поэтов и прозаиков;
Цель: тематическая презентация;
Цель: пополнение медиатеки работами педагогов школы;
Цель: активизация творческого потенциала учащихся;
Цель: активизация творческого потенциала учащихся. Стенгазета носят ярко выраженный поздравительный характер, оформляются к праздничным датам:
Цель данной акции заключалась в создании праздничного настроения у учащихся в начале учебного года;
Цель: укрепление чувства любви и уважения к женщинам, девушкам, девочкам. ^ Совместно с библиотечным активом продолжает реализовываться проект по созданию библиотечной газеты «Библиоглобус». Цель: обзор работы библиотеки как школьного информационнного центра В газете выделено несколько постоянных рубрик: страничка администрации, проектная деятельность библиотеки, массовые мероприятия, школьные традиции, писатели-юбиляры, тематический кроссворд, благодарность активистам библиотеки. За год реализовано два выпуска газеты. Один из них юбилейный – посвящён 85-ти летию школы. Библиотека периодически освещала свою работу в районной прессе. на школьном сайте. В апреле, рамках ежегодного общешкольного методического дня, на базе школы №50 прошел «Форум педагогических идей». Библиотека приняла активное участие в Форуме. Цель: реклама школьной библиотеки, всесторонний обзор работы библиотеки для всех участников педагогического процесса. На последней школьной линейке заведующая библиотекой поздравила учащихся с окончанием учебного года и вручила грамоты и благодарственные письма наиболее активным читателям – учащимся и педагогам. ^ Массовая работа с читателями – важнейшая часть работы школьного библиотекаря. Именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами. В течении учебного года проведены массовые мероприятия:
Цель: расширять кругозор детей, пополнять словарный запас, формировать интерес к чтению, способствовать воспитанию бережного отношения к книге; развивать сценические способности детей;
Цель: соблюдение преемственности школьных поколений;
Цель: формирование духовно-нравственной культуры учащихся;
Цель: патриотическое воспитание на примере жизни и деятельности работника школы Шевченко М.М.
Цель: способствовать повышению у учащихся интереса к культурному наследию малой Родины. Знакомство со школьной библиотекой обучающихся первых классов состоялось в четвертой четверти учебного года в ходе библиотечного внеклассного мероприятия «Посвящение в читатели». Мероприятие прошло в виде костюмированного праздника, на котором известные герои из детских книг в игровой форме знакомили юных читателей с правилами пользования школьной библиотекой, учили правильному обращению с книгой, загадывали детям литературные ребусы. Все уроки проводились с применением новых информационных технологий. Одна из форм массовой работы библиотеки в 2013-2014 учебном году - организация и проведение передвижной выставки.
Цель: повышение интереса у обучающихся к мировому культурному наследию, создание условий для нравственно-этического развития. К организации и проведению мероприятия были подключены обучающиеся среднего и старшего звеньев обучения – ребята взяли на себя роль ведущих и экскурсоводов зала. Всего проведено 2 массовых мероприятия – 7 «А», 7 «Б», 9 «А», 8 «А», 8 «Б», учающиеся и педагоги из других школ (школы №1, школы-интерната №23, школы № 4, Областного детского дома для детей-сирот) – 155 чел. (100+55), члены районного МО библиотекарей, представители Центральной районной библиотеки, СМИ и др. Результатом работы стали грамоты и благодарственные письма всем организаторам и участникам мероприятия от Иркутского регионального отделения Международной Лиги Защиты Культуры. Сохранение традиций чтения в семье – залог успешного приобщения к чтению детей. Совместно с библиотекой семейного чтения проведены внеклассные мероприятия с участием родителей обучающихся: Главная цель обоих мероприятий: активизация семейной читательской активности.
Мероприятие прошло как семейный праздник с чаепитием, конкурсами и подарками. От школы приняли участие две семьи.
Мероприятие было организовано как соревнование семейных команд из школ города при поддержке одноклассников действующих участников; и то же с конкурсами, призами и подарками. От школы приняла участие семья Басановых 3 «Б» и заняла второе место. 3. «Рождество» - для семейных команд 3 классов. Мероприятие прошло как семейный праздник с чаепитием, конкурсами и подарками. От школы принял участие семья Хан. Охвачено – 450 учащихся, педагогов и родителей. ^ Играют важную роль в развитии творческого потенциала учащихся.
