Урок (ознакомление с новым материалом). Цели урока




Скачать 81.29 Kb.
НазваниеУрок (ознакомление с новым материалом). Цели урока
Дата публикации14.10.2014
Размер81.29 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Информатика > Урок
МОУ Среднецарицынская СОШ

Серафимовичский район

Волгоградская область

Тема урока:



Разработала:

учитель информатики и ИКТ

Петечел Е.И.

2012 г
Тема урока:

Системы счисления.

Правила перевода из одной системы счисления в другую
Класс: 10

Тип урока: комбинированный урок (ознакомление с новым материалом).

Цели урока.

Образовательные: сформулировать понятие систем счисления и дать представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

Развивающие: развить интерес к изучению основ информатики, развить навыки использования информационных технологий; расширить кругозор учащихся;

Воспитательные: формирование активной жизненной позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственности каждого за конечные результаты; воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении целей; воспитание информационной культуры, поддержание интереса к предмету.

^ Задачи урока: 1. ознакомить учащихся с алфавитом двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной систем счисления, способами записи чисел в различных системах, правилами перевода из одной системы счисления в другую;

2. использовать вычислительные навыки полученные на уроках математики для перевода чисел в различные системы счисления.

^ Требования к знаниям и умениям: учащиеся должны усвоить понятия: системы счисления, алфавит систем счисления, основание системы счисления, усвоить правила перевода в разные системы счисления; учащиеся должны усвоить назначение систем счисления в компьютерной технике.
^ Этапы урока.

I этап. Сообщение темы, целей, задач урока и мотивации учебной деятельности.
II этап. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний и умений.
1. Вопросы для повторения:

Что такое кодирование информации?

Кодирование заключается в том, что каждому символу ставится в соответствие уникальный двоичный код от 00000000 до 11111111 (или десятичный код от 0 до 255).
Назовите виды языков кодирования? (знаковые системы)

Естественные языки, формальные языки, генетический алфавит, двоичная система.

Приведите примеры языков кодирования?

(Как пример называют системы счисления – О них и пойдет речь!)
^ Давайте проведем интеллектуальную разминку и отгадаем тему сегодняшнего урока

(Презентация 1 страница (Тема урока)).

Под цифрой 1. Арифметическое действие (сложение).

2. Информационный процесс (хранение).

3.Устройство компьютера, осуществляющее обработку информации и управление другими устройствами (процессор).

4. Способ формирования изображений, при котором рисунок состоит из простых геометрических фигур и информация об изображении – это координаты и формулы, описывающие эти геометрические фигуры (векторный).

5. Информационный процесс (передача).

6. Общее название ОЗУ, винчестера или основа процесса хранения информации (память).

7. Восемь бит составляют один … (байт). Какое слово появилось у нас по вертикали? Система.

Системы бывают разные. Какие же системы мы будем сегодня продолжать с вами изучать, давайте выясним, отгадав ребус.

III этап. Представление нового материала.
1. Зачитать стихотворение:

Ей было 1100 лет.

Она в 101 класс ходила.

В портфеле по 100 книг носила.

Всё это правда, а не бред.

Когда пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок,

С одним хвостом, зато стоногий,

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И 10 загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И 10 темно-синих глаз

Оглядывали мир привычно.

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете мой рассказ.
Как Вы думаете, что все это значит?

Оставлю этот вопрос пока открытым, но несколько позже мы вернемся к этому стихотворению.
Для записи информации о количестве объектов используются числа. Известно множество способов представления чисел. В любом случае число изображается символом или группой символов некоторого алфавита. Назовем такие символы цифрами. Например, известные вам 0,1,2,3 … 8,9.

Для представления чисел используются системы счисления.

Что же такое СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ? (это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над этими числами)

(Презентация страница 2 – «Система счисления») Прежде всего, нам необходимо совершить путешествие в историю чисел, далее мы с вами вспомним, какие системы счисления называют позиционными, а какие непозиционными, каким образом переводят числа из одной системы счисления в другую, и наконец научимся совершать действия с ними. «Все есть число», - говорили мудрецы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в жизни людей. (Презентация 3 страница «Все есть число») Известно множество способов представления чисел. В любом случае число изображается символом или группой символов (словом) некоторого алфавита. Такие символы называют цифрами. Слово цифра произошло от латинского слова cifra и переводится как знаки для обозначения чисел. (Презентация 4 страница – «Цифра – cifra (лат.) – знаки для обозначения чисел»).

