Скачать 80.84 Kb.
|
Содержание III. Изучение нового произведения.Сообщение темы детьми Постановка проблемы Беседа по проблеме Физминутка для тела. Под музыку колыбельной песни IV. Подготовка и подведение итога урока |
Тимофеева Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ №38. Разработка урока литературного чтения по учебнику Н.А Чураковой в 4 классе (по системе Л.В.Занкова). Урок – исследование: А.П.Чехов «Ванька» Пояснительная записка: Данный урок – четвертый в разделе «Крутим барабан времени». Ранее дети познакомились с произведением «Петька на даче» Леонида Андреева, историческим документом – договором о Василии Рогове, в которых прослеживается судьба детей , живших в прошлое время . На уроке родного языка рассматривались слова из произведения «Ванька» и в контексте времени объяснялись с помощью «Толкового словаря», Ожегова С.И. и личных знаний обучающихся. На этом же уроке рассматривали почтовую связь в жизни раньше и теперь, узнали, как правильно подписывать современные конверты и отправлять письма. Этот урок являлся подготовительным в восприятии нового произведения А.П. Чехова «Ванька». Урок рассчитан на привитие любви к исторической книге, развитие зрительной, моторной памяти, разных видов внимания. Дети учатся бегло и выразительно читать, отбирать нужную информацию, отвечать на поставленный вопрос, анализировать поступки героев. Подготовительная работа и распределение ролей воспитывают чувство личной ответственности в информационной деятельности (поиск в энциклопедии и Интернете нужной информации, заучивание наизусть стихов или соответствующих строк песни , подготовительный рассказ о художнике и его картине). Урок подводит к овладению логическими действиями сравнениями, анализа, обобщения, установления причинно – следственных связей, построения рассуждений. Тема: А.П. Чехов «Ванька» Тип урока: ознакомление с новым материалом Форма урока: урок-исследование Цель:
Планируемые результаты освоения темы:
2. Регулятивные действия:
3. Познавательные универсальные действия :
Оборудование:
Содержание урока
Ход урока I. Организационный момент. Эмоциональный настрой: Приветствие. Пожелания учителя. II. Повторение изученного материала.
Актуализация знаний:
^
а) стихотворение Л.Мартынов «О времени». Читают наизусть учитель и дети; б) анализ картины В. Маковского «Свидание» (дети готовили дома свои впечатления по картине); в) представление картин В. Маковского «Две матери», В. Перова «Тройка». 2. ^ после вступительных слов учителя: Москва, крестьянский мальчик, ровесник, жил раньше Петьки, но позже Васи Рогова.
2) Сообщение описателя (готовится ученик заранее дома). 3. ^ Многое ли изменилось в жизни крестьянских детей через сто лет? 4. Знакомство с героем путем инсценировки и чтения рассказа по частям, подготовленными детьми. / Антураж: икона, свеча, одежда для Ваньки / 5. Первые впечатления: 1) Какое настроение у вас вызвало это произведение в целом? 2) Отчего такое настроение? 6. Физминутка для глаз: Окно – письмо – икона – дверь Письмо – икона – окно – дверь. Икона – окно – письмо – дверь. 7. ^ 1) Почему автор заканчивает рассказ многоточием? 2) Судьба Ваньки неясна. Что же ждет мальчика?
3) Хотите порассуждать? - Высказывания учеников. 4) Я обратила внимание на форум имен: Петька – Ванька Почему так пишут писатели, а не Петя и Ваня? 5) Каковы судьбы этих мальчиков? Причины, по которой их вынуждены отдавать? 6) Получается цепочка жизненной взаимосвязи:
7) Исследуем и докажем эту мысль. - Свободные высказывания. а) На кого должны были выучиться мальчики? б) Что дали бы им эти профессии? в) Кому же из ребят труднее? - Высказывания о Петьке. г) А у Ваньки какая была жизнь? - Высказывания с зачитыванием строк рассказа. 8. ^ 9. Рассмотрим черты характера обоих мальчиков. а) Что скажем о Петьке? б) А каков был Ванька? решим филворд кдобрыйштфхассит тумшттласковый ЧП слюбящийтхачукзо лунаанвоспитанный ( работа в парах ) - Какие слова вы нашли? - Что еще можно сказать о сироте? / Говорят дети и зачитывают из учебника моменты доказательств / 10. - В чем драматизм письма? - Дойдет ли его письмо? - Почему он так промахнулся с адресом? – Дойдет ли ваше письмо ? - А вы будете жаловаться? Почему? Вот и появился в русском языке фразеологизм «На деревню дедушке». (запись на доске ) ^ 1. Как А.П. Чехов построил это произведение? 2. А если прочитать только письмо Ваньки без слов автора? Достаточно ли нам сведений о герое? 3. Что дают слова автора читателю? 4. Случайно ли мальчик пишет письмо в Рождество? Что это за праздник? 5. Каким языком написано произведение? 6. Выскажите свое отношение к герою. 7. Прочитайте пословицу, подводящую к итогу; объясните ее смысл.
Рефлексия: 8. Удалось ли нам ответить на вопрос: «Многое ли изменилось в жизни крестьянских детей через сто лет?» 9. Какова идея произведения? 10. Что вам дало это произведение, этот урок для жизни? 11. Заинтересовала ли вас тема, которую мы изучаем? Предлагаю выставку книг и список литературы, которую можно прочитать. V. Оценивание Домашнее задание: (уровневая дифференция) :
Предлагаю игру – пазл по рядам на перемену с героями этого произведения. Cписок литературы по теме «Детство в прошлом» 1.А.П Чехов. Спать Хочется.Детвора 2.П.М Брянцев. Конец осиного гнезда 3.В.О.Богомолов. Иван 4.Короленко. Дети подземелья 5.А.И.Куприн. Белый пудель 6.А.Блок. Сочельник в лесу 7.М.горький. Детство в людях 8.С.А Аксаков. Детские годы багрова-внука 9.Марк Твен. Приключения Тома Сойер и Гекельбери Финна. |
![]() | Цели: формирование и развитие социально активной личности гражданина, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства,... | ![]() | Тип урока: урок – исследование – это такой урок, на котором учебная задача подвергается рассмотрению (изучению) в устной форме; только... |
![]() | Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,... | ![]() | Звучит музыка «Эх, яблочко…» в зал врываются Катька и Ванька, они идут через зал и громко кричат |
![]() | Обычный урок в школе, безусловно, самое главное. Но время диктует работать по новому. Поэтому от обычного урока всё чаще и чаще переходим... | ![]() | Помогал и боль- ным, и здоровым. Потому что был не только доктор, но и замечательный писатель. Зва- ли его Антон Павлович Чехов |
![]() | Форма урока: урок-исследование «Лингвистическое путешествие в Палех – край лаковой миниатюры» | ![]() | Форма урока: синтетический урок, включает в себя слово учителя, работа с учебником, беседа по вопросам, анализ рассказа |
![]() | Цели урока: учить анализу словообразовательной модели слова для установления его лексического значения, совершенствовать языковое... | ![]() | ... |