Цель: повышение уровня речевых навыков учащихся. Все участники получили грамоты и памятные призы.
Цель: направить читательскую активность учащихся на произведения Бианки. Все участники получили грамоты или подарки.
Цель: выявление творчески одаренных детей. Белякова А. 11 «А» - получила от парламента приз читательских симпатий.
Цель: выполнение творческой работы по теме интернет-грамотности. Результат ожидается.
Цель: активизация творческого потенуиала учащихся. Из конкурсных работ была организована выставка. Все участники получили грамоты.
Цель: способствовать формированию комуникативно-творческих связей ученик-родитель-педагог. Из конкурсных работ была организована выставка. Все участники получили грамоты. Победители получили сладкие призы. Лучшие работы выложены на школьном сайте в разделе «Школьная библиотека»
Цель: воспитание бережного отношения к книге. Победители акции получили грамоты и благодарственные исьма. Самообразование Тема самообразования: «Нравственно-эстетическое образование в работе библиотекаря». Систематически формируется методическая папка по самообразованию. ^ Для повышения интереса детей к книгам и чтению школьная библиотека тесно сотрудничает с межпоселенчкской Центральной библиотекой г. Слюдянка. В плане пропаганды семейного чтения - с библиотекой Семейного чтения. Собственную рекламу библиотека осуществляет через районное СМИ - газета «Байкал Новости», «Славное море», «Слюдяночка», школьный сайт и региональные интернет-ресурсы. Реализацию идеи культурно-эстетического воспитания библиотека частично реализует совместно с ^ и выставочным Центром на Байкале поселка ст. Ангасолка. Культурно-исторические связи поддерживаются с литературным объединением г.Слюдянка «Огонёк». Анализ работы библиотеки за 2013-2014 учебный год позволяет сделать вывод о том, что цель работы бала достигнута через планомерную реализацию задач. Задачи, поставленные на учебный год, в полной мере выполнены. Проведены все запланированные мероприятия. Сводная таблица основных мероприятий проведенных с обучающимися за 2012-1-2012 учебный год
Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения. Школьная библиотека прививала учащимся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. Библиотека пропагандировала чтение, а так же ресурсы и службы школьных библиотек как внутри школы, так и за её пределами. Мониторинги Читательской активности в библиотеке; Экстремистской литературы по запросу прокуратуры Слюдянского района. ^
Зав. библиотекой ________ Золотова Н.В. Приложение ^ 2013-14 учебного года Младшее звено – 2-4 классы:
График читательской активности в младшей школе за первое полугодие 2013-14 уч. года В классах девочек читаемость значительно выше. Сравнительные показатели читаемости по школе (2-11 классы):
^ сравнительный анализ читаемости за первые полугодия 2012-13 и 2013-24 уч. г.г. Общешкольный показатель читаемости за первое полугодие 2013-14 уч. года выше в три раза, чем за первое полугодие 2012-13 уч. года. ^ Младшее звено – 2-4 классы:
График читательской активности в младшей школе за 2013-14 уч. год Сравнительные показатели читаемости по школе (2-11 классы):
График сравнительный анализ читаемости за 2012-13 и 2013-14 уч. г.г. Общешкольный показатель читаемости за 2013-14 уч. года (1785 чел) выше в полтора раза, чем за 2012-13 уч. год (1198 чел). |
![]() | Работа библиотеки мбоу «Балезинская сош №1» ведется согласно плану, написанному и утвержденному в начале учебного года | ![]() | Миссия библиотеки: «… быть не только хранилищем книг, но и реальными информационными, культурными и досуговыми центрами» (из Послания... |
![]() | Работа с читателями вновь привлеченными в библиотеку проводилась через экскурсии по библиотеке, оформлялась книжная выставка «Путешествие... | ![]() | Школьная библиотека в течение учебного года работала по плану, утверждённому администрацией школы. Основные направления деятельности... |
![]() | Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для всестороннего развития личности, для побуждения ее к самоанализу,... | ![]() | Получение новых учебников в руо. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий |
![]() | Цель: Воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, умеющей отличить истинные ценности от мнимых через... | ![]() | Анализ учебной работы школы за 2012-2013 учебный год и задачи на 2013 -2014 год |
![]() | ![]() | Обеспечение учебно-воспитательного процесса учебными и вспомогательными документами и информационной продукцией |