Люди научились считать очень давно, еще в каменном веке. Сначала они просто различали, один предмет перед ними или больше. Через некоторое время появилось слово для обозначения двух предметов. У некоторых племен Австралии и Полинезии до самого последнего времени было только два числительных: «один» и «два». А все числа, большие двух, получали названия в виде сочетаний этих двух числительных. Например, три – это «два, один», четыре - «два, два», пять – «два, два, один». Как только люди начали считать, у них появилась потребность в записи чисел. Находки археологов на стоянках первобытных людей свидетельствуют о том, что первоначально количество предметов отображали равным количеством каких-либо значков: зарубок, черточек, точек. Чтобы два человека могли точно сохранить некоторую числовую информацию, они брали деревянную бирку, делали на ней нужное число зарубок, а потом раскалывали бирку пополам. (Презентация 5 страница «Унарная система счисления»). Каждый уносил свою половинку и хранил ее. Этот прием позволял избегать «подделки документов». Ведь при возникновении спорной ситуации половинки можно было сложить и сравнить совпадение и число зарубок. Такая система записи чисел называется единичной (унарной), т.к. любое число в ней образуется путем повторения одного знака, символизирующего единицу. Примерно в третьем тысячелетии до нашей эры египтяне придумали свою числовую систему, в которой для обозначения ключевых чисел 1,10,100 и т.д. использовались специальные значки – иероглифы. (Презентация 6 страница «Древний Египет»). Все остальные числа составлялись из этих ключевых символов при помощи операции сложения. Как называется система счисления, в которой количественное значение цифры не зависит от места (позиции), которую она занимает в числе? Непозиционная.

Скажите, а какая непозиционная система счисления вам давно знакома? С помощью какой непозиционной системы счисления обозначаются главы в книгах? Римской. Давайте вспомним символы, с помощью которых обозначают цифры в римской системе счисления. (Презентация страница 7 «Римская система счисления»). Говоря о непозиционных системах счисления, нельзя не сказать о славянском цифровом алфавите. (Презентация страница 9 – «Славянский цифровой алфавит»). О ней нам расскажет… (Доклад: Алфавитной нумерацией пользовались как греки, так и южные и восточные славянские народы. У одних славянских народов числовые значения букв установились в порядке славянского алфавита, у других же ( в том числе у русских) роль цифр играли не все буквы славянского алфавита, а только те из них, которые имелись и в греческом алфавите. Над буквой, обозначавшее цифру, ставился специальный значок «титло». При этом числовые значения букв возрастали в том же порядке, в каком следовали буквы в греческом алфавите (порядок букв славянского алфавита был несколько иным). Посмотрите, пожалуйста, на славянский цифровой алфавит. Например, если записать в славянской нумерации числа 55,288,1 и 498, то получится фраза: не спи, а учи. В России славянская нумерация сохранялась до конца XVII века. При Петре I возобладала так называемая арабская нумерация, которой мы пользуемся и сейчас. Славянская нумерация сохранилась только в богослужебных книгах. Презентация страница 10 «Обозначение больших величин у славян» и т.д. (дополнительный материал учебника) Спасибо, …, за рассказ.

Итак, ребята, мы с вами так долго говорили о непозиционных системах счисления. А теперь, давайте дадим определением позиционной системы счисления (система счисления, в которой количественное значение цифры зависит от места (позиции), которое она занимает в числе). Что такое основание системы счисления? (количество используемых в системе счисления цифр) Какие позиционные системы счисления вы знаете? (десятичную, двоичную) (Презентация страница 12 «Позиционные системы счисления») Про двенадцатеричную и другие системы счисления нам расскажет… ( Презентация страница 13 «Двенадцатеричная система счисления» Доклад: Широкое распространение до первой трети XX века имели элементы двенадцатеричной системы счисления. Число двенадцать (дюжина) даже составляло конкуренцию десятке в борьбе за почетный пост основания общеупотребительной системы счисления. Дело в том, что число 12 имеет больше делителей (2,3,4,6) чем 10 (2,5). Поэтому в двенадцатеричной системе счисления более удобно производить расчеты, чем в десятичной. Неудивительно, что в XIX веке среди математиков раздавались голоса за полный переход на эту систему счисления. И только возможность счета по пальцам рук склонила чашу весов на сторону числа 10. Тем не менее, дюжина достаточно прочно вошла в нашу жизнь: в сутках две дюжины часов, час делится на пять дюжин минут, круг содержит тридцать дюжин градусов, фут делится на двенадцать дюймов. Влияние двенадцатеричной системы счисления ощущается сегодня хотя бы в том, что карандашей или фломастеров в наборе обычно бывает 6, 12 или 24, чайные и столовые сервизы бывают на 6 или на 12 персон; комплект носовых платков – 12 штук. А вот шведский король Карл XII в 1717 году увлекался восьмеричной системой, считал ее более удобной, чем десятичная, и намеревался королевским указом ввести ее как общегосударственную. Только неожиданная смерть короля помешала осуществлению столь необычного намерения).

Учитель : Ребята, какая система счисления используется в компьютерной технике? (двоичная). Что такое двоичное цифровое кодирование? (представление любого вида информации с помощи последовательности битов) Для чего нужно представлять любую информацию в виде 0 и 1? (потому что в компьютере передаваться, храниться и обрабатываться может только информация, представленная в виде 0 и 1). Вот поэтому нам нужно научиться переводить числа из одной системы счисления в другую.

^ Поработаем с учебником и рассмотрим алгоритм перевода чисел из одной системы в другую, а именно из двоичной в десятичную.

Какой алгоритм перевода чисел:

  • Необходимо записать двоичное число в развернутой форме и вычислить его значение.

  • 10112=1*23+0*22+1*21+1*20= 1*8+0*4+1*2+1*1=1110

  • 10,112=1*21+0*20+1*2-1+1*2-2 =1*2+0*1+1*1/2+1*1/4=2,7510


4. Вернемся к стихотворению и раскодируем его.

В какой системе счисления закодированы числа в стихотворении?

Переведите его в десятичную систему счисления!

(учащиеся зачитывают раскодированное стихотворение)
V этап. Практическое занятие.
Кроме ручного перевода чисел из одной системы счисления в другую, существует программа, позволяющая нам облегчить этот процесс. Это программа «Калькулятор - Инженерный».

(учащиеся знакомятся с программой по практической работе «Работа со стандартной программой «Калькулятор-Инженерный», выполняя задания)
VI этап. Подведение итогов урока.
Вспомним: Что такое системы счисления?

Какие бывают виды систем счисления?

Как перевести любое число в десятичную систему счисления?
VII этап. Домашнее задание.

1. Конспект.

2. Учебник §1.5 стр.91-95

3. Практическая работа 1.13 стр. 94-95

4. Индивидуальное задание на карточке:

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок (ознакомление с новым материалом). Цели урока iconУчебно-тематическое планирование Тип урока Форма контроля уонм урок...
Знать: понятие числа и цифры, определение натуральных чисел, классов, разрядов, миллион, миллиард

Урок (ознакомление с новым материалом). Цели урока iconУрока Дата Тема урока Цели урока
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; развитие наблюдательности и внимания

Урок (ознакомление с новым материалом). Цели урока iconКонспект урока литературного чтения по теме: Н. А. Некрасов «Школьник»
Чтобы настроение стало еще лучше мы будем активно работать и знакомиться с новым материалом

Урок (ознакомление с новым материалом). Цели урока iconАнализ посещенного занятия
Тип урока-занятия(овладение новым материалом, повторение и закрепление, контрольный, комбинированный, систематизация знаний)

Урок (ознакомление с новым материалом). Цели урока iconРабочая программа по английскому языку для 3 класса «А» на 2012-2013 учебный год
Период устного опережения может быть различным. Организуется устное ознакомление учащихся с новым языковым материалом, который тренируется...

Урок (ознакомление с новым материалом). Цели урока iconУрок ознакомления с новым материалом. Форма
Сопутствующее повторение: правописание безударных личных окончаний глаголов; окончаний прилагательных, причастий; переходность и...

Урок (ознакомление с новым материалом). Цели урока iconУрок по изобразительному искусству в 3 классе тема: «Хохломская роспись»
Цель: знакомство с хохломской росписью, с новым материалом, создать радость свободного творчества, развивать фантазию и воображение....

Урок (ознакомление с новым материалом). Цели урока iconТема урока Тип урока
Вводный урок. Знакомство с новым учебником. Г. Сапгир «Нарисованное солнце». Ю. Ким «Светлый день»

Урок (ознакомление с новым материалом). Цели урока iconКонспект урока по изобразительному искусству в 3 классе. Тема: декоративная работа
Цели: ознакомление с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного

Урок (ознакомление с новым материалом). Цели урока iconУрок-праздник для приглашённых мам Цели урока
Цели урока: познакомить с поэтическим выражением чувств любви и благодарности к матерям; воспитывать тонкое и чуткое отношение к...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница